Глава 2. Современное сотрудничество стран стратегического треугольника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Современное сотрудничество стран стратегического треугольника



Политические отношения

 

Россия, Китай и Индия, начиная с 2001 года, строят трехсторонний диалог как на уровне министров и глав трех государств (последняя встреча состоялась в октябре 2007г.), так и на уровне ежегодных взаимных консультаций и обсуждения актуальных вопросов в рамках научно-практических конференций, организаторами которых являются институт ДВО РАН (г. Москва), Институт китайских исследований (г. Дели) и Китайский институт международных проблем (г. Пекин).

Идею о налаживании механизма трехстороннего сотрудничества между Россией, Китаем и Индией первым предложил Евгений Примаков, когда он был на посту премьер-министра. Претворение этой идеи в жизнь начал президент В.В. Путин. В настоящее время национальные интересы России, Китая и Индии тесно связаны с одним из острейших вопросов мировой политики – созданием нового «мирового порядка».

Россия, Китай и Индия намерены создать и претворить в жизнь концепцию безопасности нового типа, которая характеризуется взаимным доверием и равноправием. Целью последней встречи министров иностранных дел трех государств в Харбине в октябре 2007г. было противодействие США в регионе. [63]

В начале февраля 2008г. на совещании руководителей спецслужб США были названы пять основных угроз для Америки, среди них (наравне с «Аль-Каидой», Ираком и Ираном) фигурировали Россия и Китай.[64]

Заявление РФ, КНР и Индии о намерении строить многополюсный мир многие восприняли как начало антиамериканского союза. Однако и на конференциях, и на официальных встречах представителей России, Китай и Индии подчеркивается, что сотрудничество этих стран не направлены на создание союза против третьих стран[65] (США). И Россия, и Китай, и Индия продолжают выдерживать твердую линию на поиск эффективных путей развития конструктивного партнерства с Соединенными Штатами. Россия и Китай выступают против развертывания ПРО США и выхода из договора 1972г. Индия считает, что США должны решить эту проблему путем консультаций с заинтересованными сторонами. Россия и Китай намерены убедить американских партнеров воздержаться от рецидивов односторонней политики и применения силовых методов. Они осудили действия США в Ираке.

Некоторое отсутствие единодушия с Индией по проблеме ПРО объясняется тем, что Дели больше всего в формате «треугольника» интересует как канал нормализации отношений и укрепления связей с Китаем, с также как площадка для обсуждения энергетического сотрудничества с Россией. Индийское руководство не намерено выступать с жесткой антиамериканской риторикой.

Также во время осеннего визита премьер-министра Индии Сингха не было подписано никакого соглашения о намерениях и совпадениях интересов двух стран, что является показателем того, что в Российско-индийских отношениях не все так благополучно и американское влияние на индийской территории очень активно[66].

Процесс глобализации в российско-китайско-индийских отношениях отражается в создании региональных объединений, опровергающих жизнеспособность однополюсного мира. В сфере глобализации Россия, Китай и Индия придерживаются позиции о невмешательстве во внутренние дела. Это связано с тем, что политика этих государства направлена в первую очередь на внутреннее развитие.

По вопросам глобальной безопасности Россия, Китай и индия признают центральную, координирующую роль ООН и высказываются за укрепления коллективных действий по борьбе с терроризмом.

«Треугольник» Россия-Китай-Индия претендует на ведущее положение в регионе Центральной Азии. Стабильность в регионе жизненно необходима этим странам. Опасность для стабильности проявляется в развитии международного терроризма, наркоторговли, деятельности движений экстремистского толка (Исламское движение Узбекистана, «Хизб-ут-Тахрир»). Наибольшая нестабильность наблюдается в Афганистане. Для решения этих и многих других вопросов была создана ШОС.

Одним из основных направлений работы ШОС является экономическое сотрудничество. Россия и Китай являются членами ШОС, Индия имеет статус страны-наблюдателя, и в перспективе ее вступление в ШОС. Развитие и интенсификация деятельности ШОС имеет большое значение для ее членов. Однако в последнее время США и их союзники предпринимают попытки создать конкурирующие региональные объединения. К примеру, США пытаются сплотить организацию «Большая Центральная Азия» без участия России, а Япония выдвигает идею создания Союза азиатских демократий[67].

