Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретическая основа отдыха и организации культурно-досуговой деятельности в доу

Поиск

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая основа отдыха и организации культурно-досуговой деятельности в ДОУ

1.1 Основные понятия

Особенности организационного периода

Задачи организационного периода

Воспитательная работа

Как подготовить культурно-досуговое мероприятие

Как подготовить и провести игру

Как провести спортивную игру

Подведение итогов игры

Глава 2. Культурно-досуговая деятельность в ДОУ

Игры на знакомство

Игры на внимательность и наблюдательность

Общелагерные игры

Развитие интеллекта

Физическое развитие

Туристская подготовка

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Результат работы детского учреждения определяется качеством формирования и развития личности ребенка и степенью совершенствования педагогического мастерства. При использовании технологии моделирования и конструирования программы деятельности детских оздоровительно-образовательных учреждений (лагеря, санатории, пансионаты) необходимо заложить наиболее существенные связи, спроектировать категории целей в эмоционально-личностной области развития ребенка в ходе воспитательного процесса, предусмотреть критерии его результативности в субъектном проявлении ребенка.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает детей и молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части детей молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика детского и молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН. Надо не только знать сегодняшние «культурные запросы» детей и молодежи, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Совершенствования организации культурно-досуговой деятельности в детских оздоровительных учреждениях является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, подходы к модели и профессии работника ДОУ, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Цель курсовой: изучение организации культурно-досуговой деятельности в детских оздоровительных учреждениях.

Задачи:

1. изучение материала по данной теме (литература, источники Internet);

.   рассмотрение основных понятий;

.   выявление особенностей подготовки культурно-досуговой деятельности в детских оздоровительных учреждениях;

.   охарактеризовать возможные мероприятия, проводимые в детских оздоровительных учреждениях.

Объектом данного исследования являются культурно-досуговые мероприятия в детских оздоровительных учреждениях.

Предметом данного исследования является организация культурно-досуговой деятельности в детских оздоровительных учреждениях.

Гипотеза: Основная задача детских оздоровительных учреждений, как социальных институтов, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, а зачастую родителей и учителей, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга.

 


Основные понятия

Учреждения детского оздоровительного отдыха - лесные школы, детские санатории, спортивно-оздоровительные лагеря, выездные детские сады, загородные летние пансионаты, семейные санатории, дома отдыха, базы отдыха.

Дом отдыха - оздоровительное учреждение, предназначенное для практически здоровых людей.

Лагерь спортивно-оздоровительный - специализированное рекреационное предприятие, предназначенное для активного отдыха и занятий физической культурой и спортом.

Лагерь спортивный - специализированное рекреационное предприятие, предназначенное для занятий физической культурой и спортом в естественной среде.

Лагерь туристско-оздоровительный, палаточный - специализированное рекреационное предприятие, предназначенное для активного отдыха в естественной среде.

Лагерь туристско-оздоровительный, стационарный - специализированное рекреационное предприятие, предназначенное для проведения туристских походов и оздоровления.

Пансионат - 1) род дома отдыха или гостиницы для отдыхающих на курортах. 2) средство размещения туристов на курортах.

Санаторий - 1) лечебно-профилактическое учреждение для лечения преим. природными (климат, минеральные воды, грязи) и физиотерапевтическими средствами, диетой и режимом. Различают С. общего типа и специальные (детские, туберкулезные и др.). 2) рекреационное предприятие.1

Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Вожатый - профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Более того, вожатый - ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди.

 

Воспитательная работа

Форма воспитательной работы - ограниченная по месту и времени структура коллективного взаимодействия детей и взрослых, которая позволяет решить определенные воспитательные задачи.

Дело или мероприятие может включать одну или несколько форм. Относительно количества участников можно говорить о формах отрядной работы и об общелагерных делах. Основной груз решения поставленных задач несут на себе, в первую очередь, отрядные дела, даже если они не обладают размахом общелагерных.

Задачи культурно-досуговых мероприятий:

Ø представление детям образца деятельности,

Ø создание эмоционального настроя, торжественности, демонстрация ритуалов,

Ø они решают задачи, которые требуют совместных усилий,

Ø выводят деятельность отряда на новый уровень,

Ø могут помочь в сплочении отряда.

