Применение статистических методов в практической деятельности среднего медицинского работника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение статистических методов в практической деятельности среднего медицинского работника.



Актуальность темы.

   Статистические методы, применяемые в работе, позволяют изучить количественные стороны различных общественных явлений, в том числе заболеваемость или пораженность населения, его групп и коллективов, которые выражаются как в абсолютных величинах, так и в цифровых относительных показателях.

   Статистический метод позволяет выявить многообразие форм эпидемического и неэпидемического процесса, а также последовательность распространения различных заболеваний.

    На основании статистических исследований выдвигается та или иная гипотеза, то или иное предположение о причинах и сущности наблюдаемых явлений, что в дальнейшем требует тщательного исследования или подтверждения выдвинутой гипотезы. 

   Обработка обширной разноплановой информации невозможна без использования вычислительной техники, без знаний математики, а также экономики. Однако, окончательное мнение в аналитической работе в области здравоохранения может поставить специалист, имеющий медицинское образование, который в состоянии не только правильно оценить результаты исследований, но и разработать комплекс профилактических мероприятий направленных на оздоровления общества.

                            Цели занятия:

Учебные:

  • формировать представление о медицинской статистике;
  • формировать представления об элементах математической статистики (наибольшего, наименьшего, среднего значениях, медиане, моде);
  • формировать знания о методах сбора, обработки и статистического анализа информации, наглядного представления её в виде диаграмм, гистограмм, графиков;

Развивающие:

· Способствовать развитию:интеллектуальных способностей, внимательности, наблюдательности и коммуникативных навыков, логического мышления, умения выделять главное, умения оценивать различные процессы, явления и факты, умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать обобщения и выводы на основе полученных данных.умению применять полученные знания в повседневной жизни.

· рассчитывать статистические показатели (вычислять размах, наименьшее, наибольшее, среднее значения, моду и медиану);

· графически представлять результаты статистического исследования (представлять данные в виде диаграмм, гистограмм, графиков);

· собирать, обрабатывать информацию и делать выводы;

Воспитательные:

 воспитать чувство ответственности к выбранной профессии, чувство доброжелательности по отношению к людям.

                                       План занятия:

 1. Санитарная статистика,ее виды.

 2.  Применение статистических методов в практической деятельности среднего медицинского работника

 3. Организация статистического исследования    

 4.  Относительные величины и их графическое изображение.

                                    Ход занятия:

Вопросы для повторения:

1. Что изучает статистика?

2. Назовите основные разделы медицинской(санитарной) статистики.

3. Назовите этапы статистического исследования.

4. Какие знаете Вы методы сбора информации для статистических исследований?

5. Назовите методы сбора информации по времени.

6. Какие знаете Вы методы сбора информации по объему?

7. Перечислите способы сбора информации для статистических исследований?

8. Какие знаете Вы виды таблиц?

9. Назовите отличительные признаки построения комбинированной таблицы от простой, приведите примеры.

10. Назовите показатели, определяющие относительные величины.

11. Какие знаете Вы диаграммы для графического изображения относительных величин?

12. Какие Вы знаете средние величины?

 

Эталоны ответов.

 1. Статистика общественная наука, изучающая в неразрывной связи количественную сторону массовых общественных явлений с их качественной стороной.

2. Два раздела - статистика здоровья населения и статистика здравоохранения.

  3. а). составление программы и плана;

б). сбор материала;

в). разработка;

г). заключение.

4. Три метода: по времени, по объему, по способу.

5. Текущий, одновременный.

6. Сплошной, выборочный.

7. Выкопировка из документов, опрос, анкетирование и др.

8. Простая, групповая, комбинированная.

9. Комбинированная строится по трем и более признакам, тогда как простая таблица

строится по одному признаку.

11. Экстенсивный, интенсивный, показатель соотношения и наглядности.

12. Линейная, столбиковая, секторная, радиальная, карто

 

             Изучение нового материала.

   Статистика – общественная наука, изучающая в неразрывной связи количественную сторону массовых общественных явлений с их качественной стороной. Она устанавливает размеры и количественные соотношения явлений жизни в конкретных исторических условиях места и времени, а также закономерности, проявляющиеся в их измерениях.

   Санитарная статистика изучает вопросы, связанные с медициной, где человек рассматривается как социальное существо, а все явления человеческой жизни как социально обусловленные.

   Она включает в себя два раздела: статистику здоровья населения и статистику здравоохранения.

   Статистика здоровья населения занимается, во-первых, изучением здоровья совокупного населения, а также его основных групп, естественном движении (рождаемость, смертность), физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жизни и т.д., во – вторых, выявлением и установлением связей заболеваемости и смертности населения с факторами окружающей среды.

   Статистика здравоохранения предусматривает изучение данных о сети лечебно–профилактических и санитарно – эпидемиологических учреждений, кадрах, планирование их деятельности, оценку качества их работы по предупреждению и лечению заболеваний.

