Глава 1. Общественный и государственный строй Речи Посполитой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Общественный и государственный строй Речи Посполитой



Общественный строй Речи Посполитой

 

Сложная обстановка в стране, падение престижа Речи Посполитой как суверенного государства, усиление борьбы против феодального и национально-религиозного гнета вызвали определенные изменения в общественном строе.

Прежде всего, в обществе усилилось противостояние различных групп магнатов, магнатов и средней и мелкой шляхты, шляхты и мещан, крестьянства и привилегированных сословий, а также католического и православного духовенства.[[6]]

Социально – экономическая структура общества в Беларуси в этот период оставалась без кардинальных изменений. По-прежнему сохранялся феодально-крепостной строй, но более выразительно стали провялятся капиталистические отношения в недрах старого строя. В товарно-денежные отношения более интенсивно включались как паны, так и крестьяне. Которые были вынуждены, чтобы заплатить пану чинш деньгами, продавать часть своей продукции или идти на заработки. В городах и панских имениях начали возникать новые мануфактуры. Строились новые дороги, мосты.[7]

Шляхта

По-прежнему господствующим классом осталась шляхта, которая в XVII-XVIII вв. получили ряд привилегий. Речь Посполитую часто называли "шляхетским государством".

Шляхта, стремясь удержаться у власти и не только сохранить, но и расширить свои привилегии, ущемляет права мещан, лишая некоторые города Великого княжества Литовского магдебургского права по постановлению Варшавского сейма в 1776 г. Шляхта как сословие под воздействием религиозной нетерпимости распалась на два противоборствующих лагеря - православную шляхту, с одной стороны, и католическую и униатскую шляхту, с другой.[[8]]

Среди прав шляхты были: право на владение землей, свобода от податей, пошлин, воинского постоя, право личной неприкосновенности, право занимать государственные должности и выбирать короля. Что касается обязанностей, то шляхта должна была участвовать в шляхетском ополчении и платить подати на военные нужды, но подати она перекладывала на крестьян. С 1696 г. шляхта ВКЛ окончательно уравнялась в правах с польской в отношении контроля над деятельностью высших должностных лиц.

Шляхта ВКЛ, получая привилегии от короля видела, что если она будет идти вместе с польской шляхтой, то она получит еще больше прав.[[9]] Так оно и было. «Генриховские» артикулы, которые окончательно узаконивали систему шляхетской демократии, назначались народам как «польскаму, так і літоўскаму... і ўсіх... зямель і правінцый, што ўваходзілі ў Рэч Паспалітую»[[10]]. Поэтому шляхта ВКЛ все больше поворачивалась к польскому, а это значит к католицизму, польской культуре и речи. Это, в свою очередь, сдерживало развитие белорусской государственности, культуры, языка. Ополячивание господствующего класса на землях Беларуси во второй половине XVIII в. привело к такой ситуации, когда белорусскому крестьянину и горожанину противостоял не только пан-угнетатель, но и представитель другого народа, веры, культуры, языка.

Уже во второй половине XVII в. стало ясно, что расширение шляхетской демократии при ослаблении центральной королевской власти ведет к ее передаче в руки магнатов, которые экономически закабаляли шляхту, превращая ее в свое вассальное окружение. Закон давал шляхтичу равные права с магнатами на участие в государственных делах, но на практике экономическая мощь последних полностью подавляла политическую свободу простого шляхтича.

Таким образом, роль крупных магнатов в стране еще больше возросла. Они занимали высшие государственные должности, по сути, были главной силой в стране.[[11]]

 

Духовенство

Довольно привилегированное положение занимало духовенство, хотя его права постепенно ограничивались. Так, закон запрещал завещать церкви недвижимое имущество, ограничивалась юрисдикция церкви. Следует отметить, что высшее духовенство было органично связано со шляхтой и для назначения на высшие церковные должности необходимо быть шляхтичем. Однако между статусом католического, православного и протестантского духовенства имелось значительное отличие, т.к. в высшие органы власти могли входить только представители католического духовенства.

Для решения религиозного вопроса в Речи Посполитой православное, униатское и католическое духовенство прибегало к помощи иностранных держав, что давало повод последним вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой. Так, население православной веры ВКЛ неоднократно обращалось к русскому командованию и даже через посла русского к самой Екатерине II с просьбой оградить их от притязаний католического и униатского духовенства. Возникший в Речи Посполитой «дессидентский» вопрос послужил благовидным поводом для вмешательства России во внутренние дела Речи Посполитой.[[12]]

 

Крестьянство

Социальная структура крестьянства не претерпела кардинальных изменений. Общей тенденцией для всех групп крестьян был рост прямых и косвенных повинностей и уменьшение земельных наделов.

Этот процесс коснулся не только, частновладельческих, но и королевских (государственных) крестьян. При этом, как правило, барщина во многих имениях уже составляла в ХVШ в. 6 дней в неделю. И, судя по Люстрации Гродненской экономии за 1790 г., тяглые крестьяне составляли основную массу сельскохозяйственного населения. Так, из 11559 дымов тяглых было 9052, чиншевых - 1653, холупных - 521, огородных - 214, а других категорий дымов было еще меньше.[[13]]

В конце XVI в. в ВКЛ окончательно оформляется крепостное право. Крепостные крестьяне не могли распоряжаться своим имуществом без разрешения пана, они стали объектом заклада, купли-продажи феодал мог судить зависимых крестьян.

Но и в сельском хозяйстве ростки буржуазных отношений пробивали себе дорогу. Многие магнаты, стремясь увеличить товарность своих имений, переводили крестьян с барщины на денежный оброк (чинш), что свидетельствовало дифференциации крестьянства и появлению рынка рабочей силы.[[14]]

Но помимо уплаты чинша крестьяне обязаны были своевременно платить государственные подати и сборы, содержать больницы, поставлять рекрутов, чинить дороги, доставлять почту, перевозить военные команды и арестантов по требованию местных властей.

Городское население

В городах зарождение капиталистических отношений проявилось в развитии предпринимательской деятельности и мануфактурного производства.[[15]] Например, во второй половине XVIII в. на 53 мануфактурах Беларуси было занято 2400 рабочих[[16]]. Эти экономические процессы содействовали более быстрому расслоению городского населения, обострению противоречий между городской верхушкой и остальной частью городского населения, которое несло на себе все тяготы войн и внутренних неурядиц. Центральная власть неоднократно принимала постановления, по которым население городов ввиду их разорения во время войн частично, либо полностью на определенное время освобождалось от уплаты налогов. Так, по постановлению Варшавского сейма 1661 г. мещане Могилева, Ошмян, Лиды на 4 года освобождались от всяких обложений[[17]].

В 1776 г. сейм постановил упразднить магдебургское право в городах, которые не являются центрами воеводства и повета.[[18]]

Вывод. В общественном строе Беларуси XVII – второй половине XVIII вв. произошли изменения. Это такие изменения как усиление власти крупных магнатов; рост противоречий в среде крупных магнатов; дальнейшее увеличение привилегий шляхты; ухудшение экономического и правового положений городского населения; резкое обострение противоречий в духовенстве и другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.007 с.)