Глава 1. Общая характеристика субкультуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Общая характеристика субкультуры



Курсовая работа

 

 

Тема: «Процесс социализации

подростка субкультуры

«ПАНК» в современном обществе»

 

 

Выполнила:

Шехова Марина Алексеевна

Специальность:

0314 – социальная педагогика

Курс III, группа 31-СП

Форма обучения:

Дневная

Научный руководитель:

Удалова Александра Эдуардовна

 

 

Москва, 2008 г.


Оглавление

 Введение

Глава 1. Общая характеристика субкультуры

1.1 Определение понятия «субкультура»

1.2 История возникновения и сущность субкультуры «Панк»

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Общая характеристика подросткового возраста

2.1 Возрастные особенности подростков

2.2 Особенности процесса социализации подростков

Выводы по 2 главе.

Глава 3. Работа социального педагога с подростками субкультуры «Панк»

3.1 Влияние субкультуры на становление личности подростка

3.2 Организация социально педагогической деятельности с подростками субкультуры «Панк»

Выводы по 3 главе.

Заключение

Библиография


Введение

Немаловажное значение в процессе социализации личности подростка играют субкультуры. В современном обществе очень велико их разнообразие, актуальность и мода.

Родители не всегда способны контролировать своих детей и, чаще всего, даже не знают об их интересах, проблемах и возможностях. Поэтому большую часть своего свободного времени современные подростки проводят на улице, где свои законы и предпочтения. Там же они могут попасть в какую-либо субкультуру, не все они безопасны, но и не все так плохо влияют на человека, как принято считать.  

Большинство людей судят о субкультуре по внешнему виду и поведению некоторых представителей, не учитывая при этом возможность влияния каких-либо факторов и личностных качеств данного представителя. Проявление яркой индивидуальности, особенно во внешнем виде, редко оценивают положительно, чаще таких людей осуждают за то, что они «не такие как все».

Хотелось бы сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи, а конкретно подростков. Исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия.  Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

Изучение субкультур — относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально-философские (С.И. Левикова), эстетические (Э.А. Раманаускайте), социологические (Д.В. Петров), лингвокультурологические (М.А. Солодова), социально-управленческие (Г.М. Иващенко), социально-психологические (Л.В. Шабанов) аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодежных субкультур (И.И. Клявина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, С.В. Родионов, Т.Б. Щепанская), процессы их становления (И.Э. Петрова), взаимодействие молодежных субкультур с социальными институтами (А.А. Артюх, С.А. Воронина) и формами общественного сознания (Ю.А. Сошин), региональные характеристики субкультурной дифференциации молодежи (М.В. Блохина).

Оригинальную концепцию индивидуальной педагогической помощи создал А.В. Мудрик. В ней определены сущность, типы задач, условия эффективности помощи. Сторонники данного подхода (Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, М.В. Шакурова) разработали соответствующую методику. Взаимодействие субъектов социального воспитания с представителями юношеской субкультуры раскрывается в научной литературе на основе положений о психолого-педагогической помощи детям с девиантным поведением (М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова, М.И. Рожков).

 

   Целью нашей курсовой работы является изучение молодежной субкультуры «ПАНК», изучение социально педагогической работы с подростками субкультуры «ПАНК».

Задачами данной курсовой

работы является:

1. Изучение и анализ молодежной субкультуры "ПАНК";

2. Изучение и выявление возрастных особенностей подростков;

3. Изучение и выявление влияния субкультуры на становление личности подростка;

4. Изучение и анализ социально-педагогической деятельности с подростком субкультуры "ПАНК".

Объект исследования: подростки субкультуры "ПАНК"

Предмет исследования: процесс социализации подростка субкультуры "ПАНК" в современном обществе.


Субкультура

Понятие "субкультура" в первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятие субкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды, рокеры, скинхэды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованным по принципу этнической, гендерной и сексуальной принадлежности.

Понятие "субкультуры" имеет большое значение в силу того, что фиксирует факт наличия различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с "контркультурой", понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие "контркультура" чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур. (Источник: Key Concepts in Cultural Theory, Edgar Andrew, Sedgwick Peter (eds), London, New York: Routledge, 1999)

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. 

Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России. Под молодежной субкультурой 

понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции "стороннего наблюдателя". На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

Противопоставление образа "мы" и "они" традиционна для молодёжи, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева "Отцы  и дети". Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех "папиных" ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себя. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть "наша" мода, "наша" музыка, "наше" общение, а есть - "папино", которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации.  И здесь обнаруживается следующий аспект отчуждения молодежной  субкультуры –  культурное отчуждение.

Индивидуальное поведение молодых людей проявляется в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах.

Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд "отверженных"), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, местожительством и национальностью реципиента.

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее  значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной  неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского  характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

 

Панки

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной  направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных молодёжных  объединений самой различной ориентации (политической, экономической,  идеологической, культурологической).

За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы».

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения.

Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу подростки, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.

1. Музыкальные неформальные молодёжные организации. (Главная цель таких молодёжных организаций – прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.)

2. Неформальные организации в спорте. (Ведущие представители данного течения — знаменитые футбольные фанаты, а также рокеры)

3. Философствующие неформальные организации. (Выделяются среди них хиппи.)

4. Политические неформальные организации. (В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию)

К последней группе, политическим неформальным организациям, относятся панки.

Если рассматривать "Панк" в более широком смысле то он относиться и к  музыкальной группе неформальных организаций.

Музыка для панков играет очень большую роль, так как они предпочитают пассивный протест и редко предпринимают открытые митинги и агитации, имеющие яркий политический окрас. С помощью музыки, панки выражают свое мировоззрение.

Панк, панки, панк-рокеры, пункера (от англ. punk — отбросы) — контркультура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма. Легендарная американская группа Ramones была первым музыкальным коллективом, игравшим панк-рок. Первой британской панк-группой были Sex Pistols. После возникновения этих и других коллективов панк распространился по всему миру (с 1980-х в СССР). Панк явился своеобразным ответом на кризис хиппи-движения и его уклона в мистицизм, на рок-музыку того времени, которая отошла от энергии и ритма традиционного рок-н-ролла, а также на трудную ситуацию для молодых людей на рынке труда. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк - такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна. Панку подкосили ноги тем, что его разрешили и вывели из подполья. Панк пустили на телевидение и эстрадные подмостки любых залов. Отсюда началась новая волна. Панк-рок начал деформироваться, изменяться, расчленяться по самым разным музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десятки новых стилей со своими концепциями, новым художественным мышлением, видением мира, иными целями.

По возрасту панки - преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни.

Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению.

1. Истоки и влияния.

«Панк берет свое начало с середины 70-х годов 20-ого столетия, когда под влиянием Beatles и Rolling Stones стали появляться много молодежных команд, исполняющих рок-н-ролл» — говорится в статье «Потерянное поколение» на сайте журнала Volkey.

Относительно сырой и грубый звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах, вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда The Stooges. Её лидер, Игги Поп, отвергал музыкальные утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв.

Связующим звеном между движением панков и предыдущим поколением битников выступила «крёстная мать панк-движения», Патти Смит.

2. Внешний вид.

Некоторые молодые панки любят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом, однако, следует заметить, что для остальных панк-рокеров внешний вид является второстепенной деталью.        Идеологом внешнего вида панков была английский дизайнер Вивьен Вествуд, которая внесла атрибутику панков в массы и модную индустрию.

Некоторые панки предпочитают веселые прически c разноцветными стоящими торчком волосами, нередко с выбритыми волосами или ирокезами. Панки существенно повлияли на парикмахерское искусство введя смелый яркий окрас волос и асимметричные прически. Моду на ирокезы ввела британская группа The Exploited.

Аксессуары: цепи и булавки в одежде, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или различного рода высказываниями.

Удобная городская одежда: футболка (часто черного цвета), куртка (обычно «косуха»), джинсы, кеды, кроссовки или тяжелые ботинки. Одежда нередко специально порванная и потертая, снабженная иногда провокационными прокламациями.

Некоторые девушки-панки (панкуши) используют вызывающе-сексуальный имидж (яркий макияж, начес волос, короткие юбки, рваные колготки или чулки).

4. Родственные субкультуры.

Скинхэды — молодежная субкультура шестидесятых годов, получившая «второе рождение» во времена панка. Музыка традиционных скинхэдов — Ска, Oi!, Рокстеди и Регги.

Моды — предшественники и современники панков. Оказали влияние на панк-рок. Музыка модов — Ска, Соул.