В 30-дневной смене достаточно 5-7 общих дел. Количество отрядных дел в разных сменах бывает разным. Как минимум -- чтобы каждый ребенок смог попробовать себя в разработке и подготовке дела (4-5 дел - по количеству групп). Плюс дела, которые готовятся вожатыми, дела организационного периода, итогового, подготовка к общелагерным делам.

Чем определяется и какими средствами достигается разнообразие отрядных дел?

Определяется разнообразием интересов и потребностей детей, необходимостью постоянной смены деятельности для сохранения активности восприятия, для достижения больших результатов; множеством задач, которые предстоит решить педагогу в течение смены, чтобы обеспечить благополучие ребенка и достичь тех целей, которые поставлены программой конкретной смены, которые определены совместно с детьми.

Какими средствами создать разнообразие:

включить самих ребят в процесс планирования, подготовки и проведения дел: это наполняет их деятельность в лагере конкретным содержанием, предполагает использование разных способов и приемов организации деятельности, в том числе групповых, индивидуальных, коллективных;

разнообразить формы дел.

Чтобы создать разнообразие форм работы с детьми, можно:

использовать комплексные формы, такие как тематический день. Он предполагает систему дел, связанных общей темой, логикой; содержательно прорабатываются все обычные организационные моменты дня; важно учесть сочетание различных видов деятельности в дне. Может быть использовано единое оформление, меняются только его элементы;

разнообразить содержание дел отряда: спорт, интеллект, искусство, прикладное творчество, досуговое творчество, развлечения, «отраслевые» дела (по экологии, экономике, праву, театральные, литературные и др.).

 

Ход занятия. Введение.

Стадии КТД, которые определяет И. П. Иванов:

Первая стадия - предварительная работа воспитателей (определяется роль КТД, выдвигаются конкретные воспитательные задачи, начинает строиться перспектива КТД).

Вторая стадия - коллективное планирование КТД;

Третья стадия - коллективная подготовка дела (на этой стадии руководящий орган КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника).

Четвертая стадия - проведение КТД.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД.

Шестая стадия - ближайшее последействие КТД.

II. Определение идеи дела.

Начнем с определения понятий.

Коллективно-творческое дело - это:

дело,так как несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

коллективное дело,так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива - детей и воспитателей, т. е. является общей заботой;

коллективно-творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет разные возможности.

В основе лежат 4 сами:

сами планируем,

сами организуем,

сами проводим,

сами анализируем.

По характеру ведущей деятельности выделяются КТД:

организаторские,

социально-ориентированные,

информационно-аналитические,

коммуникативные,

художественные,

спортивные.

Таким образом, определив основные понятия, этапы КТД, приступаем к выдвижению идей о проведении КТД.

Идеи в команде могут выдвигаться:

- мозговым штурмом - все участники творческой группы собираются вместе и высказывают свои предположения, идеи, которые обсуждаются, «перерабатываются», дополняются и дорабатываются;

методом ассоциаций.

Но нужно помнить, что детские идеи необходимо переводить в русло полезное, интересное как для самих ребят, так и для окружающих. Порассуждайте, расшифруйте слова «общение», «собеседник», «культура поведения» и т. д. Поиграйте со словом идея (это могут быть критерии-требования к выдвигаемым идеям):

И - интересно должно быть каждому;

Д - деятельность, самое главное - она должна быть очень активная;

Е - единство, сплоченность команды;

Я - найди возможность для проявления индивидуальности каждого человека.

После выдвижения и определения идеи КТД, нужно познакомиться со схемой подготовки дела.

III. Схема подготовки дела.

1. Предварительная работа (определение «нужности» дела, подбор материала, обсуждение идей дела…).

. Определение цели и предполагаемого результата дела - формулировка темы, выбор названия.

. Выбор формы проведения дела, определяется количество и состав участников, их роли, общий ход дела, правила ведения.

. Составление плана подготовки и проведения дела.

Содержательный блок:

- ключевые вопросы по теме,

рабочие материалы,

предварительная работа с участниками,

предварительная работа с ведущим (с пресс-центром, экспертами и пр.).

Организационный блок:

- оформление,

оборудование,

подготовка места,

приглашение участников (специалистов),

реклама,

написание сценарного плана или сценария дела.

