Методы закупок материальных ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы закупок материальных ресурсов



ВИДЫ ЛОГИСТИКИ

 

Содержание

 

1. Логистика закупок.

2. Производственная логистика.

3. Распределительная логистика


ЛОГИСТИКА ЗАКУПОК

1. Функции закупки материалов.

2. Разновидности потребностей и методы их расчета.

3. Управление процессом поставок.

4. Особенности закупок материалов по системе “Just In Time”.

 

Административно-командная система

В условиях административно-командной системы товарообмен характеризуется следующими особенностями:

1. Объем продукции, подлежащей обмену, регламентируется государством по каждому поставщику и потребителю.

2. Хозяйственные связи по поставкам продукции регламентировались сверху путем прикрепления поставщиков к потребителям.

3. Обмен продукцией осуществлялся по госценам.

4. Возможности выбора вариантов снабжения были ограничены.

Рыночная экономика

Товарообмен в условиях рыночной экономики характеризуется следующими чертами:

1. Объемы и состав товарной массы определяется спросом и предложением на рынке.

2. Выбор хозяйственных связей и партнеров в обмене является прерогативой продавцов и покупателей.

3. Соотношение спроса и предложения, условия закупки оказывают непосредственное значение на уровень цен.

4. В организации товарообмена активная роль принадлежит посредническим звеньям.

Понятие, цель и функции закупочной логистики.

Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.

Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Эта цель достигается решением ряда задач, которые можно сгруппировать следующим образом:

1. Соблюдение обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий.

2. Обеспечение точного соответствия размера поставок потребностям в них.

3. Соблюдение требований по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий.

В лoгиcтикe oтнoшeния c пocтaвщикaми дoлжны cтpoитьcя нa cлeдyющиx п p инцип ax:

· обpaщaтьcя c пocтaвщикaми тaк жe, кaк и cо своими клиeнтaми;

· нe зaбывaть, нa дeлe дeмoнcтpиpoвaть oбщнocть интepecoв;

· знaкoмить пocтaвщикa co cвoими зaдaчaми и быть в кypce eгo дeлoвыx oпepaций;

· проявлять гoтoвнocть пoмoчь в cлyчae вoзникнoвeния пpoблeм y пocтaвщикa;

· соблюдaть пpинятыe нa ceбя oбязaтeльcтвa;

· yчитывaть в дeлoвoй пpaктикe интepecы пocтaвщикa.

Логистика закупок выполняет следующие функции:

• формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;

• получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;

• выбор поставщиков;

• определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;

• согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;

• контроль за сроками поставки материалов;

• входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;

• доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;

• управление запасами и контроль за их использованием, включая поддержание нормативного уровня запасов материальных ресурсов на складах.

Эти функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.

Процесс закупки.

 

Технология проведения бизнесс-процесса закупки

· Подготовка и оформление заявки на материал:

o Определение потребности в материале

o Подготовка заявки на материал

o Оформление заявки на материал

o Согласование заявки на материал

· Выбор поставщиков

o Подготовка списка возможных поставщиков

o Отправка запроса, в соответствии с заявкой на материал

§ Организация или возобновление переписки с возможными поставщиками

§ Подготовка и оформление запроса в соответствии с заявкой на материал

§ Отправка запроса на материал

§ Регистрация отправки запроса возможным поставщикам

o Выбор поставщиков

§ Получение коммерческих предложений от возможных поставщиков

§ Согласование полученных предложений

§ Регистрация получения предложений

§ Выбор наиболее подходящих поставщиков

· Обработка заказов

o Оформление и отправка заказа

§ Подготовка заказа

§ Проверка на наличие долгосрочных договоров с Поставщиком

§ Оформление или продление договора с Поставщиком

§ Оформление заказа

§ Отправка заказа выбранному Поставщику

§ Регистрация отправки заказа

o Выполнение обязательств по оплате заказа

§ Получение инвойса в соответствии с заказом

§ Cогласование полученного инвойса

§ Выполнение обязательств по оплате заказа

§ Отправление уведомления о выполнении обязательств по оплате

§ Получение уведомления о сроках готовности к отгрузке

· Контроль выполнения условий договора

o Отслеживание местонахождения груза в процессе доставки

o Регистрация отступлений от контрольных дат по условиям поставки

· Поступление материала

o Организация приёма груза в установленном месте

o Сопоставление характеристик и качества полученного материала с заявленными Поставщиком

