Важнейшей чертой законности является её всеобщность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важнейшей чертой законности является её всеобщность.



Введение

В начале своей работы хотелось бы вспомнить слова президента Российской Федерации В. В. Путина на ежегодном обращении к обеим палатам Федерального собрания: «Сегодня, когда мы идем вперед, важнее не вспоминать прошлое, а смотреть в будущее. Надо добиваться, чтобы все мы - предприниматели, властные структуры, все граждане - глубоко прочувствовали свою ответственность перед страной. Чтобы строгое исполнение закона стало осознанной потребностью всех граждан России….. …..На государственной службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон….»

Тема законности играет довольно большую роль во всем обществе. На усиление именно законности направлены все силы в последнее время. Например, введение института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, усиление роли Прокуратуры и других институтов.

Законность – один из основополагающих принципов государственного руководства общества в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения охраны и развития экономической базы государства, необходимое условие демократической системы государства.

 Проблема законности должна рассматриваться, начиная с самых верхних эшелонов власти государства, именно поэтому в своей работе я затронул тему рассмотрения законности органов законодательной и исполнительной власти. Но, рассмотрение вопроса законности невозможно без рассмотрения института гарантий этой законности. В качестве такого института я вижу Прокуратуру.  

Структуру работы я построил следующим образом: в первой главе рассматривается теоретические вопросы законности. Определение понятия, содержания, принципов, функций, гарантий. Вторая глава целиком посвящена практике взаимодействия органов Прокуратуры и законодательных и исполнительных органов власти. Здесь содержится большое количество статистической информации, примеров успехов и неуспехов работы органов Прокуратуры, приведены копии документов по приведению в состояние законности нормативных актов органов власти.

Третья глава посвящена видению проблемы совершенствования взаимодействия вышеупомянутых органов. Предлагаются соответствующие шаги по укреплению законности органов власти. 

 

 

 

 

 


 1. Законность как важнейший принцип функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации.

1.1. Понятие и содержание законности.

 

В юридической литературе законность рассматривается по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом (см. рис 1)[1].

 

                                                                                                        Рис 1.

 

 

 

 


В соответствии с этим определением законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-пра­вовых актов. Однако представляется весьма спорным включе­ние в понятие законности правотворческого процесса, т. е. осо­бой формы или особого вида деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, сле­дуя логике, нельзя сказать, что законность — величина посто­янная; она меняется всякий раз, как только происходит кор­ректировка законодательства.

Правотворческий процесс— это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под необходимость соблюдать, исполнить законность и в этом отношении не отличается от других видов государст­венной деятельности, например, от правоприменения, следова­тельно, нет необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как ее составная часть, а прежде всего, как предпосылка и условие ее осуществления[2].

Разногласия в юридической литературе по поводу опреде­ления законности порождены не столько сложностью, много­гранностью и динамикой предмета, сколько терминологической неясностью. Термин "законность" обозначает положительное отношение к законам в практической деятельности и повсе­дневной жизни[3].

