Уровень аффективной экспансии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень аффективной экспансии



Обеспечение активной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, достижение аффективно значимых целей через преодоление неожиданных препятствий происходит на третьем уровне аффективной регуляции. Приспособительной, смысловой задачей этого уровня является овладение неизвестной (следовательно, опасной) ситуацией; поиск путей преодоления трудностей; получение положительных тонизирующих переживаний, если преодоление удалось.
Этот уровень позволяет ребенку адекватно оценивать свои силы, рождает потребность в столкновении с препятствием, а также дает информацию о границах собственных возможностей. Подобные аффективные переживания отличаются большой силой и напряженностью.
Аффективная память уровня становится хранительницей нового знания о себе, здесь происходит накопление опыта успехов и поражений, создается основа для развития уровня притязаний.
Достижение аффективной цели может осуществляться в символическом плане (при фантазировании, в рисовании, в игре). Типом поведения здесь становится активная экспансия на окружающее. Ребенок стремится туда, где опасно, неприятно, поскольку препятствие на пути, неожиданное впечатление не пугают, а вызывают любопытство, гнев, агрессию и тем самым «подпитывают» психическую активность ребенка, тонизируют ее. Адаптационной задачей данного уровня является овладение меняющейся, динамической средой.

Уровень эмоционального контроля

Смысловой задачей этого «главенствующего» уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми: формирование правил, норм взаимодействия с ними. С помощью этого уровня обеспечивается контроль социума над индивидуальной аффективной жизнью, она приводится в соответствие с требованиями и нуждами окружающих.
Этот уровень дает возможность выделить аффективные проявления другого человека как сигналы, наиболее значимые для адаптации к окружающему. Значимыми сигналами становятся лицо человека, его мимика, взгляд, голос, интонация, прикосновение, жест. Такая ориентировка позволяет оценить возможные эмоциональные последствия собственного поступка. Положительно здесь оценивается одобрение людей, отрицательно — их негативная реакция.
Этот уровень реально опирается на аффективный опыт других людей, стабильно обеспечивает адекватную реакцию на их оценку, и это является основой для возникновения эмоционального контроля человека над своим поведением — радость от похвалы и огорчение от неприятия. Именно здесь формируется самоощущение, окрашенное эмоциональными оценками других людей, и создаются предпосылки развития самооценки.
Индивидуальный эмоциональный опыт фиксирует запреты и предпочтительные формы контакта с другими людьми. Этот уровень создает образ надежного, стабильного окружающего мира, в котором существуют эмоциональные правила поведения для всех. В случае неудачи субъект обычно уже не реагирует ни уходом, ни направленной агрессией — он обращается за помощью к другим людям.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Каждый из взаимосвязанных уровней решает свои адаптивные задачи, усложняющиеся в процессе взаимодействия ребенка с миром. Помимо этого вся система выполняет и чрезвычайно важную функцию тонизации всей психической сферы ребенка. При этом каждый уровень обладает специфическими механизмами этой тонизации.
Недостаточная тонизация психической активности приводит к появлению у ребенка специфических трудностей в решении задач адаптации. При этом начинают дополнительно «эксплуатироваться» механизмы данного уровня. Иногда такой компенсации бывает достаточно, и вся система приобретает некую «устойчивость» для эффективного решения задач адаптации.
При отклоняющемся же развитии ребенка дисфункция какого-либо уровня аффективной регуляции сказывается на функционировании всех остальных уровней. Это способствует формированию общей дезадаптации ребенка.
Таким образом, предлагаемая модель позволяет описать как нормативное, так и отклоняющееся развитие ребенка. Для диагностики и эффективной коррекционной работы чрезвычайно важным является понимание самой структуры уровневой регуляции, характера ее сформированности и специфики компенсации каждого из уровней.

ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАГНОСТИКИ

Для оценки сформированности уровней аффективной регуляции К.С. Лебединской и О.С. Никольской (1991) была предложена диагностическая карта, на основе которой Т.Н. Павлий (1997) была разработана «Карта наблюдений за поведением ребенка, имеющего эмоциональное недоразвитие».
Мы модифицировали карту Т.Н. Павлий в предлагаемую ниже схему наблюдения и анализа поведения ребенка (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2000).
Наша схема ориентирована на анализ поведения и эмоциональных реакций ребенка в различных жизненных ситуациях. Каждый из четырех уровней анализируется с точки зрения гипо- или гиперфункционирования, что дает возможность представить как бы «профиль» строения аффективной регуляции. Под гипер- или гипофункцией мы понимаем дисфункцию какого-либо уровня аффективной регуляции. На основе этой схемы возможно создание программ по гармонизации общего профиля или гармонизации уровней.
При анализе функционирования отдельных уровней аффективной регуляции в первую очередь необходимо выявлять и анализировать характер нарушения взаимодействия существующих уровней, особенности закрепившихся гиперкомпенсаторных механизмов, определять целостный синдром аффективной дезадаптации.
Для анализа качественного строения уровней аффективной регуляции возможно использование следующих методик: фрустрационный тест Розенцвейга, методика СОМОР, тест «Рука», методика «Контурный САТ-Н», Цветовой тест отношений, методика «Метаморфозы», ВЕО-тест (Т.Н. Павлий) и др.
Оценка аффективной регуляции ребенка позволяет поставить психологический диагноз в таких случаях, как ранний детский аутизм (искаженное развитие), дисгармоничное развитие (экстра- или интропунитивный тип), задержанное и парциально несформированное развитие, поврежденное или дефицитарное развитие.
Частично данные для составления этой схемы можно получить из истории развития ребенка — из психологического анамнеза. Необходимо также непосредственное наблюдение за поведением ребенка.
Анализируя симптомы, выявленные у ребенка в процессе наблюдения за ним в естественных условиях, можно прийти к заключению о характере дисфункций базальной системы аффективной регуляции в целом. Сопоставляя эти представления с результатами психологической диагностики и сведениями, полученными из анамнеза, можно описать психологическую структуру эмоциональных особенностей ребенка и, самое главное, разработать для него индивидуальный вариант коррекционной программы, основанный на понимании значения пропорционального развития и системного гармоничного иерархичного строения уровней аффективной регуляции в онтогенезе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.006 с.)