Российско-китайские отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российско-китайские отношения



 

Россия – евразийская страна. Однако одним из важнейших направлений политики России в XXI веке становится установление взаимовыгодных политических, геостратегических, торгово-экономических и культурных связей со странами АТР, в частности, с древним соседом – Китаем.

Перемены в Росси и в Китае за последние десять лет дают о себе знать. Это проявляется, прежде всего, в том, что каждая нация озабочена главным образом своими внутренними проблемами; развитие России и Китая является разнонаправленным. Существует ряд нерешенных вопросов в различных сферах. Но, несмотря на это нельзя отрицать общую объективную заинтересованность наших стран друг в друге. Россия и Китай сейчас выступают как два совершенно самостоятельных и равноправных партнера в мире. И на этой основе можно строить двусторонние отношения. На протяжении последних десяти лет отношения развивались, формально улучшаясь, переходя на новые и новые ступени, и дошли до уровня, который официальные представители двух стран характеризовали как стратегическое партнерство, направленное в XXI век.[14] Все это делает актуальным вопрос о развитии и современном состоянии российско – китайских отношений.

Значительный подъем в развитии отношений между Россией и Китаем начался с визита Б.Н. Ельцина в КНР в декабре 1992 года. В Пекине было подписано совместное заявление об основах взаимных отношений. В сентябре 1994 года председатель КНР Цзянь Цзэминь посетил с государственным визитом Россию. В совместном заявлении появились слова о «конструктивном партнерстве», было принято решение о «ненацеливании стратегических ядерных ракет друг на друга»[15]. Обсуждались новые формы сотрудничества и развития двусторонней торговли.

Ускоренное развитие двусторонних отношений во всех сферах началось после визитов в РФ в мае 1995 года председателя КНР Цзянь Цзэминя по случаю празднования Победы над фашизмом в Москве и в июне того же года премьер-министра КНР Ли Пэна. В Москве в 1997 году в апреле была подписана совместная Декларация о решимости сторон «содействовать формированию многополярного мира и созданию нового международного порядка»[16]. В декларации осуждался «гегемонизм», звучала основательная критика односторонних действий Соединенных Штатов Америки. Была выражена озабоченность по поводу «расширения военных блоков» (НАТО)[17].

Все положения Декларации были закреплены и дополнены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР сроком на двадцать лет с возможностью пролонгации, который был подписан 16 июля 2001 г. президентом РФ Путиным В.В. и председателем КНР Ху Цзиньтао.[18] Договор установил, что отношения будут складываться на принципах добрососедства, дружбы и сотрудничества. Отрицалась конфронтация и стремление к созданию союзов. Россия и Китай признавались совершенно самостоятельными субъектами международных отношений и равноправными партнерами в мире. 14 октября 2004 г. президентом РФ В.В. Путиным и председателем КНР Ху Цзиньтао было подписано Соглашение о полной делимитации Китайско-российской границы на всем ее протяжении в 4300 км, завершив 40-летний процесс делимитации границы между Китаем и Россией. Согласно подписанному соглашению, необитаемая часть Большого Уссурийского острова, острова Тарабаров и безымянные острова отошли Китаю.[19] В приграничной зоне предусмотрено взаимное сокращение обоюдной численности войск.

Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики была подписана 26 марта 2007 года в Москве[20]. Соглашение в целом подтверждает Соглашение 2004 г. Стороны также договорились об углублении сотрудничества в энергетической, инвестиционной, научно-технической сферах для продвижения в этих отраслях крупных совместных проектов, чтобы поднять общий уровень нашего делового сотрудничества.

Накопленный опыт в двусторонних связях, поднятых на уровень стратегических отношений сделало возможным создание Шанхайской организации сотрудничества. В середине 2001 г. страны Шанхайской пятерки, в том числе Россия и Китай, пришли к заключению, что им нужна своя региональная организация, предназначенная не только для решения каких-то отдельных проблем. Страны «пятерки» собрались в Шанхае, к ним присоединился Узбекистан, и объявили о создании Шанхайскую организацию сотрудничества. Была опубликована конвенция о борьбе против «трех зол»: экстремизма, сепаратизма и терроризма. Через год в Санкт-Петербурге была подписана хартия ШОС – нормативно-правовая база для взаимодействия между членами в различных сферах, завершился период становления ШОС. Сейчас сотрудничество распространяется на экономическую и гуманитарную сферу. Цель ШОС – помогать общему развитию государств-членов. Российско-китайское сотрудничество в ШОС происходит в области космических исследований.

