На страницах газеты «волгарь». 1913-1915 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На страницах газеты «волгарь». 1913-1915 гг.



На страницах газеты «ВОЛГАРЬ». 1913-1915 гг.

 

Представляем вашему вниманию очередную тематическую подборку статей из газеты «Волгарь». Следует отметить, что тема народного образования и просвещения во всех его проявлениях (библиотеки, агрономические курсы, развитие медицины, борьба с пьянством, театр и кинематограф) широко освещалась городецким корреспондентом. Под статьями новостных лент не принято было указывать автора. Изредка только в начале статьи стояла пометка в скобках (от собственного корреспондента). В тексте часто употребляются слова «здесь», «местный», «наш», что указывает на то, что автор статей – городецкий житель. Его хорошая осведомлённость о деятельности учебных заведений говорит о том, что автор имеет непосредственное отношение к системе народного образования и принимает в её жизни самое активное участие, напрашивается вывод, что это кто-то из учителей.

Несколько раз в газете были размещены статьи о тяжёлой учести учителя, экономическое положение которого особенно ухудшилось с ростом инфляции во время Великой войны. И хотя эти статьи не вошли в новостную рубрику «Из Поволжья», в них всё равно можно встретить указание на Балахнинский уезд и узнать уже знакомый стиль городецкого корреспондента. Одна из таких статей имеет скромную подпись «Учитель», а другая подписана «Учитель Р-ий». Из всех городецких учителей только у одого фамилия подходила под это сокращение. Это был учитель истории и географии городецкой мужской гимназии, не имеющий чина, Дмитрий Иванович Ризположенский.

30 марта 1919 года «любителями старины» села Городца «по образцу Нижегородской архивной комиссии» была создана собственная, Городецкая учёная архивная комиссия. Активным её членом стал Д. И. Ризположенский, которому была поручена научная разработка местных архивов.

В Центральном архиве Нижегородской области в фонде, который называется «Коллекция НГУАК» хранится записная книжка с черновиками статей Д. И. Ризположенского для «Волгаря» за апрель – июнь 1915 г.

1. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Народное образование (№ 14 от 15.01.1913)

С. Городец. 13 января в здании мужской прогимназии состоялось экстренное собрание родителей под председательством председателя родительского комитета Н. Ф. Сапуненко. Комитет внёс свое предложение о необходимости преобразования сельской мужской прогимназии в полную гимназию и об открытии с начала будущего учебного года 5-го класса. Городец с 24-тысячным населением и огромным населённым районом давно нуждается в полной средней школе. Собрание постановило немедленно ходатайствовать перед министром народного просвещения о преобразовании прогимназии, единогласно избрав для личной поддержки ходатайства почётного попечителя прогимназии П. Д. Дерюгина, инспектора прогимназии А. В. Соболева, купца И. П. Облаева.

Затем собрание выслушало ряд постановлений родительского комитета. Комитет обратил внимание на слабые успехи многих учеников прогимназии (до 42 %) по русскому языку. Собрание, ознакомившись с таким печальным положением дела, просило инспектора прогимназии принять все зависящие от него меры к поднятию образования по данному предмету. Инспектор Соболев объяснил, что слабые успехи по русскому языку действительно отмечены у многих учащихся, и причины этого явления, по его мнению, стоят в зависимости от слабой культурности населения Городца и его окрестностей, где заметно значительное отсутствие литературной речи. Собрание просило инспектора принять меры к устранению неуспешности учеников.

Мужская гимназия (май 1913)

Село Городец. 2 мая состоялось скромное торжество закладки мужской гимназии. Обширное здание устраивается всецело на средства казны с отпуском средств от Министерства народного просвещения до 100 тыс. руб. Для гимназии отведено более десятины земли крестьян д. Матренино. Место выбрано довольно удачно, по соседству с двухклассным училищем. Здание рассчитано на 8 классов, при нём достаточный запас земли для разведения сада. В содержании гимназии кроме министерства принимают участие нижегородское губернское и балахнинское уездное земства, кроме того, на оборудование гимназии собрано 6000 руб. местными благотворителями.

