Напишите сочинение-миниатюру (0,5-0,75 страницы) на одну из предложенных тем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Напишите сочинение-миниатюру (0,5-0,75 страницы) на одну из предложенных тем.



ЗАД АНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УЧЕБНЫЙ ГОД

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс

 
  • Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
Г. В. Степанов

I-й уровень (5 заданий = 30 баллов)

1.Отметьте слово, написание которого не соответствует морфологическому принципу русской орфографии (5 баллов).

А. Призадумался

Б. Подступ

В. Несгибаемый

Г. Небезынтересный

Д. Выращенный

2. Отметьте слово, которое разделено на морфемы неправильно (5 баллов).

А. не-пре-рыв-н-ый

Б. пере-пис-чик-

В. за-дым-л-ени-е

Г. недо-вы-полн-и-ть

Д. волч-ий-

3. Отметьте строчку, в которой выделенные слова являются многозначными словами, а не омонимами (5 баллов).

А. Головка в интаигра в винт

Б. Внешний видвид глагола

В. Хвойные леса – строительные леса

Г. Зерно пшеницы – зерно истины

Д. Земляной вал – стальной вал

4. Отметьте строчку, в которой все числительные употреблены правильно (4 балла).

А. Трое прохожих, двое племянниц, четверо саней

Б. Четверо друзей, нас трое, двое забияк

В. Трое профессоров, четверо студентов, двое тигров

Г. Четверо парней, двое плакс, трое подруг

5. Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова-паронимы «представить» – «предоставить» (6 * 1 б. = 6 баллов).

А. Благодаря ходатайству органов опеки инвалиду Петрову … отдельную квартиру.

Б. Сотрудники финансового отдела обязаны в срок … отчеты о проделанной работе.

В. Вам … право решать эти вопросы самостоятельно.

Г. Студенту Иванову … возможность поехать на стажировку в Аргентину.

Д. На портрете помещик … в колпаке и халате.

Е. Я … себя своей судьбе.

6. Отметьте слово, которое должно быть третьим в словообразовательной цепочке (5 баллов).

А. Пробежать

Б. Бегать

В. Бег

Г. Пробежка

Д. Бежать

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 30 б. = 40 баллов)

2.7. Решите лингвистическую задачу (10 баллов). Подумайте, запишите ответ на вопрос: что общего (4 б.) и что различного (6 б.) в морфемном составе и словообразовании слов пешеходный, канатоходец?

2.8. Проведите комплексную работу с текстом (30 баллов)

1. В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания (5 б.), раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы (12*0,5=6 б.) (11 баллов).

2. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица (максимум 6 баллов, в зависимости от полноты ответа).

Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из России и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идёт холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.

 

3. Озаглавьте текст (1 б.).

4. Определите тему текста (1 б.).

5. Определите стиль речи (1 б.).

6. Определите тип речи (1 б.).

7. Выпишите из текста слово, в котором есть непроизносимый согласный в корне слова (1 б.), указав в нём количество букв и звуков (1 б.).

8. Выполните фонетический разбор слова сильно (2 б.).

9. Подберите два синонима (не из приведённого текста) к слову уехать (2 б.).

10. Выпишите грамматическую основу из предложения №3 (1 б.).

11.Определите средство(а) художественной выразительности в предложении №5 (2 б.).

III-й уровень. Творческое задание

(20 баллов: 10 баллов – содержание, 10 баллов – языковое оформление)

Напишите сочинение-миниатюру (0,5-0,75 страницы) на одну из предложенных тем.

ü За что я люблю свой край.

ü Похвальное слово русскому языку/литературе

ü Дом, в котором я хочу жить

ü Как вы понимаете поговорку «Овчинка выделки не стоит»?

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

ЗАД АНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УЧЕБНЫЙ ГОД

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс

I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Выполните задание (7 баллов). В приведённых стихотворных строках выделены точные рифмы. Какой фонетический процесс, характерный для русского языка, отражают эти пары? (3 б.) Подтвердите своё решение транскрипцией рифмующихся фрагментов (4 б.).

