Глава I. Теоретические основания изучения фанатизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретические основания изучения фанатизма



Введение

 

Актуальность. Фанатизм и фанаты возникли одновременно с человеческим обществом. Эта социальная болезнь менялась, развивалась, принимала новые формы, оставляя за собой главное - идею. Каждое новое общество порождало свое русло и следовало своим же выдуманным традициям и правилам. Фанатизм - это своеобразная религия, для которой нет ни заповедей, ни канонов. Каждый фанат сам для себя придумывает идола и поклоняется ему.

Фанатизм - это состояние, свойственное, прежде всего, подросткам, поскольку именно в этом возрасте проявляется склонность сбиваться в группы. И порой не важно, как это объединение происходит. Важно только то, что они "вместе"... Фанат - человек, который использует кумира (или кумиров) в личных целях.

Чаще всего исследователи прибегают к рассмотрению религиозного фанатизма. Однако, сейчас слово "фанатизм" приобрело несколько другое значение и относится теперь не только к религии и не столько к ней, как к футболу (первая ассоциация), к музыке (вторая ассоциация), к прочим видам искусства (дальнейшие ассоциации), к конкретным людям (частный случай).

Актуальность данного исследования определяется характером социальных процессов, происходящих в современном мире. Прежде всего, глобализация, ведущая к формированию единого информационного пространства, которое невозможно представить без столкновения идей и идеологий. Постоянное взаимовлияние социальных систем и культур. Развитие системы коммуникаций (периодические СМИ фан-движений, Интернет и т.д.), благодаря которой фанатам не обязательно вступать в фан-клубы. Это не составляет для них особой проблемы, они могут быть в курсе всех событий, происходящих в фан-движении, участвовать практически во всех коллективных практиках и не чувствовать себя ущемленными.

В последние годы также ухудшилась ситуация на футбольных стадионах. Волна насилия и хулиганства захлестнула страну: драки на стадионах и за их пределами, убийства на фанатской почве, разбитые витрины, сожженные машины, миллионные убытки, страх в глазах общества.

Ни для кого не секрет, что фанатизм в некоторых случаях может привести к экстремизму или даже терроризму, проявления которых мы можем наблюдать практически во всех странах мира.

Степень разработанности проблемы. При всей актуальности рассмотрения феномена фанатизма, его изучению посвящено небольшое количество серьезной научной работы как в России, так и за рубежом. Однако имеются некоторые научные наработки, фиксирующие те или иные свойства и стороны данного явления. Часто фанатизм становится предметом изучения таких областей знания, как история, социология, философия, конфликтология, антропология, психология и психиатрия. Но, несмотря на столь обширный интерес социальных и гуманитарных наук к фанатизму, его целостный образ практически отсутствует в современной научной литературе, анализ фанатизма, как правило, ведется контекстуально, в связи с изучением других социальных явлений - экстремизма, терроризма, эмоций, измененных состояний сознания, сектантских движений и др.

Ценные идеи, касающиеся природы и истоков фанатизма, содержатся в работах К. Тертуллиана, Гр. Богослова, Л. Валлы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Г. Лейбница, П. Бейля, Ф. Вольтера, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро, Ж. Мелье, М. Монтеня, Н. Мальбранша, Д. Юма, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Т.Н. Санаевой, К. Юнга, З. Фрейда, Э. Фромма, Х. Ортеги-и-Гассета, К. Ясперса, Б. Рассела, Б. Лоренса, Г.Ч. Ли, Э. Тоффлера, С. Канерва, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, П.А. Кропоткина, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, Л. Тихомирова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка.

Для уяснения сущности, специфики и форм проявления фанатизма несомненное значение имеют идеи, высказанные такими философами и религиоведами, как М.А. Абдуллаев, В.Х. Акаев, А.К. Алиев, М. Бахтин, С.Е. Бережной, Л. Буев, М.В. Вагабов, A.M. Васильев, Р.Г. Гаджиев, П.А. Грязневич, В.И. Гараджа, Н.С. Гордиенко, АЛ. Гуревич, И.Р. Григулевич, Х.В. Дельмаев, Л.М. Дмитриева, И.П. Добаев, А. Дудченко, Н.В. Жданов, И.В. Журавлев, А.А. Игнатенко, Н.С. Капустин, Г.М.Курбанов, Р.Г. Ланда, З.И. Левин, И.И. Лысак, М.Ю. Лот-ман, Е.Г. Ляхов, А.В. Малашенко, Д.Б. Малышева, С.А. Мельников, Л.Н. Митрохин, Н.И. Мартишина, А.Т. Москаленко, В.И. Немчина, Д.В. Ольшанский, А. Панарин, В. Панасюк, Б. Парыгин, М.Г. Писманик, К.И. Поляков, Е.М. Примаков, В. Рогожин, Р.Е. Рубинштейн, А.В. Сагадеев, Ф.М. Султанов, З.А. Тажуризина, П.А. Тревогин, Г.П. Федотов, А.О. Филоник, К.М. Хан-бабаев, Л.И. Чинакова, В.В. Шалин, Л.И. Шершнев, И.Н. Яблоков, А.И. Яковлев и др.