Народное образование (после 17 мая 1913)

Закончились экзамены в мужской гимназии и женской прогимназии. Значительный процент учеников получили слабые годовые баллы и допущены к поверочным испытаниям. Особенно слабо отмечается преподавание французского и немецкого языков. Не особенно также успешно прошли экзамены в женской прогимназии, где дело обучения находится ещё в стадии развития.

Стипендии гимназистам

С открытием в Городце двух прогимназий, мужской и женской, крестьянские дети со всех сторон населённого Заволжья потянулись в средние учебные заведения. Предвидя такое стремление детей, балахнинское земство, субсидирующее эти учебные заведения, установило самую скромную плату за право учения – 15 р. в год, что было доступно многим. Но теперь плата повышена вдвое, и неимущему классу становится тяжело уплачивать 30 р., да ещё плюс дорогое содержание учащихся в Городце. Благодаря этому особенного наплыва в нынешнюю весну не наблюдалось. На помощь крестьянам в деле образования детей приходит уездное земство назначением стипендии по 30 р. в год. Но число их ограничено всего 10-ю, и они постоянно заняты. Кандидатов такая масса, что нет никакой надежды на получение просителями стипендий при вступление в гимназию новичков. Следовало бы земству образовать особый фонд на выдачу стипендий в более широких размерах, а также и сельским обществам необходимо принять участие в помощи крестьянским детям. Средства для этого у них имеются, и в особенности у местных обществ, эксплуатирующих земли под разного рода предприятия. Доходы от сдачи в аренду площадей торговых помещений и прочих угодий, например у крестьянских обществ Городецкой и части Большепесошинской волости настолько значительны, что не только все повинности оправдываются этим доходами, но образуется ежегодно остаток, который и делится по душам в размере от 10 до 25 р. на душу в год. Но жалко, что у большинства общественников нет сочувствия к жаждущим света, так как народ здесь преимущественно коммерческий и каждому интересно получить побольше доходов на свои обороты.

Выпускные экзамены

Спешно проходят экзамены в начальных и высшего типа народных школах. Но назначены они несколько несвоевременно – в такую пору, когда идёт разработка полей под посев яровых хлебов, когда за недостатком рабочих рук, работают даже подростки. Благодаря такой спешности многие из школьников, назначенные к выпуску, лишены возможности сдать экзамен и получить свидетельство. Судя по отчётам школ, число предназначенных к выпуску значится свыше 1000 чел., но до 20 % учеников не явились на экзамены.

Испытания производят помимо преподавательского персонала школ ещё земские начальники. Они иногда удаляются от школьной программы и задают учащимся несоответствующие вопросы, например, из внутренней жизни России. Ученики встают в тупик и большею частью отмалчиваются.

 

№ 195 от 20 июля 1913 г. Вал, две крестовые сосны

На днях наше село посетили экскурсанты из состава преподавателей земских школ Нижегородского уезда. Обозрению села препятствовала дождливая погода, почему экскурсанты ограничились осмотром лишь древнего вала, построенного, как говорит предание, во время нашествия Батыя. Высокая насыпь тянется на значительном пространстве окраины Городца и покрыта древними соснами, из которых две почитаются местными старообрядцами, как священные, так как имеют крестообразные разветвления. Сосны эти увешаны образками и ежегодно два раза в пасхальные дни старообрядцы паломничают к этим соснам и поют здесь пасху. Обозревали учащие и местный Фёдоровский монастырь, где по историческим данным похоронен великий князь Александр Невский, скончавшийся в Городце по возвращении от хана в 1263 году. Для экскурсантов местное общество и педагоги приготовили чай и завтрак в здании двуклассного училища. Экскурсия прошла довольно оживлённо.

 

Здание средней школы № 1 им. А. В. Ворожейкина (ул. Свердлова). С 1911 по 1914 гг.

здесь располагалась мужская гимназия, затем – женская.