o Выставление претензий по факту отступления от условий договора

· Оприходование материала

· Контроль счетов

· Приложения

o Типовой контракт купли - продажи

o Типовой контракт купли-продажи партии продукции

o Типовой контракт многократной купли-продажи продукции

Процесс приобретения материалов включает в себя ряд логически взаимосвязанных видов работ.

Выделяются следующие стадии процесса приобретения материалов:

- составление заявок,

- анализ заявок,

- выбор поставщиков,

- размещение заказов,

- контроль за выполнением заказов,

- завершение процесса приобретения.

Составление заявок. Заявки на приобретение материалов подготавливаются соответствующими сотрудниками функциональных подразделений предприятия.

Они содержат информацию о том, какие виды и какое количество материалов требуются предприятию, когда они должны быть получены и кто составил заявку.

Заявки составляются так, чтобы ожидаемые к поступлению количества материалов опережали фактические потребности в них.

Время между размещением заявок и получением материалов называется временем опережения. Правильное определение времени опережения играет важную роль в процессе управления закупками и материальными запасами. Заблаговременная подача заявок ослабляет отрицательные воздействия неожиданных задержек в поставках. В то же время излишнее увеличение времени опережения ведет к росту материальных запасов. Работники, ответственные за составление заявок, должны устанавливать сроки поставки материалов с минимальным опережением, учитывая возможности поставщика и потребности потребителя материалов.

Анализ заявок. Заявки на потребление материалов подвергаются анализу в службе материально-технического снабжения с участием специалистов других подразделений. Цель анализа — обеспечение минимальных издержек по каждому виду материалов, конкретные потребительские свойства которых предполагается использовать в производстве продукции. Методами исследования являются функционально-стоимостный анализ и конструирование стоимости.

В процессе анализа должны быть получены ответы на следующие вопросы:

Могут ли более дешевые материалы удовлетворить потребности производства? Оправданы ли эти потребности?

Могут ли другие виды материалов удовлетворить означенные потребности?

Можно ли упростить конструкцию производимого изделия?

В состоянии ли поставщик снизить цены на материалы, участвуя вместе с потребителем в разработке изделия или анализируя полученные спецификации?

Служба снабжения не имеет права заменять материалы, указанные в заявках. Работники отдела должны анализировать поступающие заявки и предлагать такие варианты приобретения материалов, которые могут привести к снижению стоимости заказов.


Виды потребностей

Потребность брутто - потребность на плановый период, независимо от того, находятся запасы на складе или в виде производственных заделов.

Общая брутто потребность – брутто-потребность + дополнительная потребность, которая включает проведение экспериментов, выполнение образцов, повышение потребности, связанное с ремонтом и содержанием оборудования, резерв на случай недопоставок.

Потребность нетто - чистая потребность. Определяется как разность брутто потребности и располагаемого наличия.

Первичная потребность - рыночная потребность (то, что необходимо для продажи на рынке).

Вторичная потребность - сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, которые необходимы для первичной потребности.

Третичная потребность - вспомогательные материалы прочего назначения, необходимые для первичной и вторичной потребности.

Методы определения потребностей.

Необходимым условием эффективного управления материальными потоками является знание потребности на перспективу. Для ее определения могут использоваться следующие методы:

- детерминированные методы расчета в соответствии с планом производства и имеющимися спецификациями на выпускаемую продукцию;

- стохастические методы расчета;

- субъективная оценка по заключениям экспертов.

Детерминированный метод - детерминированные методы расчета используются для расчета вторичной потребности в материалах при известной первичной.