В советской юриспруденции долгое время господствовал классовый подход в понимании законности. Считалось, что подлинная законность может быть только социалистической, т.к. любая антагонистическая формация (рабовладельческая, феодальная, буржуазная) есть не что иное, как режим "узаконенного беззакония". Неоднозначно было отношение к проблеме В. И. Ленина, который сначала писал о том, что диктатура пролетариата - власть, не связанная никакими законами, а затем настаивал на соблюдении единой законности. В 1934 г. народный комиссар юстиции РСФСР Н.В. Крыленко видел в социалистической законности три основных элемента: 1) борьба с классовым врагом; 2) принуждение к исполнению советских законов; З) гарантирование каждому трудящемуся возможности приложить свой труд в пределах, которые ему дает советский закон. После исторического совещания правоведов в 1938 г. под влиянием идей А. Я. Вышинского социалистическую законность стали понимать как строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов всеми субъектами советского права в интересах пролетарского государства. Долгое время социалистическую законность рассматривали сначала как метод осуществления диктатуры пролетариата, а затем - как метод осуществления общенародным государством его задач и функций.
После 1985 г. предпринимаются попытки переосмыслить законность как политико-правовое явление, наполнить этот термин новым содержанием. В результате дефиниция освобождается от классово-идеологического аспекта правопонимания[4].
В современной российской правовой науке особое внимание обращается на тесную связь законности с демократией, выражающуюся в принципе: нет законности без демократии и нет демократии без законности.
Важное изменение в понимании законности связано с восприятием в России (и закреплением в Конституции РФ 1993г.) идеи правового государства. В свете последней законности - это не просто исполнение законов, но и подзаконность деятельности государства, обязательность законов для всех государственных органов. Кроме того, в понятие законность включаются и требования общества к государству по обеспечению прав, свобод человека и гражданина, правопорядка. Отсутствие этих неотъемлемых элементов свидетельствует и об отсутствии законности. С этой точки зрения нельзя говорить о законности в тоталитарных и авторитарных государствах.
Таким образом, законность в демократическом обществе представляет собой совокупность взаимосвязанных требований общества к государству, праву и права к государству и иным участникам общественных отношений; отражение этих требований в общественном сознании; реализацию данных требований в социальной практике.
В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания законности, при котором оно выступает как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства[5].
По другой широкой трактовке законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Содержание законности составляет такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. Законность рассматривается как система реально действующего права, что предполагает: во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства (законность точнее было бы определить в данном случае как правозаконность); во-вторых, полное осуществление реализации Конституции и других законов; в-третьих, эффективную защиту действия Конституции и других законов[6].

Термин "законность" используется и зарубежными правоведами и законодателями. Но концептуальная проработанность данного сложного политико-правового явления практически отсутствует. Во многом это объясняется тем, что, например, западная юридическая доктрина преимущественно оперирует двумя другими терминами - "верховенство закона" и "правовое государство", которые включают в себя и понятие законность[7].

Не претендуя на истину в последней инстанции, понимая, что никакое краткое определение не может отразить все сто­роны предмета, хотелось предложить следующее понимание законно­сти: это требование общества и государства, состоящее в точ­ной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсе­местно.

Суть этого требования заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении, использовании и применении правовых норм, оно предусматривает, прежде всего, ак­тивное участие в управлении государственными и общественными делами на основе и в рамках закона.          

Законность тесно связана с государством и обусловлена такими его специфическими характеристиками, как разделение граждан по территориальному признаку и наличие пуб­личной власти[8].                               

Разделение граждан по государственно-территориальным единицам неизбежно ведет к тому, что их поведение подпадает под правовое регулирование, осуществляемое не только феде­ральными, но и органами власти субъектов федерации, местно­го самоуправления. Законность, рассматриваемая в этом аспек­те, обозначает иерархию правовых норм (законов и подзакон­ных актов), известное соответствие и подчинение нормам пра­ва, установленным высшими и центральными органами госу­дарства.                         

Публичная власть - сложное понятие. Прежде всего, это государственная власть, основными формами реализации кото­рой являются правотворчество, управление и правосудие; за­конность заключается в осуществлении всех функций в опре­деленных границах и по определенным правилам.

В условиях законности государственные органы и должно­стные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать конкретные вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу неза­конных актов применения права. В свою очередь граждане долж­ны исполнять обязанности, возложенные на них правовыми нор­мами.                                              

Законность связана и с государственным суверенитетом. Его законы обладают всеобщей обязательностью. Это значит, что их сила распространяется не только на государственные органы, должностных лиц и граждан, но и на все иные органи­зации и их органы. В этой связи встает очень интересная проблема соотношения законности и политической системы в це­лях раскрытия особенностей складывающегося политического режима, т. е. рассмотрение законности как явления политико-правовой жизни, как принципа функционирования политиче­ской системы. В настоящее время ведется активный анализ нор­мативной основы функционирования последней[9].

Право как регулятор общественных отношений выполняет свои функции прежде всего в процессе соблюдения, исполне­ния, использования и применения юридических норм общест­венной практике, поэтому законность существует, пока суще­ствует право, является правовым режимом общественных от­ношений.    

