ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ХАРАКТЕРИСТИКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ



Содержание

 

Введение

1 Обзор законодательства

2 Особо охраняемые природные территории. Характеристики и классификация

3 Земли особо охраняемых природных территорий и их правовой статус

4 Государственные природные заказники

5 Нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Заключение

Список использованных источников

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Охрана окружающей природной среды осуществляется не только в форме организации рационального использования природных ресурсов, но и путем полного либо частичного изъятия природных комплексов и объектов из активного хозяйственного освоения и создания особо охраняемых природных территорий с целью их сохранения в неприкосновенности как эталонов естественной природной среды, мест обитания растений и животных, достопримечательных и уникальных природных образований.

 В Российской Федерации традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности является создание особо охраняемых природных территорий. Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральной системы особо охраняемых природных территорий, основу которой составляют государственные природные заповедники, заказники и национальные парки.

Особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

На сегодняшний день в России существуют 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн.га (свыше 1,57% площади России) и 35 национальных парков площадью 7 млн.га (0,41% площади России). 95 заповедников и все национальные парки находятся в системе Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

 


ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Система законодательства об особо охраняемых природных территориях — многоуровневая категория.

На федеральном уровне она представлена федеральными законами «Об особо охраняемых территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об охране окружающей среды», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К числу последних относятся указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правовые акты, принятые до изменения политического статуса Российской Федерации, действуют постольку, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации 1993 г. и законодательству, принятому в соответствии с ней.

Отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются также Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О недрах”, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, федеральным законом “О животном мире”. Так, Лесным кодексом Российской Федерации определены способы рубок, допускаемых в лесах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы.

Лесной кодекс Российской Федерации устанавливает, что государственные природные заповедники осуществляют функции государственного управления на закрепленных за ними участках лесного фонда. [1] Установлено, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и природных парков осуществляется в соответствии с Лесным кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.[2]

Земельный кодекс Российской Федерации относит к землям особо охраняемых природных территорий земли государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, природных парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Установлен запрет определенных видов хозяйственной деятельности на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения[3]. Ст. 27 Земельного кодекса установлен запрет на изъятие земельных участков, занятых государственными природными заповедниками и национальными парками.

Согласно ст. 23 Федерального закона “О животном мире” на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях”.

Упомянутые отношения регулируются также соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. Например, в Республике Алтай вопросы охраны и использования ресурсов животного мира на особо охраняемых природных территориях частично регулируются также и республиканским законом “О животном мире”.

Имущественные отношения в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий регулируются соответствующими статьями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Эти отношения регулируются гражданским законодательством, которое, в свою очередь, предусматривает определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве. Например, согласно ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Согласно этой же статье, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Так, федеральный закон «Об особо охраняемы природных территориях» не допускает возможности отчуждения и перехода от одного лица к другому иными способами природных ресурсов и недвижимого имущества государственных природных заповедников, а также запрещает в границах национальных парков приватизацию земельных участков и находящихся на них зданий и сооружений.

В настоящий момент правовой основой организации, охраны и использования ООПТ являются:

а) Конституция Российской Федерации[4], относящая особо охраняемые природные территории (ООПТ) к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

б) Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", иные федеральные нормативные правовые акты;

в) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в республике Башкортостан, Алтайском крае, Волгоградской, Нижегородской, Вологодской областях и многих других субъектах Российской Федерации приняты отдельные законы «Об особо охраняемых природных территориях», закрепляющие свою региональную специфику создания и наименования ООПТ регионального и местного значения.

Наряду с упомянутыми категориями ООПТ, которые предусмотрены Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", иные федеральные законы, Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учреждать и другие категории ООПТ.

Например, ст. 118 Водного кодекса Российской Федерации выделена новая категория ООПТ - особо охраняемые водные объекты, под которыми понимаются природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые водные объекты могут быть федерального, регионального и местного значения. Возможно и создание особо охраняемых водных объектов международного значения. Особо охраняемый водный объект может являться отдельной особо охраняемой природной территорией либо быть частью ООПТ, определенной законодательством Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации могут дополнять и (или) дублировать предусмотренный федеральными законами перечень категорий ООПТ.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» расширил перечень категорий ООПТ в сравнении с ранее действующими нормами федерального законодательства, включив в него природные парки регионального значения, а также дендрологические парки и ботанические сады.

