Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности подростков

Поиск

 

Подростковый возраст охватывает детей от 11—12 до 15 лет. Это особо важный период в жизни каждого человека, так как в эти годы происходит перестройка всего организма, осуществляется переход от детства к юности. Поэтому подростковый возраст принято называть переходным. Он характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных, нравственных и физических сил.

Уровень развития, характеризующий детей подросткового возраста, не является постоянным. Он растет и изменяется вместе с изменением условий жизни общества. Современный подросток эпохи небывалого научно-технического прогресса и культурной революции обладает особыми, специфическими чертами развития.

Акселерация физического и психического развития, присущая современным детям, заметно сказывается и на подростковом возрасте.

Современные подростки по сравнению со своими сверстниками прошлых десятилетий выше ростом, физически сильнее, отличаются высоким уровнем интеллекта, особенностями познавательных способностей, уровнем политической и гражданской зрелости. Современному подростку присущи широкий диапазон духовных запросов, интересов и увлечений, стремление осмыслить себя и окружающий мир.

Социологические исследования показывают, что современных подростков интересуют разнообразные отрасли знаний: искусство, наука, техника и многое другое. Большинство подростков имеют по нескольку увлечений.

Современный подросток всесторонне информирован. Этому способствует прежде всего высокий уровень обучения и воспитания в современной школе, высокая образованность учителей, хорошо организованная внеклассная и внешкольная работа, высокий культурный уровень семьи, а также кино, театры, музей, выставки, радио, телевидение, стадионы.

Физическое развитие в этом возрасте характеризуется интенсивным ростом тела в длину. Поэтому подросток выглядит длинным, узкогрудым, нескладным. Это сказывается на его осанке и походке. Неприглядность внешнего вида подростка не совпадает с его желанием быть стройным, ловким и красивым. Поэтому многие дети стесняются своей внешности и болезненно переносят малейшую иронию со стороны взрослых по поводу внешнего вида.

Подростковый период характеризуется интенсивным процессом совершенствования сложных движений.

В подростковом возрасте начинается период полового созревания, причем у девочек он наступает раньше, чем у мальчиков. Этот процесс связан с перестройкой всего организма детей, отражается как на их внутреннем мире, так и на внешности.

Процесс полового созревания вызывает нарушение внутреннего равновесия организма подростка, что сказывается на его поведении. У большинства появляется застенчивость, у некоторых, наоборот, развязность. У подростков пробуждается интерес к представителям противоположного пола, к интимным тайнам природы, возникает много загадочных вопросов. У девочек в этот период необходимо воспитывать скромность и сдержанность в отношениях с мальчиками, уважение к себе, навыки личной гигиены. Мальчикам следует прививать уважение к девочкам, стремление оберегать и защищать их достоинство, умение следить за собой. Особое внимание необходимо уделить воспитанию естественных здоровых отношений между мальчиками и девочками.

В целях правильного полового воспитания подростка необходимо организовать его жизнь так, чтобы он постоянно находился в состоянии активной полезной деятельности, чтобы у него не оставалось ни минуты без работы в руках, без мысли в голове, потому что именно в эти минуты, как справедливо заметил К. Д. Ушинский, портятся голова, сердце и нравственность.

В связи с процессом полового созревания, биологической перестройкой организма происходят изменения в психике подростка, в его взглядах, отношении к себе и к окружающим, в поведении. Подросток не хочет быть ребенком, он стремится скорее стать взрослым, самостоятельным и поэтому болезненно реагирует, если к нему обращаются, как и несколько лет назад.

Подростку импонирует дружеский тон взрослых, внимание к его суждениям, мнениям, желание советоваться с ним, предоставление ему самостоятельности. На раздражительность в обращении он отвечает грубостью, упрямством, протестом, иногда открыто, иногда сдержанно. Доверительное обращение к нему, как к равному, воспринимается подростком как уважение к его личности, доверие к его силам, возможностям, вызывает у него желание показать свою «взрослость» в деятельности, поведении, в отношении к людям. Стремление показать свою «взрослость», самостоятельность, убедить окружающих, что они уже не маленькие, проявляется во многих поступках детей переходного возраста.

Для поведения подростка характерно и то, что он перестал все принимать на веру, стал тоньше подмечать недостатки в поведении и высказываниях взрослых. Однако ярко выраженная критичность по отношению к окружающим уживается у него с недостаточной самокритичностью, неумением объективно оценить свои успехи и неудачи, нежеланием признать свою вину. Во всех аспектах психической деятельности подростка проявляются определенные противоречия:

— с одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни;

— подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголенности» идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания;

— желание самоутвердиться и неумение это сделать;

— есть глубокая необходимость в совете, помощи — и в то же время словно нежелание обратиться к старшему;

— противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их — с

другой;

— показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни;

— презрение к эгоизму, индивидуализму и чувствительное самолюбие;

— удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным заданиям;

— романтическая восторженность и... грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и... ироническое отношение к красоте.