 

Мужская гимназия

Вторичное собрание родителей Городецкой мужской гимназии состоялось 12 сентября. Собрание назначено было на 7 часов вечера, т.е. в такое время, когда торговцы запирают свои лавки. Родители приходили с большим опозданием. Директор гимназии г. Соболев часто порывался распустить родителей и объявить собрание несостоявшимся, оставив гимназию без комитета. И только усиленные просьбы родителей предотвратили роспуск собрания. К 8 часам вечера явилось требующееся число родителей – 42 и выборы комитета состоялись. В состав комитета гимназии по большинству голосов вошли: священник о. Александр Цветаев, Н. Г. Костромин, учитель Э. Р. Эйхфус, купцы: П. И. Шадрин, Ф. И. Беляев и А. А. Климов, священник о. Федор Румянцев, купцы: Ф. П. Облаев и А. А. Ноздринский, М. Н. Коротков и Е. М. Карпова. Председателем комитета единогласно избран управляющий удельным городецким имением Н. Ф. Сапуненко.

Из доложенного собранию родителей отчёта родительского комитета видно, что в минувшем году комитет имел 9 заседаний и одно общее собрание родителей, на котором решено было ходатайствовать о преобразовании прогимназии в полную гимназию. Ходатайство это имело успех. Больших трудов стоило изыскивать средства на нужды беднейших учащихся. Стараниями нескольких членов между родителями собрано было 54 руб. 60 к. От устроенного в пользу учащихся гимназии литературно-вокального вечера поступило 101 руб. 93 к. и от духовного концерта 24 руб. 67 к. За год израсходовано 52 руб. 08 к. на потребности учащихся.

Народное образование (сент. 1913)

Инспектор народных училищ г. Серебровский выпустил общий циркуляр на имя учащих начальных училищ 2-го инспекторского района, касающийся лучшей постановки народного образования и хозяйственной стороны школ. При ревизиях училищ г. Серебровский наблюдает, что в школах отмечается довольно много дефектов, и что нужды земской управой совсем не удовлетворяются, или уделяется им часть внимания, что неблагоприятно отражается на течении жизни школы. Инспектор требует от учащих – за всякой нуждой по училищу обращаться к земству, как хозяину школы, и если дело помощи будет тормозиться, то о всяких упущениях будет докладываться училищному совету. А нужд в школах действительно масса.

Раскопки (окт. 1913)

С. Городец. На усадьбе владельца завода Ф. И. Рязанова разрыто кладбище. Найдено масса черепов, иконы и копья. Очевидно, здесь похоронены воины, павшие в древние времена от нашествия татар, которые по преданиям сильно беспокоили горожан. Древний вал доказывает, что в Городце была крепость, служившая убежищем нашего войска. Все найденные черепа и части скелетов с орудиями сложены в груду для направления в музей.

Мужская гимназия (май 1914)

Городец. Учебный сезон в мужской гимназии закончился сухо. По окончании экзаменов не составилось даже обычного акта. Экзамены прошли при средних успехах. В нескольких классах допущены переэкзаменовки, а некоторые учащиеся отправлены на повторительный курс. С предстоящего учебного года в гимназии открывается 6-й класс, в котором будет обучаться немного более 10 учеников. Вообще поступление учащихся ослабло сравнительно с первыми двумя годами, говорят, что вследствие повышения платы за правоучение, что для крестьянских детей, по условиям экономического характера, недоступно.

Для гимназии устраивается при Городце особое здание на счёт казны, в котором значительная часть помещения отводится директору и другим преподавателям гимназии. Постройка гимназии обойдётся более 100 тыс. руб.

Война, женская гимназия

Сообщение моё о назначении г-жи Диц классной дамой Городецкой женской гимназии нуждается в пояснении. Оказывается, начальница гимназии в данном деле оказала чрезмерную услугу немке Диц, предоставив ей место сверх штата и без согласия попечительного совета гимназии. Такое назначение вызвало неудовольствие среди членов совета, так как лишними средствами гимназия не располагает.

Что касается кандидатуры местной крестьянки Бахаревой, то совет гимназии принципиально высказался вообще за проведение на должности по гимназии уроженок своего уезда и, при открытии новой должности классной дамы, решил иметь её в виду.

