Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы количественных экспертных оценокСтр 1 из 11Следующая ⇒
Основные понятия Эксперт – специалист, обладающий познаниями, навыками и опытом работы. Эксперт привлекается руководителем для оценки ситуации, анализа вариантов решения проблемы. Но принимать решение будет только руководитель. Эксперт несет ответственность за полноту своего анализа. На него не может быть возложена ответственность за последствия принятого решения. Экспертиза во многих практических ситуациях – это принятие решения в слабо формализованной проблеме. Целью экспертизы может быть определение числа, события, программы действий. Экспертиза позволяет получить оценки процессов (явлений), которые не поддаются непосредственному измерению. Они основаны на суждениях экспертов. Результаты экспертизы подвергаются специальной математической обработке, которая дает возможность оценить степень надежности полученных результатов. Экспертиза должна проводиться при обеспечении следующих условий: объективности, конфиденциальности, профессионализма, компетентности, ответственности. Чтобы обеспечить эти условия эксперт должен быть не заинтересован в результатах экспертизы, иметь психологическую независимость и должную квалификацию. Подбор эксперта ответственная задача. Следует учитывать: – связь профиля деятельности эксперта с анализируемой проблемой; – совпадение рекомендаций и фактических результатов в ранее выполняемых экспертом работах; – степень согласованности мнения эксперта с другими экспертами; – опыт экспертной деятельности; – квалификационный уровень эксперта; – степень доступности эксперта к необходимой дополнительной информации. Оценка эксперта может проводиться руководителем предприятия в виде тестового контроля. Эксперту поручается выполнить несколько экспертиз по ситуациям, имеющим предварительную объективную оценку. Сравнение мнения эксперта с известной оценкой может быть критерием его профессионализма. Кроме того, в ходе проведения экспертизы решаются вопросы формирования экспертной группы – её численности и компетентности. Для выбора эксперта может быть использован метод экономической оценки. Он предполагает оценку вариантов[1] по формуле: C i=
где Сi – средняя прибыль по i -му варианту проекта
– прибыль по j -ой стратегии[2] i -го варианта проекта. Э i – расходы на i -ый вариант экспертизы m – общее число стратегий реализации проекта. Различают методы получения количественных и качественных экспертных оценок. II. КАЧЕСТВО ЭКСПЕРТИЗЫ Условия, необходимые при проведении экспертизы: – наличие экспертной комиссии, состоящей из специалистов, профессионально знакомых с объектом экспертизы и имеющих опыт работы экспертами; – наличие аналитической группы, профессионально владеющей технологией организации и проведения экспертиз, методами получения и анализа экспертной информации; – получение достоверной экспертной информации; – корректная обработка и анализ экспертной информации. Наиболее часто встречающиеся ошибки: 1. Преувеличение возможностей экспертных оценок – экспертиза нужна, когда она потенциально может дать достоверный опыт. 2. Излишнее увлечение «здравым смыслом». В наше время решения, принимаемые без глубокого анализа и тщательных (иногда сложных) расчетов, могут иметь весьма тяжелые последствия, хотя выглядеть такие решения будут вполне разумными. 3. Использование некомпетентных экспертов. Причинами, приводящими к использованию недостаточно компетентных экспертов, обычно являются: – недостаточно серьезное отношение к экспертизе; – нечеткое понимание целей экспертизы и характера экспертизы или характера объекта экспертизы; – недостаточная информация об экспертах и областях их профессиональных знаний и опыта; – отсутствие организационных механизмов, обеспечивающих возможность привлечения квалифицированных экспертов. При регулярном проведении экспертиз целесообразно создание и актуализация банка данных об экспертах, расчет рейтинга экспертов с учетом их компетентности. Для эпизодических экспертиз целесообразно привлекать специальные организации. 4. Недостаточная информированность экспертов о конкретном объекте экспертизы. Ситуацию можно попытаться исправить, дав эксперту необходимые сведения, в частности дав эксперту одинаково полную информацию об объектах в случае их сравнения.