Поверь, что это сущий бред И слабых душ одни лишь предрассудки, А для больших умов ― пустые только шутки! (И.А. Крылов) Светлых вымыслов развязки В чёрный креп облечены, И на празднествах все пляски Ликом смерти смущены. (В.Я. Брюсов)

2. Отметьте слово с нулевым суффиксом (3 балла).

А. Принеси

Б. Луноход

В. Жизнь

Г. Старьё

Д. Созвездие

3. Отметьте изобилующий глагол, т.е. глагол, который имеет при одной основе инфинитива две основы настоящего времени (3 балла).

А. Колыхаться

Б. Передавать

В. Заменять

Г. Стараться

Д. Мести

4. Устраните нарушение границ лексической сочетаемости в приведенных предложениях (6*0,5=3 б.). Объясните причину ошибки (6*0,5=3 б.) (6 баллов).

А. Вредно кушать всухомятку.

Б. Чтение художественной литературы играет положительное значение в воспитании детей.

В. Подавляющее количество заданий было выполнено без ошибок.

Г. Серьезную роль в подготовке спортсменов имеют тренировки.

Д. Большая половина игры уже прошла.

Е. Болельщики страшно обрадовались победе своей команды.

5. Отметьте предложение, в котором есть частица (3 балла).

А. Налей себе чаю, да покрепче.

Б. Лес как будто спит.

В. Он так рассказывал, что все смеялись.

Г. Остался старик один как перст.

Д. Птица вроде цапли.

6. Выполните задание (8 баллов). Укажите слово в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, которое имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? (2 б.) Почему? (2 б.) Подберите однокоренные слова к выделенному слову (2 б.). Выделите в них корень (2 б.).

Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить.

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 30 баллов = 40 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу, ответив на вопрос: почему местоимения его, её могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением свой? (10 баллов)

8. Выполните комплексную работу с текстом (30 баллов)

1. Вставьте пропущенные буквы (9 б.) и расставьте недостающие знаки препинания (9 баллов) (18 баллов):

Об..жаться следует только тогда когда хотят вас обид..ть. Если (не) хотят а повод для обиды случайность то зачем(же) обижат..ся? (Не)сердясь вы..снить (не)доразумение и все. Ну а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой стоит подумать следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где(то) низко и до нее следует накл..ниться что(бы) ее поднять.

Если решили все(же) обидеться то прежде произв..дите некое математическое действие вычитание деление и пр. Допустим вас оск..рбили за(то) в чем вы только отчасти виноваты. Выч..тайте из вашего чу..ства обиды все что к вам (не)относится. Допустим что вас обидели из побуждений бл..городных произв..дите деление вашего чу..ства на побуждения бл..городные вызвавшие оск..рбительное замечание. Произв..дя в уме некую нужную математическую операцию вы смож..те ответить на обиду с большим достоинством которое будет тем бл..городнее чем меньше значения вы пр..даете обиде. До известных пределов конечно.

В общем(то) излишняя обидчивость признак недостатка ума или какой(то) закомплексова..ости. Буд..те умны. (Д.С. Лихачев)

 

2. Дайте заголовок тексту (1 б.).

3. Определите стиль текста и обоснуйте своё мнение (2 б.).

4. Укажите тип текста (1 б.).

5. Чем интересна композиция текста? Как композиционные особенности помогают понять авторскую позицию? (3 б.).

6. Определите тип последнего предложения (2 б.).

7. Составьте схему предложения: Ведь обида обычно лежит где(то) низко и до нее следует накл..ниться что(бы) ее поднять. (3 б.)

III-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

9. Напишите сочинение на одну из предложенных тем (0,75 страницы) (10 б. + 10 б. = 20 баллов).

ü Каким я представляю себе красивого человека?

