Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь между копинг-стратегиями и готовностью к инновациям↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Взаимосвязь между копинг-стратегиями и готовностью к инновациям
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Организационные аспекты управления инновациями и социально-психологическая характеристика внедрения инновация в организации Понятие инновации Классификация инноваций Инновационный менеджмент Социально-психологическая характеристика инноваций Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации Копинг-поведение (определение, функции, виды) Глава 2. Методическое обеспечение эмпирического исследования Постановка проблемы: цель, задачи, гипотеза исследования 2.2 Методики исследования Описание выборки испытуемых Математико-статистические методы обработки данных Глава 3. Анализ результатов исследования. Сравнительный анализ копинг-стратегий Сравнительный анализ готовности к инновациям Взаимосвязь копинг-стратегий и готовности к инновациям Выводы Заключение Приложения
Введение
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Инновационность становится неотъемлемой характеристикой современной экономики. Это в равной мере относится как к государствам и сообществам, так и к отдельным компаниям. Инновационная направленность - императив не только сегодняшнего дня, но и ближайшего будущего человеческой деятельности в любой сфере. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Внедрение новшеств оказывает влияние не только на организационную структуру предприятия, но и на развитие общественных отношений, коммуникационных каналов и др. факторов, влияющих на социальные аспекты. "У истоков любого новшества, ставшего достоянием общества, то есть инновации, всегда стоит конкретный предприниматель, рискнувший поверить в его необходимость для людей, перспективность и, конечно же, коммерческую выгодность. Поэтому можно сказать, что нашим сегодняшним достижениям мы во многом обязаны не просто бизнесу вообще, а прежде всего предпринимательству с большой буквы - инновационному предпринимательству". [2;4] При этом нельзя забывать, что персонал является важнейшей функциональной подсистемой предприятия и представляет собой ценнейший ресурс инновационного развития. Обладая особыми стратегическими и оперативными функциями, человеческий фактор играет центральную роль в интеллектуализации и информатизации производства. При этом готовность персонала к инновациям может проявлять себя различным образом и, в зависимости от того, какой аспект преобладает, руководитель может уточнить стратегию внедрения инновационных проектов. Целью данного исследования является изучение взаимосвязи между копинг-стратегиями и готовностью к инновациям. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучение источников по проблемам инновационного менеджмента, готовности к инновациям и копинг-стратегий. 2. Подбор методик для оценки готовности к инновациям и определения копинг-стратегий. . Организация и проведение экспериментального исследования. 4. На основе результатов исследования сформулировать практические рекомендации. В данной работе выдвинута гипотеза о существовании взаимосвязи между готовностью к инновациям и копинг-стратегиями.
Понятие инновации инновация психологический копинг стратегия Термин инновация традиционно использовался применительно к проблемам управления научно-техническим прогрессом, но в последнее время он становится все более популярным среди предпринимателей и руководителей в различных сферах материального и нематериального производства. Инновации, т.е. новшества или нововведения, связывают в настоящее время с различными сторонами деятельности предприятий и рассматривают их как элемент развития, как совокупность работ, направленных на практическое использование научных, научно-технических результатов и интеллектуального потенциала с целью получения нового продукта или технологии, способа организации и т.п. О.М. Хотяшева определяет инновации как "целенаправленно проводимые изменения во всех сферах хозяйственной деятельности компаний для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании" [26; 13]. Сейчас термин "инновация" активно используется в экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Различные авторы трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. "Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития". [9; 6] Определений этого понятия много, все они различны, но их анализ приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. "Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений: . Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа). . Внедрение продукции с новыми свойствами. . Использование нового сырья. . Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения. . Появление новых рынков сбыта". [9; 7] "Й. Шумпетер впервые ввел в экономическую теорию понятие "инновация". В своей работе "Теория экономического развития" он определяет инновации как любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании и выводит тип нового, предприимчивого предпринимателя, названного им "новатор". [26; 22] В разных источниках инновацию рассматривают с разных сторон: как с динамического аспекта - как процесс, так и со статистического - как результат инновационной деятельности, научно-производственного цикла (НПЦ). Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. "Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Научно-техническая инновация (НТИ) характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей". [9; 9] Следовательно, инновацию как результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе. Вывод. В настоящее время существует большой разброс в трактовке понятий "новшество", "новация", "нововведение" и "инновация". Но в основном они применяются для обозначения либо чего-то качественно нового, того, чего ранее не было, или того, что ранее было, но имеет качественно новые отличительные признаки. В профессиональной среде используются все указанные термины.
