Основы русского стихосложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы русского стихосложения



МИНСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ФГБОУ ВО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

В.В. МЕЖЕБОВСКАЯ

Н.Д. САДОМСКАЯ

ОСНОВЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Учебное пособие для студентов филологического факультета очной и заочной формы обучения

ОРЕНБУРГ

2019

УДК 801.6 (075)

ББК

 

Межебовская В.В., Садомская Н.Д. Основы русского стихосложения. Оренбург. 2019. – 78 С

 

 

Учебное пособие адресовано студентам, преподавателям, работающим на филологическом факультете по направлению подготовки Русский язык и Литература, Русский язык и Начальное образование, учителям школ, гимназий и лицеев, а так же всем тем, кто интересуется вопросами поэтики, в частности, проблемами версификации.

Методическое пособие предназначается для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Введение в литературоведение», как руководство к анализу поэтических текстов и для усвоения основных стиховедческих понятий.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Анализ поэтического текста – процесс, требующий основательной подготовки в таких областях литературоведения, как история поэзии и теория поэзии, знания приемов и методов анализа художественного текста, и, конечно, практики такого анализа. Этот анализ должен быть целостным, так как все уровни текста – от идейно-тематического до языкового – непременно взаимодействуют, поскольку предмет анализа – лирическое стихотворение, представляет нерасторжимое целое, внутренне единое воплощение чувств, мыслей и переживаний автора. Анализ поэтического текста ни в коей мере не должен подменяться пересказом внешней стороны произведения, без учета его лирической природы. Начинающий филолог должен запомнить, что лирические тексты пересказывать нельзя.

Понимание художественного произведения - всегда открытие, откровение, и при всей своей сложности, довольно увлекательный процесс, требующий определенных навыков. Поскольку не достаточно просто наслаждаться музыкальностью стиха, погрузившись в мир поэтических образов, необходимо еще научиться постигать внутренний, глубинный смысл поэтического текста с помощью детального его анализа.

Данное пособие призвано помочь начинающему филологу научится анализировать лирическое произведение, разобраться в сложных вопросах версификации. Кроме того, в пособии содержатся сведения об основах русского стихосложения, различных его системах, стихотворных размерах, видах рифм, способах рифмовки и прочие важнейшие сведения, необходимые для анализа лирического произведения.

Пособие состоит из шести разделов: «Основы русского стихосложения»; «Определение стихотворных размеров»; «Виды рифм и способы рифмовки»; «Алгоритм анализа стихотворения». «Примеры анализа стихотворного текста»; «Задания для самостоятельной работы» и Приложения.

 

Задания для самопроверки.

1.Определите размер стихотворной строфы, используя предложенный выше алгоритм:

Мой голос для тебя и ласковый и томный

Тревожит позднее молчанье ночи темной.

(А.Пушкин)

Слыхали ль вы за рощей в час ночной

Певца люби, певца своей печали?

(А.Пушкин)

Я ехал к вам: живые сны

За мной вились толпой игривой…

(А.Пушкин)

Встает заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк.

(А.Пушкин)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные кутя.

(А.Пушкин)

3. Дактиль – это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Графическое изображение - / U U

Например:

Ту/чки небе/сные, ве/чные стра/нники!

Сте/пью лазу/рною, це/пью жемчу/жною

Мчи/тесь вы, бу/дто как я же изгна/нники

С ми/лого се/вера в сто/рону ю/жную.

Определяем размер строфы из стихотворения М. Лермонтова по предложенному выше алгоритму:

а) делим текст на слоги (помним, что в слове столько же слогов, сколько и гласных);

б) ставим ударение;

в) графически изображаем каждый стих:

/ U U // / U U // / U U // / U U        (12 слогов, 4 ударения)

/ U U // / U U // / U U // / U U        (12 слогов, 4 ударения)

/ U U // / U U // / U U // / U U        (12 слогов, 4 ударения)

/ U U // / U U // / U U // / U U        (12 слогов, 4 ударения)

Считаем ударные слоги: 1, 4, 7, 10. Через два, начиная с первого, - ударный, значит это дактиль. А дактиль – это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Делим на стопы, считаем их количество. В целом стихотворение М.Лермонтова написано четырехстопным дактилем.

4. Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге (ударные слоги в строке – 2, 5, 8 и т.д.). Графическое изображение: U / U

Работаем с текстом Н.Некрасова, ставим ударение, делим на слоги, составляем схему:

Одна/жды, в студе/ную зи/мнюю по/ру,

Я и/з лесу вы/шел; был си/льный моро/з.

