Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сербская народная сказка «Из сказания о сотворении мира » (записал в 1867 священник Ж. Радонич):Стр 1 из 50Следующая ⇒
Господь Бог сотворил сначала землю, а потом небо. Но как-то произошло, что землю он создал больше, а небо меньше, и не могло небо покрыть землю. Когда это увидел Господь Бог, задумался, что и как. Стал спрашивать по порядку своих святых: что и как. Но ни один ему не мог ничего сказать. В то время Дабог собрал собрание и смеялся над тем, что Господь Бог мучается. А Господь Бог – куда и что – послал пчелу, чтобы отправилась, присела на голову Дабогу, да выслушала, что он говорит, чтобы потом ему – Господу Богу – рассказать. Пчела полетела и всё выслушала, что Дабог на собр а-нии с нечестивыми – будет Бог с нами и ангелы Божии! – говорил. Но когда собралась улетать, не дал он ей спокойно это сделать, и она зажужжала. Дабог вскочил, ударил себя рукой по колену и говорит: “это глашатай Господа, дом его из г…., всё скажет ему, о чем мы говорили”. Выпустил сильный ветер, чтобы пчелу на лету смёл, и сильный дождь, чтобы у неё крылья намокли, чтобы она не могла взлететь и Господу Богу разговоры рассказать. Когда страшная непогода настигла пчелу, она – куда и что – залетела под стебель базилика. А как стебель базилика может защитить кого-то от ужасной погоды…?! Оттуда полетела и села на тополиный лист, а он начал трястись так, что бедная пчела упала на землю. Оттуда опять полетела, на ладанное дерево под кору, и тут дождалась, пока ветер и дождь не перестанут, и оттуда полетела в гору; Господу Богу села на колено, а Господь Бог взял её на ладонь и спросил: что слышала и куда спряталась от такой непогоды. А она ему отвечает: “слышала как велит Дабог; пусть знает господь Бог, да выпустит четыре ветра, чтобы с четырёх сторон землю сжимали, да пусть долины утихнут и выскочат холмы; и пошлёт четырёх своих евангелистов на четыре стороны небо растягивать – и тогда небо накроет землю. И еще меня наградил, сказал мне: да будет мой дом из г…. И да не будет маленьким стебель у базилика и ладана, а тополя́ да повреждаются в ненастную погоду.” Господь Бог сказал ей: “пусть и будет дом твой из г…., а ты будь благословенна; без тебя нельзя ни жить, ни умереть. Пусть будет благословен и стебель базилика и ладана, без них нельзя ни жить, ни умереть; а тополь да будет проклят, пусть трясётся и при хорошей погоде”. Сказав это, выпустил четыре ветра, чтобы с четырёх сторон землю стягивали, да чтобы выскочили холмы и утихли долины, и послал четырёх евангелистов на четыре стороны небо растягивать. Ветры сжали землю, выскочили холмы и утихли долины, а евангелисты растянули небо, так что оно покрыло землю. С того базилик и ладан стали благословенны, а тополь проклят и по сей день. Mythologica Slavica 3. Ljubljana, 2000. S. 23–42. Опубликовано в Acta Eruditorum. 2015. Вып. 19. Гл. ред. Д.В. Шмонин. СПб.: Издательство РХГА, 2015. С. 101–109.
ДАЛАЙ-ЛАМА - Верховный жрец у буддистов Китая и соседних стран, счита-ющийся одним из воплощений Будды; вместе с тем властитель Тибета… (47)
2. – (санскр.), светский лидер буддийской школы гелугпа, который считается земным воплощением бодхисатвы Авалокитешвары. До присоединения Тибета к Китаю далай-лама был фактическим правителем Тибета, чьи полномочия выходили далеко за рамки религиозных вопросов; в настоящее время проживает в Индии. Титул далай-лама передается по непрерывной линии «духовного наследования», поскольку каждый умерший далай-лама в течение года возвращается в этот мир. Как правило, перед смертью он дает приблизительные указания о местности и семье, в которой он намерен возродиться к жизни. Следуя этим указаниям, ламы находят ребенка, родившегося в данной семье, и подвергают его простой проверке, предлагая распознать некоторых близких друзей покойного и предметы, которые были в его личном пользовании. Обычно ребенок легко узнает «свои» вещи и «своих» друзей; после этого его торжественно возводят на престол школы гелуг-па. Затем он получает воспитание в монастыре и занимает пост духовного лидера. http://ezoezo.ru/about-dict.html
ДАЛМАТЫ — иллирийский народ, населявший восточное побережье Адриати-ческого моря (Хорватия); покорены римлянами, образовавшими провинцию Дал-мация.Упоминаются в произведениях Аппиана, в частности первой войной римлян с ними руководил Гай Марций Фигл. В дальнейшем с далматами находился в состо-янии войны консул Луций Цецилий Метелл Далматик, однако он приплыл в Далмацию за триумфом и, пользуясь дружелюбным отношением далматов, не начинал военных действий.