I.2 Классификация инноваций Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы). По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить: . Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); . Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); . Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: · радикальные (базовые); · улучшающие; · модификационные (частные). Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла. "Достаточно полную классификацию инноваций предложил А. И. Пригожин: . По распространенности: · единичные · диффузные. Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики. . По месту в производственном цикле: · сырьевые · обеспечивающие (связывающие) · продуктовые 3. По преемственности: · замещающие · отменяющие · возвратные · открывающие · ретровведения 4. По охвату: · локальные · системные · стратегические 5. По инновационному потенциалу и степени новизны: · радикальные · комбинаторные · совершенствующие" [9;24] Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений. "Оригинальное инновационное наблюдение было сделано Н. Д. Кондратьевым в 20-х годах, который обнаружил существование так называемых "больших циклов" или, как их называют за рубежом, "длинных волн". Н. Д. Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства, привлекая к анализу данные о научно-технических открытиях, показывая волнообразный характер их динамики. Он исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н. Д. Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Н. Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, то есть говоря современным языком, кластерами. Рекомендации Н. Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии". [9;26] Вывод. В литературе представлен целый ряд классификаций. Для раскрытия сущности и содержания инновационного процесса необходимо обращаться к различным видам классификации инноваций и рационально использовать их в планировании и подготовке инновационного процесса. Классификация инноваций позволяет определить область применения отдельных классификационных групп - в статистике, планировании, выборе источников финансирования, определении организационных форм инновационной деятельности.
II.2 Методики исследования Для решения поставленных задач исследования использовались экспериментально - психологические методы, представленные следующим набором методик: 1. Методика Р.Лазаруса - "Копинг-тест", предназначена для определения копинг - механизмов. Была разработана Р.Лазарусом и С.Фолькманом в 1984 году. Авторы методики рассматривали копинг с точки зрения выполнения им двух основных функций: регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управление проблемами вызвавшими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение. Усилия с помощью которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему. Работа по адаптации методики еще не завершена, поэтому, для оценивания частоты встречаемости и выраженности копинг-стратегий была использована нормативная выборка. Методика состоит из 8 шкал, содержащих 50 утверждений, отражающих способы преодоления трудностей в трех основных сферах психической деятельности - когнитивной, эмоциональной и поведенческой. В инструкции исследуемым предлагалось выбрать те варианты копинг-поведения, к которым они прибегают в повседневной жизни, использования каждого копинга. Предлагалось четыре варианта ответов: баллов - никогда, 1 балл - редко, 2 балла - иногда, 3 балла - часто. В дальнейшемколичественные показатели переводятся в процентили, показывающие степень выраженности и преимущественное использование того или иного защитного механизма. По степени конструктивности копинг-механизмы разделяются на три группы: конструктивные (планирование решения, самоконтроль, поиск социальной поддержки), относительно конструктивные (принятие ответственности, положительная переоценка) и неконструктивные (конфронтативный копинг, дистанцирование, бегство-избегание). Авторы методики выделяют 8 шкал, соответствующих 8 типам копинг - механизмов. Р.Лазарус и С.