Необходимая информация - первичная потребность, включающая данные об объемах и сроках изготовления; информация о структуре изделия в форме спецификации или указаний о применяемости тех или иных деталей; нормы расходов по материалам и видам продукции; располагаемое наличие.

Расчет материальных ресурсов выполняется отдельно для социальных нужд, основного и вспомогательного производства и здесь могут быть использованы экономико-математические модели.

Потребность материальных ресурсов для основного производства:

,

где - M - потребность материалов;

H - норма расхода материальных ресурсов i‑го наименования на j-й вид изделия;

N - производственная программа j‑го вида продукции; n - ассортимент)

Потребность в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды:

,

где - T - годовая загрузка оборудования;

T0 - наработка на отказ оборудования данного вида;

R0 - заданный уровень надежности;

Qj - количество единиц оборудования данного вида;

Hij - норма расхода материалов i-го вида на 1 ремонт).

Потребность может быть определена на основе иерархии изделия с учетом входимости элементов:

 

Изделие

         
   


Узел1 Узел2 Узел3

         
   


Деталь1 Деталь2 Деталь3


При детерминированном методе важно установить момент времени потребления материальных ресурсов. Здесь может быть полезен цикловой (сетевой)график.

Цикл изготовления изделия определяется по наиболее длительному технологическому пути. На основании такого графика можно определить, какие и сколько деталей необходимо запустить в производство и не позднее какого момента.

Чтобы выполнить заказ в срок, материалы должны иметься в наличии к наиболее раннему сроку запуска в производство, чтобы цикл их поступления и первичной обработки не увеличивал цикл изготовления изделия.

Детали должны быть готовы с учетом времени сборки узлов. Поэтому покупные изделия должны быть заказаны с учетом ожидаемого времени поставки.

Стохастический метод - позволяет установить ожидаемую потребность на основе числовых данных, характеризующих ее изменения на протяжении определенного промежутка времени. С этой целью используют аппроксимацию средних значений, метод экспоненциального сглаживания и регрессионного анализа.

Эти методы основаны на прогнозировании. Прогнозы могут быть краткосрочные, среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные.

Прогнозирование может быть выполнено на основе следующего алгоритма:

1. Анализ временных рядов.

2. Определение модели потребления.

3. Выбор метода.

4. Графическая интерпретация прогнозной потребности.


Задача «сделать или купить»

 

Прежде чем приступить к определению потребности в поставках сырья, материалов и комплектующих, следует решить задачу о том, что будет выгоднее - заказать необходимуе комплектующие детали или изготовить их самим.

Задача "что закупить" заключается в принятии одного из двух альтернативных решений - делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make - or - Buy Problem (задача "сделать или купить"), или сокращенно - задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий, существующих на самом предприятии.

Значимым внешним фактором является степень развития логистики в экономике. Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время, высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства.

Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:

- потребность в комплектующем изделии невелика;

- отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;

- отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

- потребность в комплектующих изделиях стабильна, и достаточно велика;

- комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

 

Задача выбора поставщика

 

После того, как решена задача "делать или покупать" и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика.

Основные этапы решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие методы:

- объявление конкурса;

- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;

- посещение выставок и ярмарок;

- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальные поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков.

В качестве примера можно назвать типовой набор требований к поставщикам:

- приемлемость цены;

- качество поставляемой продукции;

- качество обслуживания потребителей;

- гибкость поставок;

- ограничение размера заказа;

- дороги;

- удаленность поставщика от потребителя;

- кредитоспособность и финансовое положение.

Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

- наличие резервных мощностей;

- организация управления качеством у поставщика;

- психологический климат у поставщика (возможности забастовок);

- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле - к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

 

Методы выбора поставщика.

 

1. Балльный метод - определяется наиболее значащие критерии для оценки поставщиков. Выбирается определенная система баллов и величина оценки. Определяется значимость критериев в долях единицы.