Rude boys — ямайская молодежь, предшественники и современники панков и традиционных скинхедов. Оказали влияние на внешний вид и музыкальные пристрастия тех и других. Музыка рудбойз — Ска и Рокстеди.

Straight edge’ры — субкультура, порождённая ранней американской панк/хардкор-сценой начала 80-х, характернейшей особенностью которой является отказ от наркотиков, алкоголя и табака, а также от беспорядочных половых связей.

Готы — близкая панкам субкультура, возникшая в начале 1980-х годов. Готы, как правило, отличаются пессимистичным мировоззрением и не интересуются социально-критическими темами. Они предпочитают минорный готический рок, черный цвет и мрачную (зачастую вампирскую) эстетику. Готы нередко носят прически-«ирокезы», но не цветные, как у панков, а выглядящие так, как будто поставлены на чёрный гуталин. 

 

Выводы по 1 главе.

 

Субкультуры, как подкультуры, имеющие собственные, в чем-то специфические, ценности, убеждения, нормы широко распространены в нашей стране. Панк – одна из таких субкультур.

Представители данной субкультуры любят эпатаж, шокировать окружающих, открыто проявлять свою яркую индивидуальность.

Панк появился в 70-х годах 20-го столетия и вплоть до настоящего времени активно видоизменялся. Но те «первые впечатления», которые произвел Панк на общество, стали стереотипом восприятия обществом данной субкультуры.

Панков относят к политическим неформальным организациям.

Если рассматривать "Панк" в более широком смысле то он относиться и к  музыкальной группе неформальных организаций.

Музыка для панков играет важную роль, так как они предпочитают  пассивный протест и редко предпринимают открытые митинги и агитации, имеющие яркий политический окрас. С помощью музыки, панки выражают свое мировоззрение.

Чаще всего в неформальные объединения такого типа вступают подростки, у которых присутствуют какие-либо проблемы в семье, в коллективе сверстников и пр.

В группе подростков объединенных субкультурой «Панк» привлекают возможность общения по интересам, отсутствие осуждения каких-либо поступков, возможность проявления своей индивидуальности и др.


Выводы по 2 главе

 

Подростковый возраст охватывает период от 11—12 до 15 лет. В эти годы происходит перестройка всего организма. Поэтому подростковый возраст принято называть переходным. В это время активно развиваются интеллектуальные, нравственные и физические силы.

Современный подросток стремиться осмыслить себя и окружающий мир, имеет широкий круг духовных запросов, интересов и увлечений.

Подростка отличает повышенный интерес к своему внутреннему миру, своим силам и возможностям, к жизненным целям.

Стремление подростка активно воздействовать на себя не всегда совпадает, а порой и вступает в противоречие с его привычками, стихийно возникшими желаниями. В результате появляется неорганизованность, недисциплинированность.

Важной особенностью мышления подростков является критичность, особенно в отношении к высказываниям взрослых. Появляется стремление самому разобраться в жизни. Эта особенность мышления подростка способствует выработке самостоятельных взглядов и убеждений, что имеет важное значение в становлении его личности.

Физическое развитие в этом возрасте характеризуется интенсивным ростом тела в длину. Поэтому подросток выглядит длинным, узкогрудым, нескладным. Это сказывается на его осанке и походке. Мускулатура и костная система активно развиваются.

Из-за интенсивного умственного, физического, нравственного, духовного развития социализация у подростка проходит проблематично.

На процесс социализации подростков, безусловно, оказывают влияние многие факторы, но главными из них являются:

1-роль семьи. Семья – это маленькая кладовая, в которой формируются и умения, и навыки, и развиваются способности и индивидуальные особенности подростка. Ребенок учится от родителей, еще в младшем школьном возрасте, всему: манере поведения, умению общаться, различным видам деятельности и т.д. Очень важно родителям читать литературу по воспитанию всестороннего развитого ребенка. Тогда к подростковому возрасту ему будет легче адаптироваться к новым жизненным ситуациям, найти общий язык с незнакомыми людьми. Это даст ему возможность стать интеллектуально развитым, стать благополучным в дальнейшей жизни и добиться большого успеха.

2-собенности взаимодействия со сверстниками. Так как в переходном возрасте происходит половое созревание подросток начинает обращать внимание на противоположный пол, чаще всего в группе сверстников. Общение со сверстниками играет для подростка очень важную роль, поэтому из-за возникновения непонимания, плохих взаимоотношений процесс социализации у подростка может нарушиться.