В рамках ШОС в 2005 году были проведены учения «Миссия мира 2005» с участием 10000 военнослужащих. Целью учений было повышение возможностей китайской и российской армий в борьбе с новыми угрозами, при действиях в кризисных ситуациях, а также осуществление скоординированных усилий на фоне борьбы с экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом. [21]

В сфере экономики между Китаем и Россией существует заметная взаимодополняемость; значителен и потенциал их торгово-экономического сотрудничества. Обе страны обладают огромными ресурсами. В Китае сравнительно развиты сельскохозяйственная техника, легкая и обрабатывающая промышленность, начала развиваться информационная индустрия. В России развита тяжелая промышленность, цветная металлургия, химическая промышленность и другие отрасли, обладающие сильной конкурентоспособностью. В то же время, Россия является развитой научно-технической державой. Существуют широкие перспективы совместного с Китаем освоения и использования научно-технических достижений в области энергетики, металлургии, авиации, атомной энергетики, космической промышленности и т.д. В 2004 товарооборот между двумя странами составил 20 млрд. долларов, к 2010 поставлена цель довести эту цифру до 60 млрд. долларов. Для Росси важно наряду с активным сотрудничеством в области энергетики и экспорта углеводородного сырья в Китай, развивать экономическое сотрудничество в области высоких технологий.

 Китай является одним из мировых и региональных лидеров по импорту вооружения и военной техники. Россия стала основным партнером КНР в этой области. В настоящее время Россия поставляет более 80% импортируемого Пекином оружия.[22] Китай ежегодно приобретает в России вооружения на сумму 3 млрд. долларов в год[23]. Россия продала КНР 40 наиболее современных истребителей Су-30 в дополнение к уже имеющимся 48 Су-27. Китай закупает радоилокационые средства, эскадренные миноносцы, реактивные истребители, управляемые ракеты и другие виды вооружения и военной техники, а также Москва оказывает значительное технологическое содействие китайской оборонной промышленности. В 1998-2005 годах на заводе в Шэньяне по российской лицензии и в основном из российских комплектующих было собрано 105 Су-27СК[24]. Продажа технологий и ВиВТ Китаю, способны лишь ускорить его рост, а отказ от сотрудничества, напротив, замедлить, но не заблокировать. Однако при отказе от сотрудничества с КНР в сфере ВТС Россия потеряет важный инструмент политического и экономического влияния, как на Пекин, так и на ситуацию в регионе. Соответственно, укрепляя военный потенциал Китая, Россия должна учитывать свои национальные интересы.

Непосредственное участие принимает государственная власть России и Китая в развитии культурных связей. Мероприятия в этой направленности были реализованы в рамках Национальных годов (Года России в Китае в 2006 г. и Года Китая в России в 2007 г.). Было успешно проведено более 500 мероприятий при непосредственно активном участии дипломатических ведомств. Целью Национальных годов было формирование положительного образа о государствах среди граждан Китая и России. В результате образ страны-партнера и в России, и в Китае приобрел больше позитива и конкретики, стал более достоверным, участились контакты на высшем уровне, расширились культурные обмены и межрегиональное сотрудничество.

В социальной сфере большое влияние на развитие двусторонних отношений оказывает миграционный фактор. В российском обществе распространено мнение о том, что китайская иммиграция является одной из предпосылок и причин возникновения таких угроз как военный конфликт, захват российского рынка китайскими товарами и экономическая зависимость РФ от КНР. Многие исследователи полагают, что российский Дальний Восток уязвим по отношению к давлению со стороны Китая. [25] Существует и другая точка зрения - по мнению российского специалиста С.Г. Лузянина, широкое и регулируемое использование российским государством китайских трудовых ресурсов является для России оправданным и выгодным, позволяя решить крупные задачи народного хозяйства, связанные с нехваткой рабочей силы в Сибири и на дальнем Востоке.[26] Китаю это полезно в плане снижения безработицы в Северо-восточных провинциях.

Таким образом, можно сделать вывод, что за период с начала 1990-х годов между РФ и КНР произошло установление прочного конструктивного стратегического партнерства, которое является результатом отношений между двумя государствами, обусловленным объективными общими интересами в сфере политики, экономического сотрудничества международных отношений, а также развитием многополярной структуры. Создание и развитие партнерства связано с обеспечением безопасности, стабильности, развития и интеграции России и Китая в мировую экономику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.2.96 (0.005 с.)