Глава 1. Законодательная база, регулирующая перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Законодательная база, регулирующая перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации



Введение

 

Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных национальностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса.

Для одних - это предметы удовлетворения своих культурных потребностей, для других - это способ существования или средство наживы.

Удовлетворение культурных потребностей - это, как наслаждение уже созданными произведениями искусства, так и возможность произведения искусства создавать, хранить, коллекционировать, изучать и т. д. Культурное наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений.

Интерес к проблеме культурных ценностей можно считать показателем уровня культурного развития населения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международными организациями и на международных форумах.

Естественно, что само понятие «культурные ценности» или «произведения искусства» подразумевают под собой бережное и внимательное к ним отношение как со стороны работников «культурной» сферы, так и со стороны таможенных органов, привыкших, в основном иметь дело с «обычным» товаром, т. е. «продуктом труда, созданным для продажи».

Вместе с тем, на таможенные органы Российской Федерации возложены функции по пресечению незаконного оборота через таможенную границу предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран. Кроме того, контроль за законным перемещением культурных ценностей, (при условии, что они имеют материально-пространственную форму воплощения) предполагает выделение их в отдельную категорию товаров.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что в традиционном понимании товаром является продукт человеческого труда, созданный для получения прибыли путем продажи или обмена. Естественно, что культурные ценности могут выступать и в этом качестве, но приведенные далее в данной курсовой работе определения, относящиеся к культурным ценностям, явно противоречат экономической сущности товара.

Целью работы является рассмотрение запретов и ограничений, связанных с перемещением культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

§ Изучение правовой базы, регулирующей перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации;

§ Ознакомление с порядком вывоза и ввоза культурных ценностей в Российскую Федерацию.

В работе так же рассмотрены действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при оформлении перемещаемых через таможенную границу культурных ценностей, а так же необходимые для перемещения таких предметов документы.


 

Конвенция ЮНЕСКО 1970 года

 

Еще в 1966 году Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры приняла первый документ, определяющий принципы международной и национальной охраны движимых культурных ценностей - "Рекомендацию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности".

В 1970 году в Париже была принята Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. В преамбуле Конвенции подчеркивается, что эффективная "охрана культурного достояния должна быть организована как в национальном, так и в международном масштабах и требует тесного сотрудничества между государствами".

Сейчас участниками этой Конвенции являются 89 стран. В статье 1 Конвенции определены культурные ценности, подпадающие по специальные правила. Это культурные ценности, "которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки" религиозного или светского характера.

В целях обеспечения охраны своих культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности государства-участники Конвенции обязаны создать на своей территории национальные службы охраны культурного наследия, которые должны:

• содействовать разработке проектов законодательных актов, обеспечивающих защиту культурного наследия;

• составлять и обновлять на базе национального охранного реестра перечень важных культурных ценностей, государственных и частных, вывоз которых вызывал бы обеднение национального культурного наследия;

• содействовать развитию или созданию научных и технических учреждений (музеи, библиотеки, архивы, мастерские и т.п.), необходимых для сохранения и популяризации культурных ценностей;

• организовывать контроль за археологическими раскопками;

• устанавливать для антикваров, коллекционеров и т.п. правила и

следить за соблюдением этих правил;

Каждое из государств-участников Конвенции приняло законодательные акты, учитывая интересы и условия своей страны.

 

Конвенция ЮНИДРУА 1995 года

Незаконная торговля культурными ценностями и невосполнимый ущерб, причиняемый такой торговлей стали предметами рассмотрения на дипломатической конференции, прошедшей в 1995 году в Риме. Итогом Конференции стало принятие Конвенции ЮНИДРУА о международном возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей.

Конвенция была разработана Международным институтом по унификации частного права в развитие Конвенции ЮНЕСКО 1970 года с целью определения культурных ценностей.

В Конвенции ЮНИДРУА определены сроки возврата культурных ценностей: 3 года с момента обнаружения культурной ценности и личности ее владельца, в любом случае - в течение 50 лет с момента похищения.