Проблема психологии человека, потенциально готового стать фанатиком, активным членом террористической и экстремистской организаций интересовала социальных психологов, психиатров. Среди них А.Г. Асмолов, В.А. Внуков, А. Кемпински, П.Б. Ганнушкина и др. Психологическая природа фанатизма исследовалась Е.Ю. Бобровой, П.Б. Ганнушкиным, А. Кемпински и др., которые подчеркивали пограничное положение феномена фанатизма между нормой и болезнью, описывали основные черты, свойственные фанатику и т.п.

Повышенное внимание к фанатичной личности наблюдается в таких художественных произведениях, как "Прометей прикованный" Эсхила, "Декамерон" Дж. Боккаччо, "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского, "Серебряный голубь" А. Белого, а также и в современной литературе: "Фабрика футбола" Дж. Кинга, "Ангел за правым плечом" Д. Лекуха, "Только Вперед!" Финча, "Губернаторы" Фрэнсиса М., "Футбольная горячка" Н. Хорнби. Анализ этих произведений позволил выявить специфику осмысления и выражения различных аспектов фанатизма посредством художественного образа, а также установить причины и факторы, способствующие трансформации семантики авторских оттенков понятия "фанатизм" от нейтрально-объективного до оценочно-субъективного значения.

В целом можно сказать, что проблема фанатизма как социального явления не имеет общего выражения в форме единой концепции. Исследователи, как правило, обращаются лишь к отдельным ее аспектам.

Объект исследования. Объектом исследования является фанатизм как социальный феномен.

Предмет исследования. Предметом исследования выступают специфические черты фанатизма, его сущностные характеристики и многообразные формы проявления, специфика, структура и наиболее значимые его разновидности в современном обществе.

Цель работы. Цель курсовой работы - изучение социальной природы фанатизма.

Задачи. Исходя из указанной цели, были определены следующие задачи:

исследовать теоретические основания изучения фанатизма, сформулировать его категориальное определение;

установить критерии классификации форм и разновидностей фанатизма;

определить позитивные и негативные последствия фанатизма;

рассмотреть особенности проявления фанатизма в современных условиях;

проанализировать проблему диагностики и профилактики фанатизма.

Теоретико-методологические основания исследования. В качестве основы в работе используется метод теоретического исследования, а также сравнительный анализ отечественных и зарубежных работ.

Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, четырех параграфов, Заключения и Списка литературы, включающего 41 наименование источников.


 

Заключение

 

Опираясь на данные проведенного анализа фанатизма как социального феномена, можно сделать некоторые основные выводы.

В первую очередь следует отметить, что со времени первого упоминания фанатизма и до наших дней определение этого феномена неоднократно менялось. Под фанатизмом мы стали понимать отчаянную преданность своим убеждениям. И если несколько веков назад о фанатизме говорили в большей степени как о религиозном явлении, то сейчас мы чаще связываем его со спортом и сферой искусства.

В современном обществе фанатизм представляет собой не локальное, а скорее глобальное явление. В той или иной форме он присутствует в любом обществе, независимо от его политического, этнического и религиозного состояния. Разница лишь в численности фанатов и их проявлении своей "любви", будь то агрессия или обожествление своего кумира. А также влияние фанатизма на структуру и развитие общества.

Для того чтобы быть фанатом не обязательно состоять в каком-либо фан-клубе или массовых фан-движениях. Просто, в этом случае уменьшается число возможностей приближения к кумиру. Ведь гораздо проще путешествовать группой за своим кумиром, нежели в одиночку. Да и шансы, что тебя заметят ничтожно малы.