Фолькман объединяют в одну шкалу соответствующие друг другу эмоциональные, поведенческие и когнитивные копинги. Конфронтативный копинг - агрессивные усилия по изменению ситуации, предполагает определенную степень выраженности и готовности к риску, определяет действия направленные на активное отстаивание своего мнения и желаний в отношениях с окружающими и попытки добиться своего, а также характеризует хаотичную деятельность ненаправленную на изменение ситуации (главное делать хоть что - нибудь) и попытки агрессивной разрядки отрицательных эмоций, вызванных ситуацией. Дистанцирование - когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, либо в попытке забыть или проигнорировать ситуацию, либо найти в ней что- то хорошее. Самоконтроль - усилия по регулированию своих чувств и действий, контролирование эмоций, что дает возможность анализу проблемы и поиску путей выхода из сложившейся ситуации. Поиск социальной поддержки - усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Принятие ответственности - признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения, понимание своей роли в возникшей проблеме и активные попытки к заглаживанию своей вины и изменению ситуации - понимание своей вины, самокритика и самобичевание. Бегство-избегание - мысленное стремление и поведенческое усилия, направленные к бегству от или избеганию проблемы (а не дистанцированию от нее), выражается в попытках улучшения своего самочувствия путем алкоголя, еды, курения, избегание общения. Планирование решения проблемы - произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы. Положительная переоценка - усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности. Эта шкала включает также и религиозное измерение (нахождение новой веры). 2.Экспертная оценка готовности к инновациям. Каждый испытуемый оценивался администраторами колледжа с точки зрения прошлой деятельности по трем параметрам: *отклик на новые дела *проявление инициативы *доведение нового дела до успешного результата. 3.Методика определения готовности к инновациям в организации, нацеленная на выявление людей, проявляющих наибольший интерес и инициативу при внедрении новшеств. В инструкции предлагалось назвать как можно больше изменений, которые могут произойти в колледже в ближайшие 5-10 лет, а так же указать степень своего участия в каждом из них по 10-и бальной шкале (1-совсем не буду участвовать, 10-буду активно участвовать и готов (готова) брать на себя значительную ответственность за успех в этом деле) и препятствия, которые могут помешать активно участвовать в реализации того или иного проекта. По полученным показателям мы судили о степени вовлеченности в инновации и готовности к ним. 4.Опросник готовности к инновациям (авт. Загашев И.О.). Данный опросник состоит из 56 утверждений, которые нужно оценить по 4-х бальной шкале: балл - не подходит ко мне,2 балла - в общем и целом не подходит, 3 балла - иногда можно так сказать, 4 балла - подходит ко мне. В дальнейшемколичественные показатели переводятся в процентили, показывающие степень выраженности какого-либо аспекта готовности к нововведениям, а именно: *готовность последовать за лидером - сотрудник поддерживает организационное новшество при условии, что есть лидер, который будет объяснять, брать на себя ответственность, контролировать *готовность при условии материального вознаграждения *готовность при условии возможности взять на себя ответственность за инновацию *готовность при условии личностной и профессиональной самореализации *готовность на основании прошлого опыта. *готовность на основе позитивного эмоционального восприятия всего нового *готовность при условии отсутствия серьезных изменений. Общее количество исследуемых в работе показателей - 19. Описание выборки испытуемых Группу испытуемых (24 человека) составили преподаватели государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Некрасовский педагогический колледж №1" г.СПб. Это были женщины различного возраста с различным стажем работы в колледже. Для проведения исследования основным условием было то, что это сотрудники одной организации. Исследование проводилось в преддверии инноваций в организации работы колледжа (создание информационного центра и других новшеств).