 

ВБИ в акушерском стационаре

Незоологические формы:

Общее число случаев ВБИ

Сроки возникновения после выписки:

1-5 день 6-10 день 11-15 день Более 16 дней
коньюктивит 2 2 0 0 0
абсцесс 1 0 1 0 0
мастит 1 1 0 0 0
Итого: 4 3 1 0 0

   В комбинационной таблице содержатся данные по трем и более признакам. Такая таблица позволяет более углубленно изучать связи или зависимость между признаками одного явления или между несколькими различными явлениями.

 

Наименование

инфекций:

Возраст в годах

Всего:

0-4

5-6

7-9

10-14

М.

Д.

М. Д. М. Д. М. Д. М. Д. Корь 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 Скарлатина 2 5 1 2 1 1 5 2 9 10

   Анализ, выводы, предложения, внедрение в практику (4 этап) – заключительная часть статистического исследования проводится в основном врачами с привлечением средних медицинских работников.

 

Экстенсивный показатель

Интенсивный показатель

Показатель соотношения

Показатель наглядности

   К основным видам показателей, применяемым в аналитической работе относятся экстенсивный и интенсивный.

   Для углубленного анализа относительные величины изображают графически в виде различных диаграмм: линейной, столбиковой, секторной, радиальной, картограммы, картодиаграммы. Причем каждая относительная величина изображается соответствующим ей видом диаграммы.

   Экстенсивный показатель указывает, какую долю занимает данное явление в общей совокупности. Он может быть выражен в процентах (%), в промилях (%о) в зависимости от того, за 100 или 1000 принимается целое явление.

Например, в городе К. в 2014 году зарегистрировано 320 случаев инфекционного заболевания, из них на бактериальную дизентерию приходится 30 случаев. Следует рассчитать, какую долю занимает скарлатина от общей инфекционной заболеваемости или от общей совокупности.

 

 

часть явления                     30

______________ × 100 = ________ × 100 = 9,8%

целое явление                    320

 

 

Графически экстенсивный показатель можно изобразить в виде секторной или внутристолбиковой диаграммой.

 

Радиальная диаграмма:

     Превышение порогового уровня кори среди детей до 4-х лет

 

Линейная диаграмма:

 

 

Степень распространения кори по месяцам среди детей до 4-х лет.

 

                        

   В меньшей степени для анализа используют показатели соотношения и наглядности.

Показатель соотношения характеризует отношение двух самостоятельных совокупностей и выражается в %, %о, %оо.

Показатель наглядности указывает на отношения ряда сравниваемых однородных величин к одной из них, принятой за 100.

 

Средние величины

 Каждая статистическая совокупность имеет особые групповые свойства, в частности средний уровень учитываемого признака. Средний уровень признака измеряется средними величинами, при анализе физического развития группы (средний рост, масса тела и т.д.); при анализе деятельности медицинского учреждения (средняя длительность пребывания больного на койке, средняя продолжительность обследования больного и т.д.).

   Средняя арифметическая величина (М) – наиболее часто используется в медицине для характеристики среднего уровня признака.

   Для расчета средней М. надо построить вариационный ряд. Вариационный ряд - ряд чисел, в котором в возрастающем порядке будут расположены варианты (\/) и соответствующая каждой варианте частота случаев (Р).

    Различают среднюю арифметическую простую и среднюю арифметическую взвешенную. Если в вариационном ряду каждого варианта не повторяется, а встречается лишь один раз (Р=1), вычисляют среднюю арифметическую простую.        

Например,

Эталоны ответов.

 

 1. Статистика – общественная наука, изучающая в неразрывной связи количественную сторону массовых общественных явлений с их качественной стороной.

2. Два раздела - статистика здоровья населения и статистика здравоохранения.

  3. а). составление программы и плана;

б). сбор материала;

в). разработка;

г). заключение.

4. Три метода: по времени, по объему, по способу.

5. Текущий, одновременный.

6. Сплошной, выборочный.

7. Выкопировка из документов, опрос, анкетирование и др.

8. Простая, групповая, комбинированная.

9. Комбинированная строится по трем и более признакам, тогда как простая таблица

строится по одному признаку.

11. Экстенсивный, интенсивный, показатель соотношения и наглядности.

12. Линейная, столбиковая, секторная, радиальная, карто

 

Домашнее задание:

1. Прочитать конспект (сделать краткий конспект в тетради)

2. учебник стр.339-342. разобрать № 159, на стр.348

Решить:   № 160 Вариант 10, № 161  Вариант 10

 

Литература основная - учебник учебник Гилярова М.Г.» Математика для медицинских колледжей» Ростов Феникс 2018 г

Литература дополнительная:

1. Учебное пособие Петрухин М.И., Старостина Н.В. «Статистические методы в эпидемиологическом анализе», Москва, 2016 год.

 

Актуальность темы.

   Статистические методы, применяемые в работе, позволяют изучить количественные стороны различных общественных явлений, в том числе заболеваемость или пораженность населения, его групп и коллективов, которые выражаются как в абсолютных величинах, так и в цифровых относительных показателях.

   Статистический метод позволяет выявить многообразие форм эпидемического и неэпидемического процесса, а также последовательность распространения различных заболеваний.

