Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование современных технологий в комплекснойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Реабилитации дошкольников с детским церебральным Параличом
Среди многообразия средств реабилитации больных с ДЦП следует выделить технологии, основанные на синхронном коррекционном воздействии на многочисленные патогенетические звенья (Лильин Е. Т. и др.) [18, 89]. Диспансерные приемы с корректирующими процедурами ЛФК помогают профилактировать ростовые деформации у детей с ДЦП. Тренажер Гросса предназначен для ходьбы и выполнения прочих физических упражнений пациентами с нарушением функции опорно-двигательного аппарата. Тренажер Гросса может быть использован для создания вариативных (от облегченных до нагрузочных) условий и страховки при реабилитации после травм, заболеваний опорно-двигательного аппарата ДЦП. Принципиальная новизна в устройстве тренажера Гросса состоит в том, что он обеспечивает вертикальное положение тела при любой деятельности, будь то физические упражнения, бытовые жизненно необходимые движения, спортивные занятия Он позволяет снимать нагрузку с опорно-двигательного аппарата, обеспечивает страховку, снимает синдром страха, тренирует пространственную ориентацию. Тренажер позволяет восстанавливать подвижность после тяжелых спинномозговых травм, различных заболеваний опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Применение тренажера Гросса в бассейне позволяет расширить спектр водных упражнений и увеличить степень контроля. Тренажер позволяет обучать больного произвольным движениям и статике, а также решать частичные задачи: расслаблять мышцы при наличии гипертонуса и гиперкинеза; стимулировать функций ослабленных мышц и обеспечивать нормальную подвижность в суставах; содействовать развитию установочных рефлексов, обеспечивающих приседание, сидение, стояние; стимулировать рефлексы. Тренажер позволяет применять упражнения, направленные на развитие моторики и стабилизацию опороспособности, а также на активизацию подвижности суставов и стимуляцию мышц. Тренажер позволяет восстанавливать подвижность больных после тяжелых спиномозговых травм, различных заболеваний опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Это является необходимым условием для координированной работы опорно-двигательного аппарата, формирования естественной схемы движения и положений тела, т.е. тех основ управления движениями, которые недоступны больному с патологией мышечного тонуса. Тренажер позволяет применять упражнения, направленные на развитие моторики и стабилизацию опороспособности, а также на активизацию подвижности суставов и стимуляцию мышц. При недостаточной функции мышц создаются облегченные условия для их работы, и одновременно тренажер предохраняет больного от возможного падения и травм Комплекс упражнений на тренажере Гросса см. Приложение 3. Дети с патологией опорно-двигательного аппарата, находящиеся в тренажере, могут заниматься одновременно и на других тренажерах или гимнастических снарядах (на беговой дорожке, шведской стенке, степе, на велосипеде, на роликовых коньках). Комплекс «сенсорная комната» разработан с целью комбинированного воздействия на афферентные системы, для стимуляции мотивации к действию. В состав оборудования «сенсорной комнаты» входят: «сухой» бассейн; гидроматрац с подогревом; водяные цилиндры высотой от пола до потолка, снабженные особым устройством, обеспечивающим вертикальные пассажи разнокалиберных и разноцветных воздушных пузырей в жидкой среде; стереоскопическое мобильное панно с меняющимися картинками; стенд для выработки навыков активности и стимуляции тактильной чувствительности, снабженный пучком световодов из оптических волокон, меняющих свою окраску непосредственно в руках у ребенка. Обстановка «сенсорной комнаты» погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждая позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной реабилитационной задачи. Она создает условия для разрушения существующих порочных функциональных систем и формирования новых, более физиологичных. К методам сенсорной коррекции относится звуковой луч (англ. sound beem). Тренажер, воздействующий на пациента по принципу обратной связи, помогает создать игровую ситуацию. Ребенок переключает сознание со скучных двигательных упражнений на активный интерес к забавному аттракциону и самостоятельно контролирует правильность своих действий с помощью слухового анализатора. Применение этих способов сенсорной коррекции дает наибольший результат, когда ребенок пройдет