В западной литературе такое состояние стали называть правозаконностью, что свойственно обществу с развитыми гражданскими и демократическими институтами, считая, что соблю­дение великих принципов правозаконности ярко свидетельст­вует об особенностях жизни в свободных странах, отличающихся от стран с авторитарным режимом. Концепция правозаконно­сти сознательно разрабатывалась лишь в либеральную эпоху и стала одним из ее величайших достижений, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим меха­низмом ее реализации[10].

Понятие законности как режима вытекает из того факта, что право объективно. Оно порождает и столь же необходимое явление — законность, которое связано с осуществлением права. Поэтому понятие законности как режима нередко употребля­ется в качестве синонима понятия "право", что нельзя при­знать удачным, так как взаимодействие законности и права есть встречное влияние однопорядковых общественно-политических явлений.

Законность оказывает на право обратное влияние, в нем, как в процессе его формирования, так и реализации, объекти­вируются требования законности.

Принципы законности.

 

Для понимания природы законности нужно выяснить ее   основные принципы. Рассмотрим наиболее важные из них:

Гарантии законности

Под основными средствами обеспечения законности в юридической науке принято понимать систему га­рантий и методов обеспечения законности. Схематично в теории государства и права гарантии законности рассматриваются так[21] (см. рис 3):

                                                                 


                            Рис.3

 

 


Гарантии — это совокупность условий и способов, позво­ляющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, поль­зоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности.                                        

Под гарантиями понимаются как объективные условия существования общества, так и специально выработанные госу­дарством и общественностью средства, обеспечивающие точ­ную реализацию норм права всеми субъектами.

Экономическими (материальными) гарантиями являются, прежде всего, материальные условия жизни общества, сердцевину которых составляют социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц.

Социальные гарантии включают весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Это профилактическая, деятельность по предупре­ждению правонарушений, контрольная функция общественности, использование возможностей учета общественного мнения и. т. п.

Политические гарантии — это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическо­му обществу политическим плюрализмом, реальным разделением властей, наличие правового государства (или хотя бы тен­денции к его построению).

Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как социальной ценности.

Юридические гарантии выступают как система специаль­ных средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

К специальным юридическим средствам следует отнести, прежде всего, все нормы права, в которых выражено требова­ние законности. Правовая регламентация общественных отно­шений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать исходя из интересов целесообразности.

Юридическое требование законности состоит в следующем:

1) справедливое наказание за неисполнение норм права;

2) за­конодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;

3) возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресе­кать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов по реализации функции охраны законности и правопорядка;

4) законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, запрещение использовать их в ущерб другим лицам, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности. Эти способы закреплены в Конституции РФ, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию.

Правоохранительные органы пресекают нарушения закон­ности, восстанавливают права, устраняют неблагоприятные по­следствия правонарушений. По действующему законодатель­ству органы дознания, прокурор, следователь, суд обязаны вы­явить причины и условия, способствовавшие совершению пре­ступления, и принять меры к их устранению.

Прокуратура — это специальный орган, на который возло­жены обязанности общего надзора за законностью следствия и дознания, содержания в местах изоляции, за актами судебных органов с точки зрения их обоснованности и законности. Ее деятельность осуществляется в специфических формах:

· привле­чение к уголовной ответственности;

· поддержание государствен­ного обвинения в суде;

· разрешение жалоб граждан; выдача ор­деров на арест и обыск;

· принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государствен­ных органов, должностных лиц, учреждений и организаций;

· проверка состояния законности в учреждениях и организаци­ях; надзор за: - деятельностью муниципальной и криминальной милиции;

-обращением с исками в суд в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Важной гарантией является судебный контроль, так как "третьей властью" является вся система правосудия. Надо по­лагать, настала пора вообще изменить наше видение правосу­дия, интерпретацию его назначения лишь как "применителя права". Опыт развитых демократических стран, причем не только англо-американской группы, свидетельствует, что высокий уро­вень правового развития достигается в обществе, где суд, опи­раясь на Конституцию, на закон, на общепризнанные права че­ловека, тоже творит право. Поэтому придание решениям выс­ших судебных инстанций функций судебного прецедента пред­ставляется делом назревшим, вполне оправданным.

Деятельность судебных органов на основе гласности долж­на создавать условия для укрепления законности и правопо­рядка в нашей стране, включая и впервые осуществляемый конституционный контроль.

