Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тестирование, как метод подбора сотрудников

Поиск

 

Успех деятельности современных организаций непосредственно зависит от квалифицированной деятельности ее персонала. Современные подходы к управлению персоналом свидетельствуют, что высокий уровень образования еще не является залогом трудоспособности и активности работников, важны также их жизненные цели, устремления, склонности к принятой в организации культуре поведения и установленным нормам.

Сокращению количества возможных ошибок при найме сотрудника способствует проведение различного вида психологических тестов. Выбор же тестов осуществляется руководителем отдела кадров и зависит от целей организации.

Количество и разнообразие психологических тестов весьма велико. Среди них выделяют: 

1) специально-ориентированные тесты – включают экспресс тесты на профпригодность, дают характеристику выделенных профессионально важных качеств;

2) базовые многофакторные – диагностируют полный спектр структурных компонентов личности, используются как тесты на профориентацию и профессиональное определение.

3) личностные профессиональные тесты применяются для диагностики психологического состояния и личностных свойств.

При приеме на работу, как правило, используют:

- специализированные тесты при приёме на работу (ТДО Дж.Голланда, анкета Йовайши, опросник Б.Басса, Мини-Мульт 72);

- базовые многоаспектные тесты при приёме на работу 16ФЛО Р.Кеттелла, MMPI566 и 398, Л.Сонди, К.Леонгарда, М.Люшера, УСК.

- личностно-ориентированные тесты: А.Ассингера, СТЛТ Ч.Спилбергера, К.Томаса, ПГТ, САН (Самочувствие Активность Настроение).

Методика Л.Сонди. Используется для дифференциально-диагностических целей, исследования выделенных личностных свойств и изучения личности в целом. Метод Портретных Выборов Сонди позволяет выявить в процессе тестирования качества, соотносимые с большим набором профессий, что делает методику высоко эффективной в профориентации и кадровой работе.

Методика, разработанная в 30-е годы XX столетия венским психологом, основана на эмпи­рических данных, полученных при многочисленных исследованиях в основном лиц с серьезными проблемами или психическими заболеваниями. В по­следствии она широко применялась как проективный личностный тест, при этом обращает на себя внимание тот факт, что Сонди приводит большой набор про­фессий, соотносимых с разными личностными паттернами, выявляемыми методи­кой.

Психологический эксперимент состоит в том, что обследуемому лицу предла­гается выбрать наиболее симпатичные и наименее приятные портреты разных мужчин и женщин. Каждый портрет по своей физиогномической и психоло­гической сущности отражает в наиболее заостренном виде одно из основных восьми базисных человеческих влечений. Сонди полагает, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены сочетаниями этих 8-ми основных влечений. Каждое из них в зависимости от формализованных показате­лей выявляет патологию или проблему обследуемой личности. В основе метода Сонди лежит предположение, что наибо­лее выраженную силу и психодиагностическое значение имеют портреты, соответствующие наиболее значимым потребностям индивида и его генетически обусловленным и динамически актуальным склонностям. Свои предположения Сонди аргументирует проведенными экпериментальными исследо­ваниями и клиническими наблюдениями.

В процессе обследования испытуемому предлагается выбрать сперва 2 симпа­тичных (или наиболее приемлемых) портрета, а затем - 2 наименее симпатичных (неприемлемых) портрета из 8 предъявляемых и разложенных согласно их порядковому номеру портретов первой серии. Эта процедура повторяется каждый раз по предъявлении каждой новой серии - их всего 6. Выбранные портреты регист­рируются согласно порядковому номеру каждого портрета от 1 до 8 и коду каж­дого портрета, отражающему его факторное значение: сексуальная недифференцированность; садизм - мазохизм; эпилептоидные тенденции; истерические склонности; кататонические проявления; паранойяльность; депрессивное состояние; маниакальные проявления.

В результате выборов кандидата и выдается результат.

Использование метода портретных выборов значительно обогащает целостное представление о личности, помогая понять сложные механизмы развития некоторых форм переживания и поведения человека, истоки которых лежат в глубинах бес­сознательного.