 

Критерии

Поставщики

Значимость критериев
  1 2 3 4  
           

Sбаллов        Sбаллов   Sбаллов       Sбаллов

 

Поставщик, чья сумма баллов максимальна, имеет большую значимость, чем другие.

2. Другой подход - определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом.

3. Расстановка приоритетов - фактическая оценка поставщиков производится по результатам работы их. Для этого:

- выбираются наиболее важные критерии оценки;

- выбирается метод измерения деятельности поставщика;

- определяется относительная важность каждого параметра и принимается метод оценки результатов.

Пример:

В оценке поставщика качество продукции представляет первостепенную важность.

Также считаются важными - качество обслуживания и цена. Важность 1-го параметра - 50%, других - по 25%.

Вырабатывается система очков, которая помогает количественно оценить деятельность поставщика по каждому параметру.

Количество продукции принимается за 100 очков, из которых вычитается количество очков, показывающих продукцию, от которой нам пришлось отказаться.

Обслуживание - за каждую просроченную поставку вычитается 5 очков.

Цена - выбирается самая низкая из назначенных цен как % отношение к действительно уплаченной цене (95 - самая низкая, а заплатили 100). Исходя из этих данных:

Качество     - 50% (100-12)= 44,0

Обслуживание - 25% (100-5*5)= 18,75

Цена               - 25% (95/100)= 23,75

Итого                           86,5 очков

Ведение переговоров. В результате должен быть достигнут выигрыш как для поставщика, так и для покупателя. Отношения поставщика и потребителя складываются на основе партнерства.

Хороший поставщик - доставляет товар вовремя, обеспечивает надежность и качество, стабильность, выполняет обещания, держит покупателя в курсе дела.

Хороший потребитель - заказывает вовремя, обеспечивает постоянный спрос, платит аккуратно, точно определяет спецификацию, доверяет поставщику и строит свои отношения на взаимопонимании.

Соглашение. В результате осуществляется подписание контракта или договор поставки - соглашение, по которому одно юридическое лицо (поставщик) обязуется передать в определенный срок другому юридическому лицу (потребителю) в собственность продукцию обусловленного ассортимента и качества в требуемом количестве, а потребитель - оплатить продукцию. При несоблюдении условий договора предприятие-поставщик должен оплатить неустойку.

Управление взаимоотношениями. Осуществляется контроль за поставками. В некоторых случаях, чтобы поставки были выполнены вовремя, осуществляется экспедирование поставки.

Главным показателем поставок является надежность снабжения:

P =1- P отказа

(P отказа - вероятность отказа в удовлетворении заявки).

Одноканальная система (на 1 комплектующую - 1 поставщик). Надежность снабжения:

отказа)

В других случаях - алгоритм определения надежности поставок:

1. Сопоставление даты поставки плановой и фактической.

2. Определение времени опоздания.

3. Сопоставляется объем поставки плановый и фактический. Выявляются случаи недопоставки продукции.

4. Определяется объем недопоставки продукции D Q =Qфактич - Qплан.

5. Определяется условное опоздание в случае недопоставки t’оп = D Q/q. (DQ ‑ величина недопоставки, q - средний дневной расход).

6. Определяется общая величина опозданий Tоп= tоп+t’оп

7. Определяется количество случаев отказа.

8. Определяется наработка на отказ То=(Т - åТоп)/n где Т - общее число дней в периоде.

9. Определяется интенсивность отказов p =1/Топ.

10. Определяется коэффициент готовности поставок Кгп=(Т-åТоп)/Т

11. Надежность снабжения Р=Кгп-pt чем выше этот коэффициент, тем надежнее снабжение.


ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА

 

1. Сущность цели и задачи производственной логистики.

2. Типы производственных систем.

3. Варианты логистических производственных систем.

4. Экономичность производственных логистических систем.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА

1. Понятие, принципы, функции и цели распределительной логистики.

2. Логистические цепи и каналы распределения.

3. Оптимизация товародвижения.

4. Показатели и термины распределительной логистики.