В современных условиях особую важность имеет норма­тивное закрепление обязанностей Президента России быть га­рантом конституционной законности, используя для этого все дозволенные средства, включая в первую очередь деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, профилактическую ра­боту. Кроме того, важно личное восприятие каждым идей законности и понимания необходимости укрепления правопо­рядка.           

Большое значение в современных условиях приобретает комплексная разработка системы мер и государственно-право­вых механизмов, призванных защищать конституционные пра­ва и законные интересы граждан, субъектов федерации, пре­дотвращать злоупотребления своими правами со стороны госу­дарственных органов, обеспечивать единство правовой системы.

Отсутствие конституционного механизма ответственности должностных лиц всех ветвей власти за принимаемые решения слишком очевидно для юристов, его создание напрашивается само собой. В этой связи являются прогрессивными принимае­мые законодателем меры по персонификации ответственности должностных лиц за исполнение незаконных актов, приказов и распоряжений. "Законность" тоталитарной системы, которая строилась на известной формуле: "приказ начальника — закон для подчиненных" и поныне, к сожалению, служит должност­ным лицам оправданием в принятии решений, унижающих че­ловеческое достоинство, влекущих невосполнимые потери эко­номического, политического, нравственного и социального ха­рактера[22].

 

Заключение

 

Прокуратура — это специальный орган, на который возло­жены обязанности по надзору за законностью правовых актов, изда­ваемых (принимаемых) федеральными министерствами, госу­дарственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (зако­нодательными) и исполнительными органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими организациями.

Ее деятельность осуществляется в специфических формах:

· проверка законности актов, изданных (при­нятых) органом за определенный период времени (квар­тал, полугодие, год);

· осуществление внеплановых проверок;

· привле­чение к ответственности должностных лиц;

· поддержание государствен­ного обвинения в суде;

· разрешение жалоб граждан;

· принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государствен­ных органов, должностных лиц, учреждений и организаций;

· обращение с исками в суд в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций;

· участие в нормотворческой деятельности;

· участие в правовом воспитании граждан.

Реализации вышеперечисленных функций мешают следующие обстоятельства:

· Нечетко указаны цели функционирования прокуратуры и приоритетные направления ее деятельности в Законе о прокуратуре и других нормативных актах.

· Эффективность предписаний органов прокуратуры по восстановлению законности далеко не столь высока, как это пытаются представить прокурорские работники. Их обращения по закону вовсе не обязательны к исполнению. Окончательное решение принимает суд, если конечно, местные власти или руководители предприятий добровольно не прислушаются к мнению прокуратуры. Более того, зачастую, особенно в регионах, местная администрация вообще не принимает во внимание протесты прокуроров на свое нормотворчество. 

· По мнению многих юристов и политиков, прокуратура находится в сильной зависимости от исполнительной власти.

· Часто функции государственного обвинителя выполняют сотрудники, не умеющие работать в такой публичной сфере, как суд. Поэтому противостояние стороне защиты зачастую выглядит не убедительно.

· Низкий уровень участия прокуратуры в нормотворческой деятельности.

· Низкий уровень информативности прокурорских работников о нарушениях в органах законодательной и исполнительной власти других регионов.

· Недостаточная мотивация прокуроров по оперативному выявлению и реагированию на факты несоответствия нормативно-правовых актов федеральному законодательству.

· Отсутствие профильного образования у довольно большой части прокурорских работников.

· Не всегда достаточный инструментарий по приведению нормативных актов в соответствие с федеральным законодательством и привлечению виновных лиц к ответственности.

В связи с этим, предлагается осуществить необходимые преобразования по повышению эффективности работы прокуратуры:

1. Осуществление систематизации законодательства. Четко регламентировать указанные в Законе о прокуратуре РФ полномочия, предусмотреть их в законах субъектов Федерации, в нормативно-правовых актах местного самоуправления.

2. Улучшение взаимодействия с другими контрольными органами (Минюстом, институтом представителей Президента и т.п.). Важнейшим условием представляется равенство участников при разработке и реализации совместных мероприятий, принятие совместных решений по обоюдному согласию. Регулярный взаимный обмен информацией.