Народное образование (№ 252 от 15.09.1914)

Двухклассное мужское училище с настоящего учебного года преобразовано в высшее начальное училище. Последнее открывается при наличности первых двух классов. Благодаря этому, младшие отделения преобразованного училища в составе 75 детей остаются за бортом. Среди родителей такое положение вызывает ропот. Все училища в Городце переполнены, и некоторые из учащихся вынуждены поступать в церковные школы, но всё же значительная часть детей остаётся без образования. По этому поводу инспектор народных училищ созывал на днях учительское совещание, которому удалось разместить по Городцу лишь 25 не принятых детей. Для остальной части решено открыть новый комплект, для чего будут просить земство.

Список преподавателей городецких гимназий

– из Адрес-календаря Нижегородской губернии 1914 года (С. 48).

 

Война (№ 275 от 08.10.1914)

С. Городец. Набор новобранцев прошёл спокойно. В числе принятых из заволжья было 20 добровольцев. Из числа последней категории 6 гимназистов 6-го класса местной мужской гимназии в возрасте 18-20 лет. Благодаря уходу этих юных учеников 6 класс гимназии опустел. Осталось в нём всего 7 человек. В числе принятых новобранцев грамотных отмечено до 80 %. По случаю полного прекращения торговли спиртными напитками, никаких нарушений тишины не наблюдалось, и поведение призываемых, настроенных патриотично, было безукоризненное.

Народное образование, педагогический музей (№ 275 от 08.10.1914)

На днях директор народных училищ М. С. Григоревский обревизировал местные народные школы, в которых отметил хорошую постановку учебного дела, о чём и сделал соответствующие отметки в журналах училищ. Затем директор посетил Педагогический музей, организованный общиной старообрядцев в своём училище. Здесь он обратил внимание на разнообразие выставочных отделов. Музей переполнен методической и педагогической литературой. Среди массы книг встречается подбор хрестоматий разных авторов, образцы учебников, отчёты дирекций по народному образованию, помещенные в земских трудах нескольких земств. Музей богат коллекциями по родиноведению и ботанике. По всем классам обширного училища развешаны карты по естествознанию, алкоголизму и проч. Из рукописей выделяются два старинных евангелия, данные во временное пользование.

Война (№ 284 от 17.10.1914)

Село Городец. На днях местная гимназия проводила несколько воспитанников, добровольно пожелавших отправиться на театр военных действий. Один из товарищей на проводах произнёс речь, пожелав добровольцам выполнить с успехом святой долг защиты Родины от вероломного врага и возвратиться со славой снова в стены гимназии. Многие из гимназистов и преподавателей провожали воспитанников-добровольцев до Балахны.

Народное образование (№ 290 от 23.10.1914)

Вышедший в свет земский отчёт по народному образованию за минувший учебный год освещает состояния дела народного образования в пёстрых красках.

Два года прошло уже, как уездное земство покрыло весь уезд сетью школ, распределив их довольно удачно при 3-х вёрстном радиусе. Следовательно, идея земства к общенародному образованию, можно сказать, осуществлена. Но в действительности картина представляется в ином виде: детей школьного возраста в отчётном году зарегистрировано 17272 чел. обоего пола, обучалось же в течение года в школах 12332, или немного более 71% всего количества детей по Балахнинскому уезду. На каждую же тысячу жителей уезда приходится всего 16 человек учащихся. Из этого следует, что около 5000 детей школьного возраста совсем не посещают школу, и кроме того, в течение года выбыло из школы около 14 % общего числа учащихся.

Причин такого явления много. Отчёт указывает главным образом на экономические условия, которые устранить земству нет возможности. А что касается помощи со стороны попечителей училищ, то не многие из них оказывают пользу в школьных нуждах. Большинство носит лишь почётное звание, числясь номинально. Так, среди попечителей значатся по отчёту лица всех сословий и преимущественно с видным положением и званием до графского достоинства включительно. Но пользы от них мало. Из 97 попечителей и попечительниц пользу школе принесли всего 39 лиц, деятельность же остальных 58 буквально ни в чём не выразилась.