Также мы выяснили, что фанатизму подвержены практически все индивиды, и более того, большинство проходит через это. Наиболее подвержены юноши и девушки в подростковом возрасте, так как именно в этот период они становятся как личности, формируются их ценности и идеалы. Причины могут быть самыми разными, как попытка спрятаться от внешнего мира, отгородиться от проблем, так и желание испытать что-то новое, невиданное ранее. Кроме того, описываемый в СМИ образ кумира, который наделяется качествами, указывающими на личную силу и активность, способствует идентификации фанатов с ним, показывая, что живущие именно таким образом люди наиболее успешны. Подростки, как наиболее впечатлительные "ведутся" на это, пытаясь подражать своему кумиру. Печально, что далеко не всегда фанат добивается своей цели. А это часто может привести к серьезной психологической травме.

Однако с аксеологической точки зрения нельзя рассматривать фанатизм как позитивный или негативный. Анализ выявил как позитивные так и негативные формы и последствия данного явления. Фанаты склонны в большей степени идеализировать кумира, чем не-фанаты. Для фанатов чаще референтными являются люди, в то время как у не-фанатов уважение вызывают, скорее, какие-либо личные качества, чем определенный человек. Подражая кумиру, можно обнаружить в себе скрытые таланты или найти свое призвание, а можно и закончить жизнь употреблением наркотических препаратов или самоубийством, ведь именно так поступила любимая "звезда". Все зависит от степени влияния и осознания поступков кумира самим фанатом. Главное в этом случае не потерять свою индивидуальность и остаться личностью.

Что же касается отношений между фанатами и их кумирами, то тут также нет однозначной оценки. С одной стороны, кумирам важны их фанаты, но с другой последние часто усложняют жизнь первым. И вновь приходится отмечать, что все должно иметь свои пределы. И здесь они должны быть не только у фанатов, но и у кумиров. Ведь, если "звезда" раз от раза подбадривает фанатов и говорит, что ей не хватает их любви, то это подталкивает фенов к более решительным действиям. Вследствие чего, кумирам приходится буквально расталкивать своих фанатов, не дающих ступить и шагу. Возникает неоднозначная ситуация, в которой и фанаты, и кумиры просто не понимают, как из неё выйти. Однако подобные истории повторяются снова и снова и пока подобные взаимоотношения всех устраивают.

Анализ литературных источников показал, что фанатизм пока находится на ранней стадии изучения. Что в свою очередь привело к трудностям единой классификации феномена. Одни считают фанатизм не более чем подростковым увлечением, другие же описывают его как тяжелое психическое расстройство. Так в США данное явление причисляется к списку тяжелых заболеваний.

Если говорить о кумирах, то они меняются с невероятной скоростью. С одной стороны, это хорошо. Фанат недолгое время зацикливается на своём кумире, что позволяет фанатизму пройти безболезненно и без последствий. Кроме того, фен постоянно узнает что-то новое и интересное. Очень важно, особенно в подростковом возрасте, менять круг своих интересов, чтобы найти то, что действительно подходит именно тебе. Но с другой, эти метания в разные лагеря могут настолько поглотить фаната, что он начнёт фанатеть уже от этого. Да и всегда приятно видеть, что некоторые люди проносят свой фанатизм (конечно в лёгкой форме) через всю жизнь, и стараются познакомить окружающих, часто молодое поколение, со своим кумиром. Так мы не забываем восхитительных деятелей, во многом повлиявших на развитие нашей истории.

Что же касается избавления от фанатизма, то чаще всего он проходит по истечении какого-то времени. Подростки вырастают, у них появляются новые увлечения, дела, обязанности и проблемы. Они, конечно, не забывают о своих кумирах, просто у них почти нет на них времени, да и интерес уже не тот. Если же фанатизм перерастает в навязчивою идею и крепнет год от года, следует найти способ избавления. Но сделать это должен сам фанат, который полностью осознает свою проблему. Возможно, ему понадобится помощь близких или даже специалиста. Но не в коем случае нельзя допустить, чтобы человек жил фанатизмом. Подобный расклад лишает его возможности нормального существования и социализации. Однако, возможно, что фанат пронесет свое увлечение через всю жизнь, ограничиваясь при этом коллекционированием фотографиями любимой "звезды" или посещением игр любимой команды.

С годами фанатизм закрепился в нашей жизни, и можно с уверенностью утверждать, что он не прекратит свое существование еще как минимум десятки столетий. Изучение этого феномена продолжается. И мы можем надеяться, что в ближайшем будущем будем иметь полное представление об этом явлении, его формах и проявлениях.