Выводы к 3 главе

 

Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих факторов - семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Институты и механизмы социализации выполняют свои специфические функции в развитии личности.

В процессе социализации у подростков формируется система норм и ценностей, отличающих данную группу от большинства обществ, называемая субкультурой.

Стремление перебороть традиционные формы поведения ведёт к созданию собственных норм, часто противоречащих общепринятым, что ведёт к ослаблению влияния родителей, взрослых воспитателей, выливается в создание различных неформальных групп, специфической молодёжной субкультуры. Отсутствие запретов в таких группах создаёт ощущение свободы, раскованности.

Базисными видами деятельности специалистов, социальных, психологических, педагогических служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультативная деятельность.

Может быть организована работа с текстами песен с помощью таких процедур как: контент-анализ текстов, осмысление собственной позиции по отношению к тексту, написание рецензий и эссе, поиск единомышленников и оппонентов, установление взаимопонимания, обсуждение.

Подросткам — представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы.


Заключение

 

В ходе проведённой работы были исследованы следующие темы:

- Общая характеристика субкультуры;

- Определение понятия «субкультура»;

- История возникновения и сущность субкультуры «Панк»;

- Общая характеристика подросткового возраста;

- Возрастные особенности подростков;

- Особенности процесса социализации подростков; 

- Работа социального педагога с подростками субкультуры «Панк»;

-Влияние субкультуры на становление личности подростка;

-Организация социально педагогической деятельности с подростками субкультуры «Панк».

Именно эти темы помогли наиболее полно раскрыть тему курсовой работы, достичь поставленных целей. 

В работе с подростками субкультуры «Панк» требуется определенный подход. Также при работе с такими детьми социальному педагогу требуется знать историю субкультуры, возрастные особенности подростков, общие требования к проведению работы.Следует давать подростку право выбора, вступать в субкультуру или не вступать. Но весьма важно рассказать ребенку как отрицательные, так и положительные моменты той, или иной субкультуры.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросы социализации подростков, влияния субкультуры на процесс социализации представлены в педагогической науке достаточно широко.

В то же время обзор научных источников с очевидностью показывает недостаточную ее изученность. Соответственно проблема влияния субкультуры на процесс социализации подростка требует к себе внимания в современном мире. Она требует продолжения исследования и не только изучение психолого-педагогической литературы, но и практического исследования, с помощью которого, возможно, будут получены новые результаты, более досконально изучить данную тему.

Подводя итоги данной курсовой работы, можно сказать следующее:

1. Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

2. Подросток может попасть в субкультуру по разным причинам: из-за проблем в семье, с учебой, в коллективе сверстников и др. По этому следует проводить работу с подростком и в этих сферах его жизни.

3. Социальный педагог должен учитывать, что во время переходного возраста, который характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных, нравственных и физических сил, следует проводить работу исходя из развивающихся в ребёнке качеств, — критичность, доверчивость, импульсивность, конфликтность и др.

4. С подростком субкультуры «Панк» может проводиться следующая работа: индивидуальная, групповая, профилактическая, коррекционная, консультативная

В ходе работы над данной темой были использованы следующие методы исследования: наблюдение (включенное и не включенное), изучение продуктов деятельности, изучение психолого-педагогической литературы, сбор и фиксация информации по исследуемой проблеме.


Библиография

 

1. Аксёнов И.Н. Социализация подростков. - М., МАИ, 1996.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект пресс, 1996.

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.

4. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.: Наука, 1994.

5. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Ярёменко С.Н. Социология. - Ростов- н/Д.: Феникс, 2001.

6. Кравченко А.И. Социология. - М.: Академический проект, 2000.

7. Никольский Д. Социология молодёжи (Молодёжный экстремизм и молодёжная субкультура)/ http://www.romic.ru/referats/0703.htm

8. Перов И.М Неформальные молодёжные объединения/ http://www.romic.ru/referats/0701.htm

9. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодёжь. - М.: Политиздат, 1988.

10. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ. 1996.

11. Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 2001.

12. «Молодежный экстремизм» под ред. А. А. Козлова. Изд-во СПбГУ, 1996г.

13. «Социология молодежи» под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ, 1996г.

14. Громов А. В., Кузин О. С. «Неформалы. Кто есть кто?» — М.,1990г.