. Проведение дела: представление предмета, цели дела, объяснение правил ведения, ход дела, подведение итогов.

. Анализ дела.

Для детей средне-старшего, старшего возраста данную схему возможно озвучить, наглядно изобразить все 6 стадий развития. Для детей младшего возраста изложить данные материалы в доступной для них форме.

А. Н. Лутошкин советует организовать работу по подготовке и проведению КТД следующим образом:

. Поставь цель, определи, что требуется делать.

. Подумайте, какими путями ее лучше достичь.

. Разбейте всю работу на части.

. Составь план выполнения дела.

. Посоветуйся с опытными людьми.

. Установи, как должна идти работа.

. Подбери помощников, исполнителей.

. Распредели обязанности.

. Объясни, что требуется сделать.

. Согласуй работу с другими организаторами.

. Учитывай, кто и как работает.

. Подведи итоги по окончании работы, проанализируй дело.1

Условия проведения КТД:

1. Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД.

. Нельзя допускать изменение позиции, роли, которая определена взрослому.

. Необходимо опираться на прошлый опыт, на опыт и знания ребят.

. Главное, что КТД - это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.

Ход дела

Бывают случаи, когда при подготовке игры кажется, что все устено, а при ее проведении оказывалось, что забыта половина реквизита, да и сами правила почему-то вспоминаются с трудом.

Ниже представлена последовательность подготовки к игре и некоторые советы по ее проведению. Для начала необходимо будет решить ряд вопросов:

. По какому принципу могут проходить игры (личный зачет, командные, по кругу, когда играющие переходят от одной игровой станции к другой, по легендам, загадкам, шифровкам…).

Командная игра позволяет лидеру увидеть сплоченность группы, ребят заставляет по-другому взглянуть друг на друга и на себя самого. Каждый не сам за себя, а «Один за всех, и все за одного». Как правило, после командных игр ребята чаще всего становятся еще дружнее.

. Какова объединяющая идея (для игроков - цель) - «жизни», жетоны, очки, олимпийская система, контрольное время и т. д.

. После выбора принципа и объединяющей идеи вашей программы вы должны выбрать тему (если она еще не определена).

Игры могут быть познавательные, интеллектуальные, на проверку практических навыков, развлекательные, развивающие, возрастные, музыкальные, игры-шутки, подвижные, спортивные и др.

Может быть смешанный тип, когда игры идут по кругу и независимы друг от друга, но объединены одной идеей.

. После определения примерного плана, следует позаботиться о стартовой информации. Независимо от того, где будут проходить игры, необходимо знать: где? когда? во сколько? сколько будет человек?

. После подготовительного этапа понадобится команда судей, которая будет подбирать и проводить.

Хорошо, если судьи напишут себе небольшой сценарий: как они встретят ребят? что скажут? как попрощаются? где будут стоять? во что будут одеты? и т. д.

. Итак, команда судей есть, игры отобраны. Наступает не менее важный момент - этап подготовки.

Оформление. Должна быть отдельная команда, которая будет заниматься оформлением всего комплекса или его центральной части.

Музыка. Музыкальный фон обязателен при проведении игр (если есть возможность). Музыка, как правило, создает настроение и задает темы играющим. Она так же, как и оформление, создает нужную атмосферу, настроение праздника.

Награждение. Почти все и всегда играют ради игры, но если будут маленькие призы, дипломы, ребятам будет интересней и приятней.

. Как рассказывать правила.

Голос должен быть уверенным и громким, чтобы услышали все.

Вы должны быть сами увлечены своей игрой, тогда вам легко будет увлечь других.

Слова надо произносить четко, выговаривая каждый звук. Можно потренироваться заранее с друзьями.

Правила должны быть понятны каждому, иначе игра не получится. Лучше объяснять дважды.

. Судейство. Для судей можно сформулировать ряд правил:

Прежде чем играть, прочитайте внимательно правила игры.

Проигрывая, ребята становятся сверхизобретательными, поэтому продумайте все варианты и ситуации, которые могут возникнуть при судействе.

Неплохо, если у судей будет отличительный знак (форма, галстук, повязка, значок).

 

Ход занятия. Подготовка к проведению игры.