Тест Люшера. Методика изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля, типа реагирования и адаптированности.

Тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. За короткое время проведения (10 мин) дает глубокую и обширную, свободную от сознательного контроля испытуемого характеристику его внутренних диспозиций. Применение теста практически не имеет ограничений: ни интеллектуальных, ни языковых, ни возрастных. Тест тонко работает даже с дальтониками и теми, кто нарочно выбирает не то, что им нравится.

Методика Леонгарда (см. приложение 2). Предназначена для выявления типа акцентуаций личности, т. е. определенного направления характера и специфических личностных особенностей. Методика ориентирована на базовую характерологическую и типологическую диагностику.

Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей». По К.Леонгарду присущие личности черты подразделяются на: основные черты (которые составляют стержень, ядро личности, а в случае яркой выраженности (акцента) становятся акцентуациями характера) и дополнительные. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».

Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Выделенные Леонгардом типы акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).

Методика Р.Кеттелла, позволяет диагностировать 16 фундаментально независимых и психологически содержательных факторов. Каждый фактор имеет устойчивую связь между отдельными чертами личности. Результаты предоставляются в виде обработанной интерпретации, числовых и графических показателей.

Шестнадцати личностных черт, характеризующих структуру личности это:

 добросердечность — отчужденность.

мышление абстрактное — конкретное.

эмоциональная устойчивость — неустойчивость.

доминантность — подчиненность.

беспечность — озабоченность.

обязательность — безответственность.

смелость — робость.

мягкость — твердость характера.

подозрительность — доверчивость.

мечтательность — практичность.

проницательность — наивность.

тревожность — безмятежность.

радикализм — консерватизм.

самостоятельность — зависимость от группы.

самоконтроль — импульсивность.

напряженность — расслабленность.

В настоящее время этот опросник является наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Он используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека.

Тест Дж.Голланда, объективно оценивает способности в различных областях науки, делопроизводства, общения, профессиональной сфере (приложение 3).

В результате проведения тестирования выбирается название типа с его кратким описанием и перечисляются некоторые профессии в которых представители соответствующего типа смогут наиболее полно раскрыть свои способности, достичь успеха и личного удовлетворения. Каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.

Типы, согласно методики подразделяются на: реалистичный, артистичный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, интеллектуальный.

Методика Йовайши. Позволяет быстро и эффективно провести диагностику интересов и профессиональных склонностей личности, может применяться при профотборе, приёме на работу, профконсультации, выявлении структуры интересов (см. приложение 4).

В результате выясняется склонность тестируемого к некоторому виду деятельности: к работе с людьми, к исследовательской (интеллектуальной) работе, к практической деятельности, к эстетическим видам деятельности, к экстремальным видам деятельности, к планово-экономическим видам деятельности.

Методика САН. Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник) (см.приложение 5).

При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка). Опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также вопросы, составляющих «шкалу лжи» (см. приложение 6).

Г.Айзенк разработал два варианта данного опросника (А и В), что позволяет, например, проводить повторное исследование после тех или иных экспериментальных процедур, исключив возможность запоминания ранее данных ответов.

Используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

Метод Мини-Мульт. Ориентирован на выявление наиболее распространенных ситуативных или застойных личностных расстройств, обусловленных экстремальными условиями жизнедеятельности (см. приложение 7).

Методика К.Томаса направлена на выявление типичных форм поведения в конфликтных ситуациях (см. приложение 8). Она позволяет исследовать уровень и направленность конфликтности личности.

Тест используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

Томас выделил следующие типы поведения в конфликтной ситуации:

-соперничество (конкуренция – R) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

- приспособление (A), означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

- компромисс (C);

-избегание (E), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

-сотрудничество (P), когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) (см. приложение 9).  

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

-Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

-Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

-Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

-Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

-Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

-Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

-Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

-Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Оценка агрессивности в отношениях (А.Ассингер). Тест А.Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это помогает понять, насколько верна их самооценка (см. приложение 10).