3. Знакомство прокурорских работников с практикой надзора и приведения в соответствие нормативно-правовых актов других регионов РФ. Создание общей правой базы по Российской Федерации на примере интернет сайта http://nadzor.vvsu.ru. Предоставление доступа к уже существующим базам данных рядовых сотрудников прокуратуры. 

4. Направление разработанных прокуратурой проектов законов, иных нормативных актов на рассмотрение в соответствующие органы в масштабах как Российской Федерации, так и ее субъектов в городах, районах и с правом давать заключение о соответствии Конституции и законам РФ проектов законов, иных нормативных актов, находящихся на рассмотрении органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

5. Участие прокуроров в заседаниях органов представительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, у глав администраций, установление при этом противоречий закону в проектах правовых актов, высказывание замечаний при их обсуждении.

6. Предоставление Генеральному прокурору права законодательной инициативы и права обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ о конституционности нормативных актов.

7. Повышение мотивации прокурорских работников в оперативном выявлении и реагировании на факты несоответствия нормативно-правовых актов.

8. Повышение эффективности методов прокурорского реагирования. Целесообразно предусмотреть в Законе такие формы реагирования, как устные протесты и предложения о незамедлительном устранении нарушений законности при согласии руководителей исполнить эти требования.

9. Важно указать в Законе о прокуратуре, что нерассмотрение протеста в установленный законом срок приостанавливает действие опротестованного акта.

10. В приказах, указаниях, рекомендациях Генерального прокурора РФ следует определить, что в резолютивной части представлений и протестов возможно вносить предложения как об отмене незаконных актов и иных юридически значимых документов, принятии действенных мер к устранению нарушений законности и способствующих им обстоятельств, так и о восстановлении нарушенных прав, законных интересов потерпевших, дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц.

11. Повышение эффективности деятельности прокуроров по поддержанию государственного обвинения в судах. Направление прокурорских работников на обучение по переподготовке и повышению квалификации в специализированные учебные заведения.   

12. Развитие практики договорного взаимодействия органов прокуратуры и законодательных, исполнительных органов власти.

Представляется, что более четкое определение в Конституции РФ и конституционном федеральном законе о прокуратуре места и роли прокурорского надзора в современный период с учетом исторического опыта и настоящих реалий, закрепление ее основных функций, продуманное разграничение полномочий прокурорских и судебных органов, создание оптимальных условий деятельности прокуратуры, внимательное отношение к кадрам – именно та совокупность факторов, которая призвана обеспечить повышение эффективности работы всех звеньев прокурорской системы.  

 


Введение

В начале своей работы хотелось бы вспомнить слова президента Российской Федерации В. В. Путина на ежегодном обращении к обеим палатам Федерального собрания: «Сегодня, когда мы идем вперед, важнее не вспоминать прошлое, а смотреть в будущее. Надо добиваться, чтобы все мы - предприниматели, властные структуры, все граждане - глубоко прочувствовали свою ответственность перед страной. Чтобы строгое исполнение закона стало осознанной потребностью всех граждан России….. …..На государственной службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон….»

Тема законности играет довольно большую роль во всем обществе. На усиление именно законности направлены все силы в последнее время. Например, введение института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, усиление роли Прокуратуры и других институтов.

Законность – один из основополагающих принципов государственного руководства общества в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения охраны и развития экономической базы государства, необходимое условие демократической системы государства.

 Проблема законности должна рассматриваться, начиная с самых верхних эшелонов власти государства, именно поэтому в своей работе я затронул тему рассмотрения законности органов законодательной и исполнительной власти. Но, рассмотрение вопроса законности невозможно без рассмотрения института гарантий этой законности. В качестве такого института я вижу Прокуратуру.  

Структуру работы я построил следующим образом: в первой главе рассматривается теоретические вопросы законности. Определение понятия, содержания, принципов, функций, гарантий. Вторая глава целиком посвящена практике взаимодействия органов Прокуратуры и законодательных и исполнительных органов власти. Здесь содержится большое количество статистической информации, примеров успехов и неуспехов работы органов Прокуратуры, приведены копии документов по приведению в состояние законности нормативных актов органов власти.