 


 

Список литературы

 

1. Акунин Г.М. Социокультурные программы превенции террористической деятельности / Акунина Ю.А. - М.: МГУКИ, 2009. - 160 с.

.   Анисиов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.:МГУ, 1970. - 172 с.

.   Бахтин М.М. Философская эстетика 1920-х годов. СПб.: Питер, 2003. -955 с.

.   Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине / Е. Пенская //Человек.2007. - №3. - С. 72-74

.   Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М.: Олма-Пресс, 2002. - 512 с.

.   Бэрон Р. Агрессия / Ричардсон Д. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.

.   Бодалёв А.А. Психология межличностного общения. М.: Педагогика, 1981. - 223 с.

.   Видоевич З. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире / М.К. Горшков // СоцИс. - 2005. - №4. - С. 25-32

.   Вольтер Ф.М.А. Философские сочинения / В.Н. Кузнецов // Наука. - 2008. - №8. - С. 75-80

.   Воробьев В.П. Социализация в переходном обществе: Теоретическое моделирование и социокультурный контекст. Пенза: Облик, 2011. - 350 с.

Введение

 

Актуальность. Фанатизм и фанаты возникли одновременно с человеческим обществом. Эта социальная болезнь менялась, развивалась, принимала новые формы, оставляя за собой главное - идею. Каждое новое общество порождало свое русло и следовало своим же выдуманным традициям и правилам. Фанатизм - это своеобразная религия, для которой нет ни заповедей, ни канонов. Каждый фанат сам для себя придумывает идола и поклоняется ему.

Фанатизм - это состояние, свойственное, прежде всего, подросткам, поскольку именно в этом возрасте проявляется склонность сбиваться в группы. И порой не важно, как это объединение происходит. Важно только то, что они "вместе"... Фанат - человек, который использует кумира (или кумиров) в личных целях.

Чаще всего исследователи прибегают к рассмотрению религиозного фанатизма. Однако, сейчас слово "фанатизм" приобрело несколько другое значение и относится теперь не только к религии и не столько к ней, как к футболу (первая ассоциация), к музыке (вторая ассоциация), к прочим видам искусства (дальнейшие ассоциации), к конкретным людям (частный случай).

Актуальность данного исследования определяется характером социальных процессов, происходящих в современном мире. Прежде всего, глобализация, ведущая к формированию единого информационного пространства, которое невозможно представить без столкновения идей и идеологий. Постоянное взаимовлияние социальных систем и культур. Развитие системы коммуникаций (периодические СМИ фан-движений, Интернет и т.д.), благодаря которой фанатам не обязательно вступать в фан-клубы. Это не составляет для них особой проблемы, они могут быть в курсе всех событий, происходящих в фан-движении, участвовать практически во всех коллективных практиках и не чувствовать себя ущемленными.

В последние годы также ухудшилась ситуация на футбольных стадионах. Волна насилия и хулиганства захлестнула страну: драки на стадионах и за их пределами, убийства на фанатской почве, разбитые витрины, сожженные машины, миллионные убытки, страх в глазах общества.

Ни для кого не секрет, что фанатизм в некоторых случаях может привести к экстремизму или даже терроризму, проявления которых мы можем наблюдать практически во всех странах мира.

Степень разработанности проблемы. При всей актуальности рассмотрения феномена фанатизма, его изучению посвящено небольшое количество серьезной научной работы как в России, так и за рубежом. Однако имеются некоторые научные наработки, фиксирующие те или иные свойства и стороны данного явления. Часто фанатизм становится предметом изучения таких областей знания, как история, социология, философия, конфликтология, антропология, психология и психиатрия. Но, несмотря на столь обширный интерес социальных и гуманитарных наук к фанатизму, его целостный образ практически отсутствует в современной научной литературе, анализ фанатизма, как правило, ведется контекстуально, в связи с изучением других социальных явлений - экстремизма, терроризма, эмоций, измененных состояний сознания, сектантских движений и др.

Ценные идеи, касающиеся природы и истоков фанатизма, содержатся в работах К. Тертуллиана, Гр. Богослова, Л. Валлы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Г. Лейбница, П. Бейля, Ф. Вольтера, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро, Ж. Мелье, М. Монтеня, Н. Мальбранша, Д. Юма, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Т.Н. Санаевой, К. Юнга, З. Фрейда, Э. Фромма, Х. Ортеги-и-Гассета, К. Ясперса, Б. Рассела, Б. Лоренса, Г.Ч. Ли, Э. Тоффлера, С. Канерва, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, П.А. Кропоткина, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, Л. Тихомирова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка.

