Морфофункциональные и физиологические особенности детей 4-6 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфофункциональные и физиологические особенности детей 4-6 лет



 

Дошкольный период в жизни ребенка характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Дети рождаются с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). И хотя эти особенности являются основой для дальнейшего физического и психического развития, определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая ребенка среда и воспитание [1].

Основными показателями развития детей дошкольного возраста являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и нервно-мышечной систем, внутренних органов, уровень психики и степень развития двигательных навыков.

По сравнению с грудным возрастом, рост и развитие детей дошкольного возраста несколько замедляется. Если за первый год жизни длина тела ребенка увеличивается более чем на 50%, то в последующие годы и до периода полового созревания темп роста снижается [9].

Ребенок 4-5 лет подрастает за год примерно на 4-6 см. Относительно высокая активность процессов роста приходиться на так называемый период "вытягивания" - 5-7 лет. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме.

Вес тела, при нормальном развитии, за период от 3 до 6 лет увеличивается на 6-8 кг. У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище.

Величина окружности грудной клетки также изменяется неравномерно и зависит от упитанности ребенка, его физического развития и физической подготовленности (развития мышц, функции дыхания, развития сердечно-сосудистой системы).

Структура легочной ткани до 7 лет еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма стоит высоко, в связи с чем, уменьшается размах дыхательных движений. Ребенок дышит более поверхностно и значительно чаще, чем взрослый. По мере роста грудная клетка опускается вниз, и ребра принимают косое положение. В связи с развитием плечевого пояса, к 7-летнему возрасту дыхание становится преимущественно грудным [14].

Изменяется и деятельность дыхательной системы: снижается частота дыханий - до 23-26 раз в 1 минуту, а глубина их увеличивается. Возрастает жизненная емкость легких (ЖЕЛ): если в 4 года она составляет в среднем 1100 см 3, то в 7 лет - уже 1350 см 3 [29]. По мнению Осокиной Т.И. показатели жизненной емкости у 6-7 летних детей могут быть увеличены под влиянием регулярных занятий плаванием на несколько сот см3 [26].

Частота пульса продолжает снижаться со 100-105 уд/мин в 4 года до 85-90 уд/мин в 7 лет. Частота сердечных сокращений - показатель весьма лабильный и легко изменяется под влиянием температуры, эмоций, мышечной деятельности ребенка. Вместе с тем, при прочих равных условиях, высокая ЧСС у здоровых детей 6-7 лет в состоянии относительного покоя указывает на недостаточную зрелость вегетативной нервной системы.

Артериальное давление возрастает: в 4 года оно в среднем составляет 102/64 мм рт. ст, а в 7 лет - 104/68 мм рт. ст.

В дошкольном возрасте продолжает совершенствоваться регуляция кровообращения: более экономными становятся кровоснабжение тканей в покое и на единицу выполненной работы, кровоснабжение между работающими мышцами и различными тканями работающего органа.

Особый качественный скачок в совершенствовании регуляции кровообращения, приходящийся на период от 6 до 7 лет, по мнению Антроповой М.В. и Кольцовой М.М. (1983), диктует необходимость предъявления более щадящих нагрузок (умственной, динамической и особенно статической) в режиме деятельности детей 6 лет.

Костная система у детей богата хрящевой тканью: кости ребенка не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов [12].

Осанка не относится к числу наследуемых признаков. Она начинает формироваться с раннего возраста и в течение жизни может изменяться. Формирование физиологических изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделе начинается уже на первом году жизни. К семи годам имеется четко выраженный шейный и грудной изгиб. Фиксация поясничного изгиба происходит несколько позже - в 12-14 лет.

Для формирования правильной осанки большое значение имеет развитие мышц туловища. Напряжение этих мышц формирует и удерживает осанку, а уменьшение их напряжения нарушает ее. У детей мышцы туловища еще слабо развиты, поэтому их осанка неустойчива.

В дошкольном возрасте продолжается интенсивное формирование свода стопы. Однако кости стоп у детей в сравнении с костями взрослых более мягкие, эластичные, менее ломкие, но легко изгибающиеся и деформирующиеся. Детская стопа, по сравнению со взрослой, коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно налегают друг на друга. У детей на подошве сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы.

Суставно-связочный аппарат стоп также еще не сформирован, суставы, в сравнении с суставами взрослых, более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, несколько уплощаются, однако по окончании напряжения тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение.

Поскольку формирование стопы у детей дошкольного возраста еще на завершено, любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Упражнения для мышц ног, особенно для мышц стопы - ходьба на носках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол, волейбол и баскетбол, плавание - предупреждают развитие плоскостопия [19].

Интенсивное развитие скелета дошкольника тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий и связочно-суставного аппарата [20]. Мышечная система у ребенка раннего возраста, по сравнению с взрослым человеком, развита еще недостаточно, и мышечная масса составляет около 25% веса его тела, тогда как у взрослого она равна в среднем 40-43% [4].

Мышечная ткань начинает развиваться уже на третьей - четвертой неделе эмбриогенеза. Отмечено, что формирование мышечных волокон в различных группах мышц происходит не одновременно. Дифференцировка мышц верхних конечностей идет раньше, чем нижних. Проявляется неравномерность развития различных мышечных групп: у детей 5-7 лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти и стопы.

Развитие организма и отдельных органов также происходит неравномерно (гетерохронно). В первую очередь и в наибольшей степени растут и развиваются те органы, которые в большей степени участвуют при сокращении скелетных мышц, а также те мышцы, которые больше функционируют. В прямой зависимости от функций скелетной мускулатуры находится также развитие торможения в нервной системе, которое обеспечивает совершенствование координации ее деятельности и всех функций организма.

Продолжается интенсивное развитие структуры и функции головного мозга, постепенно возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения. Однако процессы дальнейшего структурного и функционального развития продолжаются еще длительное время. Не завершено формирование борозд и извилин коры, неравномерно протекает процесс становления и развития корковых полей, связанных с функцией анализаторов.

К семи годам заметно повышается работоспособность нервной системы. Стимулирующее действие упражнений сказывается на функциях центральной нервной системы.

Период от рождения до 7 лет характеризуется большой двигательной активностью ребенка. В этом возрасте, благодаря высокой пластичности нервной системы, ребенок относительно легко усваивает новые формы движений. При этом они носят черты своеобразия, обусловленные особенностями центрально-нервной регуляции, функциональными возможностями и особенностями строения организма в тот или иной период возрастного развития [8].

При систематических занятиях физическими упражнениями, при повышении мышечной нагрузки у детей 4-7 лет происходит более интенсивное развитие двигательных качеств и повышение уровня физической подготовленности [27].

Физические упражнения совершенствуют не только мышечную систему, но и вегетативные функции (дыхание, кровообращение и др.), без которых невозможно выполнение мышечной работы.

Из приведенного ясно, что организм ребенка легко воспринимает влияние окружающей среды. Следовательно, факторы воздействия должны быть строго отобраны и дозированы - только в этом случае, можно рассчитывать на благотворное влияние среды на ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.007 с.)