Характеристика звеньев логистической цепи предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика звеньев логистической цепи предприятия



Звено «Закупки»

В современной экономической ситуации, когда отсутствуют централизованные поставки и предприятие должно само заботиться о заключении договоров на выгодных для себя условиях, значение службы снабжения значительно возросло. От нее зависит возможность нормального функционирования предприятия.

ЗБТ является некрупным предприятием, работающим в основном на привозном сырье, т.е. полностью зависящим от поставщика. В себестоимости продукции завода доля покупных изделий, сырья, материалов составляет 69,8%, причем число комплектующих весьма велико.

Кроме основного вида сырья - листового железа поставляются также электродвигатели, гофрированные пластмассовые шланги, фильтры, резиновые прокладки, различные виды металлического прутка, краски, горюче-смазочные материалы, картонные упаковки и т.д. Для пылесоса «Вихрь-8А» номенклатура покупных изделий и материалов включает более 200 наименований. Вся эта продукция поступает из различных регионов рис 6 и 7 (см. Приложение 3).

Основными узкими местами звена «Закупки» являются:

- несвоевременные поставки сырья, материалов и комплектующих изделий;

- нехватка складских площадей;

-  отсутствие должной системы управления запасами.

В отчетном году из-за несвоевременной поставки такого важного комплектующего изделия, как электродвигатель от Красноармейского и Миасского заводов, ЗБТ протаивал 21 день, а в результате недостаточной оперативности в обработке и поступлении информации руководству экономические потери были равноценны 1 часу простоя завода в день.

Структура затрат звена «Закупки» представлена в табл. 1 (см. Приложение 4) и включает в себя:

1. Заработную плату управленческого персонала (1,29%);

2. Складские расходы (63,47%);

. Транспортные расходы (14,83%);

. Расходы на услуги сторонних организаций (18,82%);

. Прочие (1,59%).

Доля затрат звена «Закупки» составляет (см. таблица 5, Приложение 12):

1. В сумме затрат логистической цепи предприятия - 27,61%,

2. В себестоимости пылесоса - 7,96%.

Графики затрат в звене «Закупки» в зависимости от объема месячной партии выпуска товара представлены на рис. 8 (см. Приложение 5), показывают что суммарные затраты на единицу продукции имеют возрастающий характер. Это вызвано следующими причинами:

- увеличением грузопотока материальных ресурсов и, как следствие, количества необходимых транспортных средств для их доставки;

-  возрастанием объема складских работ, что приводит к увеличению затрат на прием, обработку, содержание, систематическую проверку и учет состояния материальных ресурсов на складе;

-  необходимостью отыскания дополнительных складских площадей и транспортных средств (при обращении к услугам сторонних организаций) при объемах месячной партии выпуска пылесосов более 7508 штук.

Указанные причины приводят к возрастанию влияния условно-переменных затрат на себестоимость работ в звене «Закупки», а также к ступенчатому характеру роста условно-постоянных затрат.

Исходя из изложенного, можно предположить, что для минимизации своих затрат звено «Закупки» заинтересовано в снижении объемов выпуска пылесосов.

Звено «Производство»

Взаимодействие логистической системы с процессом производства осуществляется по двум направлениям. Во-первых, производство должно регулярно пополнять запасы готовой продукции в системе распределения (звене «Сбыт») и удовлетворять потребности покупателей. И, во-вторых, производство зависит от системы материального обеспечения (звена «Закупки»). В этих условиях мобильность и гибкость системы управления предприятием становятся решающим фактором, определяющим эффективность функционирования звена «Производство».

Основными узкими местами звена «Производство» являются:

- нерациональное использование производственной мощности;

-  недостаток площадей для складирования деталей на штамповочном участке;

-  неправильное хранение некоторых материалов;

-  большое количество отходов в штамповочном производстве и на малярном участке;

-  остановки основного производства из-за несвоевременных поставок комплектующих изделий.

Структура затрат звена «Производство» включает в себя (табл. 2, см. Приложение 6):

- заработную плату основных рабочих (17,05%);

-  цеховые расходы (50,20%);

-  общезаводские расходы (27,15%);

-  прочие производственные расходы (5,53%);

-  потери от брака (0,01%).

Доля затрат звена «Производства» составляет (табл. 5, см. Приложение 12):

в сумме затрат логистической цепи предприятия - 55,15%;

в себестоимости пылесоса - 15,90%.

Из таблицы 2 выбираются затраты, соответствующие максимальному и минимальному значениям объемов месячного производства. По этим данным определяется ставка переменных расходов:

 

, тыс. руб./ед. прод.

 

Тогда уравнение полных затрат имеет вид:

 

,

 

где:  - полные затраты в i-том периоде, тыс. руб.;

А - величина условно-постоянных затрат, тыс. руб.;

- объем производства в i-том периоде, ед. прод.

