Пути совершенствования организации безналичных расчетов между субъектами хозяйствования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути совершенствования организации безналичных расчетов между субъектами хозяйствования



 

С целью повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования национальной платежной системы, для своевременного и качественного осуществления безналичных расчетов между субъектами хозяйствования Национальному банку Республики Беларусь необходимо продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы.

Представляется, что направлениями совершенствования безналичных расчетов на территории Республики Беларусь являются, во-первых, приближение механизма работы платежной системы к международным требованиям и стандартам.

В соответствии с основными международными тенденциями в организации и развитии платежных систем, в Беларуси межбанковские платежи разделены на два потока: крупные и срочные платежи для обработки в системе BISS и на прочие (несрочные) платежи, проводимые в клиринговой системе. В системе BISS расчеты осуществляются в реальном режиме времени, что дает возможность банкам и их клиентам использовать денежные средства, поступившие на их счета с момента зачисления, позволяет ускорить оборачиваемость денежных средств, а также минимизировать риски в платежной системе. В клиринговой системе прочих (несрочных) платежей расчеты осуществляются путем взаимного зачета требований и обязательств участников, что позволяет сократить объемы денежных средств банков, необходимых для завершения расчетов, а также способствует сокращению затрат на обработку информации. Денежные переводы, равные или большие трех млн.рублей, к обработке клиринговой системе прочих платежей не принимаются, а значит, подлежат обработке в системе BISS и могут рассматриваться в качестве крупных денежных переводов, передаваемых в систему BISS со статусом «Срочный» либо «Несрочный».

Для повышения эффективности функционирования системы межбанковских расчетов необходимо переориентировать основной поток платежей в более безопасную и надежную систему BISS.

Во-вторых, необходимо сокращать наличный денежный оборот. Важное место в проводимой работе по совершенствованию системы безналичных расчетов занимают выработка и осуществление мер по развитию системы безналичных расчетов физических лиц за товары (работы, услуги). Речь идет о розничных платежах. Стратегическим направлением здесь является расширение использования банковских пластиковых карточек различных модификаций как наиболее перспективного платежного инструмента. Использование пластиковых карт для безналичных расчетов имеет большие преимущества перед наличными деньгами. Для владельцев карт это оперативность расчетов; отсутствие риска потери, ограбления и ошибок в расчетах, связанных с использованием наличных денег; возможность получения процентов на остаток средств, хранящихся на картах; обеспечение конфиденциальности информации, хранящейся на карте. Для предприятий торговли: простота и оперативность обслуживания клиентов; снижение риска ограбления и сложностей, связанных с инкассацией наличных денег; оперативность перевода денежных средств на счета магазинов после инкассации. Для банка-эмитента: появление новых источников доходов за счет средств, привлеченных на карты; получение комиссионных, взимаемых с операций по картам; увеличение числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа; уменьшение расходов на обслуживание наличного оборота.

Для внедрения технологии массового обслуживания населения по заработной плате через банки с использованием банковских пластиковых карточек (зарплатная технология) должны быть созданы условия для беспрепятственного получения гражданами наличных денег через банкоматы (пункты выдачи наличных) в любое время суток. Поскольку не все деньги будут сниматься сразу, банки получат дополнительные ресурсы, которые смогут направлять в экономику. Одновременно будет решена и психологическая проблема, связанная с недоверием населения к банку и банковской пластиковой карточке. Реализации этих задач требует создания более широкой сети банкоматов.

Для выполнения карточкой функции безналичных расчетов параллельно проводиться работа по созданию обширной инфраструктуры в организациях торговли и сервиса (платежные терминалы, сети телекоммуникаций). Должны быть обеспечены, как минимум, синхронность объемов эмиссии карточек и развития инфраструктуры их использования, а еще лучше - опережающие темпы создания инфраструктуры.

В-третьих, большую роль играет развитие платежной системы. Основными задачами развития платежной системы являются:

повышение экономической и эксплуатационной эффективности системы межбанковских расчетов при минимизации всевозможных рисков, приведение ее в соответствие с Ключевыми принципами, разработанными для системно значимых платежных систем Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (г. Базель, Швейцария);

совершенствование нормативно-правовой базы безналичных расчетов;

внедрение в платежный оборот современных технологий платежа с использованием электронных платежных инструментов.