Для защиты отдельных категорий ООПТ, например, государственных природных заповедников, от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут быть созданы охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Вокруг других категорий охранные зоны не создаются, например, вокруг заказников как федерального, так и регионального значения.

Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Содержание права государственной собственности на природные комплексы и объекты особо охраняемых природных территорий устанавливается в порядке, предусмотренном соответствующими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Статья 129 Гражданского кодекса определяет оборотоспособность объектов гражданских прав и, в частности, устанавливает, что объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. При этом, согласно статьи 209 Гражданского кодекса, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником в той мере, в какой их оборот допускается законом. Ст. 6 федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами), а ст. 16 — что земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания и сооружения не подлежат приватизации.

Наиболее подробные правовые предписания содержатся в положениях о конкретных (отдельных) особо охраняемых природных территориях.

 


Классификация земель

Одним из принципов земельного законодательства согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации является принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель ООПТ. Согласно этому принципу изъятие особо ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель ООПТ, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Одним из таких законов является федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.).

Под земельными ресурсами понимаются все земли в пределах государственных границ Российской Федерации. Классификация земель может быть произведена по различным основаниям: по их роли в процессе производства, правовому режиму и др. Особо важное значение имеет классификация земель по их целевому назначению. По данному основанию все земли Российской Федерации подразделяются на следующие категории:

· земли сельскохозяйственного назначения;

· земли поселений;

· земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

· земли особо охраняемых территорий и объектов;

· земли лесного фонда;

· земли водного фонда;

· земли запаса.[5]

Указанные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим указанных категорий земель.

Кодексом определен порядок отнесения земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую, осуществляющийся в отношении: [6]

ü земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

ü земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ü земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

ü земель, находящихся в частной собственности и являющихся землями сельскохозяйственного назначения, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; а являющихся землями иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Нарушение установленного Земельным кодексом и федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к конкретным категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Общими характерными чертами правового режима данной категории земель является их

· природоохранное назначение;

· ограничение хозяйственного использования;

· оздоровительное, рекреационное, воспитательное, научно-исследовательское и историко-культурное назначение.

Вместе с тем каждая из составляющих данную категорию земель, помимо общих черт, имеет и определенные особенности. В этой связи земли особо охраняемых территорий и объектов подразделяются на земли:

Ø особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

Ø рекреационного назначения;

Ø природоохранного назначения;

Ø историко-культурного назначения;

Ø иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Несмотря на всё более интенсивные усилия, предпринимавшиеся в течение последних 20 лет, процесс утраты биологического разнообразия планеты, главным образом в результате уничтожения мест обитания, чрезмерной эксплуатации, загрязнения окружающей среды и пагубной интродукции в среду инородных растений и животных, продолжается. Биологические ресурсы являются капитальными ресурсами с огромным потенциалом в плане обеспечения устойчивых благ. Необходимо принять срочные и решительные меры для сохранения и защиты генетических ресурсов, видов и экосистем в целях обеспечения устойчивого управления биологическими ресурсами и их использования. Необходимо на национальном и международном уровнях укреплять потенциал в области оценки, изучения и систематического наблюдения и оценки биологического разнообразия. Необходимы эффективные национальные меры и международное сотрудничество для охраны экосистем in situ, охраны биологических и генетических ресурсов ex situ и для улучшения функционирования экосистем. Прежде чем принимать меры по сохранению биологического разнообразия, крайне необходимо гармонизировать российское законодательство с международными актами в области охраны окружающей среды. Также необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства на федеральном, региональном и местном уровнях.