 

Р ac п pe д e лит e льн a я л o ги c тик a - этo кoмплeкc взaимocвязaнныx фyнкций, peaлизyeмыx в пpoцecce pacпpeдeлeния мaтepиaльнoгo пoтoкa мeждy paзличными oптoвыми пoкyпaтeлями, т.e. в пpoцecce oптoвoй пpoдaжи тoвapoв. Пpoцecc poзничнoй пpoдaжи в лoгиcтикe, кaк пpaвилo, нe paccмaтpивaeтcя.

Рacпpeдeлитeльнaя лoгиcтикa cтpoитcя нa cлeдyющиx лoгиcтичecкиx пpинципax:

· кoopдинaция вcex пpoцeccoв тoвapoдвижeния, нaчинaя oт финишныx oпepaций тoвapoпpoизвoдитeля и зaкaнчивaя cepвиcoм пoтpeбитeля;

· интeгpaция вcex фyнкций yпpaвлeния пpoцeccaми pacпpeдeлeния гoтoвoй пpoдyкции и ycлyг, нaчинaя c oпpeдeлeния цeлeй и зaкaнчивaя кoнтpoлeм;

· aдaптaция кoммepчecкoгo, кaнaльнoгo и физичecкoгo pacпpeдeлeния к пocтoяннo мeняющимcя тpeбoвaниям pынкa и, в пepвyю oчepeдь, к зaпpocaм пoкyпaтeлeй;

· cиcтeмнocть кaк yпpaвлeниe pacпpeдeлeниeм в eгo цeлocтнocти и взaимoзaвиcимocти вcex элeмeнтoв cбытoвoй дeятeльнocти;

· кoмплeкcнocть, т.e. peшeниe вceй coвoкyпнocти пpoблeм, cвязaнныx c yдoвлeтвopeниeм плaтeжecпocoбнoгo cпpoca пoкyпaтeлeй;

· oптимaльнocть, кaк в cooтнoшeнии чacтeй cиcтeмы, тaк и в peжимe ee фyнкциoниpoвaния;

· paциoнaльнocть, кaк в opгaнизaциoннoй cтpyктype, тaк и в opгaнизaции yпpaвлeния.

Рacпpeдeлитeльнaя лoгиcтикa oxвaтывaeт вecь кoмплeкc зaдaч пo yпpaвлeнию мaтepиaльным пoтoкoм нa yчacткe "пocтaвщик - пoтpeбитeль", нaчинaя oт мoмeнтa пocтaнoвки зaдaчи peaлизaции и зaкaнчивaя мoмeнтoм выxoдa пocтaвлeннoгo пpoдyктa из cфepы внимaния пocтaвщикa. Сocтaв зaдaч pacпpeдeлитeльнoй лoгиcтики нa микpo- и нa мaкpoypoвнe paзличeн.

Нa ypoвнe пpeдпpиятия, т.e. нa микpoypoвнe, лoгиcтикa cтaвит и peшaeт cлeдyющиe зaдaчи:

· плaниpoвaниe пpoцecca peaлизaции;

· opгaнизaция пoлyчeния и oбpaбoтки зaкaзa;

· выбop видa yпaкoвки, пpинятиe peшeния o кoмплeктaции, a тaкжe opгaнизaция выпoлнeния дpyгиx oпepaций, нeпocpeдcтвeннo пpeдшecтвyющиx oтгpyзкe;

· opгaнизaция oтгpyзки пpoдyкции;

· opгaнизaция дocтaвки и кoнтpoль зa тpaнcпopтиpoвaниeм;

· opгaнизaция пocлepeaлизaциoннoгo oбcлyживaния.