Выводы. Целью данного исследования было изучение взаимосвязи между копинг-стратегиями и готовностью к инновациям. В соответствии с целью исследования были выполнены следующие задачи: . Изучены аспекты готовности к инновациям, а также копинг-стратегии, применяемые человеком в ситуации принятия нового. . Выявлены особенности готовности к инновациям у преподавателей Педагогического колледжа №1 им. Н.А. Некрасова . Описаны основные копинг-стратегии, применяемые преподавателями колледжа. . Выявлена взаимосвязь между копинг-стратегиями и готовностью к инновациям на данной выборке. . На основе результатов исследования сформулированы практические рекомендации. По результатам проведенной работы видно, что в условиях данной выборки у преподавателей наиболее выраженными механизмами совладания со стрессом являются "поиск социальной поддержки", "положительная переоценка", "планирование решения проблемы" и "самоконтроль". Таким образом, в стрессовой ситуации их основные усилия будут направлены на: поиск информационной, действенной и эмоциональной поддержки, создание положительного представления о себе с помощью акцентирования внимания окружающих на собственном личностном росте, изменение ситуации, анализ возникших проблем и путей выхода из них, - регулирование своих чувств и действий. При этом данной выборке практически не свойственно признание своей роли в проблеме, понимание своей вины и самобичевание, а также агрессивные усилия по изменению ситуации. По результатам сравнительного анализа готовности к инновациям данной выборки можно сделать вывод о том, что данная выборка в принципе хорошо воспринимает всё новое и на первых стадиях внедрения инновации будет её поддерживать, пока есть чувство новизны или если она связана с личностной и профессиональной самореализацией. Что интересно, в равной степени проявляется готовность поддержать новшество при условии возможности следовать за лидером, который будет брать на себя контроль за инновацией, так и при возможности взять ответственность за дело на себя. Так же важную роль играет наличие успеха участия в инновациях в прошлом. Мотивы материального вознаграждения и отсутствия изменений в привычной деятельности не являются определяющими При корреляционном анализе были выявлены следующие взаимосвязи: . - между копинг-стратегией "самоконтроль" и готовностью к инновации при условии возможности взять на себя ответственность, отрицательная взаимосвязь; . - между копинг-стратегией "положительная переоценка" и готовностью к инновациям при следующих условиях: возможности взять на себя ответственность, личностной и профессиональной самореализации, позитивного эмоционального восприятия всего нового. В первом случае взаимосвязь говорит о том, что работникам с ярко выраженными лидерскими наклонностями не свойственно чрезмерное регулирование своих чувств, действий и контролирование эмоций - как копинг-стратегия. Вторая взаимосвязь показывает, что, работники, склонные при стрессовой ситуации прикладывать усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности, готовы поддержать новшество, если оно поможет чувствовать себя профессионально выше, реализовать себя как руководителя и привносит чувство новизны. Корреляций со стажем, опытом работы, оценкой со стороны руководителя и количеством предполагаемых инноваций, и - преобладающим копинг-поведением и готовностью к инновациям - не обнаружено, что говорит о решающей роли именно личностных аспектов при внедрении инноваций в организации. Данные результаты представлены администрации колледжа и будут использованы при планировании активности преподавателей на следующий учебный год. Заключение В данной работе приведен краткий обзор основных теоретических положений об инновациях, инновационном процессе и человеке как центральном звене инновационного процесса. В литературе приведено большое количество различных теорий о том, что такое инновация, как следует ее определять, как ее можно классифицировать, что такое инновационный процесс и каким образом он реализуется в действительности. Также сейчас достаточно литературы, посвященной социальным аспектам инноваций. Человек - важнейшее звено инновационного процесса. Поэтому очень важно осознавать степень необходимости грамотной мотивации сотрудников организации, реализующей инновационный процесс. Нужно мотивировать сотрудников всех звеньев управления, причем у каждого звена - высшего, среднего или низового - есть свои особенности мотивации. Эффективная мотивация, проведенная на всех уровнях управления, значительно снижает внутреннее сопротивление организации инновационному процессу. Но важна не только мотивация сотрудников. Немаловажно также учитывать личностные особенности сотрудников и менеджеров, участвующих в инновациях. В связи с этим в работе раскрывается понятие копинга, копинг-стратегий и копинг-поведения как способов преодоления человеком сопротивления. Любое изменение в организационной среде связано с