Оптимизация дебиторской задолженности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимизация дебиторской задолженности предприятия



оборотный капитал дебиторский задолженность

Эффективность управления оборотными активами предприятия оказывает влияние на результаты его финансово-хозяйственной деятельности и зависит от многих факторов. Среди них можно выделить как внешние факторы, оказывающие влияние независимо от деятельности предприятия, так и внутренние, на которые предприятие может должно активно влиять. К внешним факторам относятся общее экономическая ситуация в стране и регионе, особенности и нестабильность налогового законодательства, условия получения кредитов и процентные ставки по ним, возможность целевого финансирования. Следует отметить, что перечисленные факторы не охватывают всю совокупность внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия, которая, без сомнения, значительно шире. Учитывая влияние внешних факторов, предприятие должно активнее использовать внутренние факторы и резервы повышения эффективности использования оборотных средств.

В условиях финансового экономического кризиса большинство предприятий оказались в сложной ситуации: с одной стороны, неплатежеспособность заказчиков приводит к замораживанию дебиторской задолженности, усугубляющему острый дефицит денежных средств, с другой - ужесточаются требования поставщиков и кредиторов, требующих погасить задолженности и закрывающих доступ к кредитным потокам. В результате организациям приходится лавировать между сохранением позиций на рынке и сбережением собственных уникальных ресурсов, которые создавались годами и в которые инвестировались многомиллионные средства: это годами «наработанные» клиенты, поставщики, партнеры по бизнесу, собственная экспертиза, в том числе уникальные маркетинговые инструменты и сотрудники, которые попадают под «сокращение расходов» в первую очередь.

Управление дебиторской задолженностью - это, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. В этом случае для ЗАО «Татех» предлагается:

тщательно вести отбор потенциальных заказчиков, используя определенные критерии оценки их надежности;

грамотно (с юридической стороны) оформлять договора, четко прописывая в них штрафные санкции за задержку расчетов, которые впоследствии можно будет применить;

ранжировать дебиторскую задолженность по срокам ее возникновения для оценки реального состояния задолженности, то есть определить долю безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва средств по сомнительным долгам;

постоянно проводить анализ дебиторов и их расчетных документов с сопоставлением сумм дебиторской задолженности с кредиторской задолженностью.

Для снижения дебиторской задолженности ЗАО «Татех» необходимо:

организовать претензионно-исковую работу на предприятии;

составить график погашения дебиторской задолженности;

заключать трехсторонние соглашения по погашению дебиторской задолженности.

Актуален вопрос о сопоставимости дебиторской и кредиторской задолженности. С одной стороны, превышение кредиторской задолженности над дебиторской означает, что предприятие рационально использует средства, т.е. временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает из оборота. С другой стороны кредиторскую задолженность предприятие обязано погашать независимо от состояния дебиторской задолженности.

В отношении просроченной задолженности необходим поиск взаимоприемлемых решений: отсрочка или рассрочка платежа на определенных условиях, расчеты векселями (банковскими или своими, но авалированные банком), в отдельных случаях - оплата своей продукцией (бартер), если она представляет интерес для поставщика, расчеты акциями заказчика и др.

При решении вопроса о предоставлении заказчику отсрочки или рассрочки платежей за поставленную продукцию учитываются его платежеспособность, деловая репутация, опыт прежних взаимоотношений. Покупателей и заказчиков ЗАО «Татех» необходимо группировать следующим образом:

надежные покупатели, им может быть предоставлена отсрочка платежа в запрашиваемых ими размере и сроках;

покупатели, которым может быть предоставлен товарный кредит в ограниченном объеме;

покупатели, которым может быть предоставлен коммерческий кредит только под надлежащее обеспечение;

покупатели, кредитование которых сопряжено с высоким риском неплатежей и поэтому нецелесообразно.

Эффективным средством сокращения потерь от задержки заказчиком расчетов с поставщиками является факторинг - финансирование факторинговой компанией поставщика под уступку денежного требования к заказчику. Фактически банк кредитует поставщика под залог права требования долга: сразу после заключения соглашения (как правило, в течение 2-3 дней) банк переводит на счет поставщика от 70 до 90% от суммы долга, а остальную часть - от 10 до 30% за вычетом процентов за кредит и комиссионного вознаграждения перечисляют после инкассации задолженности. Ставка процента за кредит не отличается от обычной ставки по краткосрочным кредитам (например, 14% годовых), а размер комиссионного вознаграждения составляет от 1 до 3% от суммы долга. Если факторинговое обслуживание банком предприятия-поставщика осуществляется на постоянной основе, то ставка комиссионного вознаграждения обычно устанавливается близко к низшей границе интервала. Что касается процентов за кредит, то они не отличаются от процентов по любым другим долговым обязательствам (займам, кредитам), относятся к внереализационным расходам в установленном порядке и уменьшают облагаемую налогом прибыль. А комиссионное вознаграждение представляет собой плату за услуги банка, которые состоят в анализе и оценке требований поставщика к заказчикам (должникам), контроле за осуществлением платежей, переводе полученных средств на счет поставщика, и другие услуги, предусмотренные факторинговым соглашением. В отличие от платежей процентов за кредит комиссионное вознаграждение, как и оплата иных услуг, облагается НДС.

Таким образом, в программе мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния ЗАО «Татех», основной упор должен быть сделан на сокращение объемов дебиторской задолженности. Этого можно достичь, используя эффективные методы управления дебиторской задолженностью, в частности, с целью стимулирования заказчиков рекомендуется применение скидки с цены продажи, а также использование финансирования факторинговой компанией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.006 с.)