Нa мaкpoypoвнe к зaдaчaм pacпpeдeлитeльнoй лoгиcтики oтнocят:

· выбop cxeмы pacпpeдeлeния мaтepиaльнoгo пoтoкa;

· oпpeдeлeниe oптимaльнoгo кoличecтвa pacпpeдeлитeльныx цeнтpoв (cклaдoв) нa oбcлyживaeмoй тeppитopии;

· oпpeдeлeниe oптимaльнoгo мecтa pacпoлoжeния pacпpeдeлитeльнoгo цeнтpa (cклaдa) нa oбcлyживaeмoй тeppитopии, a тaкжe pяд дpyгиx зaдaч, cвязaнныx c yпpaвлeниeм пpoцeccoм пpoxoждeния мaтepиaльнoгo пoтoкa пo тeppитopии paйoнa, oблacти, cтpaны, мaтepикa или вceгo зeмнoгo шapa.

Отличия логистики распределения от логистики закупок состоят в том, что процесс распределения продукции и процесс закупок проходят в разных звеньях сферы обращения, протекают неодинаково и имеют различные целевые задачи.

В распределительной логистике исполнитель - предприятие изготовитель, в закупочной - покупатель. Логистические операции и издержки могут быть многовариантны в зависимости от условий поставки.

Граница между распределительной и закупочной логистикой подвижна, но правила, определяющие эту подвижность стабильные и четкие.

Функции распределительной логистики:

- выгодно спланировать распределение,

- выгодно реализовать распределение,

- выгодно продать товар.

Цели распределительной логистики (у предприятия-изготовителя):

- обеспечить постоянную готовность к расширению предложения товаров или услуг,

- обеспечить конкурентоспособность товаров или услуг,

- постоянно осуществлять поиск новых рынков сбыта и закреплять положение на старых рынках,

- обеспечивать транспортировку товаров к месту назначения,

- совершенствовать условия поставки,

- устанавливать устойчивые контакты с потребителями,

- следить за выполнением заказов на поставку,

- создавать новые склады на рынках потребителя,

- обеспечивать экстренные нужды потребителей,

- создавать и поддерживать необходимый уровень ТМЗ,

- обеспечивать максимальный сервис

Логистический сервис создается для следующих целей:

- поддержание больших объемов ТМЗ

- безупречная система транспортировки

- наличие множества складов на разных рынках

- организация дополнительный точек сервисного обслуживания и консультирования клиентов

Затраты на сервис долговременные и эффект проявляется не сразу.

эффект

Кривая насыщения - дальнейшие вложения не влекут эффекта.

Деньги на сервис, потраченные меньше определенной суммы, также не дают эффекта.

 

Минимизация издержек на распределение обеспечивается:

- экономичной и дешевой системой транспорта,

- поддержанием небольших товаро-материальных запасов,

- оптимизацией количества, расположения и единичной мощности складов.

Некоторые фирмы часть своих товаро-материальных запасов хранят на самом предприятии или недалеко от него, остальное - на складах в различных частях страны. Фирма может иметь собственные арендованные склады, арендованные места.

Уровень контроля товаро-материальных запасов (ТМЗ) выше на своем складе, но фирме труднее гибко реагировать на спрос.

Общественный склад - высокие издержки, но зато предоставляются дополнительные услуги - контроль и охрана. Фирма может легко переместиться на другой рынок.

Логистические цепи (логистический канал, канал распределения)

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество физических или юридических лиц (посредники, производители, склады общественного пользования и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одного предприятия до другого, от производства и до потреблении материальных ресурсов.

По месту формирования логистические каналы делятся на внешние и внутренние:

Внешние - складываются между разными предприятиями и формируются за пределами предприятия. Внешние цепи могут быть нескольких видов: циклические (при наличии долгосрочных контрактов между предприятиями), краткосрочные и длительные.

Внутренние – образуются между участками самого предприятия, как правило циклические и периодически возобновляются.

 

ВИДЫ ЛОГИСТИКИ

 

Содержание

 

1. Логистика закупок.

2. Производственная логистика.

3. Распределительная логистика


ЛОГИСТИКА ЗАКУПОК

1. Функции закупки материалов.

2. Разновидности потребностей и методы их расчета.

3. Управление процессом поставок.

4. Особенности закупок материалов по системе “Just In Time”.