Гляжу/, поднима/ется ме/дленно в го/ру

Лоша/дка, везу/щая хво/росту во/з.

U / U // U / U // U / U // U / U   (12 слогов, 4 ударения)

U / U // U / U // U / U // U /       (11 слогов, 4 ударения)

U / U // U / U // U / U // U / U   (12 слогов, 4 ударения)

U / U // U / U // U / U // U /       (11 слогов, 4 ударения)

На схеме видно, что через два слога, начиная со второго, - ударный, значит, это амфибрахий. В соответствии с этим делим на стопы, считаем их количество. Стихотворение Н.Некрасова написано четырехстопным амфибрахием.

5. Анапест – трехсложный размер с ударением на третьем слоге (ударные слоги в строке: 3, 6, 9 и т.д.). Графическое изображение: U U /.

Работаем с текстом Н.Некрасова, ставим ударение, делим на слоги, составляем схему:

 

Во/лга, Во/лга! Весно/й многово/дной

Ты не та/к залива/ешь поля/,

Как вели/кою ско/рбью наро/дной

Перепо/лнилась на/ша земля/.

U U / // U U / // U U / // /      (10 слогов, 3 ударения)

U U / // U U / // U U /           (9 слогов, 3 ударения)

U U / // U U / // U U / // /      (10 слогов, 3 ударения)

U U / // U U / // U U /           (9 слогов, 3 ударения)

Это трехстопный анапест (трехсложный размер с ударением на 3, 6, 9 слогах). В начальной стопе первого и третьего стиха присутствует сверхсхемное ударение (подобное может быть и при анапесте).

Задания для самопроверки.

1. Определите размер стихотворной строфы, используя предложенный выше алгоритм:

Кубок янтарный

Полон давно….

(А.Пушкин)

Раз у отца в кабинете

Саша портрет увидал…

(Н.Некрасов)

О, буйные ветры,

Скорее, скорей!

(Ф.Тютчев)

Средь шумного бала, случайно,

В тревогах мирской суеты…

(А.Толстой)

Гляжу, как безумный, на черную шаль,

И хладную душу терзает печаль…

(А.Пушкин)

 

2. Приведите примеры стихотворений, соответствующих каждому стихотворному размеру. Составьте схемы стихотворных строф.

3. Перечитайте «Медного всадника» А.Пушкина, написанного четырехстопным ямбом. Уловив музыку стиха, попробуйте сами сочинить стихотворение в этом размере, точно соблюдая количество стоп. (Хотя бы 4 строчки). Сделайте схему своего стихотворения.

Это основные силлабо-тонические размеры. Однако стихотворение не всегда состоит из равностопных стихов. Иногда поэты предпочитают чередование размеров внутри стихотворения, поскольку стихи одного метра, но разных размеров – разностопные стихи – звучат весьма необычно.

Например:

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

(М.Лермонтов)

Это стихотворение написано разностопным (трех- и четырехстопным хореем). Переменный размер создает ощущение качания колыбели.

Определите размер другой лермонтовской строфы:

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

В данной строфе наблюдается чередование трех- и пятистопного амфибрахия, призванное отразить душевное смятение лирического героя.

Особая категория – вольные стихи (чаще всего – вольные ямбы), в которых стихи разной длины чередуются в свободном порядке. Вольным ямбом с чередованием стопности от шести до одного обычно писали басни, комедии и драмы, реже – лирические стихи.

Например:

Навозну кучу разрывая,

Петух нашел Жемчужное Зерно

И говорит: «Куда оно?

Какая вещь пустая!...»

(И.Крылов)

Определяем стихотворный размер и выясняем, что первый стих написан четырехстопным ямбом, второй – пятистопным ямбом, третий – четырехстопным и четвертый – трехстопным ямбом.

Следует отметить, что деление стиха на стопы несколько искусственно. Мы слышим их только при скандировании, то есть при произнесении вслух и мерном чтении, когда стихотворение произносится подчеркнуто ритмически, делаются не смысловые, а «междустопные» паузы, расставляется добавочное ударение в словах. Такое чтение не имеет ничего общего с выразительным чтением, как правило, так читают свои стихи сами поэты, сознательно подчеркивая ритм стихотворения.

ВИДЫ РИФМ И СПОСОБЫ РИФМОВКИ.

