ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов



 

Учет материально-производственных запасов осуществляют на балансовых и забалансовых счетах. Материалы, принятые на ответственное хранение, учитывают на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку, но неоплачиваемые (давальческое сырье), отражают на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Для учета производственных запасов в Плане счетов предусмотрены балансовые счета: 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Счет 10 «Материалы» активный, обобщает информацию о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, топлива, тары, тарных и строительных материалов, запасных частей и других ценностей, включая находящиеся в пути и в местах переработки. В сельскохозяйственных организациях к этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

10/1 «Сырье и материалы»;

10/2 «Удобрения, средства защиты растений и животных»;

10/3 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

10/4 «Топливо»;

10/5 «Тара и тарные материалы»;

10/6 «Запасные части»;

10/7 «Корма»;

10/8 «Семена и посадочный материал»;

10/9 «Материалы и сырье, переданные в переработку на сторону»;

10/10 «Строительные материалы»;

10/11 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Субсчета 10/1, 10/7 и 10/8 отражают отраслевые особенности организаций агропромышленного комплекса.

Органические и минеральные удобрения на субсчете 10/2 учитывают в физической массе с указанием действующего вещества.

Средства защиты растений и животных (биопрепараты, ядохимикаты, медикаменты и другие химикаты), используемые в сельскохозяйственном производстве, отражают на субсчете 10/1 в бухгалтерии в денежном выражении по каждому виду, а в местах хранения — по каждому наименованию и количеству.

Субсчет 10/3 «Покупные полуфабрикаты и Комплектующие изделия, конструкции и детали» необходим для учета наличия и движения крупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, требующих дополнительных затрат по их обработке и сборке.

На субсчете 10/4 «Топливо» учитывают наличие и движение горючего, смазочных материалов, твердого и газообразного топлива, приобретенных или заготовленных для технологических нужд, для работы транспортных средств, сельскохозяйственных машин, для выработки энергии, отопления зданий (дизельное топливо, мазут, газ, торф, уголь и другие виды топлива).

Учет бензина, дизельного топлива, газа, масел, полученных водителями автомобилей, трактористами-машинистами на нефтескладах, в пунктах заправки (стационарных и передвижных), на производственных участках, в бригадах, осуществляется в натуре и с помощью талонов.

Учет топлива осуществляют по каждому получателю (водителям, трактористам-машинистам) в единицах измерения, указанных на приобретенных талонах, и в денежном выражении. Субсчет 10/4 дебетуется на стоимость топлива, талонов, полученных от нефтебаз и других поставщиков, с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Фактическая стоимость приобретения (заготовления) материально-производственных запасов, в том числе топлива, регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44.

Движение талонов материально ответственными лицами учитывается в специальной книге движения талонов в количественном выражении по маркам нефтепродуктов и купюрам. В целях контроля книга учета талонов должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем и главным бухгалтером организации, скреплена печатью. Записи в книге делаются на основе приходования и использования талонов на нефтепродукты. В сроки, предусмотренные документооборотом и утвержденные руководителем организации, материально ответственные лица на основе приходных и расходных документов составляют отчет о движении талонов и представляют его в бухгалтерию.

Стоимость использованного на производство, отопление, выработку энергии горючего на основании отчета о движении нефтепродуктов, сверенного с путевыми листами автомобилей, учетными листами тракторов и другими документами, отражают по кредиту счета 10 в дебет счетов затрат на производство (20, 23, 25, 26, 29) в зависимости от направления использования топлива.

На субсчете 10/5 «Тара и тарные материалы» учитывают наличие и движение всех видов тары (деревянная, картонная, пластмассовая, тканевая и др.). К тарным материалам относят материалы и детали, необходимые для изготовления и ремонта тары (детали для сборки ящиков, железо обручное, бочковая клепка и др.).

Материалы, предназначенные для дополнительного оборудования автомобилей (наращивания бортов), вагонов, барж, судов в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции учитыва­ют на субсчете 10/1 и к таре не относят.

На субсчете 10/6 «Запасные части» учитывают (по группам и маркам машин) наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд организации запасных частей, предназначенных для ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте.

Учет наличия и движения аккумуляторов ведут по их маркам. Новые аккумуляторы хранят и учитывают отдельно от бывших в эксплуатации или принятых для обмена в агросервисных организациях.

Шины учитывают отдельно с выделением размеров ободных лент по маркам машин. Автомобильные и тракторные шины (покрышки, камеры, ободные ленты), находящиеся на колесах и в запасе при автомобиле, на этом субсчете не отражаются; их учитывают в составе основных средств на счете 01.

На субсчете 10/7 «Корма» отражают наличие и движение кормов как собственного производства, так и покупных. Продукцию собственного производства текущего года оценивают по плановой себестоимости и по итогам года корректируют до уровня фактической себестоимости.

Корма собственного производства, имеющие целевое назначение, приходуют в дебет счета 10, субсчет 10/7 с кредита счета 20, субсчет 20/1 «Растениеводство».