Отсюда можно рассчитать условно-постоянную составляющую затрат:

 

Рассмотрим применение этого метода для разделения суммарных затрат звена «Производство» на условно-постоянную и условно-переменную части:

) ставка переменных расходов:

тыс. руб./шт.;

) условно-постоянная составляющая затрат:

А (V = 2650 шт./месяц) тыс. руб.;

А (V = 22500 шт./месяц) тыс. руб.

Среднее значение условно-постоянных затрат:

тыс. руб.

) уравнение суммарных затрат звена «Производство» имеет вид:

Графики затрат в звене «Производство» в зависимости от объема месячной партии выпуска пылесосов представлены на рисунке 9 (см. Приложение 7). В связи с незакономерным изменением затрат в звене «Производство» относительно объема выпуска продукции, для их разделения на условно-постоянную и условно-переменную части использован метод высшей и низшей точек.

Расчет затрат звена «Производство» методом высшей и низшей точки представлен в таблице 3 (см. Приложение 8).

Анализируя графики затрат в звене «Производство», можно сделать вывод, что для минимизации своих затрат данное звено стремится к увеличению размеров партий выпуска продукции, так как при этом снижаются условно-постоянные затраты на единицу продукции, влияние которых особенно заметно при объемах месячной партии выпуска пылесосов до 17000 шт.

Звено «Сбыт»

Сбытовой деятельностью на ЗБТ занимается сбытовой отдел. Поставки готовой продукции осуществляются как по договорам, так и по письмам. Вследствие того, что из своего транспорта ЗБТ имеет только один грузовик «Камаз», который используется в основном для поставки сырья, материалов и комплектующих изделий, отгрузка готовой продукции осуществляется либо транспортом заказчика, либо по железной дороге в контейнерах с оплатой франко-станцией назначения, т.е. большую часть транспортных расходов оплачивает покупатель.

Основными узкими местами звена «Сбыт» являются:

- отсутствие маркетинговых исследований рынка сбыта пылесосов;

-  нехватка транспортных средств.

География сбыта пылесосов «Вихрь-8А», выпускаемых ЗБТ, довольно велика. На рисунке 10 и 11 (см. Приложение 9) показаны схемы потоков готовой продукции завода по России и странам СНГ. Как видим, транспортные расходы представляют значительную долю розничной цены пылесоса, что существенно снижает его конкурентоспособность, а нехватка собственных транспортных средств приводит к снижению качества обслуживания оптовых покупателей и их числа.

Характеристика рынков сбыта ЗБТ показана в таблице 4 (см. Приложение 10). Оценка практических продаж отчетного года позволяет сделать следующие выводы:

) завод имеет довольно низкий уровень обслуживания рынка покупателей, потребности рынка (266000 шт./год) были удовлетворены всего на 51,4% (158150 шт./год);

2) доля продаж по России составила 88,1% в их общем виде;

) основными рынками сбыта являлись Санкт-Петербург (29,9%), Москва и Московская область (21,5%);

Прогноз возможных продаж пылесосов ЗБТ в следующем году приводит к такому заключению:

) объем продаж может увеличиться на 57938 шт.;

2) доля российских рынков сбыта в их общем объеме уменьшится на 7%, значительно может снизиться объем продаж в Санкт-Петербурге (на 9,6%) и Москве (на 4,0%), что объясняется усилением конкуренции со стороны западных производителей пылесосов;

) доля рынков сбыта стран СНГ возрастет до 18,9%. Увеличение сбыта на Украину, Казахстан, Молдову, Закавказье и Белоруссию объясняется углублением экономического кризиса и дальнейшим спадом производства в этих странах, в результате чего относительно невысокая цена пылесоса «Вихрь-8А» значительно повышает конкурентные позиции ЗБТ.

Структура затрат звена «Сбыт» включает в себя (табл. 6, см. Приложение 11):

- заработную плату управленческого персонала (1,37%);

-  складские расходы (52,63%);

-  транспортные расходы (11,59%);

-  расходы на рекламу (27,85%);

-  прочие (6,56%).

Доля затрат звена «Сбыт» составляет (смотреть табл. 5, см. Приложение 12):

в сумме затрат логистической цепи предприятия - 17,23%;

в себестоимости пылесоса - 4,97%.

Графики затрат в звене «Сбыт» в зависимости от объема месячной партии выпуска пылесосов представлены на рисунке 12 (см. Приложение 13). Они показывают, что сбытовые затраты на единицу продукции, как и затраты на единицу продукции в звене «Закупки», возрастают, причем при объемах выпуска, превышающих 7508 шт. в месяц, их рост происходит более значительно.

Данное увеличение сбытовых затрат на единицу продукции объясняется в основном расходами на рекламу, а точнее - ступенчатым характером возрастания условно-постоянной составляющей этих затрат. В результате и зависимость суммарных затрат на единицу продукции звена «Сбыт» носит возрастающий характер.

Таким образом, звено «Сбыт», как и звено «Закупки», не заинтересовано в увеличении объемов выпуска пылесосов, что противоречит интересам производственных подразделений предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.013 с.)