 

Административно-командная система

В условиях административно-командной системы товарообмен характеризуется следующими особенностями:

1. Объем продукции, подлежащей обмену, регламентируется государством по каждому поставщику и потребителю.

2. Хозяйственные связи по поставкам продукции регламентировались сверху путем прикрепления поставщиков к потребителям.

3. Обмен продукцией осуществлялся по госценам.

4. Возможности выбора вариантов снабжения были ограничены.

Рыночная экономика

Товарообмен в условиях рыночной экономики характеризуется следующими чертами:

1. Объемы и состав товарной массы определяется спросом и предложением на рынке.

2. Выбор хозяйственных связей и партнеров в обмене является прерогативой продавцов и покупателей.

3. Соотношение спроса и предложения, условия закупки оказывают непосредственное значение на уровень цен.

4. В организации товарообмена активная роль принадлежит посредническим звеньям.

Понятие, цель и функции закупочной логистики.

Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.

Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Эта цель достигается решением ряда задач, которые можно сгруппировать следующим образом:

1. Соблюдение обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий.

2. Обеспечение точного соответствия размера поставок потребностям в них.

3. Соблюдение требований по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий.

В лoгиcтикe oтнoшeния c пocтaвщикaми дoлжны cтpoитьcя нa cлeдyющиx п p инцип ax:

· обpaщaтьcя c пocтaвщикaми тaк жe, кaк и cо своими клиeнтaми;

· нe зaбывaть, нa дeлe дeмoнcтpиpoвaть oбщнocть интepecoв;

· знaкoмить пocтaвщикa co cвoими зaдaчaми и быть в кypce eгo дeлoвыx oпepaций;

· проявлять гoтoвнocть пoмoчь в cлyчae вoзникнoвeния пpoблeм y пocтaвщикa;

· соблюдaть пpинятыe нa ceбя oбязaтeльcтвa;

· yчитывaть в дeлoвoй пpaктикe интepecы пocтaвщикa.

Логистика закупок выполняет следующие функции:

• формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;

• получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;

• выбор поставщиков;

• определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;

• согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;

• контроль за сроками поставки материалов;

• входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;

• доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;

• управление запасами и контроль за их использованием, включая поддержание нормативного уровня запасов материальных ресурсов на складах.

Эти функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.

Процесс закупки.

 

Технология проведения бизнесс-процесса закупки

· Подготовка и оформление заявки на материал:

o Определение потребности в материале

o Подготовка заявки на материал

o Оформление заявки на материал

o Согласование заявки на материал

· Выбор поставщиков

o Подготовка списка возможных поставщиков

o Отправка запроса, в соответствии с заявкой на материал

§ Организация или возобновление переписки с возможными поставщиками

§ Подготовка и оформление запроса в соответствии с заявкой на материал

§ Отправка запроса на материал

§ Регистрация отправки запроса возможным поставщикам

o Выбор поставщиков

§ Получение коммерческих предложений от возможных поставщиков

§ Согласование полученных предложений

§ Регистрация получения предложений

§ Выбор наиболее подходящих поставщиков

· Обработка заказов

o Оформление и отправка заказа

§ Подготовка заказа

§ Проверка на наличие долгосрочных договоров с Поставщиком

§ Оформление или продление договора с Поставщиком

§ Оформление заказа

§ Отправка заказа выбранному Поставщику

§ Регистрация отправки заказа

o Выполнение обязательств по оплате заказа

§ Получение инвойса в соответствии с заказом

§ Cогласование полученного инвойса

§ Выполнение обязательств по оплате заказа

§ Отправление уведомления о выполнении обязательств по оплате

§ Получение уведомления о сроках готовности к отгрузке

· Контроль выполнения условий договора

o Отслеживание местонахождения груза в процессе доставки

o Регистрация отступлений от контрольных дат по условиям поставки

· Поступление материала

o Организация приёма груза в установленном месте

o Сопоставление характеристик и качества полученного материала с заявленными Поставщиком

o Выставление претензий по факту отступления от условий договора



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.24 с.)