ü Какое доброе дело я сделал в этом году?

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

ЗАД АНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УЧЕБНЫЙ ГОД

РУССКИЙ ЯЗЫК

Язык есть исповедь народа:
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.

П.А. Вяземский

Класс

I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Отметьте пару исторически однокоренных слов (3 балла).

А. Гусли, гудеть

Б. Гусар, гуща

В. Ушлый, кушать

Г. Гусеница, гусь

Д. Густой, усатый

2. Отметьте слово, написание которого соответствует традиционному принципу русской орфографии (3 балла).

А. Предыстория

Б. Сбить

В. Собака

Г. Подчеркнуть

Д. Большому

3. Найдите плеоназмы, исправьте предложения (6 баллов).

А. Досрочная сдача экзамена возможна уже в мае месяце.

Б. В период сессии студенты должны беречь каждую минуту времени.

В. Пилот крепко держит в руках штурвал руля.

Г. У экскурсантов был час времени, чтобы купить памятные сувениры.

Д. У меня с собой только двести рублей денег.

Е. В отделе кадров в настоящее время есть только одна свободная вакансия.

4. Отметьте предложение, в котором есть частица (3 балла).

А. Налей себе чаю, да покрепче.

Б. Лес как будто спит. Правильный ответ

В. Он так рассказывал, что все смеялись.

Г. Остался старик один как перст.

Д. Птица вроде цапли.

5. Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов (4 балла).

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.

6. Подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы винительного падежа, ослабляющего значение отрицания. Запишите соответствие, например, 1. – 3) (13*0,75=9,75 баллов + 1,25 – бонус, если все ответы правильные, = 11 баллов).

1. Указан конкретный объект («именно этот предмет, а не вообще какой-то»). 1) Мы не отдадим этот стол в реставрацию.
2. Дополнение выражено одушевленным существительным или географическим названием. 2) Анна Николаевна не обманула Татьяну Александровну, а просто забыла напомнить о собрании.
3. Инверсия дополнения. 3) Отец долго не мог простить сыну его проступок.
4. Предложение вопросительное или восклицательное, общий смысл не имеет характера отрицания. 4) Студент не купил книгу, рекомендованную ему преподавателем.
5. Предложение побудительное. 5) Нельзя не заметить эту прекрасную картину.
6. Глагол-сказуемое имеет форму совершенного вида, указывающую на результативность действия. 6) Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
7. Двойное отрицание, т.е. усиленное утверждение. 7) Я не читал газету.
8. Совпадение различных, но одинаково звучащих падежных форм (для устранения неясности). 8) Где только она не задавала этот вопрос!
9. Наличие слов (частиц) с ограничительным значением. 9) Брюки я не смогла купить.
10. Наличие в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к прямому дополнению и к сказуемому. 10) Не покупайте этот корм для кошки никогда.
11. Дополнение распространено несколькими определениями. 11) Директор не находит эти меры своевременными.
12. Конструкция «не + вспомогательный глагол + инфинитив перех. глагола + дополнение», то есть дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву. 12) Официант едва не уронил бокал с подноса.
13. Устойчивое сочетание, пословица, поговорка.   13) Старик задумчиво слушал Наташу и не узнавал в ней тихую, безропотную, скромную внучку.

 

II-й уровень (2 задания: 10 б. +30 б. = 40 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу (10 баллов)

Прочитайте текст. Выполнив тестовые задания (4 б.), сформулируйте на основе содержания текста тезис-лозунг для научной конференции по проблеме соотношения понятий «космос» и «творчество» (6 б.).

1.2. Этот тезис выдвигали такие ученые, как Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес. 3. Благодаря им обрела научную форму идея о том, что растения и животные – порождение самой Матери-Природы. 4. Правда, физики еще долгое время утверждали, что эволюционные процессы не имеют никакого отношения к космосу в целом. 5. Вплоть до 60-х годов 20 века они продолжали считать космос машиной, которая лишена творческих способностей. 6. …сегодня стало очевидным, что творческая эволюция не ограничивается одной лишь областью биологии: развитие всего космоса – это бесконечный творческий процесс.