Глава 3 посвящена возвращению незаконно вывезенных культурных ценностей. В соответствии с п. 2 данной главы незаконно вывезенными считаются и те ценности, которые были вывезены по разрешению на временный вывоз и вовремя не были возвращены.

Конвенция ЮНИДРУА создает механизм действия по защите культурного наследия каждой страны, но работать этот механизм может только тогда, когда есть система учета культурных ценностей на профессиональном уровне с фотофиксацией и научным описанием. Только это позволяет осуществить идентификацию и предъявить претензию. Россия подписала, но не ратифицировала эту Конвенцию[2].

 

Необходимые документы

Экспертиза осуществляется по заявлению собственника культурных ценностей либо уполномоченного им лица, представляемому в Министерство культуры РФ или его территориальные органы.

В заявлении указывается:

§ информацию о собственнике;

§ информация об основании возникновения у него права собственности;

§ описание культурных ценностей;

§ при временном вывозе в заявлении также указываются цель, условия и сроки их нахождения за пределами РФ.

К заявлению прилагаются:

§ список с описанием культурных ценностей, если предметов более двух (3 экземпляра);

§ по 3 фотографии каждой культурной ценности размером не менее 8х12 см (при вывозе и временном вывозе архивных документов, печатных изданий, предметов филателии, нумизматики, бонистики и фалеристики представления фотографий не требуется);

§ копии документов, подтверждающих право собственности на вывозимые культурные ценности (с предоставлением оригиналов);

§ документы, удостоверяющие стоимость культурных ценностей;

§ копия загранпаспорта, или документа, удостоверяющего личность гражданина или подданного иностранного государства на территории РФ.

Заявление и прилагаемые к нему документы регистрируются в Министерстве культуры или его территориальных органах в установленном порядке в специальном журнале. Заявителю выдается уведомление о получении заявления с указанием его регистрационного номера.

Выявление в процессе рассмотрения заявления и документов обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя правомочий, позволяющих осуществить вывоз или временный вывоз культурных ценностей, является основанием для отказа в их вывозе или временном вывозе.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о незаконности владения заявленной культурной ценностью, Министерство или его территориальные органы информируют об указанных обстоятельствах соответствующие правоохранительные органы.

На основании заявления и прилагаемых документов Министерство культуры или его территориальные органы определяют целесообразность и сроки представления культурных ценностей на экспертизу или, по согласованию с собственником (владельцем), организации экспертизы по месту их нахождения.

 

Сроки проведения экспертизы

Срок проведения экспертизы устанавливается Министерством культуры по согласованию с Федеральной архивной службой России в зависимости от сложности экспертных работ и объема представляемых материалов, но не должен превышать 30 дней. При необходимости с согласия заявителя могут проводиться дополнительные исследования в музейных, архивных и реставрационных учреждениях Министерства культуры или Федеральной архивной службы России. В этом случае срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

2.5.3 Экспертное заключение и свидетельство на право вывоза

Экспертное заключение (в письменной форме) выносится на основе всестороннего анализа культурных ценностей с определением их подлинности, авторства, наименования, места и времени создания, материала и техники исполнения, с фиксацией размеров (веса), отличительных особенностей, состояния сохранности, а также рассмотрения представленных документов.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза представленных культурных ценностей и предложения по их оценке, основанные на их рыночной стоимости.

При несогласии заявителя с экспертным заключением культурные ценности представляются на рассмотрение Государственной экспертной комиссии Министерства культуры или Центральной экспертно-проверочной комиссии Федеральной архивной службы, которые выносят решение о согласии (несогласии) с экспертным заключением.

Министерство культуры или его территориальные органы осуществляют проверку заявленных культурных ценностей по государственным охранным спискам или реестрам. Если результаты экспертизы дают основание для внесения в государственные охранные списки или реестры, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, ходатайствующего об их вывозе.