 


Содержание

 

Введение

1 Обзор законодательства

2 Особо охраняемые природные территории. Характеристики и классификация

3 Земли особо охраняемых природных территорий и их правовой статус

4 Государственные природные заказники

5 Нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Заключение

Список использованных источников

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Охрана окружающей природной среды осуществляется не только в форме организации рационального использования природных ресурсов, но и путем полного либо частичного изъятия природных комплексов и объектов из активного хозяйственного освоения и создания особо охраняемых природных территорий с целью их сохранения в неприкосновенности как эталонов естественной природной среды, мест обитания растений и животных, достопримечательных и уникальных природных образований.

 В Российской Федерации традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности является создание особо охраняемых природных территорий. Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральной системы особо охраняемых природных территорий, основу которой составляют государственные природные заповедники, заказники и национальные парки.

Особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

На сегодняшний день в России существуют 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн.га (свыше 1,57% площади России) и 35 национальных парков площадью 7 млн.га (0,41% площади России). 95 заповедников и все национальные парки находятся в системе Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

 


ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Система законодательства об особо охраняемых природных территориях — многоуровневая категория.

На федеральном уровне она представлена федеральными законами «Об особо охраняемых территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об охране окружающей среды», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К числу последних относятся указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правовые акты, принятые до изменения политического статуса Российской Федерации, действуют постольку, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации 1993 г. и законодательству, принятому в соответствии с ней.

Отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются также Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О недрах”, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, федеральным законом “О животном мире”. Так, Лесным кодексом Российской Федерации определены способы рубок, допускаемых в лесах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы.

Лесной кодекс Российской Федерации устанавливает, что государственные природные заповедники осуществляют функции государственного управления на закрепленных за ними участках лесного фонда. [1] Установлено, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и природных парков осуществляется в соответствии с Лесным кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.[2]

Земельный кодекс Российской Федерации относит к землям особо охраняемых природных территорий земли государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, природных парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Установлен запрет определенных видов хозяйственной деятельности на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения[3]. Ст. 27 Земельного кодекса установлен запрет на изъятие земельных участков, занятых государственными природными заповедниками и национальными парками.

Согласно ст. 23 Федерального закона “О животном мире” на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях”.

Упомянутые отношения регулируются также соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. Например, в Республике Алтай вопросы охраны и использования ресурсов животного мира на особо охраняемых природных территориях частично регулируются также и республиканским законом “О животном мире”.

Имущественные отношения в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий регулируются соответствующими статьями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Эти отношения регулируются гражданским законодательством, которое, в свою очередь, предусматривает определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве. Например, согласно ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Согласно этой же статье, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Так, федеральный закон «Об особо охраняемы природных территориях» не допускает возможности отчуждения и перехода от одного лица к другому иными способами природных ресурсов и недвижимого имущества государственных природных заповедников, а также запрещает в границах национальных парков приватизацию земельных участков и находящихся на них зданий и сооружений.

В настоящий момент правовой основой организации, охраны и использования ООПТ являются:

а) Конституция Российской Федерации[4], относящая особо охраняемые природные территории (ООПТ) к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

б) Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", иные федеральные нормативные правовые акты;

в) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в республике Башкортостан, Алтайском крае, Волгоградской, Нижегородской, Вологодской областях и многих других субъектах Российской Федерации приняты отдельные законы «Об особо охраняемых природных территориях», закрепляющие свою региональную специфику создания и наименования ООПТ регионального и местного значения.

Наряду с упомянутыми категориями ООПТ, которые предусмотрены Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", иные федеральные законы, Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учреждать и другие категории ООПТ.

Например, ст. 118 Водного кодекса Российской Федерации выделена новая категория ООПТ - особо охраняемые водные объекты, под которыми понимаются природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые водные объекты могут быть федерального, регионального и местного значения. Возможно и создание особо охраняемых водных объектов международного значения. Особо охраняемый водный объект может являться отдельной особо охраняемой природной территорией либо быть частью ООПТ, определенной законодательством Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации могут дополнять и (или) дублировать предусмотренный федеральными законами перечень категорий ООПТ.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» расширил перечень категорий ООПТ в сравнении с ранее действующими нормами федерального законодательства, включив в него природные парки регионального значения, а также дендрологические парки и ботанические сады.