Для уяснения сущности, специфики и форм проявления фанатизма несомненное значение имеют идеи, высказанные такими философами и религиоведами, как М.А. Абдуллаев, В.Х. Акаев, А.К. Алиев, М. Бахтин, С.Е. Бережной, Л. Буев, М.В. Вагабов, A.M. Васильев, Р.Г. Гаджиев, П.А. Грязневич, В.И. Гараджа, Н.С. Гордиенко, АЛ. Гуревич, И.Р. Григулевич, Х.В. Дельмаев, Л.М. Дмитриева, И.П. Добаев, А. Дудченко, Н.В. Жданов, И.В. Журавлев, А.А. Игнатенко, Н.С. Капустин, Г.М.Курбанов, Р.Г. Ланда, З.И. Левин, И.И. Лысак, М.Ю. Лот-ман, Е.Г. Ляхов, А.В. Малашенко, Д.Б. Малышева, С.А. Мельников, Л.Н. Митрохин, Н.И. Мартишина, А.Т. Москаленко, В.И. Немчина, Д.В. Ольшанский, А. Панарин, В. Панасюк, Б. Парыгин, М.Г. Писманик, К.И. Поляков, Е.М. Примаков, В. Рогожин, Р.Е. Рубинштейн, А.В. Сагадеев, Ф.М. Султанов, З.А. Тажуризина, П.А. Тревогин, Г.П. Федотов, А.О. Филоник, К.М. Хан-бабаев, Л.И. Чинакова, В.В. Шалин, Л.И. Шершнев, И.Н. Яблоков, А.И. Яковлев и др.

Проблема психологии человека, потенциально готового стать фанатиком, активным членом террористической и экстремистской организаций интересовала социальных психологов, психиатров. Среди них А.Г. Асмолов, В.А. Внуков, А. Кемпински, П.Б. Ганнушкина и др. Психологическая природа фанатизма исследовалась Е.Ю. Бобровой, П.Б. Ганнушкиным, А. Кемпински и др., которые подчеркивали пограничное положение феномена фанатизма между нормой и болезнью, описывали основные черты, свойственные фанатику и т.п.

Повышенное внимание к фанатичной личности наблюдается в таких художественных произведениях, как "Прометей прикованный" Эсхила, "Декамерон" Дж. Боккаччо, "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского, "Серебряный голубь" А. Белого, а также и в современной литературе: "Фабрика футбола" Дж. Кинга, "Ангел за правым плечом" Д. Лекуха, "Только Вперед!" Финча, "Губернаторы" Фрэнсиса М., "Футбольная горячка" Н. Хорнби. Анализ этих произведений позволил выявить специфику осмысления и выражения различных аспектов фанатизма посредством художественного образа, а также установить причины и факторы, способствующие трансформации семантики авторских оттенков понятия "фанатизм" от нейтрально-объективного до оценочно-субъективного значения.

В целом можно сказать, что проблема фанатизма как социального явления не имеет общего выражения в форме единой концепции. Исследователи, как правило, обращаются лишь к отдельным ее аспектам.

Объект исследования. Объектом исследования является фанатизм как социальный феномен.

Предмет исследования. Предметом исследования выступают специфические черты фанатизма, его сущностные характеристики и многообразные формы проявления, специфика, структура и наиболее значимые его разновидности в современном обществе.

Цель работы. Цель курсовой работы - изучение социальной природы фанатизма.

Задачи. Исходя из указанной цели, были определены следующие задачи:

исследовать теоретические основания изучения фанатизма, сформулировать его категориальное определение;

установить критерии классификации форм и разновидностей фанатизма;

определить позитивные и негативные последствия фанатизма;

рассмотреть особенности проявления фанатизма в современных условиях;

проанализировать проблему диагностики и профилактики фанатизма.

Теоретико-методологические основания исследования. В качестве основы в работе используется метод теоретического исследования, а также сравнительный анализ отечественных и зарубежных работ.

Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, четырех параграфов, Заключения и Списка литературы, включающего 41 наименование источников.


 

Глава I. Теоретические основания изучения фанатизма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 1116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.033 с.)