На основании экспертного заключения, решения Государственной экспертной комиссии или Центральной экспертно-проверочной комиссии Федеральной архивной службы России, а также по результатам проверки по государственным охранным спискам или реестрам принимается решение о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза.

При принятии Министерством культуры или его территориальными органами по итогам экспертизы решения о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей ими выдается Свидетельство на право вывоза культурных ценностей (Приложение 2). Предметы, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не являются культурными ценностями, подпадающими под действие Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей", может оформляться справка установленного образца, подтверждающая, что для их вывоза не требуется свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации[27]. Справка заверяется номерным штампом (приложение 4) должностного лица Росохранкультуры, которое ее выдавало. Форма справки приведена в приложении 3. Бланки свидетельств имеют степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер и являются документами строгой отчетности. Учет и хранение указанных бланков осуществляет Министерство культуры РФ. Свидетельство оформляется в двух экземплярах, каждый из которых скрепляется печатью Министерства культуры РФ или его территориального органа, выдавшего свидетельство. К свидетельству прилагаются сброшюрованные и скрепленные указанной печатью список и фотографии разрешенных к вывозу или временному вывозу культурных ценностей, заверенные подписью выдающего свидетельство должностного лица.

 

Заключение

 

С развитием интеграции России в мировую экономику возрастает роль таможенной службы в обеспечении соблюдения запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. Деятельность в этой сфере во многом зависит от взаимодействия таможни с различными государственными организациями, от уровня правовых знаний сотрудников таможенных органов.

Известно, что, несмотря на меры по защите национального достояния России, продолжаются попытки незаконного вывоза за границу предметов старины и искусства. Среди причин, определяющих крупномасштабность преступлений в этой сфере, следует выделить возможность получения сверхприбылей (противоправные операции с предметами старины и искусства занимают в мире одно из первых мест среди преступлений международного характера, в том числе, по получаемым доходам).

Взаимодействие с учреждениями культуры позволяет наиболее эффективно претворять в жизнь Федеральную программу мер по обеспечению сохранности культурных ценностей, способствует усилению борьбы с незаконным оборотом предметов, являющихся историческим и культурным наследием народов России.

Меры, направленные на соблюдение запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, отражены в законодательстве и призваны оградить нашу страну от незаконного вывоза культурного достояния. В частности, последнее изменение в федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» было внесено 27 июля 2008 года и вступило в силу с 1 января 2009 года.

Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации наряду с этим законом отражен более чем в десятке нормативно правовых актах. При изучении законодательной базы, с одной стороны, можно говорить о достаточно полном отражении правил вывоза и ввоза культурных ценностей в Российскую Федерацию и порядке их оформления. Однако, на мой взгляд, несовершенство законодательства в этой области заключается в том, что не существует такого документа, который бы объединил в себе все положения, регулирующие перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.


 

Список использованной литературы

 

1. Международная Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. 14.11.1970 г., Париж.

2. Международная Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. 16.11.1972 г., Париж.

3. Международная Конвенция ЮНИДРУА о международном возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей. 1995г., Рим.

4. Федеральный закон № 4804-1 от 15.04.93. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

5. Федеральный закон №54 – ФЗ от 26.05.1996 «О музейном фонде РФ и музеях РФ»

6. Таможенный Кодекс Российской Федерации

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

8. Уголовный Кодекс Российской Федерации

9. Постановление Правительства Российской Федерации № 322 от 27.04.2001 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»

10. Приказ Росохранкультуры № 65 от 10.11.2004 «О порядке оформления вывоза и временного вывоза культурных ценностей»

11. Приказ Россвязьохранкультуры № 117 от 14.03.2008 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации»

12. Письмо Министерства культуры РФ № 01-188/16-30 от 13.12.2001

13. Письмо ГТК РФ № 14-10/25129 от 01.09.2000

14. Письмо ГТК РФ № 01-06/24071 от 19.06.2001 «Об упорядочении нормативной базы по таможенному контролю за перемещением культурных ценностей»