Судя по данным отчёта, число учащихся полнее в тех училищах, где население гуще и цивилизованнее – это в южной фабричной части уезда. Наоборот, в земледельческих и кустарных районах школы не отличаются обилием учащихся и местами даже пустуют, имея по 4 – 8 – 15 учеников (25 школ). При таком положении дела грамотность населения развивается слабо.

И нет ничего удивительного, что во всяком деле у нас наблюдается застой: земледелие ведётся по устарелым формам, кустарное дело не совершенствуется и стоит на точке замерзания, экономическое же благосостояние крестьянства вообще скудное.

 

Здание мужской гимназии. С открытки 1910-х гг. Во 2-й пол. XX в. в здании была средняя школа № 2, ныне – заводоуправдение Городецкого судоремонтного завода

 

Война (№ 315 от 17.11.1914)

Село Никольский Погост. 8 и 9 ноября здесь состоялся сбор вещами и деньгами на нужды армии. Председатель земской управы г. Викгорст поручил произвести сбор двоим учителям местного приходского училища г.г. Распопову и Бычкову. Два дня педагоги были заняты поездками по школьному району, собирая по деревням овчины, холст и деньги. Крестьяне настолько сердечно относились к доброму делу, что всё, что необходимо в поход солдатам,

несли учителям. Жертвовали рожь, муку, овёс, сухари, табак, носки, варежки, сапоги, холст, овчины, полушубки и проч. Всего за эти два дня собрано более 50 шт. овчин, несколько кип холста, много тёплых вещей и до 50 пудов хлеба и сухарей, а также более 10 руб. деньгами.

Война (№ 327 от 29.11.1914)

Балахна. … Уездным комитетом попечительства о народной трезвости разосланы в 30 библиотек при училищах подробные карты театра военных действий и Европы. Карты выписаны из Петрограда по 1 р. 75 к. за каждую со скидкой 40 %.

Народное образование (№ 336 от 08.12.1914)

Разработанная инспектором народных училищ С. П. Серебровским сеть двухклассных школ постепенно осуществляется. Одно из училищ этого типа преобразовано в высшее начальное училище, учащихся набралось до 70 человек. Спасское четырёхкомплектное училище преобразовано в двухклассное. Учащихся свыше 100. Першинское начальное училище также разрешено перевести в разряд двухклассных училищ. Нужда в этом последнем настоятельная, так как оно будет обслуживать всю Кирюшинскую волость с населением до 5 тыс. человек и принесет крупную пользу промышленному краю, где развито валяно-сапожное дело и развивается сеть кооперативов, для которых необходимы достаточно грамотные и сведущие в счетоводстве люди.

При последней ревизии школ инспектором училищ замечены местами санитарные непорядки.

Народное образование (№ 341 от 13.12.1914)

С. Н.-Погост. Земское приходское училище преобразовано в двухклассное министерское. Крестьяне составили приговор об отчуждении под училище достаточного количества земли. Но в дело вмешался влиятельный в обществе крестьянин Чернигин, который затормозил преобразование школы в высший тип, доказывая крестьянам, что отчуждаемая земля пересекает его владения. Приговор остановлен к исполнению.

Лет Городцу (№ 6 от 07.01.1915)

750 лет существует Городец. Прежде полудикое население с тысячами сектантов-фанатиков до «душителей» включительно, постепенно заменялось более культурным. Пришлый элемент сломил старые устои. За последние 15 лет село покрылось сетью народных школ и учреждениями внешкольного образования. Просвещение выдвинуло потребность в среднем образовании, городчане добились учреждения двух гимназий, мужской и женской, которые теперь и воспитывают новое поколение.

За 750 лет существования Городец пользовался худой славой. История его темна, что доказывают летописи и судебные процессы минувшего века. Разгул и разврат сделались в последние годы отличительными особенностями нашего села. Минувший год можно считать первым годом отрезвления, когда все сельские общества, во главе с обществом трезвости, единодушно порешили закрыть все питейные заведения и приюты рабынь веселья.

