Двигательные способности детей 4-6 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двигательные способности детей 4-6 лет



 

Двигательными (физическими) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.

В физическом воспитании дошкольников развитие основных движений во многом зависит от проявлений у детей двигательных качеств - быстроты, силы, выносливости, которые в значительной мере расширяют функциональные возможности детского организма. При недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. Многие исследователи, изучая закономерности развития основных двигательных качеств на начальных этапах воздействия, доказали, что их развитие взаимосвязано и оказывает положительное воздействие друг на друга.

Некоторые исследователи считают, что следует развивать те двигательные качества, которые являются отстающими у большинства детей, другие предлагают ориентироваться на ведущие двигательные качества. По мнению Гуляйкина В.М. (1986), в развитии и становлении основных двигательных качеств у детей, необходимо учитывать формирование как отстающих, так и ведущих двигательных качеств.

В процессе жизни ребенка неравномерность развития его органов и систем нашла свое отражение в понятии гетерохронности. Исследования Северцова А.Н. (1939) и Анохина П.К. (1958) показали, что степень зрелости и функционирования организма ребенка на разных этапах развития сдвинуты во времени и определяются его адаптационными возможностями. Подобный эффект характеризует надежность функционирования биологической системы детского организма, которая достигается на разных этапах его развития с последовательным включением различных факторов (139). Эти этапы получили название "критических" или "чувствительных" (сенситивных) периодов развития [6].

"Критические" периоды рассматриваются как периоды, когда происходит наибольшая реализация потенций организма в онтогенезе, и как периоды, когда специфическое воздействие на организм вызывает определенную, повышенную ответную реакцию, причем фаза, в пределах которой можно получить оптимальный результат такого воздействия, именуется "сенситивным" периодом. Такие периоды чрезвычайно важны для развития, их эффективность значительно повышается, если акцент приходиться на периоды естественного ускорения развития отдельных элементов и структур двигательной системы ребенка.

Успешность любого процесса обучения двигательным действиям зависит от готовности обучаемого к освоению учебного материала. Одной из важных предпосылок считается физическая подготовленность обучаемого, его двигательная и координационная готовность [23].

По сравнению с другими двигательными качествами, понятие "координация движений" определено наименее точно и вызывает большие разногласия среди исследователей. Споры возникают при рассмотрении ее взаимосвязи с ловкостью. Лях В.И. (1983) считает, что координация движений выше по своей структуре, чем ловкость. Некоторые авторы рассматривают ловкость как частную характеристику координированности. Однако, чаще всего, координацию движений отождествляют с ловкостью.

Н.А. Бернштейн относил ловкость к одному из ведущих психофизиологических качеств человека и указывал на то, что координация и ловкость - не одно и то же. По его определению, "ловкость" есть способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно, быстро, рационально и находчиво. Под координацией он понимал "преодоление " избыточных степеней свободы движущегося органа, т.е. превращение последнего в управляемую систему.

П.А. Гужаловский (1979) определяет понятие координационные способности, как свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое целое для решения конкретной двигательной задачи, что проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его своевременном исполнении.

Координация является результатом совместного взаимодействия центральной нервной системы и мускулатуры с целью достижения конечного результата движения. Для хорошей координации необходимо наличие способностей по управлению телом, восприятию и перерабатыванию значимой информации.(1981) и Kosel (1993) перечисляют следующие способности:

способность к ориентации - способность удерживать произвольные и непроизвольные движения в нужном направлении;

способность к реакции (реактивные способности) - способность быстро реагировать на раздражитель;

способность к равновесию - способность удерживать тело в равновесии или восстанавливать его равновесие;

способность к ритму - способность производить движение в соответствующем ритме;

способность к дифференцированию - способность осуществлять безопасное, точное, экономное движение. При этом важную роль играет дозирование силового участия.

Элементарные координационные способности, присущие детям, проявляются в ходьбе, беге и прыжках, тогда как сложные проявляются непосредственно в какой - либо специальной деятельности.

Дошкольникам свойственны следующие виды координационных способностей:

. Пространственно-ориентационная способность.

. Способность к статическому и динамическому равновесию.

. Реагирующая способность - способность к быстрому началу целенаправленного двигательного акта, соответственного определенному сигналу.

. Ритмическая способность - способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Основу составляет переработка слуховой, зрительной, двигательной и кинетической информации.

В своих исследованиях Бальсевич Т. А. показал, что у 4-летних детей, под воздействием тренировки, наиболее интенсивно развиваются простые компоненты координационных способностей, а также те из них, которые в большей степени связаны с проявлением качества быстроты.

Большинство авторов считает, что наиболее благоприятным периодом для развития координации является детский и подростковый возраст. От его состояния зависит успешное овладение новыми формами движений, приобретение двигательного опыта, повышение уверенности в своих силах, создание положительного отношения к занятиям. В процессе развития координации движений у ребенка формируются способности управлять своими движениями, выполнять их легко, с наименьшими затратами энергии. Только при хорошей координации движений можно более продуктивно проявить мышечную силу в разученных двигательных действиях, а также увеличить быстроту и продолжительность их выполнения.

Не менее свойственно дошкольному возрасту развитие быстроты движений. Быстрота, как способность человека совершать двигательное действие в минимальный, для данных условий, отрезок времени проявляется по-разному [30]. Известны три основные формы ее проявления: скрытое время двигательной реакции, скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении) и частота движений.

По мнению Б. А. Никитюка (1994), из четырех основных двигательных качеств лишь скорость и гибкость по-настоящему оформлены в дошкольном возрасте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.005 с.)