базовую терапию. Восстановленные возможности активно участвовать в игровом процессе и самостоятельно пользоваться пультами управления, ощущать все виды воздействия на органы чувств в «сенсорной комнате» побуждают ребенка к активной деятельности. Только нахождение со здоровыми детьми разных возрастов в «сенсорной комнате» позволит ребенку, копируя их поведение и неподдельный интерес, быстро восстановиться. Оптимистические результаты получены после применения лечебных костюмов «Адель» и «Гравистат». Метод динамической проприоцептивной коррекции с использованием ЛК «Адели» и «Гравистат» предложен профессором К. А. Семеновой в 1993 году. Новизна метода заключается в принципиально новом подходе к восстановлению нарушенных функций мозга, путем воздействия на антигравитационную систему с помощью специальных тяг ЛК, направляя при этом афферентный поток импульсации, поступающий от мышц, суставов, связок, что и оказывает соответствующее нормализующее действие на структуры ЦНС, контролирующие движения и речь. Лечебный костюм (ЛК) «Гравистат» имеет ряд элементов, отсутствующих в ЛК «Адели». ЛК «Гравистат» содержит опорно-постановочный бандаж для грудной части туловища и плечевого пояса — реклинатор, а также фиксаторы поясницы, колена и голеностопного сустава, бандаж стопы и стельки супинаторы. ЛК содержит постановочные элементы, выполненные в виде эластичных пластин, способных фиксироваться к различным деталям костюма. ЛК «Гравистат» позволяет создать эластичный фиксирующий каркас (с сохранением функции движения) для тела или отдельных его частей, уменьшив при этом разболтанность суставов (голеностопного и коленного), обеспечить активную деятельность мышц стопы и более правильную ее постановку. Модульный принцип построения ЛК «Гравистат» позволяет создать индивидуальный невролого-ортопедический рецепт аппарата, соответствующий определенному больному. «Гравистат» оказался эффективным для восстановления моторики и речи не только у детей, но у подростков и юношей в 80-85% случаев. Устройство обеспечивает дозированную компрессионную нагрузку, направленную вдоль длинной оси тела и коррекцию положения отдельных двигательных сегментов тела, а также позволяет снизить исходно высокий мышечный тонус. Под воздействием устройства развиваются движения, эмоционально-волевая сфера, улучшается мышление, память и речь пациентов. Устройство «Гравистат» позволяет рассчитывать и дозировать нагрузку, перераспределять ее между двигательными сегментами, включать в конструкцию различные ортезы, что дает возможность создавать из серийно выпускаемых комплектующих абсолютно индивидуальный рецепт невролого-ортопедического аппарата в полном соответствии с патологическим двигательным стереотипом конкретного пациента. Лечебный костюм (ЛК) «Адели» представляет собой оригинальную систему фиксаторов и амортизаторов, прикрепленных к специальной одежде, состоящей из шапочки, курточки, шорт, наколенников и ботинок. Натяжение амортизаторов позволяет устранить порочные положения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения спастичных мышц и создания облегчающих условий для их антагонистов. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела, и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики. Лечебный нагрузочный костюм является одновременно мягким ортопедическим аппаратом и нагрузочным тренажёром, влияющим на многократное усиление и коррекцию проприоцептивной импульсации в кору и подкорку головного мозга, нормализующим функции повреждённых структур мозга, контролирующих моторику. Как ортопедический аппарат он способствует одномоментной коррекции позы туловища и нижних конечностей, выведению суставов в максимально возможное физиологическое положение, выполняя функции эластичного фиксирующего каркаса. Влияет на устранение сколиотической установки позвоночника, гиперлордоза и кифоза, патологических сгибательных установок в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Как нагрузочный костюм он помогает гасить патологические рефлексы и позволяет дать дозированную нагрузку на необходимые мышцы, усиливая влияние лечебных гимнастических упражнений. Сближая со значительной нагрузкой суставные поверхности, нагружая или растягивая необходимые мышцы, костюм резко усиливает физиологически необходимое проприоцептивное влияние на центральную нервную систему, которая получает мощный импульс информации о приобретении правильной позы туловища и конечностей, возможности правильно стоять и ходить, делать физические упражнения (нормализация статики и кинетики). При этом подавляются