Консультация для родителей. Психолого – педагогические основы семейного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультация для родителей. Психолого – педагогические основы семейного воспитания



Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Важность семьи как института воспитания обусловлен тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и другие. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования и развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсаций.

Семья – это социально – педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают.

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

1. демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);

2. социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

3. социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

4. технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, предполагающее психолого – педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Семейное воспитание — целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Воспитательный потенциал семьи — совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).

Особенности семейного воспитания:

• органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;

• непрерывность и длительность воздействия;

• многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

• интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

• относительная замкнутость;

• общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

• взаимная направленность формирующих воздействий. Негативные факторы семейного воспитания:

• преобладание материальных ценностей;

• бездуховность родителей;

• авторитаризм или безграничный либерализм;

• безнравственность, аморальный стиль и топ отношений;

• отсутствие нормального психологического климата;

• неразвитость родительских чувств;

• фанатизм в любых его проявлениях;

• противоправное (криминальное) поведение взрослых;

• отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Родительская установка — система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Неверные установки в семейном воспитании:

• предпочтение женских (мужских, детских) качеств у детей;

• страх утраты ребенка;

• проекция на детей собственных отрицательных качеств;

• амбиции родителей в отношении собственных детей;

• внесение в сферу воспитания конфликтов родителей. Принципы семейного воспитания:

• целенаправленность;

• культуросообразность;

• гуманизм;

• связь воспитания с жизнью детей и их потребностями;

• единство и согласованность общественного и семейного воспитания;

• учет возможностей и особенностей развития личности ребенка;

• единство требования и воспитательных позиций;

включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.

Условия семейного воспитания:

• семейный быт, уклад;

• семейные традиции;

• семейные отношения, эмоциональный климат семьи;

• общение и совместная деятельность;

• понимание и принятие ребенка;

• чувство долга и ответственности за воспитание детей;

• педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности;

• авторитет родителей;

• организация жизненного пространства ребенка.

Принятие ребенка — признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, и на родителей в том числе; утверждение неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами.

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Фамилия, Имя, Отчество: Митина Маргарита Петровна

Должность: Воспитатель

Форма: Деловая игра

Время проведения: 45 минут

Тема: «Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ»

Цель: обеспечить реальную гуманизацию взаимодействия всех членов коллектива; способствовать сохранению психического здоровья.
Задачи:
- формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
- формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами, родителями и детьми;
- создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов;
- выработать рекомендации для педагогов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
Материалы и оборудование:
- тест «Самооценка конфликтности»
- карточки для задания на «Развитие навыков межличностного взаимодействия»;
- карточки с тезисами

Участники игры: педагоги ДОУ 6-8 человек

План проведения

Мотивационно-организационный этап

Содержательный этап:

1. Разминка

2. Психологическое упражнение для ума и их обсуждение.

3. Составить план действий по урегулированию конфликта.

4. Реализовать составленный план.

5. Упражнение «Рука»

6. Притча

7. Упражнение на сокращение дистанции между участниками группы.

Заключительный этап:

1.Рефлексия

2.Анализ

 Отношения в коллективе строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями; существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.009 с.)