Корма животного происхождения (мясо зверей, заменитель цельного молока и другие виды) приходуют в дебет счета 10, субсчет 10/7 с кредита счета 20, субсчет 20/2 «Животноводство»; отходы столовых — с кредита счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

На субсчете 10/8 учитывают семена и посадочный материал производства отчетного года и покупные. При проведении очистки, сортировки, сушки семенного и посадочного материала производства прошлого года отходы, вызванные доработкой (земля, мертвые отходы, усушка), отражают методом «красное сторно» только по количеству. Расходы по очистке, сортировке, сушке относят на увеличение стоимости семян.

Расходы по подработке семян и посадочного материала урожая текущего года относят на затраты производства. Аналитический учет семян и посадочного материала в бухгалтерии ведут по сортам, репродукциям, количеству и стоимости (на складах и в других местах хранения — по количеству). На отдельных аналитических счетах учитывают натуральные займы семян.

На субсчете 10/9 «Сырье, переданное в переработку на сторону» учитывают движение сельскохозяйственной продукции, материалов, сырья, переданных для переработки на сторону, но остающихся в собственности организации и в последующем включаемых в себестоимость полученной из них продукции (изделий). Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям, и расходы по их транспортировке отражают под дебету счетов, на которых будут учитываться продукция или изделия.

Аналитический учет материалов и сырья, переданных в переработку, осуществляют по их видам.

На субсчете 10/10 «Строительные материалы» отражают наличие и движение всех видов строительных материалов, используемых для ремонтных, строительных, монтажных работ или для возведения, отделки конструкций и частей зданий, сооружений, для изготовления строительных деталей (дверные, оконные блоки, двери и т. п.). Аналитический учет по этому субсчету ведут по наименованиям строительных материалов, конструкций, деталей в местах их хранения (использования) по количеству и стоимости.

Порядок учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей (субсчет 10/11) рассматривается в подразделе 2.4.6.

На субсчете 10/12 «Прочие материалы» учитывают наличие и движение отходов производства, неисправимого брака, материальных ценностей, полученных в результате выбытия основных средств, и др.

В зависимости от принятой организацией учетной политики учет поступления материалов может осуществляться, как отмечалось ранее, одним из двух методов: с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и без их использования.

При первом варианте на основании поступивших от поставщиков расчетных документов производят запись на сумму фактических расходов по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и т. д. в зависимости от того, откуда поступили материалы, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. На сумму транспортно-заготовительных расходов кредитуются счета 23, 60, 71, 76, 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

Оприходование материалов, поступивших в организацию, отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 по учетным ценам.

В конце месяца по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражают стоимость материалов, находящихся в пути или не вывезенных со складов поставщиков. В следующем месяце эти суммы сторнируются и в текущем месяце числятся по дебету счета 15. Остаток списывают в дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Накопленные на счете 16 разницы относят в дебет счетов затрат на производство (20, 23, 25, 26, 29, 08, 44 и др.) пропорционально стоимости по учетным ценам израсходованных материалов с кредита счета 16, если фактическая себестоимость выше учетной цены. Если учетная цена выше фактической себестоимости, применяют метод «красное сторно». Записи производят в указанной выше корреспонденции.

При использовании традиционного варианта учета оприходование материалов отражают по дебету счета 10 «Материалы» с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщикам и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др. в зависимости от каналов поступления материалов и расходов по их доставке в организацию.

Продажа материалов учитывается по кредиту счета 10 и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» по балансовой стоимости. Одновременно по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» отражают суммы, причитающиеся организации за материалы с покупателя по договорной цене, в корреспонденции с дебетом счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В начале периода, следующего за периодом образования резерва, зарезервированная сумма восстанавливается записью по дебету счета 14 и кредиту счета 91. Таким образом, счет 14 по дебету и кредиту корреспондирует только со счетом 91.

Аналитический учет по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» ведется по каждому резерву.

Для учета хозяйственных операций, отражаемых по кредиту счета 10 «Материалы», в сельскохозяйственных организациях применяют журнал-ордер № 10-АПК и ведомость учета материальных ценностей, товаров и тары. Учет движения материалов осуществляют и в других регистрах. Так, учет материалов, поступивших от поставщиков, в корреспонденции со счетом 60 отражают в журнале-ордере № 6-АПК, приобретенных подотчетными лицами в корреспонденции с кредитом счета 71 — в журнале-ордере №7-АПК; при использовании счетов 15 и 16 —в журнале-ордере № 6-АПК (заготовки) и журнале-ордере № 10-АПК.

Стоимость поступивших материалов по учетным ценам, суммы отклонений их фактической себестоимости от оценки по учетным ценам, по субсчетам или группе материалов в целом по организации определяют в специальном расчете, размешенном на первой странице ведомости учета материальных ценностей, товаров и тары. Во втором разделе этой ведомости записывают номер склада (фамилию, имя, отчество материально ответственного лица) и учетные группы материалов, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, по которым организация считает целесообразным выявлять отклонения от стоимости по учетным ценам. В этом разделе показываются остатки материальных ценностей на начало месяца на складах, у материально ответственных лиц или по группе материалов в учетных ценах и итог по организации в целом. Затем по строкам отражают данные о приходе материалов по учетным ценам, в отдельной строке — их фактическую стоимость приобретения (заготовления) по кредитуемым счетам, используя данные регистров, указанных в первом разделе ведомости.

