Система работы по коррекции речевых нарушений с использованием произведений детского фольклора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система работы по коррекции речевых нарушений с использованием произведений детского фольклора



 

Цель формирующего эксперимента: определить условия использования произведений детского фольклора в логопедической работе с детьми по коррекции нарушенного звукопроизношения.

В зависимости от уровня сформированности навыков звукопроизношения нами были определены основные дифференцированные направления работы: для детей 3 уровня - подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения 1-2 раза в неделю, для детей 2 уровня - подгрупповые и индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю, для детей 1 уровня - индивидуальные занятия 3 раза в неделю.

Основными задачами логопедической работы на занятиях являлись:

. развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия;

. проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов речевого аппарата;

. устранение неправильного звукопроизношения;

. развитие связной речи.

Развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия осуществлялось в процессе специальных игр и упражнений сначала на материале неречевых звуков, постепенно охватывая все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводится в самостоятельную речь).

Для выработки четких артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков, нами проводилась артикуляционная гимнастика (статические и динамические упражнения см. в приложении). Как правило, упражнять ребенка необходимо в тех движениях, которые нарушены и тех, которые будут использоваться для постановки конкретных звуков.

Устранение неправильного звукопроизношения и развитие связной речи осуществлялось на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Особое внимание на данных занятиях мы уделяли использованию детского фольклора: пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д. Эти произведения, на наш взгляд, служат приемом, побуждающим детей к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом, обостряющим наблюдательность при закреплении знаний; могут использоваться как игровой (занимательный материал), отвечающий возрастным потребностям детей. Коррекционные занятия длятся 15-20 минут. Речевые упражнения (загадки, пословицы, чистоговорки, скороговорки и др.) использовались на различных этапах занятия: психологический настрой, сообщение темы занятия, характеристика звука, автоматизация (дифференциация) в слогах, словах, связной речи, на этапе постановки звука. При этом обращалось внимание детей на громкость и темп речи, на честность и ясность произнесения слов (фраз), на правильность произнесения звуков.

Занятия строились таким образом, чтобы дети имели возможность поупражняться в правильном произношении сложных звуков сначала в изолированном виде, а затем и в связной речи, учились в нужный момент изменять громкость голоса и темп речи, пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной, восклицательной интонацией. Последние умения требуются для построения связного высказывания. Также на занятиях детям предлагалось произносить короткие рифмованные тексты не только четко и внятно и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

При отборе фольклорных произведений мы опирались на следующие принципы:

доступность содержания детям дошкольного возраста;

познавательная и нравственная значимость;

возможность совершенствования на их основе речевых умений, в том числе правильного звукопроизношения.

Особое внимание мы уделяли использованию на логопедических занятиях скороговорок и чистоговорок. Они способствуют формированию четкого произношения, умения пользоваться интонационными средствами выразительности. Методика работы со скороговоркой заключалась в следующем: сначала ее произносил логопед, а дети внимательно слушали. Затем они повторяли скороговорку очень медленно, но не по слогам, постепенно убыстряя темп. На занятия мы старались подобрать скороговорки и чистоговорки так, чтобы они были максимально насыщены закрепляемым (дифференцируемым) звуком.

Интересные возможности представляет работа со считалками, то есть короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

Соревнования в «сказывании» считалок на занятиях развивали у детей артистизм, заставляли разучивать больше стихотворений и тем самым развивали память, вырабатывали чувство ритма.

Использование загадок на занятиях способствуют обогащению и активизации словаря; они могут стать исходным материалом для знакомства с окружающим миром.

При работе с загадками нами уделялось много времени процессу отгадывания: дети должны были поочередно сопоставлять разные и в то же время близкие предметы, выделять в них схожие признаки, группировать и путем исключения ошибочных ответов находить отгадку, отражая это в речи.

Чтобы отгадать загадку, дети осуществляли ряд операций:

. выделение указанных в загадке признаков неизвестного объекта (анализ);

. сопоставление и объединение этих признаков для выявления возможных связей между ними (синтез);

. на основе соотнесения признаков и выделения связей отгадывание загадки (умозаключение).

Иногда для отгадывания загадки бывает достаточно одного признака, догадки. А вот чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, последовательно развернутое логическое рассуждение. Чтобы побудить детей к нему, мы на занятиях выясняли, каким путем они шли, отгадывая загадку. Для этого ребятам предлагалось ответить на вопросы: «Как вы догадались? Почему вы так решили?». Дети (в силу возрастных особенностей) сразу начинали объяснять отгадку, которая потом подтверждалась перечислением признаков предмета.

Тем самым, загадки способствовали развитию логического мышления, внимания, памяти, а также связной речи.

Мы рассказали о работе с некоторыми видами детского фольклора (систему занятий см. в приложении 7). Кроме проведения занятий, нами осуществлялось взаимодействие с другими специалистами: педагогом-психологом, музыкальными руководителями, воспитателями, которые также в своей работе использовали произведения детского фольклора (причем те, с которыми дети уже познакомились на логопедических занятиях).

Работа с родителями заключалась в закреплении изученных скороговорок, загадок, пословиц и поговорок, чистоговорок и так далее.

Также родителям необходимо было ежедневно проводить артикуляционную гимнастику для выработки четких артикуляционных движений.

Таким образом, логопедическая работа по коррекции нарушенного звукопроизношения включала в себя:

совершенствование слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;

развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;

устранение неправильного звукопроизношения.

От того, насколько успешно и своевременно будет исправлено нарушенное произношение звуков, в значительной степени зависит качество дальнейшего обучения ребенка.

По завершении этапа формирующего эксперимента перед нами встала задача изучения эффективности системы коррекции нарушенного звукопроизношения средствами детского фольклора, которая использовалась нами в работе с дошкольниками, имеющими дислалию.

Результаты итогового эксперимента представлены в пункте 3.3. данной главы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.006 с.)