Достижение поставленных задач будет обеспечиваться посредством;

оптимизации денежного обращения в направлении повышения доли безналичных расчетов во внутреннем платежном обороте;

совершенствования системы международных расчетов банков для реализации внешнеэкономических задач страны;

дальнейшего развития инфраструктуры платежной системы с учетом международных тенденций;

унификация базовых характеристик национальной платежной системы с зарубежными.

Для повышения экономической и эксплуатационной эффективности национальной платежной системы, решения задач ее развития необходимо осуществление следующих основных мероприятий:

усиление роли Национального банка в качестве органа надзора над платежной системой;

повышение производительности и пропускной способности технических компонентов платежной системы. Расширение сферы применения электронного документооборота в платежной системе и постепенный переход на безбумажную технологию при осуществлении безналичных расчетов;

увеличение продолжительности рабочего времени системы BISS и клиринговой системы с последующим переводом на круглосуточную работу;

создание на базе системы BISS модернизированной системы BISS, сочетающей систему, построенную на валовой основе, с элементами неттинговой системы расчетов;

повышение операционной и производственной эффективности внутрибанковских комплексов расчетных центров, и прежде всего ускорение расчетов с использованием различных платежных инструментов в пределах одного банка;

использование Национальным банком права перераспределения денежных потоков между системой валовых расчетов и нетто-расчетов в целях минимизации рисков;

совершенствование механизмов контроля Национальным банком за рисками национальной платежной системы;

совершенствование механизма регулирования Национальным банком текущей ликвидности банковской системы на основе внедрения современных залоговых операций с ценными бумагами;

улучшение качества управления Автоматизированной системой межбанковских расчетов (АС МБР), повышение эффективности использования инструментов поддержания ликвидности на уровне, необходимом для осуществления расчетов, совершенствование контроля за рисками в системе межбанковских расчетов;

повышение уровня надежности технических комплексов и безопасности функционирования платежной системы.

В-четвертых, рост мирового платежного оборота и обусловленный этим рост издержек обращения диктуют необходимость создания принципиально нового механизма безналичного и наличного денежного обращения, обеспечивающего быстрорастущие потребности в платежах, а также ускорение оборачиваемости денежных средств при одновременном снижении издержек обращения и сокращении трудовых затрат. Возможный и основной путь решения данной проблемы это использование так называемой безбумажной технологии на основе передового опыта индустриально развитых стран в сфере применения на практике заменителей наличных денег, платежных инструментов и средств, создания технологий и технических устройств для их автоматической обработки. В условиях нарастающей конкуренции банки должны внедрять новые виды обслуживания и повышать качество традиционных услуг.

В таких условиях исключительно важным становится скорейшее освоение банками новой сферы деятельности - Интернет банкинга.

Обычно под Интернет банкингом (электронным банкингом) понимают оказание услуг банками по дистанционному (удаленному) обслуживанию через Интернет, позволяющее клиенту получать банковские услуги, не посещая при этом офис банка.

Поначалу Интернет банкинг предусматривал лишь ознакомление с информацией о самом банке, об осуществляемых им операциях и их условиях, а также о получении выписки по счету, что по существу являлось просто справочной системой.

Затем появилась возможность управления счетом. Удаленное управление счетом через Интернет обычно подразумевает проверку состояния счета, оплату разнообразных счетов и перевод средств с одного счета на другой, а также предоставление клиенту информационной поддержки и многочисленных сопутствующих услуг.

Классический вариант системы Интернет банкинга включает в себя полный набор банковских услуг, предоставляемых клиентам - физическим и юридическим лицам в офисах банка, естественно, за исключением операций с наличными деньгами.

Как правило, с помощью систем Интернет банкинга можно покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в Интернет, оплачивать счета операторов сотовой и пейджинговой связи, проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи, переводить средства по своим счетам, и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени.

