Диагностика нарушенных речевых функций у детей 5-6 лет с дислалией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика нарушенных речевых функций у детей 5-6 лет с дислалией



 

Научные исследования в области теории и практики логопедии доказали, что проведение комплексного и своевременного обследования ребенка с речевой патологией позволяет точно выявить структуру имеющегося нарушения и определить адекватные пути, средства, методы коррекции дефекта.

Экспериментальная часть данной работы проводилась на базе МДОУ № 5 «Золотой ключик» г. Зернограда с период с октября 2005 г. по апрель 2006 г. В эксперименте принимали участие 10 детей: 5 девочек и 5 мальчиков 5-6 лет (см. таблицу 2).

 

Таблица 2. Состав детей экспериментальной группы

№ п/п Ф.И.ребенка Дата рождения Логопедическое заключение Сопутствующие нарушения
1. Сережа Б. 18.03.01. Функциональная моторная дислалия, ФНР. Нарушение пальчиковой и мимической моторики.
2. Сережа Д. 22.10.01. Функциональная моторная дислалия, ФНР. Нарушение пальчиковой и мимической моторики.
3. Вова Д. 01.02.01. Функциональная моторная дислалия, ФНР. Нарушение слухового внимания и памяти.
4. Артем Д. 12.12.01. Функциональная моторная дислалия, ФНР. Недоразвитие мимической и артикуляционной моторики.
5. Таня И. 04.12.01. Функциональная сенсомоторная дислалия, ФФН. Недоразвитие слухового внимания, тонкой произвольной моторики.
6. Вика К. 27.10.01. Органическая дислалия, ФФН Нарушение пальчиковой и мимической моторики.
7. Игорь С. 08.03.01. Органическая дислалия, ФФН. Синдром гиперактивности.
8. Даша Т. 13.11.01. Функциональная моторная дислалия, ФНР. Недоразвитие оптико-пространственных представлений.
9. Софья У. 24.09.01. Органическая дислалия, ФФН Недоразвитие всех видов моторики.
10. Настя Ф. 15.06.01. Функциональная сенсорная дислалия, ФНР Нарушение слухового внимания, пальчиковой моторики.

 

Практическая часть работы, предметом изучения которой является звукопроизношение у детей 5-6 лет, включала три вида экспериментов: констатирующий, формирующий, итоговый.

Рассмотрим содержание констатирующего эксперимента, который проводился индивидуально.

Цель констатирующего эксперимента: определить особенности нарушенного звукопроизношения у детей экспериментальной группы.

Существует разнообразие методик обследования звукопроизношения у детей с дислалией. Нами была использована методика психолого-логопедического обследования Волковой Г.А.

При логопедическом обследовании детей с дислалией нами прежде всего изучалось строение и подвижность органов артикуляционного аппарата, состояние звукопроизношения и фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов обследования отдельно.

Обследование артикуляционного аппарата начиналось с проверки строения всех его органов. При этом отмечалось наличие и характер отклонений в строении:

губы: толстые, тонкие, неполное смыкание губ;

челюсти: прогения, прогнатия;

прикус: открытый передний, открытый боковой;

зубы: редкие, мелкие, отсутствуют, вне челюстной дуги и др.;

язык: массивный, маленький, укороченная подъязычная уздечка;

В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагалось по подражанию выполнить ряд упражнений:

открыть и закрыть рот;

удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);

облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу;

удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);

пощелкать языка (3-5 раз);

вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2-3 раза);

надуть щеки;

имитировать языком положение «трубочки»;

произвести 2-3 движения из перечисленных попеременно.

При выполнении вышеперечисленных упражнений обращалось внимание на:

четкость артикуляционных движений;

быстроту и плавность их воспроизведения;

умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

Обследование звукопроизношения проводилось в следующем порядке:

. Изолированно - по подражанию логопеду;

. В открытых, закрытых слогах, со стечением;

. В словах: односложных, двухсложных, трехсложных простой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов; с закрытыми слогами и со стечением согласных (отраженно вслед за логопедом и самостоятельно по картинкам);

. Во фразах, насыщенных проверяемым звуком;

. В связной речи - потешках, загадках, скороговорках, стихотворениях и т.п.

Определялся характер нарушения звуков: отсутствие, замена на другие звуки, искажение звука.

Проверке подлежали следующие группы звуков:

свистящие: «с», «с'», «з», «з'», «ц»;

шипящие: «ш», «ж», «ч», «щ»;

сонорные: «л», «л'», «р», «р'», «м», «м'», «н», «н'»;

йотированные: «я», «е», «ё», «ю»;

звонкие и глухие: «б», «п», «в», «ф», «д», «т», «г», «к» и т.д. в твердом и мягком звучании.

Гласные звуки «а», «о», «у», «ы», «и», «э» при дислалии, как правило, сохранны.

Обследование фонематического слуха проводилось в следующих упражнениях:

выделение звука на фоне слова;

выделение начального звука;

определение места звука в слове;

определение последовательности и количества звуков в слове;

подбор слов (картинок) на заданный звук;

дифференциация звуков по противопоставлениям («   точка-дочка», «лук-люк» и т.д.).

В ходе проведения обследования нами использовались следующие виды помощи: показ, объяснение, наводящие вопросы, совместные действия.

Данные всего обследования дополнялись наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.

Результаты обследования заносились в речевую карту ребенка. После обследования всех детей нами были определены средние показатели по подвижности артикуляционного аппарата и развитию фонематического слуха в группе, которые представлены в приложениях 3, 4 в таблицах 3 и 4.

Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, нами были определены 3 уровня звукопроизношения у детей экспериментальной группы (см. приложение 5., таблица 5). Данные распределились следующим образом:

уровень выше среднего (от 60 % до 100%): ребенок неправильно произносит от 2-х до 4-х звуков, самостоятелен в ответах. Таких детей оказалось трое.

средний уровень (от 40% до 60%): ребенок неправильно произноси от 5-ти до 7-ми звуков, не сохраняет в памяти инструкцию, часто пользуется помощью логопеда. Таких детей четверо.

уровень ниже среднего (до 40%): ребенок неверно произносит от 8-ми и более звуков, постоянно пользуется помощью логопеда. Таких детей трое.

Таким образом, определив уровни звукопроизношения, нами были сформулированы условия реализации дифференцированного подхода в коррекции звукопроизношения, который заключался в следующем: с детьми 3 уровня работа проводилась в основном на подгрупповых занятиях 1-2 раза в неделю, с детьми 2 уровня проводилось более углубленная работа на подгрупповых и индивидуальных занятиях 1-3 раза в неделю, а с детьми 1 уровня ведущая форма организации - индивидуальные занятия 3-4 раза в неделю с обязательным включением элементов коррекции в занятиях воспитателя, психолога, музыкального руководителя и т.д.

Содержание коррекционной работы с детьми с дислалией на этапе формирующего эксперимента представлено в пункте 3.2. данной главы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.011 с.)