5. Нечеткая постановка задачи перед экспертом. Эксперты должны четко и достаточно одинаково понимать цель экспертизы, смысл самой работы. К сожалению, иногда организаторы экспертизы (заказчик) сами не до конца понимают, в чем цель экспертизы. Обычно так бывает при оценке объекта в целом, а не по частным критериям. 6. Стремление оставаться в рамках одной экспертной процедуры. При отсутствие опыта для проведения экспертизы выбирается какая-то одна из наиболее известных технологий, хотя она может и не соответствовать характеру и целям проведения экспертизы. Используемые экспертные процедуры создавались для решения конкретных задач вчерашнего дня. Сегодняшние ситуации могут быть принципиально новыми, не встречавшимися ранее. 7. Излишнее увлечение количественными оценками. Измерения не обязательно должны быть количественными, не всегда есть основания для количественных оценок или потребность в них. Возможно, что использование количественных оценок лишь вносит дополнительную неточность в результаты, затуманивая их, создает только видимость достоверности. 8. Нарушение принципов теории измерений. Речь идет о некорректной обработке экспертных оценок. Неверная обработка экспертных оценок опасна тем, что вводит в лидеры объект, таковым не являющийся. 9. Возможная противоречивость экспертных оценок при парных сравнениях. Одной из причин этого может быть то, что каждая пара сравнивается по своему критерию, потому что задача оценивания оказывается фактически многокритериальной. Противоречивость оценок – не крах экспертизы, так как достаточно часто удается специальными приемами преодолеть возникшую трудность. 10. Недопустимое или неточное применение оценок. При многокритериальном оценивании иногда сворачивают вектор оценок в одно число. Так делать можно далеко не всегда: – частные критерии должны достаточно полно характеризовать объект экспертизы, если предполагается проводить свертку вектора оценок (реально такие характеристики могут отсутствовать); – для многих методов обработки информации оценки по частным критериям должны быть нормированы в случае применения свертки (т.е. сворачиваться должны относительные величины, а не абсолютные, в последнем случае сравнительная весомость частных критериев будет неодинаковой); – значение весовых коэффициентов частных критериев для проведения свертки далеко не всегда можно выбирать обоснованно. Особенно остро это чувствуется, когда критерии содержательно относятся к разным областям; – если экспертные оценки принципиально качественные, то свертка практически невозможна; – нет достаточной уверенности в результате сворачивания оценок, когда частные критерии зависимы. 11. Неточные процедуры коллективного выбора. В каждом конкретном случае надо заботиться об адекватном преобразовании мнения экспертов в коллективное предпочтение. Механическое использование какой-то «любимой» процедуры коллективного выбора может привести к неверному выбору. 12. Организация информационного взаимодействия между экспертами. Обмен информацией между экспертами достаточно часто полезен, а иногда и необходим (скажем, при выработке альтернативных вариантов, при многотуровых экспертизах и т.п.). Отсутствие обмена информацией может привести к резкому снижению достоверности оценок.
13. Конформизм экспертов. Если среди экспертов есть явный лидер, то его мнение может влиять на экспертов. В этом случае возможны уступки со стороны эксперта (экспертов) в пользу лидера или большинства. О такой возможности организаторы экспертизы должны помнить и приглашать для работы достаточно самостоятельных и независимых экспертов. 14. Неучет влияния фактора коньюктурности. Эта ошибка организаторов экспертизы обычно состоит в том, что к участию в экспертизе привлекаются люди, явно заинтересованные в результатах экспертизы. 15. Неверное понимание точности экспертных оценок. Вопрос о точности оценок возникает потом, что сама точность оценивается по разным критериям. Например, К1 и К2 – два критерия точности оценок: К1 = К2 = И надо, чтобы все участники придерживались какого-то одного критерия, а сам этот критерий соответствовал цели экспертизы. 16. Излишнее увлечение формальными моделями. Для подготовки управленческих решений используются какие-либо формальные, часто оптимизационные модели, для которых исходная информация получена на основе экспертных оценок. В таких случаях особо надо заботиться о корректности решения, использовать специальные методы решения оптимизационных задач, содержащих экспертную информацию. Иначе получается точная обработки неточных данных или неверная обработка исходных данных. 17. Неправильная обработка результатов экспертизы. Ошибки в результате которых достоверные оценки экспертов превращаются в недостоверные выводы. Например, ошибочно используются одинаковые весовые коэффициенты частных критериев, шкалы частных критериев имеют разное число градаций, шкалы различные (ранговые и бальные) и т.д. 18. Некорректная интерпретация результатов. Результаты экспертизы трактуются настолько вольно, что возникает вопрос, зачем вообще была нужна экспертиза. III. ТЕСТИРОВАНИЕ.