Третья глава посвящена видению проблемы совершенствования взаимодействия вышеупомянутых органов. Предлагаются соответствующие шаги по укреплению законности органов власти. 

 

 

 

 

 


 1. Законность как важнейший принцип функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации.

1.1. Понятие и содержание законности.

 

В юридической литературе законность рассматривается по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом (см. рис 1)[1].

 

                                                                                                        Рис 1.

 

 

 

 


В соответствии с этим определением законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-пра­вовых актов. Однако представляется весьма спорным включе­ние в понятие законности правотворческого процесса, т. е. осо­бой формы или особого вида деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, сле­дуя логике, нельзя сказать, что законность — величина посто­янная; она меняется всякий раз, как только происходит кор­ректировка законодательства.

Правотворческий процесс— это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под необходимость соблюдать, исполнить законность и в этом отношении не отличается от других видов государст­венной деятельности, например, от правоприменения, следова­тельно, нет необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как ее составная часть, а прежде всего, как предпосылка и условие ее осуществления[2].

Разногласия в юридической литературе по поводу опреде­ления законности порождены не столько сложностью, много­гранностью и динамикой предмета, сколько терминологической неясностью. Термин "законность" обозначает положительное отношение к законам в практической деятельности и повсе­дневной жизни[3].

В советской юриспруденции долгое время господствовал классовый подход в понимании законности. Считалось, что подлинная законность может быть только социалистической, т.к. любая антагонистическая формация (рабовладельческая, феодальная, буржуазная) есть не что иное, как режим "узаконенного беззакония". Неоднозначно было отношение к проблеме В. И. Ленина, который сначала писал о том, что диктатура пролетариата - власть, не связанная никакими законами, а затем настаивал на соблюдении единой законности. В 1934 г. народный комиссар юстиции РСФСР Н.В. Крыленко видел в социалистической законности три основных элемента: 1) борьба с классовым врагом; 2) принуждение к исполнению советских законов; З) гарантирование каждому трудящемуся возможности приложить свой труд в пределах, которые ему дает советский закон. После исторического совещания правоведов в 1938 г. под влиянием идей А. Я. Вышинского социалистическую законность стали понимать как строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов всеми субъектами советского права в интересах пролетарского государства. Долгое время социалистическую законность рассматривали сначала как метод осуществления диктатуры пролетариата, а затем - как метод осуществления общенародным государством его задач и функций.
После 1985 г. предпринимаются попытки переосмыслить законность как политико-правовое явление, наполнить этот термин новым содержанием. В результате дефиниция освобождается от классово-идеологического аспекта правопонимания[4].
В современной российской правовой науке особое внимание обращается на тесную связь законности с демократией, выражающуюся в принципе: нет законности без демократии и нет демократии без законности.
Важное изменение в понимании законности связано с восприятием в России (и закреплением в Конституции РФ 1993г.) идеи правового государства. В свете последней законности - это не просто исполнение законов, но и подзаконность деятельности государства, обязательность законов для всех государственных органов. Кроме того, в понятие законность включаются и требования общества к государству по обеспечению прав, свобод человека и гражданина, правопорядка. Отсутствие этих неотъемлемых элементов свидетельствует и об отсутствии законности. С этой точки зрения нельзя говорить о законности в тоталитарных и авторитарных государствах.
Таким образом, законность в демократическом обществе представляет собой совокупность взаимосвязанных требований общества к государству, праву и права к государству и иным участникам общественных отношений; отражение этих требований в общественном сознании; реализацию данных требований в социальной практике.
В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания законности, при котором оно выступает как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства[5].
По другой широкой трактовке законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Содержание законности составляет такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. Законность рассматривается как система реально действующего права, что предполагает: во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства (законность точнее было бы определить в данном случае как правозаконность); во-вторых, полное осуществление реализации Конституции и других законов; в-третьих, эффективную защиту действия Конституции и других законов[6].

Термин "законность" используется и зарубежными правоведами и законодателями. Но концептуальная проработанность данного сложного политико-правового явления практически отсутствует. Во многом это объясняется тем, что, например, западная юридическая доктрина преимущественно оперирует двумя другими терминами - "верховенство закона" и "правовое государство", которые включают в себя и понятие законность[7].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.071 с.)