…………………………………………………………………………………………….

1) Первым из приведенных ниже предложений в этом тексте должно быть (1 б.):

А) Перу Чарльза Дарвина принадлежит известный труд «Происхождение видов»

Б) Альфред Рассел Уоллес – видный британский натуралист, путешественник, географ, биолог и антрополог.

В) В XX веке многие ученые утверждали, что космос – машина, не имеющая отношения к творчеству.

Г) Природа обладает бесконечной творческой силой.

2) На месте пропуска в 6-м предложении текста из приведенных ниже слов должно быть (1 б.):

А) Потому что

Б) Однако

В) Во-первых

Г) В частности

3) Правильными являются утверждения:

А) В предложениях 2-6 использована только подчинительная связь

Б) Среди предложений 2-6 нет простых предложений

В) Среди предложений 2-6 есть предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью

Г) среди предложений 2-6 есть сложноподчиненное предложение, в котором используются как средства связи союз, указательное слово

4) В составе частей сложных предложений имеют дополнительные синтаксические элементы, требующие постановки знаков препинания, предложения (1 б.):

А) 1, 4, 6

Б) 4, 5, 6

В) 4, 6

Г) 3, 4, 5, 6

                                                                                                      

8. Выполните задания (комплексная работа с текстом) (30 баллов)

1. Расставьте (в этом тексте) недостающие, с точки зрения современной нормы, знаки препинания ( 4 б. – если знаки препинания расставлены правильно, 2 б. – если 50% знаков расставлены правильно, 1 б. – менее 50%), вставьте пропущенные буквы ( 12 б. – если все буквы вставлены правильно, 8 баллов – если 70%, 6 б. – если 50%, 4 б. – 30% и менее).

 

Красавица в первый раз заметила, что они [жаворонки] летали парами – сидели парами и скрывались парами. Сердце ее как(будто) бы вздрогнуло – как (будто) бы какой-нибудь ч…родей дотронулся до него волшебным жезлом! Она вздохнула – вздохнула в другой раз и в третий раз – посмотрела вокруг себя – увидела, что с нею (ни)кого не было, (ни)кого, кроме старой няни (которая дремала в углу горницы на красном весе(н/нн)ем солнышке), – и опять вздохнула, и вдруг бри(л/лл)иантовая слеза сверкнула в правом глазе ее, – потом и в левом – и обе выкатились – одна капнула на грудь, а другая остановилась на румяной щеке, в маленькой нежной ямке, которая у милых девушек бывает знаком того, что (К/к)упидон целовал их при рождении. Наталья подгорюнилась – чувствовала некоторую грусть, некоторую томность в душе своей… Известно, что до сего времени веселилась она, как вольная птичка, что жизнь ее текла, как прозрачный ручеек стремится по беленьким камешкам между злачных, цветущих бережков; что сделалось с нею? Скромная (М/м)уза, поведай!.. – – – С небесного л…зоревого свода, а может быть, откуда-нибудь и повыше, слетела, как маленькая птичка к…либри, порхала, порхала по чистому весе(н/нн)ему воздуху и влетела в (Н/н)атальино нежное сердце потребность любить, любить, любить!!! Вот вся загадка; вот причина красавиц(и/ы)ной грусти – и если она покажется кому-нибудь из читателей (не) совсем понятною, то пусть требует он подробнейшего изъяснения от любезнейшей ему осьмнадцатилетней девушки.                  

(Н. Карамзин. Наталья, боярская дочь)

 

2. Объясните значение слов ч…родей, горница, (К/к)упидон, (М/м)уза,к…либри (5 б.).

3. Выполните фонетический разбор слова бри(л/лл)иантовая (3 б.)