Использование системы Интернет банкинга дает ряд преимуществ: во-первых, существенно экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично; во-вторых, клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно отреагировать на эти изменения (например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту и т.п.).Кроме того, системы Интернет банкинга незаменимы для отслеживания операций с пластиковыми картами - любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что так же способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.

Развитие Интернет банкинга в Беларуси сегодня зависит от ряда факторов. Можно выделить негативно и позитивно влияющие на этот процесс факторы. К негативно влияющим факторам относятся:

значительная инертность в банковской среде по отношению к развитию Интернет технологий, отсутствие понимания стратегического значения этих вопросов;

неприспособленность для электронной коммерции отечественной банковской системы на технологическом уровне;

недостаточная развитость законодательной базы для шифрования в компьютерных сетях;

сложность налоговой системы и неприспобленность ее к электронной коммерции;

высокая стоимость услуг Интернет провайдеров как относительно средних доходов населения, так и в сравнении с международными ценами на Интернет услуги;

низкое качество каналов связи, их ненадежность и невысокая пропускная способность.

С другой стороны, существуют и позитивно влияющие факторы на развитие Интернет банкинга в Беларуси, а именно:

среди стран СНГ Республика Беларусь занимает первое место по уровню развития телекоммуникационных сетей;

наличие высококвалифицированных кадров, способных реализовать на практике системы, поддерживающие технологию Интернет банкинга;

имеет место опережающее Интернет банкинг развитие электронной коммерции, хоть и не очень существенное по масштабам, но на достаточно высоком технологическом уровне;

высокая концентрация вкладов населения всего в нескольких банках-монополистах может стимулировать развитие Интернет банкинга с целью существенного снижения издержек на эти операции.

Таким образом, банки должны активно внедрять новые виды банковских услуг, использовать современные стратегии, основанные на лучших мировых достижениях, что может обеспечить эффективный доступ к полным, отражающим состояние в реальном времени данным пользователя по нескольким каналам распределения, а также предоставит им новые возможности для развития. Для клиентов новые предложения создадут дополнительные удобства, доступ ко всем каналам (включая беспроводной) и усовершенствованные инструменты позволят осуществлять все интересующие их финансовые операции в одной «точке». Банки, которые на более высоком уровне смогут предложить финансовые услуги, окажутся лидерами в сфере электронных услуг.

 


 

Заключение

 

На основании всего вышеизложенного, анализируя весь изученный материал, можно сделать следующие выводы:

1. Безналичные расчеты - это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств либо путем зачета взаимных требований, т. е. без использования наличных денег.

2. К организации безналичных расчетов предъявляются следующие требования: наличие правил, регулирующих проведение платежа; скорость и безопасность его проведения; удобство для клиента; приемлемая стоимость услуг.

.   Под способом платежа понимается порядок перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Обычно выделяют валовой способ (списание средств со счета - перевод в полной сумме, указанной в расчетном документе), зачет взаимных требований и обязательств (клиринг) со списанием со счета суммы сальдо зачета.

.   Расчетный документ - это оформленные соответствующим образом требования, поручения, приказ на перечисление денежных средств в безналичном порядке за товары, услуги, работы. С учетом этого, в соответствии с действующими нормативными документами, расчеты в безналичной форме могут проводиться в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо.

.   Банковский перевод - последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара).

.   Платежные инструкции - поручение инициатора платежа банку-отправителю о переводе в пользу бенефициара (взыскателя) фиксированной или определенной суммы денежных средств посредством: представления расчетных документов (платежное поручение, платежное требование-поручение, платежное требование); использования платежных инструментов при осуществлении соответствующих операций (чека, банковской пластиковой карточки, других инструментов); представления и использования иных документов и инструментов в случаях, предусмотренных Национальным банком Республики Беларусь.

.   Платежное требование представляет собой расчетный документ установленной формы, содержащий требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

.   Платежное поручение представляет собой расчетный документ установленной формы, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.

.   Платежное требование-поручение - расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям.

