Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Морфофункциональные и физиологические особенности детей 4-6 летСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дошкольный период в жизни ребенка характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Дети рождаются с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). И хотя эти особенности являются основой для дальнейшего физического и психического развития, определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая ребенка среда и воспитание [1]. Основными показателями развития детей дошкольного возраста являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и нервно-мышечной систем, внутренних органов, уровень психики и степень развития двигательных навыков. По сравнению с грудным возрастом, рост и развитие детей дошкольного возраста несколько замедляется. Если за первый год жизни длина тела ребенка увеличивается более чем на 50%, то в последующие годы и до периода полового созревания темп роста снижается [9]. Ребенок 4-5 лет подрастает за год примерно на 4-6 см. Относительно высокая активность процессов роста приходиться на так называемый период "вытягивания" - 5-7 лет. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме. Вес тела, при нормальном развитии, за период от 3 до 6 лет увеличивается на 6-8 кг. У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Величина окружности грудной клетки также изменяется неравномерно и зависит от упитанности ребенка, его физического развития и физической подготовленности (развития мышц, функции дыхания, развития сердечно-сосудистой системы). Структура легочной ткани до 7 лет еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма стоит высоко, в связи с чем, уменьшается размах дыхательных движений. Ребенок дышит более поверхностно и значительно чаще, чем взрослый. По мере роста грудная клетка опускается вниз, и ребра принимают косое положение. В связи с развитием плечевого пояса, к 7-летнему возрасту дыхание становится преимущественно грудным [14].
Изменяется и деятельность дыхательной системы: снижается частота дыханий - до 23-26 раз в 1 минуту, а глубина их увеличивается. Возрастает жизненная емкость легких (ЖЕЛ): если в 4 года она составляет в среднем 1100 см 3, то в 7 лет - уже 1350 см 3 [29]. По мнению Осокиной Т.И. показатели жизненной емкости у 6-7 летних детей могут быть увеличены под влиянием регулярных занятий плаванием на несколько сот см3 [26]. Частота пульса продолжает снижаться со 100-105 уд/мин в 4 года до 85-90 уд/мин в 7 лет. Частота сердечных сокращений - показатель весьма лабильный и легко изменяется под влиянием температуры, эмоций, мышечной деятельности ребенка. Вместе с тем, при прочих равных условиях, высокая ЧСС у здоровых детей 6-7 лет в состоянии относительного покоя указывает на недостаточную зрелость вегетативной нервной системы. Артериальное давление возрастает: в 4 года оно в среднем составляет 102/64 мм рт. ст, а в 7 лет - 104/68 мм рт. ст. В дошкольном возрасте продолжает совершенствоваться регуляция кровообращения: более экономными становятся кровоснабжение тканей в покое и на единицу выполненной работы, кровоснабжение между работающими мышцами и различными тканями работающего органа. Особый качественный скачок в совершенствовании регуляции кровообращения, приходящийся на период от 6 до 7 лет, по мнению Антроповой М.В. и Кольцовой М.М. (1983), диктует необходимость предъявления более щадящих нагрузок (умственной, динамической и особенно статической) в режиме деятельности детей 6 лет. Костная система у детей богата хрящевой тканью: кости ребенка не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов [12]. Осанка не относится к числу наследуемых признаков. Она начинает формироваться с раннего возраста и в течение жизни может изменяться. Формирование физиологических изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделе начинается уже на первом году жизни. К семи годам имеется четко выраженный шейный и грудной изгиб. Фиксация поясничного изгиба происходит несколько позже - в 12-14 лет. Для формирования правильной осанки большое значение имеет развитие мышц туловища. Напряжение этих мышц формирует и удерживает осанку, а уменьшение их напряжения нарушает ее. У детей мышцы туловища еще слабо развиты, поэтому их осанка неустойчива.
В дошкольном возрасте продолжается интенсивное формирование свода стопы. Однако кости стоп у детей в сравнении с костями взрослых более мягкие, эластичные, менее ломкие, но легко изгибающиеся и деформирующиеся. Детская стопа, по сравнению со взрослой, коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно налегают друг на друга. У детей на подошве сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы. Суставно-связочный аппарат стоп также еще не сформирован, суставы, в сравнении с суставами взрослых, более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, несколько уплощаются, однако по окончании напряжения тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Поскольку формирование стопы у детей дошкольного возраста еще на завершено, любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Упражнения для мышц ног, особенно для мышц стопы - ходьба на носках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол, волейбол и баскетбол, плавание - предупреждают развитие плоскостопия [19]. Интенсивное развитие скелета дошкольника тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий и связочно-суставного аппарата [20]. Мышечная система у ребенка раннего возраста, по сравнению с взрослым человеком, развита еще недостаточно, и мышечная масса составляет около 25% веса его тела, тогда как у взрослого она равна в среднем 40-43% [4]. Мышечная ткань начинает развиваться уже на третьей - четвертой неделе эмбриогенеза. Отмечено, что формирование мышечных волокон в различных группах мышц происходит не одновременно. Дифференцировка мышц верхних конечностей идет раньше, чем нижних. Проявляется неравномерность развития различных мышечных групп: у детей 5-7 лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти и стопы. Развитие организма и отдельных органов также происходит неравномерно (гетерохронно). В первую очередь и в наибольшей степени растут и развиваются те органы, которые в большей степени участвуют при сокращении скелетных мышц, а также те мышцы, которые больше функционируют. В прямой зависимости от функций скелетной мускулатуры находится также развитие торможения в нервной системе, которое обеспечивает совершенствование координации ее деятельности и всех функций организма. Продолжается интенсивное развитие структуры и функции головного мозга, постепенно возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения. Однако процессы дальнейшего структурного и функционального развития продолжаются еще длительное время. Не завершено формирование борозд и извилин коры, неравномерно протекает процесс становления и развития корковых полей, связанных с функцией анализаторов. К семи годам заметно повышается работоспособность нервной системы. Стимулирующее действие упражнений сказывается на функциях центральной нервной системы. Период от рождения до 7 лет характеризуется большой двигательной активностью ребенка. В этом возрасте, благодаря высокой пластичности нервной системы, ребенок относительно легко усваивает новые формы движений. При этом они носят черты своеобразия, обусловленные особенностями центрально-нервной регуляции, функциональными возможностями и особенностями строения организма в тот или иной период возрастного развития [8].
При систематических занятиях физическими упражнениями, при повышении мышечной нагрузки у детей 4-7 лет происходит более интенсивное развитие двигательных качеств и повышение уровня физической подготовленности [27]. Физические упражнения совершенствуют не только мышечную систему, но и вегетативные функции (дыхание, кровообращение и др.), без которых невозможно выполнение мышечной работы. Из приведенного ясно, что организм ребенка легко воспринимает влияние окружающей среды. Следовательно, факторы воздействия должны быть строго отобраны и дозированы - только в этом случае, можно рассчитывать на благотворное влияние среды на ребенка.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.187 (0.011 с.) |