необходимостью в адаптации и является своеобразным стрессором как для работников, так и для менеджеров. Именно поэтому, целью данной работы было - исследовать взаимосвязи между выраженностью тех или иных копинг-стратегий и выраженностью тех или иных типов готовности к инновациям. Результаты исследования позволят более четко прогнозировать поведение персонала в период внедрения инноваций, определять направления стимулирования и избегать траты лишних ресурсов. Были использованы четыре методики: одна методика Р. Лазаруса (на определение ведущей копинг-стратегии), а другие три - на определение различных аспектов готовности к инновациям. Анализ данных показал, что на выборке преподавателей ведущими копинг-стратегиями являются: поиск социальной поддержки, положительная переоценка, более тщательное планирование решения и повышенный самоконтроль. Таким образом, уделяя данным видам деятельности более пристальное внимание, мы можем избежать излишних временных трат при внедрении инноваций. Преобладающими типами готовности к инновациям являются "позитивное восприятие новизны как таковой", "связь инновации с личностной и профессиональной реализацией" и "готовность последовать за лидером". Следовательно, при планировании инноваций в данной организации необходимо усиливать те акценты в восприятии инновационного процесса, которые основываются на выявленных типах готовности к инновациям. Анализ корреляций показал, что основная экспериментальная гипотеза подтвердилась: копинг-поведения взаимосвязан с некоторыми аспектами готовности к инновациям. Те преподаватели, которые в сложной, стрессовой ситуации склонны к повышенному вниманию в саморегуляции, самоконтролю, не склонны брать на себя ответственность за те или иные инновационные проекты и, наоборот, лица, готовые брать на себя ответственность за те или иные инновационные проекты, не склонны "уходить" в чрезмерный контроль за своими действиями и эмоциями, они в этом плане более свободны. Наиболее готовы к инновациям те, кто склонен справляться с трудностями используя стратегию "позитивной переоценки" (то есть, фокусируются на положительных сторонах трудностей, воспринимают их на философском уровне) - именно они готовы брать ответственность за инновационные проекты, воспринимают инновацию как возможность для самореализации и позитивно относятся вообще ко всему новому. Корреляций со стажем, опытом работы, оценкой со стороны руководителя и количеством предполагаемых инноваций, и - преобладающим копинг-поведением и готовностью к инновациям - не обнаружено, что говорит о решающей роли именно личностных аспектов при внедрении инноваций в организации.
Список литературы 1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПБ.: Питер, 2001. . Барышева А.В., Балдин К.В., Галицкая С.Н., Ищенко М.М., Передеряев И.И. Инновации: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007. . Галидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. - СПб.: Политехника, 2000. . Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. - 2-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2001. 5. Дружинин Е.. Менеджер-инноватор: от идеи к ее реализации. // <http://allbest.ru/library/texts/biss/men/dru1/1.shtml> . Инновационный менеджмент и экономика организаций (предприятий): Практикум. / Под ред. д.э.н. Б.Н. Чернышева, к.э.н. Т.Г. Попадюк - М.: ИНФРА-М; Вузовский учебник, 2007. . Инновационный менеджмент: учебное пособие. / Под ред. д.э.н. проф. А.В. Барышевой - М.: ИНФРА-М, 2007. . Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой - М.: ИНФРА-М, 2001. - 238 с. - (Серия "Высшее образование"). . Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, - М.: Юнити, 1997 г. . Коршунов И.А., Трифилова А.А. Современный инновационный менеджмент.// журнал Инновации, 2003 // <http://itportal.ru/doc_form.jsp?id=52001159518884475000001025498035> . Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент: Учебное пособие.2-е изд.,доп.-М.:Издательство РДЛ,2001 . Лихобабина Ю.В., Жиц Г.И. О некоторых аспектах подготовки специалистов для активизации инновационной деятельности отечественных предприятий.// журнал Инновации, 2006 // <http://itportal.ru/doc_form.jsp?id=52001159516728221000000510014942> . Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. Учебник.- М.:ИНФРА-М, 1999. . Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства.- М.:ЮНИТИ,1999 . Мостовая И.В., Дзыбов К.М. Инновационный менеджмент в современном производстве. // http://www.portalus.ru/modules/economics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1160401361&archive=&start_from=&ucat=34& . Практикум по менеджменту. / Под ред. проф. М.А. Савельева. - СПб., 1992. . Пригожин А.И. Нововведение: стимулы и перспективы.- М.:Политиздат,1998. . Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медицина, 1960, с. 254-264. . Советова О.