.   Под расчетами чеками понимаются расчеты, при которых плательщик (чекодатель) выписывает получателю платежа чек для последующего предъявления его к оплате в банк чекодателя и получения по нему денежных средств с указанного в чеке счета плательщика.

11. ОАО «Гомельстройматериалы» в 2008 году было достаточно финансово устойчивым и платежеспособным, хотя и с низким уровнем коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами. А вот в 2009 году ситуация резко ухудшилась и к 2010 году его финансовое положение можно охарактеризовать как практически финансово неустойчивое и неплатежеспособное. Для признания предприятия неплатежеспособным необходимо, чтоб также и коэффициент текущей ликвидности имел значение, ниже нормативного. Причиной сложившейся ситуации стало значительное увеличение стоимости основных средств и вложений во внеоборотные активы в 2006 - 2009 годах в связи с проводимой реконструкцией минераловатного производства за счет заемных средств: инновационного фонда МАиС, выданного на возвратной основе, и кредитов банка.

12. Наибольший объем безналичных поступлений на ОАО «Гомельстройматериалы» осуществляется по предварительной оплате. Так, в общем объеме выручки поступления по предварительной оплате занимают в 2008 году - 92,1%, в 2009 году - 86,5%, в 2010 году - 91,8%. Как мы видим, объем поступления выручки по предварительной оплате в структуре выручки в 2009 году сократился на 5,6%, при этом значительно увеличились расчеты с последующей оплатой, темп их роста составил 242,9%. Что в первую очередь было связано с мировым экономическим кризисом и нестабильной ситуацией на рынке строительных материалов. В 2010 году ситуация значительно улучшилась, расчеты с последующей оплатой сократились на 36% при этом рост расчетов по предварительной оплате составил 34,3%. Также из таблицы 2.3 видно, что с каждым годом происходит рост поступлений в валюте по системе SWIFT, так темп их роста в 2009 году составил 115,1%, в 2010 году - 113,6%. Все произведенные безналичные поступления от покупателей осуществляются с применением платежных поручений.

13. На ОАО «Гомельстройматериалы» на протяжении трех исследуемых лет происходит постоянное снижение дебиторской задолженности. Так, в 2009 году дебиторская задолженность по сравнению с 2008 годом снизилась на 2 117 млн. руб., или на 20,5%, в 2020 году по сравнению с 2009 годом - на 2 167 млн. руб., или на 26, 3%. Также происходит постоянное снижение дебиторской задолженности покупателей за товары, так в 2009 году ее объем снизился на 833 млн. руб., в 2010 году - на 2 821 млн. руб.

14. Объем кредиторской задолженности с каждым годом увеличивается, так в 2009 году она увеличилась на 5 671 млн. руб., или на 118,5%, в 2010 году ее прирост составил 6 840 млн. руб., или 65,4%. При этом задолженность поставщикам за товары тоже постоянно растет, причем наибольший темп роста наблюдается в 2010 году, в котором задолженность ОАО «Гомельстройматериалы» перед своими поставщиками составила 11 665 млн. руб., увеличившись к уровню 2009 года на 175,3%. Просроченная кредиторская задолженность, а также ее доля в общем объеме кредиторской задолженности с каждым годом уменьшается и в 2010 году этот показатель равен всего 0,3%.

.   Представляется, что направлениями совершенствования безналичных расчетов на территории Республики Беларусь являются, во-первых, приближение механизма работы платежной системы к международным требованиям и стандартам; во-вторых, необходимо сокращать наличный денежный оборот; в-третьих, большую роль играет развитие платежной системы; в-четвертых, рост мирового платежного оборота и обусловленный этим рост издержек обращения диктуют необходимость создания принципиально нового механизма безналичного и наличного денежного обращения, обеспечивающего быстрорастущие потребности в платежах, а также ускорение оборачиваемости денежных средств при одновременном снижении издержек обращения и сокращении трудовых затрат. Возможный и основной путь решения данной проблемы это использование так называемой безбумажной технологии на основе передового опыта индустриально развитых стран в сфере применения на практике заменителей наличных денег, платежных инструментов и средств, создания технологий и технических устройств для их автоматической обработки.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.035 с.)