В период существования Римской империи вся современная Сербия находилась в составе Римского государства (большая часть территории современной Сербии, населённой тогда главным образом иллирийскими племенами, входила в состав провинции Верхней Мёзии). После разделения империи на 2 части около 395 года эти земли были закреплены за Восточной Римской (Византийской) империей. Романизация Верхней Мёзии оставалась незначительной и, в отличие от приморских областей, здесь отсутствовали крупные городские поселения, за исключением Сингидунума (Белград), Виминация (Костолац) и Наиссуса (Ниш). С середины VI века на эти земли началась постепенная экспансия славянских племён сопровождаемая опустошением Балкан. Предки сербов заселили земли к югу от Савы до Адриатики. Они ассимилировали или вытеснили прежних жителей этой террито-рии — иллирийцев, кельтов, греков и римлян — в города, главным образом, на побе-режье, а также в горы Динарского нагорья и Албании. В некоторых местах возникли иллирийские и валашские анклавы на заселённых славянами землях. Процесс складывания государства у сербов был замедлен обособленностью различ ных сербских общин и отсутствием между ними экономических связей. Для ранней истории сербов характерно формирование нескольких очагов государственности, ко-торые поочерёдно становились центрами объединения сербских земель. На побе-режье сформировались протогосударственные образования — Склавинии Пагания, Захумье, Травуния и Дукля, во внутренних областях (восточная часть современной Боснии и Санджак) — Сербское княжество. Номинально все сербские территории входили в состав Византии, однако их зависимость была слабой. Уже с VII века началась христианизация сербских племён, которая завершилась во второй половине IX века при прямом участии учеников святых Кирилла и Мефодия ДАЛЬ - 22 ноября 1801 года родился Владимир Даль - человек одарённый во всех отношениях. Он был и солдатом, и хирургом, и моряком, и писате-лем, и чиновником. Но нам, конечно, более всего известен как составитель "Толкового словаря живого велико-русского языка". Умирающий Пушкин именно Далю, своему другу, передал золотой перстень-талисман с изумрудом со словами: «Даль, возьми на память. Бери, друг, мне уж больше не писать». Впоследствии Даль писал: «Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное». https://vk.com/nstarikov_club
2. Русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. Владимир Иванович Даль родился 22 ноября (по старому стилю - 10 ноября) 1801 в Луганске Екатеринославской губернии. Отец - Иоганн Даль - датчанин, при-нявший русское подданство, был врачом, лингвистом и богословом; мать - Мария Христофоровна Даль (урож-денная Фрейтаг) – полунемка, полуфранцуженка из гугенотского рода.
3. о своей национальной принадлежностью новорождённый впоследствии разбе- рётся сам, став не просто русским, а русским эталоном. Факты Даль собрал и объяснил более 200 тыс. слов. В среднем — 1 слово в час на протяже-нии 50 лет. Наше сознание давно между понятиями «Даль» и «словарь» ставит знак равенства. Впрочем, начато это не нами. Ещё в 1872 г. русский классик Иван Тургенев, узнав о смерти Даля, веско произнёс: «Он оставил за собою след - «Толковый словарь живого великорусского языка». И - ни слова больше. А ведь собрание сочинений Даля состо-ит из 10 томов - 145 повестей и рассказов, 168 коротких историй, стихи, пьесы, очер-ки… Кстати, если уж говорить об «оставленных следах», то с наследием Даля каждый из нас встречается ещё в раннем детстве, не имея представления о грамоте вообще. Можно биться об заклад - первой «настоящей книгой», которую вам прочли родители, была «Курочка Ряба». Записал и обработал сказку Владимир Даль, равно как и «Вершки и корешки», «Снегурочку», «Лису-лапотницу» - всего больше тысячи сказок, которые были после безвозмездно отданы Александру Афанасьеву, составителю знаменитого сборника «Народные русские сказки».