Также в рамках ШОС в 2005 году во время проведения военных учений «Миссия мира 2005» руководство Индии прислало на российско-китайские маневры высокопоставленную делегацию наблюдателей, демонстрируя определенную солидарность.[68]

На стамбульском саммите НАТО летом 2004г. в сферу ответственности этой организации включили кавказско-каспийский регион – по сути, часть района, охваченного понятием «Центральная Азия».

Можно сделать вывод о том, что политические отношения являются весьма активными. Государства Россия, Китай и Индия считают, что их главной задачей является построение многополярного мира. Они намерены создать и претворить в жизнь концепцию безопасности нового типа, которая характеризуется взаимным доверием и равноправием. Также три государства поддерживают центральную роль ООН и высказываются за укрепления коллективных действий по борьбе с терроризмом.

В перспективе российско-китайско-индийского сотрудничества ускорить процесс вступления индии в ШОС и активизировать и развивать деятельность ШОС, превратить «равнобедренный» треугольник в «равносторонний» путем преодоления разногласий Китая и Индии. Индия не должна бать младшим партнером. Россия и Китай поддерживают вступление индии в число постоянных членов СБ ООН.

 

Экономические отношения

 

Россия, Китай и Индия намерены усиливать экономическую интеграцию с целью решения народнохозяйственных и внутренних задач. Глобализация открывает возможности для более равномерного распределения в мире ресурсов, создавая фундамент для более стабильной и сбалансированной мировой и региональной систем. Этот процесс должен учитывать необходимость сохранения в современном мире разнообразных культур и цивилизаций.

Три страны развивают торгово-экономические отношения. Очевидно, что «тройка» не заинтересована в допуске внешних сил на региональный рынок.. В октябре 2007 года в Нью-Дели прошла первая трехсторонняя конференция сотрудничества в формате Россия - Индия – Китай. Представители Торгово-промышленной палаты РФ, администрации президента РФ, посол РФ в Индии, представители российских компаний в Индии и дипломаты запланировали представить Россию более 20 делегатами. Китай также заявил об участии в конференции около 20 делегатов - представителей промышленных палат, крупных компаний в сфере недвижимости, торговли, высоких технологий.[69]

Конференция призвана помочь многочисленным индийским предпринимателям познакомиться с возможностями бизнеса в России и Китае. На конференции было решено проводить регулярные форумы для представителей бизнес – сообществ.

Огромный потенциал сотрудничества между Россией, Китаем и Индией существует в области энергетики, в т.ч. в области ядерной энергии. Россия участвует в строительстве АЭС в Китае (Тяньваньская АЭС)[70] и Индии (проект «Куданкулам»)[71]. Построенные Россией первый и второй блоки Тяньваньской АЭС в Китае пущены в эксплуатацию в ноябре 2006 года и в первом квартале 2007 года соответственно. Энергетические мощи и возможности России дают основание полагать, что ее доля в строительстве новых ядерных реакторов в Китае и в Индии может составить более 30 %.[72] Поскольку РФ является одним из крупнейших в мире поставщиков энергоресурсов, а Индия и Китай становятся их главными мировыми потребителями, сотрудничество стран в данной сфере приобретает стратегический характер, и к нему следует подходить именно с таких позиций. Между Россией и Китаем реализуется проект строительства газопровода "Запад-Восток", который должен стать основной магистралью китайской системы газопроводов, по которой будет поступать газ в том числе из Сибири, с Таримского месторождения в северо-восточные районы Китая.[73]

Одной из возможных перспектив России, Индии и Китая может стать подписание трехстороннего соглашения о свободной торговле, подобное НАФТА, так как параметры и сложившиеся условия их экономического развития естественно подводят эти три страны к такому соглашению[74]. Пекин и Дели заявили о признании России страной с рыночной экономикой, а также о поддержке вступления РФ в ВТО.[75]

Несмотря на общий положительный характер экономического сотрудничества, остаются нерешенные вопросы, такие как: нежелание России бать «сырьевой базой»[76], крайне низкий уровень капиталовложений КНР, РФ и РИ в экономику друг друга.

Подводя итог нужно сказать, экономики трех стран являются взаимодополняющими. Россия, Индия и Китай намерены развивать процесс экономической интеграции, особенно в сфере энергетики, которая все больше приобретает стратегический характер. Наряду с этим, нужно активизировать резервы инвестиционного и делового сотрудничества, поддерживать крупные проекты в этой области. Следует оптимизировать потоки экспортных и импортных товаров между Россией, Китаем и Индией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.006 с.)