Для называния окончания стихотворной строки, считая с последнего ударного слога, в стиховедении существует специальный термин. Это клаузула. Клаузулы бывают: мужские – ударение падает на последний слог в стихе (поп а /л – на б а /л); женские – ударение падает на предпоследний слог в стихе (сел е /нь-е – уедин е /нь-е); дактилические – с ударением на третьем ст конца слоге (зата е /н-ны-е – влюбл е /н-ны-е); гипердактиличекие – с ударением на четвертом и далее от конца стиха слоге (св е /ши-ва-ю-щи-е-ся – см е /ши-ва-ю-щи-е-ся).

Созвучие клаузул в стихотворении называется рифмой. Рифма – это звуковой повтор, имеющий место, как правило, в конце двух или нескольких строк.

Существует следующая классификация рифм:

1. По клаузуле: мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая;

2. По степени отступления от точности: точная и неточная.

Точная рифма – совпадение ударных гласных и всех (если они присутствуют) последующих звуков (Евг е /ний – г е /ний, ударный звук - Э). В русской поэзии рифмы считались точными с усечением конечного Й (ступ е/ни – Евг е /ний, рифма по клаузуле – женская, по степени отступления от точности – точная). Фонемы И и Ы близки. Лингвисты их считают вариантом одной формы (скр и /пка – ул ы /бка, рифма по клаузуле – женская, по степени отступления от точности – точная).

Неточная рифма в свою очередь имеет две разновидности: ассонансная – повтор одинаковых гласных звуков, преимущественно ударных (огр о / мность – оп о /мнюсь, гр у /сть – озар ю /сь) и консонансная – несовпадение ударных гласных, созвучие осуществляется за счет совпадения согласных (ке/ др – ка/ др).

3. В свою очередь точные и неточные рифмы могут подразделяться на богатые – наличие в них опорных согласных звуков, предшествующих ударным гласным (по в е /са – Зе в е/са, рифма по клаузуле – женская, по степени отступления от точности – точная, богатая) и глубокие – созвучие захватывает предударный слог (за не м о /гне м о/г, рифма по клаузуле – мужская, по степени отступления от точности – точная, богатая и глубокая).

4. По составу.

В своей основе рифмы, как правило, простые (мая- играя, лежит – говорит). Однако есть в поэзии и составные рифмы. В них одно слово рифмуется с двумя или более словами, часто с участием коротких односложных слов, союзов, частиц, местоимений или служебных частей речи, таких как: ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т.д. (быль – судьбы ль, я же – на страже, загляжусь ли - гусли). На основе этой модели вырастают каламбурные рифмы, когда одному слову созвучны два других (по калачу – поколочу, г де выдевы, и кается – за икается)

Дмитрий Минаев даже сочинил стихи на основе каламбурной рифмы:

 

Область рифм – моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки,

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

5. Открытые рифмы – оканчиваются на гласный звук (планы – раны, края – играя), закрытые – на согласный (долом – частоколом, небосклон – окружен).

Задания для самопроверки.

1. Охарактеризовать следующие рифмы, предварительно расставив ударения.

Например:

М о/ре – г о/ре - по клаузуле – рифма женская; по степени отступления от точности – точная; по составу – простая, открытая.

Вз я /т – кл а /д – по клаузуле – рифма мужская, по степени отступления от точности – точная (в данном случае Д звучит как Т), простая, закрытая.

Гу /б – бере гу / - по клаузуле – рифма мужская, по степени отступления от точности – неточная, ассонансная, богатая, по составу – простая.

Дружно – нужно, пели – артели, облако – около, лет дл ста расти – нам без старости, долом – частоколом, стеклянный – неустанный, протягиваются – притрагиваются, глух – дух, награда – ограда, железной – бездной, морозной – слезной, взлохмачены – истрачены, отстал – кристалл.

 

Стихотворение Саши Черного «Переутомление» построено на классических рифмах и содержит их интересное обыгрывание:

Я похож на родильницу,

Я готов скрежетать...

Проклинаю чернильницу

И чернильницы мать!

 

Патлы дыбом взлохмачены,

Отупел, как овца,

Ах, все рифмы истрачены

До конца, до конца!..

 

Мне, правда, нечего сказать сегодня, как всегда,

Но этим не был я смущен, поверьте, никогда -

Рожал словечки и слова, и рифмы к ним рожал,

И в жизнерадостных стихах, как жеребенок, ржал.

 

Паралич спинного мозга?

Врешь, не сдамся! Пень - мигрень,

Бебель - стебель, мозга - розга,

Юбка - губка, тень - тюлень.