и практически исчезают гиперкинезы мышц, включая гиперкинезы речевой и мимической мускулатуры лица, резко улучшая речь ребёнка. Мощная проприоцептивная импульсация стимулирует ЦНС и способствует активации её деятельности во всех направлениях – от развития психо-речевых и физических функций до нормализации судорожной активности на ЭЭГ. Однако следует помнить, что при активных эпилептиформных судорогах применение костюма может вызвать их усиление, в связи с чем противопоказано. В результате применения нагрузочного костюма результативность ЛФК и лечения в целом многократно возрастает и нужный эффект можно достигнуть в кратчайшие сроки. Дети начинают самостоятельно передвигаться на 1-2 года раньше, чем при обычном лечении. Применять ЛНК нужно с учётом относительных и абсолютных противопоказаний, чтобы не получить нежелательных осложнений. Метод искусственной коррекции движений посредством многоканальной функциональной электрической стимуляции мышц в соответствии с естественной программой движений человека. В процессе лечения многократно усиливается сила и функция стимулируемых мышц, что позволяет быстрее нормализовать статические и двигательные нарушения, а также выработать правильный рисунок ходьбы. В ходе лечения отмечается купирование корешковых болевых синдромов, восстановление объёма движений в позвоночнике и конечностях, резко увеличиваются основные характеристики шага (длина, темп, скорость), увеличивается опорная и толчковая функция нижних конечностей (и верхних при их лечении), взрастает электрическая активность мышц, улучшаются тазовые функции. Применение метода "Адели" в реабилитации детей с ДЦП стимулирует возобновление процесса развития системы преддверия. Улучшение фукнционирования этой системы приводит к уменьшению гиперкинезов и уменьшению - или полному исчезновению - синергии лабиринтной системы. Результатом всех этих позитивных изменений становится нормализация мышечного тонуса. Постепенно, после прохождения пациентом очередных лечебных курсов, функции, относящиеся к области полукружных каналов и отолитическиой системы, приходят в нормальное состояние, что проявляется в уменьшении спастических реакций. Следует также особо отметить, что методика "Адели" дает хорошие результаты при реабилитации больных, перенесших инсульт и черепно-мозговую травму. Ежедневные упражнения в костюме "Адели" сопровождаются многочисленными вспомогательными процедурами: терапевтическим массажем, разогревающими компрессами, криотерапией, электромагнитной стимуляцией, укрепляюще-растягивающими упражнениями в универсальном кабинете (UGUL), кислородотерапией, вибростимуляцей, упражнениями, направленными на нормализацию боковой стабилизации бедер (UBSB), упражнениями в аппарате Гросса, облегчающим пациенту удержание вертикального положения. Применение костюмов типа «Гравистат» и «Адели» существенно облегчает работу врача и позволяет проводить беспрерывную коррекцию растущего организма. Костюм коррекции движений "Спираль" обеспечивает приложения дополнительных внешних усилий, которые корригируют движения конечностей, положение тела и активизируют поток "правильной" проприоцептивной информации. Он представляет собой систему эластичных упругих тяг, которые спиралевидно накладываются на туловище и конечности и прикрепляются к специальным опорным элементам - жилету, шортам, наколенникам, налокотникам, полуперчаткам и сапожкам. Вся внешняя поверхность опорных элементов изготовлена со специального материала пригодного для прикрепления эластичных тяг. Отсутствие жестких частей в опорных элементах значительно расширяет диапазон возможных упражнений лечебной физкультуры. Коррекционный костюм "Спираль" применяется при проведении занятий мобилизующей гимнастики, механотерапии, при занятиях на беговой дорожке, игровых реабилитационных устройствах и при обычной двигательной активности ребенка. биодинамический корректор. Систематическое повторение правильного движения содействует его запоминанию нервной системой и, в дальнейшем, автоматическому его использованию. Постепенное формирование нового двигательного стереотипа, приближенного к физиологическому, достигается путем увеличения кратности, разнообразия движений и соответствующим подбором сил и векторов корригирующих усилий костюма. В последнее время разработано и успешно применяется принципиально новое устройство для реабилитации детей с ДЦП — костюм «ДК». Суть этого устройства, выполненного в виде полукомбинезона, заключается в том, что при его использовании у ребенка не только можно корректировать осанку, но