Бюджет учителя (№ 82 от 28.03.1915)

Нынешний год народный учитель встречает Пасху в небывало тяжёлом настроении. Особенно тяжело приходится семейным учителям. До мизерности скудное жалование 28 р. 80 к. для интеллигентного работника уходит на самое скромное блюдо. Все жизненные продукты страшно поднялись в цене, благодаря чему невольно приходится урезывать расходы учительской сметы. О новых костюмах к празднику детям нечего и думать. Старье сохраняется и реставрируется для защиты наготы тела.

С целью увеличения бюджета семейные учителя устраивают своих жён в сторожа при училищах, получая на них плату по 3 руб. в месяц. Составляется, таким образом, сумма в 31 р. 80 к. И вот на эти деньги надо прокормить семью в 5-6 человек: купить муки, масла, яиц, чаю, сахару и т.д. Разговеться мясом не на что. Такая «роскошь» пасхального стола многих учителей ныне не коснулась.

– Самое время, говорят учащие, сейчас заняться вопросом о повышении учительских окладов. Но об учителях забыли. А между тем, работа всё более прибывает. Военное время пробудило население к самосознанию. Каждый отец крестьянской семьи понял, что без грамоты темно. Прежде кустарь всю зиму держал около себя мальчишку, приучая к ремеслу, а нынешний год, увеличив рабочий день, один управляется в своем цехе, а сына посылает в школу.

Школы всюду переполнены учениками. Местами приходится по 60 человек на учителя. Пора бы снисходительно отнестись к этому крупному двигателю культуры, поднять его экономическое благосостояние и снять тяжёлые цепи кабалы, тем более, всей земской России известно, что народное учительство, как преданное великому делу, стоит твёрдо на страже интересов народного просвещения.

Пожелаем русскому учителю, чтобы нынешняя голодная Пасха была для него последней в жизни, и чтобы к будущему Христову дню новые организации принесли ему давно желанное красное яичко...

Народное образование (№ 106 от 21.04.1915)

В мужской и женской гимназиях занятия закончились 15 апреля. Перевод в следующие классы производится по годовым отметкам. Большой процент учащихся, вследствие неудовлетворительных годовых отметок подвергнут переэкзаменовкам перед началом учебного года. Во всех классах отмечены слабые успехи учащихся по математике.

Война (№ 211 от 05.08.1915)

Село Городец. На днях учащими начальных школ 2-го района Балахнинского уезда получен срочный циркуляр инспектора училищ об организации дружин из состава учащих школ для оказания помощи семьям призванных на войну запасных и ратников ополчения. Циркуляр этот указан предложением министра народного просвещения от 5 ещё июня, но выпущен со значительным опозданием, т.е. в самый разгар уборки ржи, когда крестьяне выбрали из деревень все наличные силы своих семейств, преимущественно женщин, до подростков включительно.

Учащие школ желали бы принять участие в добром деле, но было уже поздно приступать к организации дружин, и если бы «срочное» предложение было разослано своевременно, то вопрос этот возможно бы обсудить на общем собрании учащих данного района, наметив программу работ и, несомненно, предприятие осуществилось бы на деле. Теперь же призыв учащих к дружной работе на полях оставлен без всякого внимания.

Детский приют (№ 46 от 16.02.1913)

В с. Городце на средства уездного попечительства детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии содержится детский приют, в котором в настоящее время воспитывается 25 человек. При приюте имеется школа. Попечителем приюта с 1908 года состоит местный крестьянин С. Ф. Тряпкин. Средств попечительства далеко не хватает на содержание приюта и попечитель многие расходы принимает на свой счёт. Он целый год содержит приют на собственные средства, а в конце года попечительство возмещает ему расходы. Ту сумму, которой у попечительства не хватает на покрытие расходов, Тряпкин принимает на свой счёт. Таким образом в 1912 г. он пожертвовал в пользу приюта 1067 руб. За такое отзывчивое отношение к нуждам приюта уездное попечительство постановило представить г. Тряпкина к высочайшей награде шейной золотой медалью.