Для учета внутреннего оборота предусмотрены графы поступления и расхода по каждому субсчету счета 10 «Материалы».

В ведомости определяют итог поступления по всем учетным группам (складам), но без внутреннего перемещения, с остатком на начало месяца и сумму отклонений фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам.

Во втором разделе ведомости отражают остатки по субсчетам за предшествующий отчетный месяц, а также данные о расходе материалов, нефтепродуктов из отчетов материально ответственных лиц в корреспонденции с дебетом счетов затрат на производство и реализацию. После подсчета общей суммы расходов определяют остаток на конец месяца и количество поступивших в текущем месяце материальных ценностей, их стоимость по учетным ценам, рассчитывают процент и суммы соответствующих отклонений. На основе процента отклонений определяют сумму отклонений, относящуюся к израсходованным материалам и подлежащую отнесению на счета по учету затрат на производство и реализацию. Отклонения, приходящиеся на остаток материалов в конце отчетного месяца, учитывают в следующем месяце.

Таким образом, ведомость учета материальных ценностей, товаров и тары используется для распределения израсходованных материальных ценностей по направлениям затрат (синтетическим счетам, субсчетам, статьям затрат). В этом регистре определяется фактическая себестоимость материалов, инвентаря по всем субсчетам и дебетуемым счетам в целом по организации. Из него фактическую себестоимость использованных материалов и инвен­таря, учитываемых на счете 10 «Материалы», записывают в журнал-ордер № 10-АПК по кредиту счета.

Общие суммы остатков материалов и инвентаря по всем складам и местам хранения на начало и конец месяца должны соответствовать данным в Главной книге по синтетическому счету 10 «Материалы».

Для обобщения информации о наличии и движении продукции предприятия предусмотрен активный счет 43 «Готовая продукция».

Сельскохозяйственные организации на счете 43 учитывают движение продукции растениеводства, животноводства и переработки сырья в течение года по плановой себестоимости; разница между фактической и плановой себестоимостью, выявленная по итогам года, списывается на счет продукции в доле, относящейся к остатку соответствующей продукции на конец отчетного года.

Счет 41 «Товары» предназначен для учета наличия и движения товарно-материальных ценностей, приобретенных для продажи. Он используется в основном организациями, осуществляющими торговую деятельность или оказывающими услуги общественного питания.

В организациях производственного направления данный счет применяют в случаях, когда какие-либо продукты, материалы или изделия покупают специально для перепродажи. Снабженческие, сбытовые, торговые организации на счете 41 «Товары» учитывают также тару покупную и собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных и хозяйственных нужд, учитываемой на счете 01 «Основные средства» или 10 «Материалы»).

Товары, принятые на комиссию, учитывают на специальном забалансовом счете 004.

Счет 41 «Товары» в сельскохозяйственных организациях может иметь следующие субсчета:

41/1 «Товары на складах»;

41/2 «Товары в розничной торговле»;

41/3 «Тара под товаром и порожняя»;

41/4 «Покупные изделия».

Товары на счете 41 учитывают по покупным или продажным ценам. При учете товаров по продажным ценам скидки и накидки учитываются обособленно на счете 42 «Торговая наценка». Суммы торговой наценки по товарам проданным, отпущенным или спи­санным вследствие естественной убыли, брака, недостачи, порчи и т. п. сторнируются по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счетов 90 «Продажи», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 44 «Расходы на продажу», 41 «То­вары» на остаток товаров на конец месяца по продажным ценам на основании инвентаризационных описей.

Оприходование товаров на склад и тары отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 42 «Торговая наценка» (при учете товаров по продажным ценам).

Отпущенные (отгруженные) покупателям товары, за которые предъявлены расчетные документы, списывают со счета 41 в дебет счета 90 «Продажи».

Аналитический учет по счету 41 «Товары» ведут по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям) и местам хранения товаров.

Расходы, связанные с продажей продукции, товаров, а также работ и услуг, учитывают по дебету счета 44 «Расходы на продажу», часть которых, относящуюся к проданным товарам, списывают по кредиту счета 44 в дебет счета 90 «Продажи», то есть относят на себестоимость продаж.

Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» осуществляют по видам и статьям расходов: упаковка, затаривание, погрузка в автомобили, вагоны, суда; содержание складских помещений; расходы на рекламу, представительские и другие расходы.

При использовании счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» поступление товаров и тары отражают в порядке, аналогичном учету соответствующих операций с материалами.

Наряду с количественно-суммовым аналитическим учетом применяется сальдовый метод учета материально-производственных запасов. Суть его состоит в том, что учет наличия и движения запасов на складах и в других местах хранения ведется в карточках или книгах складского учета в количественном выражении. Бухгалтеры проверяют отчеты о движении материальных ценностей в присутствии материально ответственных лиц, а также правильность записей в книгах, карточках складского учета, таксируют данные отчета и переносят остатки на начало следующего месяца в сальдовые ведомости, в которых отражаются количественные остатки по каждому наименованию и их стоимость.





Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.01 с.)