15. Письмо ГТК РФ № 05-18/13062 от 02.04.2002 «О таможенном оформлении и таможенном контроле культурных ценностей»

16. Письмо ФТС России № 06-59/11043 от 11.04.2005 «О направлении списка экспертов»

17. Письмо ФТС России № 04-18/32943 от 22.09. 2005 «О направлении информации»

18. Письмо ФТС России № 04-16/37089 от 09.09.2008 «О направлении информации»

19. Письмо ФТС России № 04-16/7473 от 20.02.2009 «О направлении информации»

20. Анчутина С.А. «Работа экспертной комиссии Территориального управления Министерства культуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей в г. Иркутске». Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске (3-7 декабря 2001)

21. Войтович А.Н. «Правовая база сохранения культурных ценностей». Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске (3-7 декабря 2001)

22. Сомов А.В. «Борьба таможенных органов с контрабандой культурных ценностей». Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске (3-7 декабря 2001)

23. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. –М.: Юристъ, 2005 г.

24. Культурные ценности глазами таможенника: Учеб. пособие / В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская и др.; Под общ. ред. проф. В.И. Дьякова. -Владивосток: ВФ РТА, 2004 г.


 

Приложение №1

 

Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.

Утвержден Приказом Россвязьохранкультуры № 117 от 14.03.2008 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации».

1. Культурные ценности, включенные в состав Музейного, Архивного и библиотечных фондов Российской Федерации*.

* За исключением копий, отснятых с документов, хранящихся в федеральных и государственных архивах (центрах хранения документации) субъектов Российской Федерации, государственных музеях и библиотеках ведения Минкультуры России, Госфильмофонде России, учреждениях системы РАН.

2. Предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники:

2.1. мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства;

2.2. предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, военного, производственного и иного назначения, созданные более 50 лет назад;

2.3. предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование военного, научного, производственного и бытового назначения и/или их составные части, созданные более 50 лет назад;

2.4. предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.

3. Художественные ценности*:

* За исключением созданных менее 50 лет назад живописных, скульптурных и графических работ, предметов декоративно-прикладного искусства, дизайнерских проектов, инсталляций, предметов детского творчества, а также предметов быта независимо от времени их создания, не находящиеся на государственном учете, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

3.1. произведения живописи, скульптуры;

3.2. произведения графики и оригинальные графические печатные формы;

3.3. авторские дизайнерские проекты, инсталляции, художественные композиции и монтажи;

3.4. предметы отправления религиозных культов различных конфессий;

3.5. предметы декоративно-прикладного искусства, в т.ч. художественно оформленное оружие.

4. Составные части и фрагменты архитектурных, исторических памятников и памятников монументального искусства.

5. Печатные издания, созданные более 100 лет назад.

6. Рукописи, документальные памятники, архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы, созданные более 50 лет назад.

7. Уникальные и редкие музыкальные инструменты*.

* За исключением музыкальных инструментов фабричного (мануфактурного) и массового изготовления, в том числе народных музыкальных инструментов, не находящихся на государственном учете, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

На струнные смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас) и смычки может оформляться паспорт.

В паспорте на струнные смычковые музыкальные инструменты, не являющиеся уникальными и редкими, Россвязьохранкультурой или ее территориальными управлениями производится следующая запись:

"Россвязьохранкультура (или ее территориальное управление) подтверждает, что данный музыкальный инструмент/смычок не подпадает под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и может вывозиться без оформления свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации".

Данная запись заверяется подписью должностного лица и печатью Россвязьохранкультуры либо ее территориального управления.

8. Знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные конверты, налоговые и аналогичные марки, созданные более 100 лет назад*.

* За исключением почтовых карточек и открытых писем независимо от времени их создания.

9. Монеты, боны, банкноты и ценные бумаги, созданные более 50 лет назад.

10. Старинные ордена и медали*, а также памятные и наградные знаки, настольные медали и печати, созданные более 50 лет назад.

* За исключением личных наград, на ношение которых имеются орденские книжки или наградные удостоверения, вывозимых самим награжденным.