Детский приют (май 1913)

Находящийся в с. Городце детский приют, состоящий в ведении уездного попечительства, содержится на проценты с капитала в 69500 руб., пожертвованного Л. М. Лазутиной и И. А. Ноздринским. До 1913 г. деньги находились в 5%-ных билетах государственной комиссии погашения долгов. Однако процентов с капитала не хватало на содержание приюта, и дефицит ежегодно покрывался почётным попечителем С. Ф. Тряпкиным. На основании закона 5 июня 1912 г. 5%-ные билеты обменены на 4%-ную государственную ренту, благодаря чему, доход, получаемый с капиталов, сократился на 645 р. в год. Вследствие этого детский приют оказался в весьма затруднительном финансовом положении, так как не представляется возможности на получаемый с капитала доход содержать в приюте 25 детей, которые в настоящее время там воспитываются. Уездный комитет в одном из последних заседаний решил возбудить ходатайство перед ведомством учреждений Императрицы Марии о ежегодном доассигновании 645 руб.

 

 

В классе детского приюта. Второй слева – директор С. Ф. Тряпкин, справа – священник

Иоанно Златоуствовской приютской церкви о. Павел Иванович Страхов (1862 г.р., служил при храме

с 1892 г.). Из сборника «Благотворительные учреждения России» (СПб., 1912)

Приют (июнь-июль 1913)

Попечитель Городецкого детского приюта ведомства учреждений Императрицы Марии С. Ф. Тряпкин за особое усердие и труды высочайше награждён золотой медалью для ношения на шее на Александровской ленте.

Приют (№ 288 от 21.10.1914)

Розыгрыш лотереи в пользу местного приюта, назначенный на 12 октября, не состоялся, так как около половины билетов 6000-ой серии не продано, несмотря на доступность цены – 25 коп. за билет. В числе выигрышей имеются ценные вещи, например, большая фарфоровая ваза – подарок Императрицы Марии Фёдоровны, и много серебряных и других вещей. Розыгрыш отложен до 14 декабря.

Приют (№ 65 от 08.03.1915)

Минувшее очередное уездное собрание, по предложению председателя Романовского комитета о призрении сирот сельского населения, постановило расширить городецкий детский приют с таким расчётом, чтобы в нём можно было поместить 50 сирот вместо 25, ныне призреваемых. Вместе с тем собрание поручило управе ходатайствовать о казённом пособии для этой цели. В прошлом декабре месяце ходатайство было возбуждено. Ныне от председателя Романовского комитета получено сообщение, что комитет постановил отпустить уездному земству на оборудование и содержание приюта в Городце 3840 руб., с тем, чтобы на таковое пособие принимались лишь сироты и полусироты сельского состояния, а также дети призванных на действительную службу запасных и ополченцев. Затем поставлено условие, чтобы расходуемые в настоящее время на содержание приюта из местных источников средства не были сокращены.

Комитет обращает внимание управы на крайнюю желательность осведомления призреваемых детей относительно того, что они обязаны своим воспитанием учреждению, возникшему по великодушному почину Государя Императора в целях увековечения 200-летней годовщины воцарения Дома Романовых.

Приют (№ 218 от 12.08.1915)

Городец. Существующий здесь 35 лет приют за последние годы испытывал острую нужду в средствах, сокращая против прежних лет комплект сирот. Приют учреждён на пожертвованный покойным И. А. Ноздринским капитал в 50 тыс. руб., на проценты с которого и содержатся сироты. Кроме того, балахнинское земство ежегодно отпускает на приют по 2500 руб. Но при дороговизне жизни этой суммы на содержание даже 30 сирот является недостаточным. Что касается воспитания сирот, то и в этом отношении наблюдается упадок. Преобладающим элементом приютских питомцев являются крестьянские дети, для которых имеется школа, ранее при ней преподавались ремесла и рукоделия, каковые занятия подготовляли питомцев к самостоятельной жизни. Но в последние годы профессиональное образование в приюте упало до минимального масштаба.

На слабое материальное обеспечение приюта и антисанитарное состояние приютских помещений обратил недавно внимание уездный предводитель дворянства Н. В. Шереметев, сделавший представление в романовский комитет о необходимости расширения приюта путём увеличении комплекта сирот до 50 человек. Благодаря хлопотам г. Шереметева, комитет признал возможным приют расширить и отпустил на первое время 3547 руб.