и использовать в качестве тренажера для обучения любым двигательным навыкам. Принципиальное отличие этого устройства от всех предложенных ранее лечебных костюмов-корректоров в том, что устройство само осуществляет попеременную тракцию, дистракцию и коррекцию позвоночного столба и конечностей в соответствии с движениями ребенка. Модульный тип костюма «ДК» позволяет использовать его для коррекции любых двигательных нарушений и постепенного атравматичного исправления костных деформаций. Костюм «ДК» позволяет ставить в вертикальное положение даже детей с тетраплегиями и обучать их ходьбе. Устройство легко надевается на ребенка, очень просто в управлении и не требует специальных знаний. В отличие от костюмов типа «Адель», «Гравистат» устройство «ДК» может быть надето на ребенка под одежду в течение всего дня, а при необходимости исправления грубых костных деформаций ребенок может находиться в нем и ночью. Действие, отключение и регулировка костюма «ДК» осуществляется легким поворотом пластмассового рычажка, расположенного на костюме. В костюме «ДК» ребенок может купаться и плавать, причем пребывание в бассейне в этом устройстве дает наилучшие результаты коррекции и более быстрое восстановление ребенка. Применение нами костюмов-корректоров «ДК» показало их высокую эффективность по сравнению с другими костюмами-корректорами. Иппотерапия (лечебная верховая езда) – один из наиболее эффективных методов реабилитации детей с ДЦП, который в последнее время привлекает внимание педагогов, врачей, родителей и социальных работников. Мощная мускулатура лошади массирует пораженные мышцы нижних конечностей, уменьшая спазм сведенных при ДЦП ног, согревает их ведь температура тела лошади 37-37,5 градусов и даже создает иллюзию самостоятельной ходьбы, т.к. темп шага лошади почти идентичен человеческому. Сидя на движущейся лошади, пациент для сохранения равновесия инстинктивно включает в работу все мышцы тела, чего не возможно добиться даже при самой активной иной нагрузке. Ритмичные, плавные движения лошади успокаивают, снимают напряжение и возбуждение, вызванные болезнью. Упражнения на лошади побуждают пациента концентрировать внимание и волю, чтобы суметь правильно выполнить задание инструктора и заслужить его одобрение, научиться самостоятельно управлять лошадью. Вместе с успехами в верховой езде к пациенту приходит вера в свои силы, активируется интерес к жизни, стремление преодолеть ограничения продиктованные недугом, постепенно исчезает убеждение в своей неполноценности. Во время движения лошади по манежу укрепляется мускулатура, прежде всего, мышцы спины ребенка. Преодолевается нарушение функции равновесия и вестибулярных расстройств. Общение с животным на открытом воздухе улучшает эмоциональный фон ребенка, расширяет диапазон его знаний об окружающем мире. Метод дельфинотерапии в настоящее время представляет медико-психологический комплекс, состоящий из диагностического блока и коррекционного. При контакте «пациент – дельфин», последний выступает как природный ультразвуковой сонар и происходит позитивная стимуляция коры головного мозга и других органов пациента. Дельфинотерапия применяется при лечении детей, страдающих ДЦП. Они оказывают благотворное влияние на центральную нервную систему человека, стимулируя обменные, иммунные и другие процессы. Занятия, проводимые с дельфинами, увеличивают речевые возможности пациентов с нарушением слухового и речевого аппарата, улучшают физическое состояние путём усиления работы различных мышечных групп, снимают эмоциональный стресс и улучшают неврологическое состояние; помогают, например, больным со спинальными повреждениями. Взаимодействие с дельфином в воде позволяет значительно стимулировать психоречевое и физическое развитие ребенка. 1-й этап дельфинотерапии. За счет высокой мотивации ребенка при начальных сеансах дельфинотерапии происходит активация мозга. Ребенок начинает интегрировать сенсорную информацию от всех органов чувств: т.е. — тактильную, зрительную, слуховую. 2-й этап дельфинотерапии. После установления двухстороннего контакта между ребенком и дельфином и вхождения ребенка в коммуникационный резонанс, наступает фаза совместного психического и моторного функционирования ребенка и дельфина. Лечение проводится с учётом составления индивидуальных программ и терапевтических методик. Терапевт предлагает ребенку, если это, возможно, выполнить совместно с дельфином структурированный комплекс упражнений. Происходит активное взаимодействие с дельфином в период выполнения упражнений: бросание и захват предметов, попадание в цель, перебрасывание мяча через веревку и обруч и др. Используются различные спортивные снаряды: мячи, кольца, обручи различных размеров или только спасательный жилет. В результате лечения, проводимого в дельфинарии, наблюдается улучшение моторных и координационных способностей детей с Церебральным параличом. Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Она разработана Южно-корейским ученым, профессором Пак Чжэ Ву. Су – кисть. Джок – стопа. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма Су-Джок терапию можно успешно использовать для лечения ДЦП, для чего необходимо знать зоны соответствия на стопах и кистях. Например, при контрактурах суставов ног (на стопу) для массажа можно брать 3-й и 4-й палец руки зоны 1-2-3-4 по тормозному методу (1-2 минуты) Цветотерапия - немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный ализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства. В современной медицине сочетают цветотерапию и биоритмотерапию, которая стимулирует зрительный анлизатор светом различной длины волн. Для процедуры пациент одевает специальные очки с лампочками, перед которыми ставятся светофильтры соответствующего цвета или просто смотрит на свет, который излучает аппарат (напр., экран монитора). При подборе характеристик метода применяемого к пациенту - частоты переключения и мощности воздействия цвета, учитывается клиническая картина заболевания, психостатус пациента (возбужденное или депрессивное состояние), конституционный тип пациента, возраст. Частотные характеристики ритмов цветостимуляции выставляются по результатам электроэнцефалограммы и консультации невропатолога. При подборе цвета учитывается то, что: - красный - стимулирует сенсорные центры; повышает иммунитет; стимулирует надпочечники, симпатическую нервную систему; учащает сердцебиение, дыхание, повышает обмен веществ, выносливость. - оранжевый - повышает уровень нейроэндокринной регуляции; стимулирует деятельность половых желез; омолаживает, увеличивает мышечную силу и потенцию. - желтый - активизирует двигательные центры; стимулирует работу желудочно-кишечного тракта; обладает слабительным и желчегонным эффектом; - зеленый - активизирует вегетативную нервную систему; компенсирует энергетические потери; снижает спазм гладких мышц, сосудов, бронхов; ослабляет напряжение, успокаивает; устраняет застойные явления, бессонницу; рекомендован при дизуриях, эректильной дисфункции; - синий - воздействует на парасимпатическую нервную систему, гипофиз; обладает антисептическим, бактерицидным и антиканцерогенным действием; понижает артериальное давление; тонизирует капилляры. В настоящее время цветоимпульсная терапия (по другому - цветоритмотерапия, визуальная цветостимуляция) эффективно используется во многих областях медицины: неврологии, терапии, офтальмологии, психиатрии, педиатрии, рефлексологии.
Выводы по главе II Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что лечение и реабилитация больных с детским церебральным параличом в первую очередь основана на многолетней программе обучения движениям, в которой ведущее место занимают различные средства и формы лечебной физической культуры. Комплексная физическая реабилитация включающая различные методики лечебной физической культуры, массажа, физио- и теплопроцедуры может применятся больным ДЦП как спастической, так и атонической форм. Развитие современных технологий в комплексной реабилитации больных с ограниченными возможностями, таких как Тренажер Гросса, Комплекс «сенсорная комната», лечебные костюмы «Адель» и «Гравистат», "Спираль",костюм «ДК», Иппотерапия, цветотерапия является важнейшей задачей здравоохранения. Это касается в первую очередь восстановительного лечения детей с различными формами церебрального паралича, так как данное заболевание наиболее часто приводит к инвалидности. Степень тяжести детского церебрального паралича (ДЦП) зависит от выраженности двигательных нарушений, обусловленных преимущественно аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений Нетрадиционные методы физической реабилитации – райттерапия, рефлексотерапия, су-джок, лечебное плавание в бассейне с дельфинами способствует не только изучению деятельности нервно-мышечного и опорно-двигательного аппарата, но являются средствами физической, психологической и социальной реабилитации больных ДЦП. Комплекс методов физической реабилитации должен назначаться дифференцировано в зависимости от формы ДЦП и стадии его развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.232.87 (0.014 с.) |