Тестирование наряду с экспертизой является действенным орудием в исследовании и анализе процессов. В основе теста находится высказывание, которое подлежит оценке специалистов. Для включения в тест пригодны только те высказывания, которые: 1) логически осмыслены и, следовательно, выражают те или иные суждения; 2) имеют отношение к предмету изучения. Посредством высказывания до сознания респондентов доводятся определенные суждения, придающие мысли законченную форму.
Цель и задачи конструктирования теста во многом определяют тип тестовых высказываний. Как и вопросы анкеты, они могут быть открытыми (тесты незаконченных предложений): «Классическая музыка вызывает во мне …». Открытые высказывания используются редко — сложна их количественная обработка. Их применяют в психиатрии, педагогике. Закрытые высказывания выражают суждения в законченной форме и потому респонденту остается выбрать один из предлагаемых тут же ответов. При формулировке высказываний теста полезно придерживаться следующих правил. 1. Высказывания должны быть по возможности краткими, содержать не более одного придаточного предложения. 2. Все высказывания должны быть понятны для всех без исключения респондентов. 3. В высказываниях не должно содержаться намека на «правильный» ответ. 4. Число альтернатив-ответов по каждому высказыванию должно быть одинаковым в пределах от 5 до 11. 5. Тест должен состоять на 50% из позитивных и на 50% из негативных утверждений. 6. В каждом высказывании теста утверждается что-либо одно. Составленный тест требует проверки его надежности, т.е. внутренней состоятельности теста. Покажем эту процедуру на примере. В табл. приведены результанты ответов пяти респондентов по высказываниям теста. Элементы этой таблицы (хij) представляют собой баллы, полученные i-м респондентом j-м высказывании; 1,3.5,7 представляют собой сумму баллов в нечетных предложениях, 2,4,6,8 — в четных. Таблица 1 Результаты тестирования
Коэффициент состоятельности (надежности) теста (r) равен: r = , где SPx1x2 = (N — число респондентов); SSX1= SSX2= Подставим данные из таблицы: SPx1x2 = 21x23+19х19+18х15+11х7+5х5-74х69/5=194,8; SSX1 = 212+192+182+112+52-742/5 – 176,8; SSX2 = 232+ 192+ 152+72+52-692/5 – 236,8; = = 0,952 Это величина надежности двух половин теста, а надежность теста в целом: r = =0,975.
Ответ очень близок к единице, это хороший результат. Далее тест проверяется на валидность. Под валидностью понимается способность теста измерять то, что он должен измерять по замыслу. Например, тест может быть пригодным для оценки удовлетворенности результатами выборов пенсионеров, но не пригодным для той же оценки у людей среднего возраста. Следовательно, понятие «валидность» относится не столько к тесту, сколько к процедуре, цели и ситуации его применения. Показателем валидности теста служит корреляционное отношение: , где – уравнение регрессии (линейное), построенное на матрице X. Диапазон значений ,
Инструкция к тесту Вам будут предложены утверждения, касающиеся некоторых особенностей вашего характера и поведения. Если вы согласны с утверждением, отметьте его знаком «+», если нет - знаком «–». Над вопросами долго не задумывайтесь, правильных и неправильных ответов нет.