Для защиты отдельных категорий ООПТ, например, государственных природных заповедников, от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут быть созданы охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Вокруг других категорий охранные зоны не создаются, например, вокруг заказников как федерального, так и регионального значения.

Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Содержание права государственной собственности на природные комплексы и объекты особо охраняемых природных территорий устанавливается в порядке, предусмотренном соответствующими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Статья 129 Гражданского кодекса определяет оборотоспособность объектов гражданских прав и, в частности, устанавливает, что объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. При этом, согласно статьи 209 Гражданского кодекса, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником в той мере, в какой их оборот допускается законом. Ст. 6 федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами), а ст. 16 — что земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания и сооружения не подлежат приватизации.

Наиболее подробные правовые предписания содержатся в положениях о конкретных (отдельных) особо охраняемых природных территориях.

 


ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ХАРАКТЕРИСТИКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Человечество накопило огромный опыт заповедного дела. Национальные парки, заповедники и др. созданы в разных странах и успешно решают задачи охраны живой природы, экологического воспитания и научных исследований. Традиционно эта часть экологического законодательства относится к числу наиболее развитых, стабильных и, следовательно, не вызывающих споров.

По российскому законодательству особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Существует несколько их категорий:

1) государственные природные заповедники;

2) национальные парки;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки;

7) ботанические сады;

8) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Кроме того, в законодательстве встречается понятие «природный комплекс, взятый под охрану государства». Здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса ООПТ, но представляющих собой целостные однородные участки территории, где органично соединены природные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр.). Особое место среди охраняемых законом природных комплексов имеют музеи-заповедники, т.е. обладающие специальным статусом особо охраняемых историко-культурных центров территории со значительной природной составляющей.

Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы.

1. Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях — для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т. д.

2. Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация заказников.

3. Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.

По критерию организационной структуры выделяют группы.

1. ООПТ, управление и охрану которых обеспечивают одноименные природоохранные учреждения (то есть некоммерческие юридические лица). В качестве примера можно привести государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады.

2. ООПТ, для управления которыми юридические лица не создаются. К их числу относятся памятники природы, государственные природные заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Создание, изменение правового статуса либо ликвидация ООПТ осуществляются решением соответствующего органа государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления на основании обосновывающих материалов, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В целях создания новых и расширения существующих земель ООПТ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями ООПТ, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Для оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который содержит сведения об их статусе, географическом положении, границах, режиме, природопользователях, эколого-просветительской, научной, культурной и иной ценности. ООПТ находятся в ведении МПР России.

Во исполнение федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» Правительство Российской Федерации приняло постановление от 19 октября 1996 г. № 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Согласно этому постановлению, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

Кадастр ведется:

· по особо охраняемым природным территориям федерального значения — федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых такие территории находятся;

· по особо охраняемым природным территориям регионального значения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· по особо охраняемым природным территориям местного значения — органами местного самоуправления.

Указом Президента России от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» функции упраздненного Госкомэкологии России переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации (МПР России). Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства России от 25 сентября 2000 г. № 726, предусмотрено, что Министерство обеспечивает ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

МПР России и его территориальные органы осуществляют свод кадастровых сведений по субъектам Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, проводят их анализ, организуют периодическое издание материалов кадастра.

Основными чертами правового статуса ООПТ являются:

а) их принадлежность к объектам общенационального достояния;

б) полное или частичное изъятие из хозяйственного использования;

в) установление особого режима охраны;

г) включение в объекты государственной собственности;

д) наличие особого порядка получения статуса;

е) наделение определенным значением – федеральным, региональным, местным;

ж)включение в государственный кадастр ООПТ;

з) установление статусных характеристик и режима охраны осуществляется в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов – федеральными законами, типовыми положениями, положениями о конкретной особо охраняемой природной территории;

и) установление мер юридической ответственности за нарушение режима ООПТ.

 





Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.026 с.)