На днях приют был осмотрен особой комиссией. При осмотре комиссия вынесла тяжёлое впечатление, отметивши существенные недочёты в деле благоустройства приюта и по его управлению. Помещения для мальчиков и девочек не отвечают правилам гигиены. Роль нянек по уходу за сиротами выполняют питомцы, штат прислуги сокращён. Постоянная нужда существует в водоснабжении, так как ручной водопровод пришёл в ветхость. Дети посылаются за водой, с трудом добывая её из приютского колодца. Хозяйственное дело приюта захирело. Комиссия сделала несколько замечаний приютской администрации и поручила земскому технику г. Розанову приступить к расширению приюта в пределах данной ассигновки.

на страницах газеты «ВОЛГАРЬ». 1913-1915 гг.

 

Представляем вашему вниманию очередную тематическую подборку статей из газеты «Волгарь». Следует отметить, что тема народного образования и просвещения во всех его проявлениях (библиотеки, агрономические курсы, развитие медицины, борьба с пьянством, театр и кинематограф) широко освещалась городецким корреспондентом. Под статьями новостных лент не принято было указывать автора. Изредка только в начале статьи стояла пометка в скобках (от собственного корреспондента). В тексте часто употребляются слова «здесь», «местный», «наш», что указывает на то, что автор статей – городецкий житель. Его хорошая осведомлённость о деятельности учебных заведений говорит о том, что автор имеет непосредственное отношение к системе народного образования и принимает в её жизни самое активное участие, напрашивается вывод, что это кто-то из учителей.

Несколько раз в газете были размещены статьи о тяжёлой учести учителя, экономическое положение которого особенно ухудшилось с ростом инфляции во время Великой войны. И хотя эти статьи не вошли в новостную рубрику «Из Поволжья», в них всё равно можно встретить указание на Балахнинский уезд и узнать уже знакомый стиль городецкого корреспондента. Одна из таких статей имеет скромную подпись «Учитель», а другая подписана «Учитель Р-ий». Из всех городецких учителей только у одого фамилия подходила под это сокращение. Это был учитель истории и географии городецкой мужской гимназии, не имеющий чина, Дмитрий Иванович Ризположенский.

30 марта 1919 года «любителями старины» села Городца «по образцу Нижегородской архивной комиссии» была создана собственная, Городецкая учёная архивная комиссия. Активным её членом стал Д. И. Ризположенский, которому была поручена научная разработка местных архивов.

В Центральном архиве Нижегородской области в фонде, который называется «Коллекция НГУАК» хранится записная книжка с черновиками статей Д. И. Ризположенского для «Волгаря» за апрель – июнь 1915 г.

1. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Народное образование (№ 14 от 15.01.1913)

С. Городец. 13 января в здании мужской прогимназии состоялось экстренное собрание родителей под председательством председателя родительского комитета Н. Ф. Сапуненко. Комитет внёс свое предложение о необходимости преобразования сельской мужской прогимназии в полную гимназию и об открытии с начала будущего учебного года 5-го класса. Городец с 24-тысячным населением и огромным населённым районом давно нуждается в полной средней школе. Собрание постановило немедленно ходатайствовать перед министром народного просвещения о преобразовании прогимназии, единогласно избрав для личной поддержки ходатайства почётного попечителя прогимназии П. Д. Дерюгина, инспектора прогимназии А. В. Соболева, купца И. П. Облаева.

Затем собрание выслушало ряд постановлений родительского комитета. Комитет обратил внимание на слабые успехи многих учеников прогимназии (до 42 %) по русскому языку. Собрание, ознакомившись с таким печальным положением дела, просило инспектора прогимназии принять все зависящие от него меры к поднятию образования по данному предмету. Инспектор Соболев объяснил, что слабые успехи по русскому языку действительно отмечены у многих учащихся, и причины этого явления, по его мнению, стоят в зависимости от слабой культурности населения Городца и его окрестностей, где заметно значительное отсутствие литературной речи. Собрание просило инспектора принять меры к устранению неуспешности учеников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.068 с.)