Н. К. Крупская, характеризуя противоречивый возраст подростков, подчеркивала, что «это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. В этом возрасте особенно боится подросток чужих влияний, особенно замкнут и предпочитает часто книгу, чем живого человека, к которому он даже хорошо относится».

Переходному возрасту присущи качественные изменения и в умственном развитии детей. Познавательные способности их заметно развиваются и совершенствуются. Подростки овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, приобретают способность более глубокого осмысления жизни. Именно в этот период складываются убеждения, характер.

Восприятие подростка характеризуется большей организованностью, осознанностью и целенаправленностью по сравнению с восприятием детей младшего школьного возраста. Восприятие носит избирательный характер. Подросток склонен воспринимать наиболее интересные для него предметы и явления. Для внимания в этом возрасте также характерна избирательность. Подросток внимателен к тому, что его интересует, и увлекательной работой занимается сосредоточенно и длительное время, не чувствуя усталости. Вместе с тем по причине большой возбудимости подростку присуща неустойчивость внимания.

Память подростка совершенствуется, качественно изменяется, развиваются способности логического запоминания. Школьник старается осмыслить изучаемый материал, воспроизвести прочитанное своими словами.

В подростковом возрасте становятся более совершенными мышление и речь. Доминирующим у подростка становится логическое мышление, наблюдается расширение круга усваиваемых абстрактных понятий и качественное их обогащение. Вместе с тем расширяется круг конкретных образов и представлений, обогащается их содержание. Представления и понятия становятся более абстрактными. Речь подростка характеризуется усложнением структуры предложений, более частым употреблением абстрактных выражений. Появляется потребность в умении мыслить самостоятельно. Подросток стремится иметь и отстаивать свои суждения. Важной особенностью мышления подростков является критичность, особенно в отношении к высказываниям взрослых. Появляется стремление самому разобраться в жизни. Эта особенность мышления подростка способствует выработке самостоятельных взглядов и убеждений, что имеет важное значение в становлении его личности.

Большие изменения происходят во всем моральном облике подростка. В переходном возрасте формируются идеалы мальчиков и девочек. Их привлекают незаурядные, сильные духом люди. Идеал имеет большое значение в формировании личности подростка, служит ему эталоном поведения. Поэтому очень важно помочь подростку выбрать себе идеал и в соответствии с ним шлифовать и совершенствовать свое поведение.

Под влиянием обучения, накопленного социального опыта и источников информации расширяется круг интересов подростка, обостряется его любознательность. У большинства ребят пробуждается интерес к будущей профессии, возрастает любовь к чтению, особенно к приключенческой литературе, к книгам с занимательной фабулой. Мальчики и девочки увлекаются техникой, спортом, музыкой, живописью, интересуются вопросами внутренней и внешней политики.

В подростковом возрасте такие чувства как дружба, товарищество отличаются большей осознанностью, чем прежде. Дружба возникает чаще всего на основе общей деятельности — учебной, игровой, спортивной, общественной, на основе одних и тех же интересов и склонностей. Подросток дорожит дружбой, готов постоять за товарища в любых обстоятельствах. Дружба благотворно сказывается на формировании его личности, на воспитании высоких нравственных качеств: внимательности и чуткости, доброжелательности и отзывчивости, правдивости и честности, взаимопомощи и взаимовыручки. Важно оберегать дружбу подростка, поддерживать ее, разрешать друзьям детей приходить домой, гостеприимно встречать их, доброжелательно и заботливо относиться к ним. Это и детям приятно и родителям позволит хорошо узнать, с кем дружит их ребенок, на какой основе держится эта дружба, какой характер она носит. Без этого родителям будет трудно руководить дружбой подростка.

Подростка отличает повышенный интерес к своему внутреннему миру, своим силам и возможностям, к жизненным целям и профессиональной направленности, поэтому в процесс воспитания надо активно вовлекать и самого подростка — тогда воспитание дополнится самовоспитанием. Под самовоспитанием следует понимать сознательное воспитание в себе лучших качеств.

Подростка, особенно старшего возраста, отличает желание научиться управлять своим поведением, эмоциями, настроением. У него усиливается стремление организовать себя во всех отношениях. Появляется потребность не тратить времени зря, а планировать, беречь, продуктивно использовать его. Психолого-педагогические исследования показывают, что большинство учащихся старшего подросткового возраста занимаются самовоспитанием, хотя не у всех оно носит стабильный характер. Однако стремление подростка активно воздействовать на себя не всегда совпадает, а порой и вступает в противоречие с его привычками, стихийно возникшими желаниями. В результате появляется неорганизованность, недисциплинированность.

Все эти возрастные особенности следует учитывать в процессе работы с подростками. Если умело направлять их в «нужное русло», то работа будет эффективнее и продуктивнее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.007 с.)