Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Методическое обеспечение исследования

Поиск

II.1 Постановка проблемы исследования: цель, задачи, гипотеза исследования

Целью данного исследования явилось изучение взаимосвязи между копинг-стратегиями и готовностью к инновациям.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить аспекты готовности к инновациям, а также копинг-стратегии, применяемые человеком в ситуации принятия нового.

2. Выявить особенности готовности к инновациям у преподавателей Педагогического колледжа №1 им.Н.А. Некрасова

.   Описать основные копинг-стратегии, применяемые преподавателями колледжа.

.   Выявить, существует ли взаимосвязь между копинг-стратегиями и готовностью к инновациям на данной выборке.

.   На основе результатов исследования сформулировать практические рекомендации.

Гипотеза: готовность к инновациям и копинг-стратегии взаимосвязаны.

Объект исследования. Исследование было проведено на базе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Некрасовский педагогический колледж №1" г. Санкт-Петербурга.

Группу испытуемых (24 человека) составили преподаватели (женщины) с различным стажем работы.

Предмет исследования. Аспекты готовности к инновациям относительно копинг-поведения человека. Взаимосвязь между этими категориями.


II.2 Методики исследования

Для решения поставленных задач исследования использовались экспериментально - психологические методы, представленные следующим набором методик:

1. Методика Р.Лазаруса - "Копинг-тест", предназначена для определения копинг - механизмов. Была разработана Р.Лазарусом и С.Фолькманом в 1984 году. Авторы методики рассматривали копинг с точки зрения выполнения им двух основных функций: регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управление проблемами вызвавшими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение. Усилия с помощью которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему.

Работа по адаптации методики еще не завершена, поэтому, для оценивания частоты встречаемости и выраженности копинг-стратегий была использована нормативная выборка.

Методика состоит из 8 шкал, содержащих 50 утверждений, отражающих способы преодоления трудностей в трех основных сферах психической деятельности - когнитивной, эмоциональной и поведенческой.

В инструкции исследуемым предлагалось выбрать те варианты копинг-поведения, к которым они прибегают в повседневной жизни, использования каждого копинга.

Предлагалось четыре варианта ответов:

баллов - никогда, 1 балл - редко, 2 балла - иногда, 3 балла - часто.

В дальнейшемколичественные показатели переводятся в процентили, показывающие степень выраженности и преимущественное использование того или иного защитного механизма.

По степени конструктивности копинг-механизмы разделяются на три группы: конструктивные (планирование решения, самоконтроль, поиск социальной поддержки), относительно конструктивные (принятие ответственности, положительная переоценка) и неконструктивные (конфронтативный копинг, дистанцирование, бегство-избегание).

Авторы методики выделяют 8 шкал, соответствующих 8 типам копинг - механизмов. Р.Лазарус и С.Фолькман объединяют в одну шкалу соответствующие друг другу эмоциональные, поведенческие и когнитивные копинги.

Конфронтативный копинг - агрессивные усилия по изменению ситуации, предполагает определенную степень выраженности и готовности к риску, определяет действия направленные на активное отстаивание своего мнения и желаний в отношениях с окружающими и попытки добиться своего, а также характеризует хаотичную деятельность ненаправленную на изменение ситуации (главное делать хоть что - нибудь) и попытки агрессивной разрядки отрицательных эмоций, вызванных ситуацией.

Дистанцирование - когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, либо в попытке забыть или проигнорировать ситуацию, либо найти в ней что- то хорошее. Самоконтроль - усилия по регулированию своих чувств и действий, контролирование эмоций, что дает возможность анализу проблемы и поиску путей выхода из сложившейся ситуации. Поиск социальной поддержки - усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Принятие ответственности - признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения, понимание своей роли в возникшей проблеме и активные попытки к заглаживанию своей вины и изменению ситуации - понимание своей вины, самокритика и самобичевание. Бегство-избегание - мысленное стремление и поведенческое усилия, направленные к бегству от или избеганию проблемы (а не дистанцированию от нее), выражается в попытках улучшения своего самочувствия путем алкоголя, еды, курения, избегание общения. Планирование решения проблемы - произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы. Положительная переоценка - усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности. Эта шкала включает также и религиозное измерение (нахождение новой веры).

2.Экспертная оценка готовности к инновациям. Каждый испытуемый оценивался администраторами колледжа с точки зрения прошлой деятельности по трем параметрам:

*отклик на новые дела

*проявление инициативы

*доведение нового дела до успешного результата.

3.Методика определения готовности к инновациям в организации, нацеленная на выявление людей, проявляющих наибольший интерес и инициативу при внедрении новшеств.

В инструкции предлагалось назвать как можно больше изменений, которые могут произойти в колледже в ближайшие 5-10 лет, а так же указать степень своего участия в каждом из них по 10-и бальной шкале (1-совсем не буду участвовать, 10-буду активно участвовать и готов (готова) брать на себя значительную ответственность за успех в этом деле) и препятствия, которые могут помешать активно участвовать в реализации того или иного проекта. По полученным показателям мы судили о степени вовлеченности в инновации и готовности к ним.

4.Опросник готовности к инновациям (авт. Загашев И.О.).

Данный опросник состоит из 56 утверждений, которые нужно оценить по 4-х бальной шкале:

балл - не подходит ко мне,2 балла - в общем и целом не подходит, 3 балла - иногда можно так сказать, 4 балла - подходит ко мне.

В дальнейшемколичественные показатели переводятся в процентили, показывающие степень выраженности какого-либо аспекта готовности к нововведениям, а именно:

*готовность последовать за лидером - сотрудник поддерживает организационное новшество при условии, что есть лидер, который будет объяснять, брать на себя ответственность, контролировать

*готовность при условии материального вознаграждения

*готовность при условии возможности взять на себя ответственность за инновацию

*готовность при условии личностной и профессиональной самореализации

*готовность на основании прошлого опыта.

*готовность на основе позитивного эмоционального восприятия всего нового

*готовность при условии отсутствия серьезных изменений.

Общее количество исследуемых в работе показателей - 19.

Описание выборки испытуемых

Группу испытуемых (24 человека) составили преподаватели государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Некрасовский педагогический колледж №1" г.СПб. Это были женщины различного возраста с различным стажем работы в колледже. Для проведения исследования основным условием было то, что это сотрудники одной организации. Исследование проводилось в преддверии инноваций в организации работы колледжа (создание информационного центра и других новшеств).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.233.69 (0.006 с.)