Выбор игры. Зависит от поставленной задачи, возраста, физических данных, количества детей, условий и места проведения.

Подготовка места для игры. Для проведения игры на свежем воздухе необходимо подобрать ровную площадку с травяным покрытием. Если игра проводится в помещении, то там не должно быть посторонних предметов, мешающих движению играющих.

Подготовка инвентаря к играм. Желательно, чтобы инвентарь был красочным, ярким, заметным в игре. По размеру и весу он должен соответствовать силам играющих.

Разметка площадки. Если разметка площадки требует много времени, то она делается до начала игры. Несложную разметку можно провести одновременно с рассказом о содержании игры. В спортивном зале в качестве разметки для игры можно использовать линии разметок площадок для спортивных игр.

II. Организация играющих.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая основа отдыха и организации культурно-досуговой деятельности в ДОУ

1.1 Основные понятия

Особенности организационного периода

Задачи организационного периода

Воспитательная работа

Как подготовить культурно-досуговое мероприятие

Как подготовить и провести игру

Как провести спортивную игру

Подведение итогов игры

Глава 2. Культурно-досуговая деятельность в ДОУ

Игры на знакомство

Игры на внимательность и наблюдательность

Общелагерные игры

Развитие интеллекта

Физическое развитие

Туристская подготовка

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Результат работы детского учреждения определяется качеством формирования и развития личности ребенка и степенью совершенствования педагогического мастерства. При использовании технологии моделирования и конструирования программы деятельности детских оздоровительно-образовательных учреждений (лагеря, санатории, пансионаты) необходимо заложить наиболее существенные связи, спроектировать категории целей в эмоционально-личностной области развития ребенка в ходе воспитательного процесса, предусмотреть критерии его результативности в субъектном проявлении ребенка.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает детей и молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части детей молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика детского и молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН. Надо не только знать сегодняшние «культурные запросы» детей и молодежи, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Совершенствования организации культурно-досуговой деятельности в детских оздоровительных учреждениях является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, подходы к модели и профессии работника ДОУ, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Цель курсовой: изучение организации культурно-досуговой деятельности в детских оздоровительных учреждениях.

Задачи:

1. изучение материала по данной теме (литература, источники Internet);

.   рассмотрение основных понятий;

.   выявление особенностей подготовки культурно-досуговой деятельности в детских оздоровительных учреждениях;

.   охарактеризовать возможные мероприятия, проводимые в детских оздоровительных учреждениях.

Объектом данного исследования являются культурно-досуговые мероприятия в детских оздоровительных учреждениях.

Предметом данного исследования является организация культурно-досуговой деятельности в детских оздоровительных учреждениях.

Гипотеза: Основная задача детских оздоровительных учреждений, как социальных институтов, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, а зачастую родителей и учителей, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга.

 


Глава 1. Теоретическая основа отдыха и организации культурно-досуговой деятельности в ДОУ

Основные понятия

Учреждения детского оздоровительного отдыха - лесные школы, детские санатории, спортивно-оздоровительные лагеря, выездные детские сады, загородные летние пансионаты, семейные санатории, дома отдыха, базы отдыха.

Дом отдыха - оздоровительное учреждение, предназначенное для практически здоровых людей.

Лагерь спортивно-оздоровительный - специализированное рекреационное предприятие, предназначенное для активного отдыха и занятий физической культурой и спортом.

Лагерь спортивный - специализированное рекреационное предприятие, предназначенное для занятий физической культурой и спортом в естественной среде.

Лагерь туристско-оздоровительный, палаточный - специализированное рекреационное предприятие, предназначенное для активного отдыха в естественной среде.

Лагерь туристско-оздоровительный, стационарный - специализированное рекреационное предприятие, предназначенное для проведения туристских походов и оздоровления.

Пансионат - 1) род дома отдыха или гостиницы для отдыхающих на курортах. 2) средство размещения туристов на курортах.

Санаторий - 1) лечебно-профилактическое учреждение для лечения преим. природными (климат, минеральные воды, грязи) и физиотерапевтическими средствами, диетой и режимом. Различают С. общего типа и специальные (детские, туберкулезные и др.). 2) рекреационное предприятие.1

Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Вожатый - профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Более того, вожатый - ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.01 с.)