 

Рифму, рифму! Иссякаю, -

К рифме тему сам найду...

Ногти в бешенстве кусаю

И в бессильном трансе жду.

 

Иссяк. Что будет с моей популярностью?

Иссяк. Что будет с моим кошельком?

Назовет меня Пильский дешевой бездарностью,

А Вакс Калошин - разбитым горшком...

 

Нет, не сдамся... Папа - мама,

Дратва - жатва, кровь - любовь,

Драма - рама - панорама,

Бровь - свекровь - морковь... носки!

Строки, связанные рифмой, не всегда оказываются рядом: они могут стоять через строку, через две, а могут и соседствовать друг с другом. В зависимости от расположения рифмующихся строк выделяют следующие основные виды рифмовок, организующих структуру стихотворения в целом:

парная или смежная (наиболее простой случай, когда рифмуются две последние строки: аа).

Редеет облаков летучая гряда;        а

Звезда печальная, вечерняя звезда…. а

(А.Пушкин)

перекрестная (стихи рифмуются через строчку: АбАб).

Мой дядя самых честных правил,        А

Когда не в шутку занемог,               б

Он уважать себя заставил                А

И лучше выдумать не мог…            б

(А.Пушкин)

кольцевая или опоясывающая (смежнорифмующиеся строчки охватываются двумя другими рифмующимися стихами: АббА).

Кто неподвижно возвышался          А

Во мраке медною главой,                  б

Того, чьей волей роковой                  б

Над морем город основался…          А

(А.Пушкин)

Таким образом, определяя особенности силлабо–тонического построения стихотворения, мы должны выяснить:

1. Каким метром написано стихотворение (двусложным или трехсложным).

2. Каким размером?

3. Классификация рифм.

4. Способы рифмовки.

Задания для самопроверки.

Определите особенности построения следующих строф (по плану):

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

(А.Пушкин)

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

(А.Фет)

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

(Читатель ждет уж рифмы розы:

На, вот возьми ее скорей).

(А.Пушкин)

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

(А.Твардовский)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

(Н.Некрасов)

О спутник! тоскует твой друг над тобой;

Но скоро, покрыты могилой одной,

Мы в купе воздремлем в жилище отрады,

Над нами повеет дыханье прохлады.

(В.Жуковский)

У берега серебряная ива

Касается сентябрьских ярких вод.

Из прошлого восставши, молчаливо

Ко мне навстречу тень моя идет.

(А.Ахматова)

Задания для самопроверки.

1.В отдельную тетрадь выписать все определения языкового уровня с примерами из лирических текстов.

2. Сделать анализ языка (по четырем уровням) стихотворения А.Ахматовой:

 

Чернеет дорога приморского сада,

Желты и свежи фонари.

Я очень спокойная. Только не надо

Со мною о нем говорить.

 

Ты милый и верный, мы будем друзьями…

Гулять, целоваться, стареть…

И легкие месяцы будут над нами

Как снежные звезды лететь.

 

3. Сделать анализ языка (по четырем уровням) стихотворения А.Фета «Сентябрьская роза»:

 

За вздохом утренним мороза,

Румянец уст приотворя,

Как странно улыбнулась роза

В день быстролетней сентября!

 

Перед порхающей синицей

В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

 

Расцвесть в надежде неуклонной —

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

К груди хозяйки молодой!

 

ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА СИХОТВОРНОГО ТЕКСТА

Текст № 1

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним…Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

 

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

(И.Бунин)

Стихотворение посвящено одной из самых сложных этико-философских тем – теме счастья. Лирический герой предельно точно и ясно говорит об этом. Первая строка «О счастье мы всегда лишь вспоминаем» - отправная мысль. Затем следует описательный фрагмент, в котором автор использует метафорические эпитеты (чистый, льющийся воздух; бездонное небо; легкий край), метафоры (облако встает, небо опустело).

Представшая перед читателем картина рождает признание о том, что человек лишает себя полностью впечатлений и знаний даже об окружающих его вещах («Мы мало видим, знаем...»), и приводит лирического героя к обобщающему суждению – «А счастье только знающим дано». Именно эта строка заключает в себе авторскую идею всего стихотворения. Она созвучна афоризму «Хочешь быть счастливым – будь им!», и утверждению Ф.М. Достоевского: «Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив».