Провал карьеры Возможно, в детстве он и сам слушал волшебные истории - в воспоминаниях пару раз мелькает некая «добрая нянька Соломонида», которая могла кое-что рассказать барчуку. Но очень скоро вместо сказок началась жестокая правда: «Нас свезли в 1814 г. в Морской корпус (ненавистной памяти), где я замертво убил время… В памяти остались одни розги». Справедливости ради следует отметить, что как раз кадета Даля за все 5 лет обучения не высекли ни разу. Розги, пусть фигуральные, но зато полно-весные - в виде порицаний, выговоров и даже арестов - достались уже взрослому че-ловеку. Морскому офицеру, доктору, чиновнику - именно таков был его послужной список. Так, в 1823 г. мичмана Даля подвергают аресту. Повод - подозрение в написании эпи-граммы, «задевающей честь и достоинство командующего Черноморским флотом Алексея Грейга». Мичмана оправдали, но полгода за решёткой и перспектива быть разжалованным в рядовые дальнейшей карьере не способствовали. Даль поступает в Дерптский университет и становится доктором. Молодой военврач Даль участвует в польской кампании 1830-1831 гг. И попадает в ловушку. На его корпус и лазарет наваливается польская кавалерия. Отступать некуда - путь преграждает Висла. Из пустых бочек, верёвок и досок Даль быстро наводит понтонный мост и спасает войска. Вместо благодарности - выговор «за оставление и неисполнение прямых обязанностей». Чиновника особых поручений при Министерстве внутренних дел Владимира Даля посылают в Нижний Новгород заниматься делами удельных крестьян. Там он момен-тально приобретает репутацию «невыносимо правдивого и честного». «Что делает в Нижнем Новгороде губернская полиция с крестьянами, этому никто не поверит. Исправник разъезжает по уезду и грабит. Полицмейстер берёт взятки деньгами и на-турой. Произвольные поборы полиция позволяет себе беспрестанно, а начальство потворствует ей, и никакого суда не найдёшь». Резюме: «При нынешней полиции ни-какие распоряжения правительства не могут принести пользы». Борьба Даля с тогда-шними «оборотнями в погонах» была неравной и окончилась плачевно - выйдя в отставку, он получил не полную пенсию, а всего лишь две трети. «Царская щедрость» Но то лишь послужной список - так сказать, внешняя карьера. Может быть, в трудах словесности Даль был удостоен большей милости? Первая его работа, «Сказки Казака Луганского», опубликованная в 1832 г., стала скандалом и причиной ареста автора. Его, правда, выпустили в тот же день. Но весь тираж изъяли и уничтожили. Формулировка: «Книга приспособлена для низших классов и прислуги. В ней содержатся насмешки над правительством, церковью и жалобы на горестное положение». Сборник «Пословицы русского народа», над которым Даль работал 20 лет, собрав 37 тысяч пословиц и поговорок, тоже попал под каток цензуры. Разбор и решение о его допуске к печати поручили протоиерею Иоакиму Кочетову. Сей автор труда «О пагубных следствиях пристрастия к иностранным языкам», видно, считал, что рус-ский язык ничуть не лучше: «Здесь кощунственное смешение Премудрости Божьей с низкими изречениями ума человеческого». Сборник пролежал под запретом 10 лет. Термины из словаря Даля, которыми больше никто не пользуется Теоретически ситуацию с главными трудами Даля можно охарактеризовать пословицей из его же сборника: «Жалует царь, да не жалует псарь». На деле же царские пожалования оборачивались издёвкой. «Если мы теперь имеем «Словарь живого великорусского языка», то этим мы все-цело обязаны народолюбивому царю нашему!» Эти сусальные слова писателя Мельникова-Печерского сейчас почему-то воспринимаются как непреложная исти-на. Реальность была иной. Академия наук, куда Даль обратился с просьбой об изда-нии своего «Словаря», просьбу отклонила. Однако предложила купить материалы, которые писатель собирал всю жизнь, за унизительную сумму - 157 рублей. Мы могли бы остаться без словаря Даля вообще. Но Александр Кошелёв, издатель и славянофил, одолжил Далю 3 тысячи рублей. На эти деньги главный его труд и издавался - короткими выпусками. Их вышло уже семь, когда царь случайно узнал, какое нужное дело происходит помимо его ведома. И, наконец, явил свою милость: «Его Величество соизволил пожаловать на продолжение словаря 2500 рублей». Царская щедрость - на 500 рублей меньше, чем дар частного лица. Впрочем, пожало-вание было не безвозмездным: «Его Величество соизволил, чтобы объявлено было на обложке, что печатание предпринято на Высочайше дарованные средства». «Во всю жизнь свою я искал случая поездить по Руси, знакомился с бытом народа, почитая народ за ядро и корень, а высшие сословия за цвет или плесень - по делу глядя». Эти слова Даля - почти точная евангельская цитата: «По плодам их узнаете их». Обид на своих гонителей - в мундирах или в рясах - Владимир Даль не держал. Перед смертью он, урождённый лютеранин, перешёл в православие. http://www.aif.ru/society "Что Погодинъ ни говори, а гораздо болѣе половины земляковъ нашихъ – обрусѣв-шая чудь. Посмотрите въ Тверской на Карелъ, въ Нижегородской, Пензенской, Сим-бирской и др. на Мордву, Чувашь - они обрусѣли въ глазахъ нашихъ, и нынѣшнее по-колѣніе не знаетъ болѣе своего языка. Тоже видѣлъ я въ Пермской, Вятской и Орлов-ской; пусть рѣшитъ Погодинъ, какъ Историкъ, какого поколѣнія чухны жили въ орлов-ской, но это чудь. Одна половина Курскаго населенія также. Это потому, что на югѣ сидѣли славянѣ, а во всей Великоруссіи чухны разныхъ помолѣній. Даль Владимир Иванович С.П.б. 12 Nоября 1848 https://vk.com/public55695017
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.029 с.) |