С. Социальная психология инноваций (основания, исследования, проблемы) // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук, 1998 // <http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats/avtoref21.htm> . Трифилова А.А. Анализ инновационного потенциала предприятия // журнал Инновации, 2003 // <http://itportal.ru/doc_form.jsp?id=52001159519374649000000911523704> . Уваров А.Ф., Осипов Ю.М. Понятие термина инновация в деятельности учебно-научно-инновационного комплекса. // журнал Инновации, 2006. // <http://itportal.ru/doc_form.jsp?id=52001159516890339000001831444270> . Управление инновационными проектами: Учеб. Пособие. / Под ред. проф. В.Л. Попова. - М.: ИНФРА-М, 2007. . Управление персоналом. Учебник для аспирантов. // <http://www.socioline.ru/taxonomy/term/143> . Уткин Э.А., Кочетова А.И. Управление персоналом в малом бизнесе. - М.: АЛКАЛИС, 1996. . Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность. М.:Педагогика, 1986. . Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд. - СПБ.: Питер, 2006. . Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н. Управление персоналом. - М.: Мир, 2004. . Шумахер Г. Издержки на персонал//Кадры, персонал, М.,1994,№6. 29. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. - N.Y., 1966, p. 135-207. . Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. - N.Y., 1984, p. 218-255. . <http://www.strf.ru/innovation.aspx?CatalogId=223&d_no=14211> . <http://www.kontrolnaja.ru/dir/psychology/5745> . <http://putevodpav.narod.ru/index.files/page0060.htm> . <http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/269329> . www.bolshe.ru "Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического планирования"
Приложение
Приложение 1
Методика Р. Лазаруса "Копинг-тест" Бланк опросника. ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я…… - Никогда, 1 - Редко, 3 - Иногда, 4 - Часто …сосредотачивался на том, что мне нужно делать дальше - на следующем шаге 0 1 2 3 …начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное делать хоть что-нибудь 0 1 2 3 …пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение 0 1 2 3 … говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации 0 1 2 3 … критиковал и укорял себя 0 1 2 3 …пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть 1 2 3 …надеялся на чудо 0 1 2 3 …смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет 0 1 2 3 …вел себя, как будто ничего не произошло 0 1 2 3 …старался не показывать своих чувств 0 1 2 3 …пытался увидеть в ситуации что-то положительное 0 1 2 3 …спал больше обычного 0 1 2 3 …срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы0 1 2 3 …искал сочувствия и понимания у кого-нибудь 0 1 2 3 …во мне возникала потребность выразить себя творчески 0 1 2 3 …пытался забыть все это 0 1 2 3 …обращался за помощью к специалистам 0 1 2 3 …менялся или рос как личность в положительную сторону 0 1 2 3 …извинялся или старался все загладить 0 1 2 3 …составлял план действий 0 1 2 3 …старался дать какой-то выход своим чувствам 0 1 2 3 …понимал, что сам вызвал эту проблему 0 1 2 3 …набирался опыта в этой ситуации 0 1 2 3 …говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации 0 1 2 3 …пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами 0 1 2 3 …рисковал напропалую 0 1 2 3 …старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву 0 1 2 3 …находил новую веру во что-то 0 1 2 3 …вновь открывал для себя что-то важное 0 1 2 3 …что-то менял, что все улаживалось 0 1 2 3 …в целом избегал общения с людьми 0 1 2 3 …не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться 0 1 2 3 спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал 0 1 2 3 …старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела 0 1 2 3 …отказывался воспринимать это слишком серьезно 0 1 2 3 …говорил о том, что я чувствую 0 1 2 3 …стоял на своем и боролся за то, чего хотел 0 1 2 3 …вымещал это на других людях 0 1 2 3 …пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации 0 1 2 3 …знал что надо делать и удваивал свои усилия чтобы все наладить 0 1 2 3 …отказывался верить, что это действительно произошло 0 1 2 3 …я давал обещание что в следующий раз все будет по-другому 0 1 2 3 …находил пару других способов решения проблемы 0 1 2 3 …старался чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах 0 1 2 3 …что-то менял в себе 0 1 2 3 …хотел, чтобы это все скорее как-то образовалось или кончилось 0 1 2 3 …представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться 0 1 2 3 …молился 0 1 2 3 …прокручивал в уме, что мне сказать или сделать 0 1 2 3 …думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему 0 1 2 3 Обработка теста 1. Баллы: никогда - 0 баллов; редко - 1 балл; иногда - 2 балла; часто3 балла . номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например в шкале "конфронтативный копинг" - 2,3,13,21,26,37 и т.д. По всем 8 шкалам равномерности оценок от 0 до 3, т.е. мин количество баллов - 0 максимальное 18 баллов. . Далее подсчитываем оценку каждо
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.229 (0.02 с.) |