 

Конечно, у каждой методики есть свои плюсы и минусы. Конечно, все тесты постепенно совершенствуются или появляются новые, которые будут более точны в результатах и их будет не просто обойти тестируемому. Однако, только высококвалифицированный психолог может сказать с уверенностью: хорош и адекватен тест или он вообще никуда не годится.

 


Приложение 1

Группировка предприятий по значениям коэффициентов

Показатели 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,25-20 0,2-16 0,15-12 0,1-8 0,05-4 менее 0,05-0
Коэффициент быстрой ликвидности 1,0-18 0,9-15 0,8-12 0,7-9 0,6-6 менее 0,5-0
Коэффициент текущей ликвидности 2,0-16,5 1,9-1,7 15-12 1,6-1,4 10,5-7,5 1,3-1,1 6-3 1,0-1,5 менее 1,0-0
Коэффициент финансовой независимости 0,5-17 0,59-0,54 15-12 0,53-0,43 11,4-7,4 0,42-0,41 6,6-1,8 0,4-1 менее 0,4-0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,5-15 0,4-12 0,3-9 0,2-6 0,1-3 менее 0,1-0
Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом 1,0-15 0,9-12 0,8-0,9 0,7-6 0,6-3 менее 0,5-0
Минимальное значение границы 100-85 85-64 64-46,9 46,9-28 28-18 менее 18

Приведенные показатели, позволяющие выявлять состояние банкротства у предприятий, далеко не безупречны в применении, учитывая их многообразие и противоречивость в оценках уровня несостоятельности. В процессе совершенствования этих индикаторов отечественные и зарубежные ученые предлагают проводить различные интегральные балльные оценки финансовой устойчивости и рейтинга предприятия, определенные в результате тестирования.

Рекомендуют группировать предприятия по шести классам соответственно их финансовому состоянию, оцененному в баллах:

1 класс – предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, гарантирующим возвратность заемных средств;

2 класс – предприятия, имеющие невысокий уровень возврата задолженности кредиторам;

3 класс – проблемные предприятия, имеющие высокий уровень риска неполучения процентов по возникшей задолженности;

4 класс – предприятия с высоким уровнем риска банкротства, характеризующимся невосприимчивостью профилактических мер по финансовому оздоровлению;

5 класс – наличие ярко выраженных признаков банкротства;

6 класс – фактически несостоятельные предприятия.


Приложение 2

 

Тест «Определение личностно-характерологических акцентуаций (К.Леонгард)»

 

Инструкция к тесту

Вам будут предложены утверждения, касающиеся некоторых особенностей вашего характера и поведения. Если вы согласны с утверждением, отметьте его знаком «+», если нет - знаком «–». Над вопросами долго не задумывайтесь, правильных и неправильных ответов нет.