11. Редкие образцы и коллекции флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких областей науки, как анатомия, палеонтология и минералогия.


 

Приложение №2

 

Форма бланка свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.

Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 27 апреля 2001 года «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей».

СВИДЕТЕЛЬСТВО №  на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации

Выдано

(фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица)

на право вывоза (постоянного, временного) культурных ценностей:

(необходимое подчеркнуть)

Список предметов на __ листах прилагается.

Фотографии предметов в количестве ___ шт. прилагаются

Культурные ценности вывозятся в

 (название страны)

Цель вывоза, срок вывоза

(заполняется при временном вывозе)

Вывоз разрешен на основании решения

 (наименование государственного органа, выдавшего свидетельство)

_____________от " "_________200 г. № ___________

М.П.

(подпись должностного лица государственного органа, выдавшего свидетельство, его фамилия, инициалы)

" "_____________200 ____ г.___________________________

(дата и место выдачи свидетельства)

Отметки таможни


 

Приложение №3

 

Доклад для выступления.

Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных национальностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса.

Интерес к проблеме культурных ценностей можно считать показателем уровня культурного развития населения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международными организациями и на международных форумах.

Необходимость охраны культурных ценностей признана давно. Первым документом, определяющим принципы международной и национальной охраны движимых культурных ценностей стала "Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и предупреждение ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности", принятая еще в 1966 году Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры. Ее продолжением стала Парижская Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности.

В 1988 году Советский Союз ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и в 1993 году в соответствии с ней был принят Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей", который до сих пор регулирует перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с ним под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

§ созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами РФ.

§ имеющие важное значение и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими в РФ.

§ обнаруженные на территории РФ.

§ приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями.

§ приобретенные в результате добровольных обменов.

§ полученные в качестве дара или законно приобретенные ценности.

Следует учитывать, что к культурным ценностям не относятся современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.

В настоящее время запрещены к вывозу из Российской Федерации следующие категории культурных ценностей:

• движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания.

• движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры.

• культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей.

• культурные ценности, созданные более 100 лет назад.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим охрану культурных ценностей является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры), которая находится в ведении Министерства культуры РФ.

К полномочиям Росохранкультуры, в частности, относятся:

6) осуществление государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей;

7) принятие решений о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей, выдача свидетельства на право их вывоза и временного вывоза;

8) регистрация культурных ценностей, ввозимые и временно ввозимые на территорию РФ;

9) обеспечение экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза.

Важная роль так же отводится таможенным органам.

Действие должностных лиц ТО

ДЛ проставляет в пассажирской таможенной отметку "зарегистрировано при ввозе в Российскую Федерацию, как заявленное в качестве культурной ценности" и предупреждает декларанта о необходимости спец.регистрации.

Специальная регистрация культурных ценностей заключается в проведении следующих операций:

После проведения выпуска таможенный орган в 2-дневный срок уведомляет Россохранкультуры о факте ввоза культурных ценностей и лицах, их ввозящих с указанием фамилии, имени и отчества, адрес и телефона, места жительства или пребывания в Российской Федерации, цель ввоза, количество и краткое описание ввозимых предметов.

Росохранкультуры регистрирует в установленном порядке ввезенные культурные ценности, обеспечивает проведение экспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимых предметах в Федеральном регистре культурных ценностей для выявления предметов, находящихся в розыске по международным запросам.

Введение

 

Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных национальностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса.

Для одних - это предметы удовлетворения своих культурных потребностей, для других - это способ существования или средство наживы.

Удовлетворение культурных потребностей - это, как наслаждение уже созданными произведениями искусства, так и возможность произведения искусства создавать, хранить, коллекционировать, изучать и т. д. Культурное наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений.

Интерес к проблеме культурных ценностей можно считать показателем уровня культурного развития населения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международными организациями и на международных форумах.