    На основании статистических исследований выдвигается та или иная гипотеза, то или иное предположение о причинах и сущности наблюдаемых явлений, что в дальнейшем требует тщательного исследования или подтверждения выдвинутой гипотезы. 

   Обработка обширной разноплановой информации невозможна без использования вычислительной техники, без знаний математики, а также экономики. Однако, окончательное мнение в аналитической работе в области здравоохранения может поставить специалист, имеющий медицинское образование, который в состоянии не только правильно оценить результаты исследований, но и разработать комплекс профилактических мероприятий направленных на оздоровления общества.

                            Цели занятия:

Учебные:

Развивающие:

· Способствовать развитию:интеллектуальных способностей, внимательности, наблюдательности и коммуникативных навыков, логического мышления, умения выделять главное, умения оценивать различные процессы, явления и факты, умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать обобщения и выводы на основе полученных данных.умению применять полученные знания в повседневной жизни.

· рассчитывать статистические показатели (вычислять размах, наименьшее, наибольшее, среднее значения, моду и медиану);

· графически представлять результаты статистического исследования (представлять данные в виде диаграмм, гистограмм, графиков);

· собирать, обрабатывать информацию и делать выводы;

Воспитательные:

 воспитать чувство ответственности к выбранной профессии, чувство доброжелательности по отношению к людям.

                                       План занятия:

 1. Санитарная статистика,ее виды.

 2.  Применение статистических методов в практической деятельности среднего медицинского работника

 3. Организация статистического исследования    

 4.  Относительные величины и их графическое изображение.

                                    Ход занятия:

Вопросы для повторения:

1. Что изучает статистика?

2. Назовите основные разделы медицинской(санитарной) статистики.

3. Назовите этапы статистического исследования.

4. Какие знаете Вы методы сбора информации для статистических исследований?

5. Назовите методы сбора информации по времени.

6. Какие знаете Вы методы сбора информации по объему?

7. Перечислите способы сбора информации для статистических исследований?

8. Какие знаете Вы виды таблиц?

9. Назовите отличительные признаки построения комбинированной таблицы от простой, приведите примеры.

10. Назовите показатели, определяющие относительные величины.

11. Какие знаете Вы диаграммы для графического изображения относительных величин?

12. Какие Вы знаете средние величины?

 

Эталоны ответов.

 1. Статистика общественная наука, изучающая в неразрывной связи количественную сторону массовых общественных явлений с их качественной стороной.

2. Два раздела - статистика здоровья населения и статистика здравоохранения.

  3. а). составление программы и плана;

б). сбор материала;

в). разработка;

г). заключение.

4. Три метода: по времени, по объему, по способу.

5. Текущий, одновременный.

6. Сплошной, выборочный.

7. Выкопировка из документов, опрос, анкетирование и др.

8. Простая, групповая, комбинированная.

9. Комбинированная строится по трем и более признакам, тогда как простая таблица

строится по одному признаку.

11. Экстенсивный, интенсивный, показатель соотношения и наглядности.

12. Линейная, столбиковая, секторная, радиальная, карто

 

             Изучение нового материала.

   Статистика – общественная наука, изучающая в неразрывной связи количественную сторону массовых общественных явлений с их качественной стороной. Она устанавливает размеры и количественные соотношения явлений жизни в конкретных исторических условиях места и времени, а также закономерности, проявляющиеся в их измерениях.

   Санитарная статистика изучает вопросы, связанные с медициной, где человек рассматривается как социальное существо, а все явления человеческой жизни как социально обусловленные.

   Она включает в себя два раздела: статистику здоровья населения и статистику здравоохранения.

   Статистика здоровья населения занимается, во-первых, изучением здоровья совокупного населения, а также его основных групп, естественном движении (рождаемость, смертность), физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жизни и т.д., во – вторых, выявлением и установлением связей заболеваемости и смертности населения с факторами окружающей среды.

   Статистика здравоохранения предусматривает изучение данных о сети лечебно–профилактических и санитарно – эпидемиологических учреждений, кадрах, планирование их деятельности, оценку качества их работы по предупреждению и лечению заболеваний.

 

Применение статистических методов в практической деятельности среднего медицинского работника.

   Применение статистических методов в практической деятельностисреднего медицинского работника является обязательным повседневным и ответственным делом. При этом отдельные элементы статистических операций тесно сочетаются с множеством видов медицинской деятельности.

   Статистическая работа среднего медперсонала проводится как самостоятельно, так и под методическом руководством врача и состоит в следующем:

1. ведение первичной регистрации (учета) – случаев заболеваемости, травм, смертности инвалидности и др.;

2. осуществление антропометрических измерений и их регистрации, оценка уровня физического развития отдельных групп населения по специальным стандартам, основанным на статистических величинах;

     3. участие в составлении ежегодных форм отчетов ЛПУ;

   4. оказание помощи врачу в организации и проведении статистической

        работы при специальных обследованиях различных групп населения;      

5. осмысление - полученных статистических материалов (группировка 

   данных, составление таблиц, расчет статистических показателей и

   графическое их оформление).

  



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.068 с.)