ТЕСТ

  1. У вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение.
  2. Вы чувствительны к оскорблениям.
  3. Бывает ли, что у вас навертываются на глаза слезы в кино, театре, в беседе?
  4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно.
  5. В детстве вы были таким же смелым и отчаянным, как все ваши сверстники?
  6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?
  7. Являетесь ли вы центром внимания в обществе, в компании?
  8. Бывает ли, что вы без причины пребываете в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?
  9. Вы серьезный человек?
  10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?
  11. Предприимчивы ли вы?
  12. Вы быстро забываете, если вас кто-нибудь обидел?
  13. Мягкосердечны ли вы?
  14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?
  15. Стремитесь ли вы всегда считаться одним из лучших работников?
  16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может, такое чувство бывает и теперь?)
  17. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?
  18. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?
  19. Любят ли вас ваши знакомые?
  20. Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
  21. У вас несколько подавленное настроение?
  22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерики или нервные срывы?
  23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?
  24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?
  25. Можете ли вы зарезать курицу, овцу?
  26. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, стремитесь ли вы сразу поправить их?
  27. Вы в детстве боялись оставаться один в доме?
  28. Часто ли у вас бывает колебание настроения без причины?
  29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?
  30. Быстро ли вы начинаете злиться или впадаете в гнев?
  31. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно-веселым?
  32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?
  33. Как вы думаете, получится из вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?
  34. Вы обычно высказываете свое мнение откровенно, прямо и недвусмысленно?
  35. Вам трудно переносить вид крови, не вызывает ли он у вас неприятных ощущений?
  36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью?
  37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступают несправедливо?
  38. Вам трудно, страшно спускаться в темный подвал?
  39. Предпочитаете ли вы работу, требующую неторопливости, тщательности, такой работе, где надо действовать быстро, но требования к качеству невелики?
  40. Общительный ли вы человек?
  41. В школе вы охотно декламировали стихи?
  42. Убегали ли вы из дома в детстве?
  43. Кажется ли вам жизнь трудной?
  44. Бывало ли так, что после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу было просто невыносимо?
  45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора?
  46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если бы вас кто-нибудь обидел?
  47. Вы очень любите животных?
  48. Возвращаетесь ли вы, чтобы проверить, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не может случиться?
  49. Преследует ли вас иногда мысль, что с вами или с вашими близкими может что-то случиться?
  50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?
  51. Трудно ли вам доказывать свою позицию (выступать на сцене) перед большим количеством людей?
  52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит?
  53. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми?
  54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?
  55. Вам нравятся работы, требующие энергичной организаторской деятельности?
  56. Настойчиво ли вы добиваетесь своей цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?
  57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступят слезы?
  58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся у вас в голове?
  59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?
  60. Потребуется ли вам большое усилие, напряжение воли, чтобы ночью пройти одному через кладбище?
  61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы вещи в вашей квартире были точно на своем месте?
  62. Бывает ли так, что, ложась спать в хорошем настроении, вы на следующий день встаете с подавленным, недовольным настроением, длящимся несколько часов?
  63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?
  64. Бывает ли у вас головная боль?
  65. Вы часто смеетесь?
  66. Можете ли вы быть приветливым с тем, кого вы явно не уважаете, не любите, не цените?
  67. Вы подвижный человек?
  68. Вы очень часто переживаете из-за несправедливости?
  69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?
  70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, выключен ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?
  71. Вы очень боязливы?
  72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?
  73. В молодости вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности (театр, танцы и т. п.), а может, вы участвуете и теперь?
  74. Вы расцениваете будущее несколько пессимистически, без ожиданий радости?
  75. Часто ли вас тянет поехать куда-нибудь путешествовать?
  76. Может ли ваше настроение меняться так резко, что вы из состояния радости становитесь вдруг угрюмым, подавленным?
  77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей или в компании?
  78. Долго ли вы переживаете обиду?
  79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
  80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу своей тетради, если случайно ставили на ней кляксу?
  81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверием?
  82. Часто ли вы видите страшные сны?
  83. Бывает ли так, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь выпасть из окна?
  84. В веселой компании вы обычно веселы?
  85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решений?
  86. Вы становитесь менее сдержанными и более свободным, если принимаете алкоголь?
  87. В беседе вы щедры на слова?
  88. Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы так войти в роль, чтобы забыть о том, что это только игра?

Ключ к тесту

Условное название шкалы Наименование шкалы Знак ключа № вопросов Коэффициент выравнивания
Г Гипертимности + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 х 3

З

Застревания, Ригидности

+ 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81

х 2

12, 46, 59

ЭМ

Эмотивности

+ 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79

х 3

 

25
П Педантичности + 4, 14, 17, 26, 37, 48, 58, 61, 70, 80, 83

х 2

    36
Т Тревожности + 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

х 3

    5
Ц Циклотимности + 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 х 3

Дм

Демонстративности

+ 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73,85, 88

х 2

51
В Возбудимости, неуравновешенности + 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74,86 х 3

Дис

Дистимности

+ 9, 21, 43, 75, 87

х 3

31, 53, 65
ЭК Экзальтированности + 10, 32, 54, 76 х 6

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.226 (0.011 с.)