Естественно, что само понятие «культурные ценности» или «произведения искусства» подразумевают под собой бережное и внимательное к ним отношение как со стороны работников «культурной» сферы, так и со стороны таможенных органов, привыкших, в основном иметь дело с «обычным» товаром, т. е. «продуктом труда, созданным для продажи».

Вместе с тем, на таможенные органы Российской Федерации возложены функции по пресечению незаконного оборота через таможенную границу предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран. Кроме того, контроль за законным перемещением культурных ценностей, (при условии, что они имеют материально-пространственную форму воплощения) предполагает выделение их в отдельную категорию товаров.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что в традиционном понимании товаром является продукт человеческого труда, созданный для получения прибыли путем продажи или обмена. Естественно, что культурные ценности могут выступать и в этом качестве, но приведенные далее в данной курсовой работе определения, относящиеся к культурным ценностям, явно противоречат экономической сущности товара.

Целью работы является рассмотрение запретов и ограничений, связанных с перемещением культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

§ Изучение правовой базы, регулирующей перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации;

§ Ознакомление с порядком вывоза и ввоза культурных ценностей в Российскую Федерацию.

В работе так же рассмотрены действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при оформлении перемещаемых через таможенную границу культурных ценностей, а так же необходимые для перемещения таких предметов документы.


 

Глава 1. Законодательная база, регулирующая перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации

 

Необходимость охраны культурных ценностей признана давно. В настоящее время практически все государства имеют законы, регламентирующие защиту объектов культуры. Основное их назначение - в установлении правового режима культурной собственности, в упорядочении вопросов, связанных с выявлением и учетом культурных ценностей, их использованием, охраной, реставрацией и т.п. Особое место при этом занимают проблемы правового урегулирования ввоза и вывоза культурных ценностей, дарения, обмена выставками и торговли объектами культуры.

Развитие законодательства в этой сфере привело к закреплению обязанности их защиты на международном уровне. Эти вопросы находятся в центре внимания ООН, ЮНЕСКО[1], ЕС, Интерпола и ряда других международных организаций.

 

Конвенция ЮНЕСКО 1970 года

 

Еще в 1966 году Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры приняла первый документ, определяющий принципы международной и национальной охраны движимых культурных ценностей - "Рекомендацию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности".

В 1970 году в Париже была принята Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. В преамбуле Конвенции подчеркивается, что эффективная "охрана культурного достояния должна быть организована как в национальном, так и в международном масштабах и требует тесного сотрудничества между государствами".

Сейчас участниками этой Конвенции являются 89 стран. В статье 1 Конвенции определены культурные ценности, подпадающие по специальные правила. Это культурные ценности, "которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки" религиозного или светского характера.

В целях обеспечения охраны своих культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности государства-участники Конвенции обязаны создать на своей территории национальные службы охраны культурного наследия, которые должны:

• содействовать разработке проектов законодательных актов, обеспечивающих защиту культурного наследия;

• составлять и обновлять на базе национального охранного реестра перечень важных культурных ценностей, государственных и частных, вывоз которых вызывал бы обеднение национального культурного наследия;

• содействовать развитию или созданию научных и технических учреждений (музеи, библиотеки, архивы, мастерские и т.п.), необходимых для сохранения и популяризации культурных ценностей;

• организовывать контроль за археологическими раскопками;

• устанавливать для антикваров, коллекционеров и т.п. правила и

следить за соблюдением этих правил;

Каждое из государств-участников Конвенции приняло законодательные акты, учитывая интересы и условия своей страны.

 

Конвенция ЮНИДРУА 1995 года

Незаконная торговля культурными ценностями и невосполнимый ущерб, причиняемый такой торговлей стали предметами рассмотрения на дипломатической конференции, прошедшей в 1995 году в Риме. Итогом Конференции стало принятие Конвенции ЮНИДРУА о международном возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей.

Конвенция была разработана Международным институтом по унификации частного права в развитие Конвенции ЮНЕСКО 1970 года с целью определения культурных ценностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.127 с.)