4. Выполните морфологический разбор слова л…зоревого (свода) (3 б.).

5. Составьте схему последнего предложения (3 б.).

III-й уровень. Творческое задание (1 задание: 10 б. + 10 б. = 20 баллов)

9. Напишите небольшое эссе (1,0-1,25 стр.) на одну из предложенных тем.

И о себе с помощью мира.

ЗАД АНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УЧЕБНЫЙ ГОД

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс

 
  • Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
Г. В. Степанов

I-й уровень (5 заданий = 30 баллов)

1.Отметьте слово, написание которого не соответствует морфологическому принципу русской орфографии (5 баллов).

А. Призадумался

Б. Подступ

В. Несгибаемый

Г. Небезынтересный

Д. Выращенный

2. Отметьте слово, которое разделено на морфемы неправильно (5 баллов).

А. не-пре-рыв-н-ый

Б. пере-пис-чик-

В. за-дым-л-ени-е

Г. недо-вы-полн-и-ть

Д. волч-ий-

3. Отметьте строчку, в которой выделенные слова являются многозначными словами, а не омонимами (5 баллов).

А. Головка в интаигра в винт

Б. Внешний видвид глагола

В. Хвойные леса – строительные леса

Г. Зерно пшеницы – зерно истины

Д. Земляной вал – стальной вал

4. Отметьте строчку, в которой все числительные употреблены правильно (4 балла).

А. Трое прохожих, двое племянниц, четверо саней

Б. Четверо друзей, нас трое, двое забияк

В. Трое профессоров, четверо студентов, двое тигров

Г. Четверо парней, двое плакс, трое подруг

5. Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова-паронимы «представить» – «предоставить» (6 * 1 б. = 6 баллов).

А. Благодаря ходатайству органов опеки инвалиду Петрову … отдельную квартиру.

Б. Сотрудники финансового отдела обязаны в срок … отчеты о проделанной работе.

В. Вам … право решать эти вопросы самостоятельно.

Г. Студенту Иванову … возможность поехать на стажировку в Аргентину.

Д. На портрете помещик … в колпаке и халате.

Е. Я … себя своей судьбе.

6. Отметьте слово, которое должно быть третьим в словообразовательной цепочке (5 баллов).

А. Пробежать

Б. Бегать

В. Бег

Г. Пробежка

Д. Бежать

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 30 б. = 40 баллов)

2.7. Решите лингвистическую задачу (10 баллов). Подумайте, запишите ответ на вопрос: что общего (4 б.) и что различного (6 б.) в морфемном составе и словообразовании слов пешеходный, канатоходец?

2.8. Проведите комплексную работу с текстом (30 баллов)

1. В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания (5 б.), раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы (12*0,5=6 б.) (11 баллов).

2. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица (максимум 6 баллов, в зависимости от полноты ответа).

Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из России и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идёт холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.

 

3. Озаглавьте текст (1 б.).

4. Определите тему текста (1 б.).

5. Определите стиль речи (1 б.).

6. Определите тип речи (1 б.).

7. Выпишите из текста слово, в котором есть непроизносимый согласный в корне слова (1 б.), указав в нём количество букв и звуков (1 б.).

8. Выполните фонетический разбор слова сильно (2 б.).

9. Подберите два синонима (не из приведённого текста) к слову уехать (2 б.).

10. Выпишите грамматическую основу из предложения №3 (1 б.).

11.Определите средство(а) художественной выразительности в предложении №5 (2 б.).

III-й уровень. Творческое задание

(20 баллов: 10 баллов – содержание, 10 баллов – языковое оформление)

Напишите сочинение-миниатюру (0,5-0,75 страницы) на одну из предложенных тем.

ü За что я люблю свой край.

ü Похвальное слово русскому языку/литературе

ü Дом, в котором я хочу жить

ü Как вы понимаете поговорку «Овчинка выделки не стоит»?

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.117 с.)