В последующей строфе усиливается звучание лирического «Я», которое проявляется в неоднократном употреблении личного местоимения и глагола 1 лица (Усталый взгляд я отвожу; я вижу, слышу). При внешней сдержанности лирического героя субъективное переживание передано отчетливо и открыто: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Оно подтверждает идею стихотворного текста: для «знающего» счастьем оборачивается раскрытое в осенний сад окно, слетевшая с подоконника птичка, опустевшее вечернее небо, мерный гул молотилки… - повседневное, прозаическое, которое не связано с усложненными представлениями о счастье. Наиболее важные для автора слова стоят в конце предложения (всюду, облако, открыто, опустело) или стихотворной строки (вспоминаем, оно, давно, знаем, во мне). И. Бунин активно использует поэтические переносы, что создает интонацию размышления, обозначает переход от описания к глубоким раздумьям. Апосиопеза (умолчание), пунктуационно отмеченная многоточием, прерывает ряд зрительных и слуховых ощущений лирического героя и подготавливает резюмирующую строку.

«Вечер» И.А. Бунина – сонет. Он состоит из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов). В четверостишиях рифмовка перекрестная, рифма женская в нечетных строках, мужская – в четных. Примечательно, что строк в двух катренах восемь, а рифмы только две (вспоминаем – сараем – краем - знаем, оно – окно – давно – дано).

Первые строки трехстиший рифмуются между собой, рифма женская (села – опустело), вторая и третья каждого терцета рифмуется между собой (книг – миг, гумне – во мне), здесь рифма мужская по клаузуле. Все рифмы точные. Тексту свойственна метрическая упорядоченность. Размер – пятистопный ямб с пиррихием и спондеем.

 

Текст № 2

Белой ночью кажется: дыханье

Затаила сонная Нева,

И стоят вдоль набережной зданья –

Мыслящие существа.

 

Мыслю, следовательно, существую.

Параллелепипеды, кубы

Норовят постигнуть мысль чужую

И понять любителя ходьбы.

 

Человек же думать не умеет:

Полугрезит, бедный, полуспит, -

Он и впрямь, как камень, цепенеет,

Известняк он, мрамор и гранит.

 

Памятник архитектуры,

Монумент Тоски и обелиск

Горя, слепок Мрачности – с натуры,

Барельеф Беды и смертный Риск.

 

Он идет, его как будто нету,

Умоляя вещество,

На Неву глядящее, как в Лету,

Эту мысль додумать за него.

(А.Кушнер)

В основе лирического стихотворения А. Кушнера лежит реальная жизненная ситуация – прогулка по набережной Невы в белую ночь. Это поэтическое запечатление короткого фрагмента, проживаемого, пропускаемого через чувственное восприятие и осмысление лирическим героем.

Образный строй стихотворения связан с мотивом дороги: «стоят вдоль набережной зданья». Они представляются лирическому герою, с одной стороны, геометрическими фигурами (параллелепипеды, кубы), с другой – одушевленными, способными мыслить и проникать в мысли человека. Здесь автору помогает метафора (норовят постигнуть), метонимия (употребление формы вместо названия предмета). В восприятии лирического героя, здания – «мыслящие существа».

Во второй строфе этому обороту созвучен перифраз «любитель ходьбы», таковым, по всей вероятности, предстает человек «мыслящим существам» - зданиям.

В третьей строфе усиливается впечатление о человеке как архитектурном сооружении. Это происходит благодаря сравнению как камень – точному, образному и емкому. Затем он конкретизируется – известняк, мрамор, гранит. Названо пока только вещество, которым становится человек, разучившийся думать. Не случайно он назван бедным, такова оценка лирическим героем своего состояния полугрезы – полусна.

Четвертая строфа указывает на следующее состояние человека, он имеет зримые и осязаемые формы – монумент, обелиск, слепок, барельеф. В них воплощены человеческие переживания и состояния – Тоска, Горе, Мрачность, Беда, Риск. Каждое слово написано с прописной буквы. Это позволяет воспринимать их как собственные имена, а значит – сами явления как неких одушевленных существ, имеющих символический смысл.

В пятой строфе человек продолжает движение, но словно исчезает, потому что знаком существования является мысль, способность думать, размышлять («Мыслю, следовательно существую»). Свою мысль лирический герой доверяет «веществу», остается лишь гадать: он ли это сам, почувствовавший родство с «памятником архитектуры», либо это «зданья», стоящие вдоль Невы. Происходит взаимопроникновение образов. А маршрут прогулки воспринимается как путь, пролегающий между реальностью и небытием: Нева сравнивается с Летой – рекой в царстве мертвых, рекой забвения в греческой мифологии. Мифологический образ подтверждает, что лирический сюжет, в основе которого динамика самоощущений, переводится из бытовой плоскости в область Вечного. К такому прозрению приходит лирический герой – бытовая ситуация заключает бесценный дар. Для А.Кушнера фрагмент – это не просто миг, сиюминутное, проходящее событие, это Вечность.