15. Запесоцкий А. С., Файн А. П. «Это непонятная молодёжь…: проблемы неформальных молодёжных объединений» – М: Профиздат, 1990г.

16. Кон И. С. «Социология молодежи» В кн.: «Краткий словарь по социологии»- М., 1988г.

17. Краковский А. П. «О подростках»- М., 1970г.

18. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. «Психология подростка»- М., 1965г.

19. Ольшанский Д. В. «Неформалы: групповой портрет в интерьере»- М: Педагогика, 1990г.

20. Овчарова Р.В. «Справочная книга социального педагога» — М.:ТЦ «Сфера», 2001г.

21. Никитина Н.И. «Методика и технология работы социального педагога» — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005г.

Курсовая работа

 

 

Тема: «Процесс социализации

подростка субкультуры

«ПАНК» в современном обществе»

 

 

Выполнила:

Шехова Марина Алексеевна

Специальность:

0314 – социальная педагогика

Курс III, группа 31-СП

Форма обучения:

Дневная

Научный руководитель:

Удалова Александра Эдуардовна

 

 

Москва, 2008 г.


Оглавление

 Введение

Глава 1. Общая характеристика субкультуры

1.1 Определение понятия «субкультура»

1.2 История возникновения и сущность субкультуры «Панк»

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Общая характеристика подросткового возраста

2.1 Возрастные особенности подростков

2.2 Особенности процесса социализации подростков

Выводы по 2 главе.

Глава 3. Работа социального педагога с подростками субкультуры «Панк»

3.1 Влияние субкультуры на становление личности подростка

3.2 Организация социально педагогической деятельности с подростками субкультуры «Панк»

Выводы по 3 главе.

Заключение

Библиография


Введение

Немаловажное значение в процессе социализации личности подростка играют субкультуры. В современном обществе очень велико их разнообразие, актуальность и мода.

Родители не всегда способны контролировать своих детей и, чаще всего, даже не знают об их интересах, проблемах и возможностях. Поэтому большую часть своего свободного времени современные подростки проводят на улице, где свои законы и предпочтения. Там же они могут попасть в какую-либо субкультуру, не все они безопасны, но и не все так плохо влияют на человека, как принято считать.  

Большинство людей судят о субкультуре по внешнему виду и поведению некоторых представителей, не учитывая при этом возможность влияния каких-либо факторов и личностных качеств данного представителя. Проявление яркой индивидуальности, особенно во внешнем виде, редко оценивают положительно, чаще таких людей осуждают за то, что они «не такие как все».

Хотелось бы сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи, а конкретно подростков. Исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия.  Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

Изучение субкультур — относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально-философские (С.И. Левикова), эстетические (Э.А. Раманаускайте), социологические (Д.В. Петров), лингвокультурологические (М.А. Солодова), социально-управленческие (Г.М. Иващенко), социально-психологические (Л.В. Шабанов) аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодежных субкультур (И.И. Клявина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, С.В. Родионов, Т.Б. Щепанская), процессы их становления (И.Э. Петрова), взаимодействие молодежных субкультур с социальными институтами (А.А. Артюх, С.А. Воронина) и формами общественного сознания (Ю.А. Сошин), региональные характеристики субкультурной дифференциации молодежи (М.В. Блохина).

Оригинальную концепцию индивидуальной педагогической помощи создал А.В. Мудрик. В ней определены сущность, типы задач, условия эффективности помощи. Сторонники данного подхода (Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, М.В. Шакурова) разработали соответствующую методику. Взаимодействие субъектов социального воспитания с представителями юношеской субкультуры раскрывается в научной литературе на основе положений о психолого-педагогической помощи детям с девиантным поведением (М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова, М.И. Рожков).

 

   Целью нашей курсовой работы является изучение молодежной субкультуры «ПАНК», изучение социально педагогической работы с подростками субкультуры «ПАНК».

Задачами данной курсовой

работы является:

1. Изучение и анализ молодежной субкультуры "ПАНК";

2. Изучение и выявление возрастных особенностей подростков;

3. Изучение и выявление влияния субкультуры на становление личности подростка;

4. Изучение и анализ социально-педагогической деятельности с подростком субкультуры "ПАНК".

Объект исследования: подростки субкультуры "ПАНК"

Предмет исследования: процесс социализации подростка субкультуры "ПАНК" в современном обществе.


Глава 1. Общая характеристика субкультуры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.128 с.)