ТЕСТ
Ключ к тесту
Типы акцентуаций Гипертимные. Группа характеризуется высокой склонностью к повышенному настроению, с выраженной направленностью к активизации в различных сферах деятельности, многообразием интересов к высокой психической и физической выносливости. При этом может либо превалировать компонент собственно хорошего настроения с относительно умеренной активностью, либо быть утрирована именно сама активность без существенной эмоции. Пока деятельность таких личностей остается продуктивной и направленной на общественно полезные цели, адаптация их весьма совершенна. Ригидные. Группа с тенденцией к повышенной устойчивости аффективно окрашенных переживаний. В поведении это проявляется в акцентированном стремлении к повышению значимости, честолюбии, целеустремленности, чувствительности по отношению к несправедливости. Там, где личность с сочетанием таких черт находит благоприятные условия для реализации связанных с ними потребностей, адаптация полноценна и индивидуум может быть полезным членом общества. В противном случае, при чрезмерной выраженности ригидности наблюдается болезненная обидчивость, склонность к преувеличению собственных способностей и объяснение неудач неблагожелательностью окружающих, подозрительность, постоянное предположение о возможности ущемления каких-либо прав. Все это в силу высокой социальной экстраверсии проявляется только социально приемлемыми путями или реализуется в ближайшем окружении. Ригидность сочетается с чертами демонстративности. Эмотивные. Группа характеризуется как склонная к очень сильным переживаниям, постоянно находится под властью глубокого впечатления от пережитого. Педантичные. Группа характеризуется такими чертами характера, которые обращают на себя внимание в ситуациях, связанных с ответственностью и тщательностью. При необходимости работать в условиях недостаточной информации, ограничиваться приблизительными результатами в ущерб деталям «сверхточные личности» будут находиться в состоянии постоянной фрустрации. С другой стороны, чрезмерная выраженность этих черт может привести к неудовлетворительной адаптации и в менее специфических условиях, поскольку сопровождается снижением способности действовать спонтанно, сообразно эмоциям и настроению в связи с потребностью «все тщательно обдумывать», тревогой и склонностью к избирательным контактам. Тревожные. Группа с преобладанием в характере черт тревожности. Циклотимные. Характеризуются длительным преобладанием повышенного или пониженного настроения, которое по своей интенсивности и устойчивости неадекватно вызвавшей его причине. Демонстративные. Основная черта группы – демонстративность в повседневном общении. При умеренной выраженности и наличии достаточных эстетических уставов такого рода особенность может значительно облегчить адаптацию и способствовать успеху индивидуума. Чрезмерное приспособление может проявиться в патологическом эгоизме истероидных психопатов. Неуправляемые. Группа характеризуется импульсивностью относящихся к ней субъектов, которые склонны реагировать на влияние преобладающей в данный момент эмоции без осмысления ситуации. В жизни такими людьми управляют импульсы, инстинкты, чувства. Они не в состоянии извлекать пользу из собственного негативного опыта, у них затруднена фиксация на какой-нибудь определенной деятельности. Дистимные (гипотимные). Группа, которой присуща склонность к постоянно пониженному настроению, пессимизму, часто с некоторой заторможенностью в протекании психических и моторных актов, пониженная продуктивность в работе. Экзальтированные. Группа людей с такими чертами имеет тенденцию глубоко реагировать на отдельные события, впадая при этом то в депрессии, то в эйфорическую крайность. Они могут с одинаковой легкостью впадать в самое мрачное отчаяние и в самое счастливое и мечтательное состояние. Способны испытывать воодушевление, посвящать себя с жаром какому-либо делу, испытывая при этом чувство большого подъема, и немедленно падать духом при неприятных переживаниях. Под сильной формой выражения чувств лежит подлинно глубокое содержание. Экзальтированным людям свойственны интересы в области искусства и по профессии они часто принадлежат к сфере искусства. Приложение 3
Тест Дж.Голланда (Дж.Холланда) на определение профессиональной направленности личности
Инструкция к тесту Выберите одну из двух предлагаемых профессий, но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути: "Могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?". Тестовый материал
Ключ к тесту Первый вариант Реалистический тип: 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 21, 31, 32, 33, 34 - все А. Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А. Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11 А, 12А, 17Б, 20Б, 25А, 26А, 27А, 36Б, 38А, 39А, 41Б Конвенциальный тип: ЗБ, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, ЗЗБ, 35Б, 37Б, 39Б, 40Б. Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б.
Второй вариант Реалистический тип (15): 1А, 2А, 3А, 4А, 5А, 16А, 17А, 18А, 19А, 20А, 31А, 32А, 33А, 34А, 35А. Интеллектуальный тип (15): 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 21А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 36А, 37А, 38А, 39А Социальный тип (15): 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 21Б, 25А, 26А, 27А, 32Б, 36Б, 40А, 41А, 42А. Конвенциальный тип (14): 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 33Б, 37Б, 40Б, 43А. Предприимчивый тип (14): 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 19Б, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 34Б, 38Б, 41Б, 43Б. Артистичный тип(13): 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 20Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 35Б, 39Б, 42Б. За каждое совпадение в ключом начисляется 1 балл.
Обработка результатов теста
Во втором варианте необходимо нормировать результаты по шкалам. Для этого набранное респондентом количество баллов по каждой шкале разделите на число, которое в ключе стоит в скобках рядом с названием шкалы (например, для реалистического типа - это 15) и умножьте на 100%. Доминирующим у испытуемого является тот тип по которому он набрал максимальное количество баллов. Каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов. Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности. Профессии - механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п. Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность. Профессии - музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр. Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать, гуманны, приспособляемы практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться. Профессии - врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.111 с.) |