Стихотворный размер – пятистопный хорей. Способ рифмовки – перекрестный. Рифма точная, в нечетных строках – женская, в четных – мужская.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Определите стихотворный размер, способ рифмовки, классифицируйте рифму:

 

Зорю бьют…Из рук моих

Ветхий Данте выпадает,

На устах начатый стих

Недочитанный затих –

Дух далече улетает.

(А.Пушкин)

 

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

(А.Пушкин)

 

Утихли вьюги и метели,

Текут потоками снега;

Опять в горах трубят рога,

Опять зефиры налетели

На обновленные луга.

(Е.Баратынский)

 

Захлопнулись ворот глухие вежды,

И я спросил у зноя и жары:

- Вы верите в зеленые надежды,

Вы верите в зеленые дворы?

(С.Наровчатов)

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

(О.Мандельштам)

 

Хочу у зеркала, где муть

И сон туманящий,

Я выпытать, куда вам путь

И где пристанище.

(М.Цветаева)

 

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело.

Дохнул сентябрь. И георгины

Дыханьем ночи обожгло.

(И.Бунин)

 

Деревья окружили пруд,

белеющий средь них, как плешь,

почти уже кольцом, но тут

тропинка пробивает брешь.

(И.Бродский)

 

Все, что было в душе, все как будто опять потерялось,

И лежал я в траве, и печалью и скукой томим,

И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,

И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним…

(Н.Заболоцкий)

 

Скудный луч холодной мерою

Сеет свет в сыром лесу.

Я печаль, как птицу серую,

В сердце медленно несу.

(О.Мандельштам)

 

Тени сизые сместились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

(Ф.Тютчев)

 

Сделайте самостоятельно, опираясь на алгоритм анализа стихотворного текста, полный анализ следующих стихотворений:

 

Л.Филатов

Еще вчера, — как снимок дилетанта, —

Осенний день расплывчат был и слеп,

А нынче скрупулезно и детально

Его дорисовал внезапный снег.

 

Еще вчера проступки цвета сажи

И прегрешений серые мазки

Казались органичными в пейзаже

Чумазой и расхристанной Москвы.

 

А нынче смотрим в окна с изумленьем —

Весь мир присыпан белым на вершок!…

И кажется чернейшим преступленьем

Вчерашний незатейливый грешок.

 

Белым-бело!.. И в этом белом гимне

Приходит к нам, болезненно остра,

Необходимость тут же стать другими,

Уже совсем не теми, что вчера.

 

Как будто Бог, устав от наших каверз,

От слез и драк, от кляуз и нытья, —

Возвел отныне снег, крахмал и кафель

В разряд святых условий бытия.

 

И кончились бои, и дрязги стихли,

И тишина везде вошла в закон

Как результат большой воскресной стирки

Одежд, религий, судеб и знамен… ( 1975 г.)

 

В.Брюсов

Серебро, огни и блестки, —

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Это — область чьей-то грезы,

Это — призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

 

Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра! (1895 г.)

 

 

Ф.Тютчев

Как сладко дремлет сад темнозеленый,

Объятый негой ночи голубой,

Сквозь яблони, цветами убеленной,

Как сладко светит месяц золотой!..

 

Таинственно, как в первый день созданья,

В бездонном небе звездный сонм горит,

Музыки дальной слышны восклицанья,

Соседний ключ слышнее говорит…

 

На мир дневной спустилася завеса,

Изнемогло движенье, труд уснул…

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный, еженочный гул…

 

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в Хаосе ночном?..

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕСТЫ

1.Употребление слов и выражений в переносном значении, призванное усилить образность художественного языка

а) диалектизмы

б) оксюморон

в) синекдоха

г) тропы

д) олицетворение

2.Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства

а) метафора

б) инверсия

в) аллегория

г) диалектизмы

д) эпитет

3.Перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности

а) метафора

б) инверсия

в) синекдоха

г) метонимия

д) эпитет

4.Прием, основанный на перенесении значений с одного явления на другое по количественному признаку

а) аллегория

б) метонимия

в) синекдоха

г) перифраз

д) литота



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.283 с.)