Блок заданий по теме «. Западноевропейская философия второй половины XIX В. - начала XX В. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок заданий по теме «. Западноевропейская философия второй половины XIX В. - начала XX В. »



1. Социальная философия К. Маркса.

2. Позитивистское направление в философии (О. Конт, Г. Спенсер).

3. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).

4. Неокантианская философия (П. Наторп, Г. Риккерт и др.).

Задания А

1. В основе социальной философии К. Маркса находится:

1. Диалектический материализм

2. Мировая воля

3. Диалектика абсолютного духа

4. Учение об архетипах

2. Какое философское направление развивалось во взглядах А. Шопенгауэра?

1. Фатализм

2. Волюнтаризм

3. Сциентизм

4. Критицизм

3. А. Шопенгауэр считал, что жизнь людей -- это в принципе:

1. Удел радостей и прогресса

2. Цепь тревог, разочарований и мучений

3. Серая жизнь и безликая "жизнь насекомых"

4. Подобие маятника -- от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот

4. По К. Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

1. Сознания

2. Производительных сил

3. Коллективного бессознательного

4. Абсолютного духа

5. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений -- это:

1. Эволюция

2. Революция

3. Стагнация

4. Трансформация

6. "Общая логика", или критический идеализм, П. Наторпа включает тройственный цикл взаимоотношений мышления и бытия:

1. Тезис, антитезис и синтез

2. Положительный, отрицательный, нейтральный

3. Безразличие, дифференциация, совпадение

4. Анализ, синтез, тождество

7. Важным понятием в философии П. Риккерта является понятие:

1. Процесса

2. Ценности

3. Индивидуальности

4. Смысла

8. В философии Ф. Ницше основным понятием является:

1. Безосновательная воля

2. Воля к власти

3. Воля к жизни

4. Воля как "жизненный прорыв"

9. Способность к творчеству у человека, по мысли А. Бергсона, связана, в первую очередь, с:

1. Деятельностью рассудка

2. Общественной потребностью

3. Иррациональной интуицией

4. Врожденной необходимостью

10. В этике Ф. Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им "переоценки ценностей":

1. "Человек -- это звучит гордо!"

2. "Горе слабому!"

3. "Человек человеку -- бог"

4. "Будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи"

Задания B

1. Продолжите известное высказывание О. Конта: "Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы..."

2. Впишите пропущенное понятие, введенное Ф. Ницше: "По отношению к себе подобным... снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих -- хищный зверь".

Задания C

1. Прочитайте отрывки из произведений К. Маркса "Экономическо-философские рукописи 1844 года" и П. Наторпа "Логические основы точных наук". Ответьте на следующие вопросы: Каким проблемам посвящены отрывки? Какие аргументы приводят философы в доказательство собственных тезисов? Логичны ли их аргументы?

К. МАРКС

Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека и, во-вторых, материей, предметом и оружием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека, а именно -- природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Отчужденный труд человека отчуждал от него 1) природу, 2) его самого, его собственную деятельную функцию, его жизнедеятельность, тем самым отчуждает от человека род: он превращает для человека родовую жизнь в средство для поддержания индивидуальной жизни. Во-первых, он отчуждает родовую жизнь и индивидуальную жизнь, а во-вторых, делает индивидуальную жизнь, взятую в ее абстрактной форме, целью родовой жизни, тоже в ее абстрактной и отчужденной форме. Дело в том, что, во-первых, сам труд, сама жизнедеятельность, сама производственная жизнь оказываются для человека лишь средством для удовлетворения одной его потребности, потребности в сохранении его физического существования. А производственная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождающая жизнь. В характере жизнедеятельности заключается весь характер данного вида, его родовой характер, а свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека. Сама жизнь оказывается лишь средством к жизни. Животное непосредственно тождественно своей жизнедеятельности. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания... Его жизнедеятельность -- сознательная. Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Именно лишь в силу этого он есть родовое существо. Или можно сказать еще так: он есть сознательное существо, то есть собственная жизнь является для него предметом именно лишь потому, что он есть родовое существо. Только в силу этого его жизнедеятельность есть свободная деятельность. Отчужденный труд переворачивает эти отношения таким образом, что человек именно потому, что он есть существо сознательное, превращает свою жизнедеятельность, свою сущность только лишь в средство для поддержания своего существования. Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного -- родового существа, то есть такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как родовому существу. Животное, правда, тоже производит. Оно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и т. д. Но животное производит то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально; оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит даже будучи свободен от физической потребности, когда он свободен от нее; животное производит самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу; продукт животного непосредственным образом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида, и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку, в силу этого человек строит также и по законам красоты. Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа наказывается его произведением и действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире. Поэтому отчужденный труд, отнимая у человека предмет его производства, тем самым отнимает у него его родовую жизнь, его действительную родовую предметность, а то преимущество, которое человек имеет перед животным, превращает для него в нечто отрицательное, поскольку у человека отбирают его неорганическое тело, природу. Подобным же образом отчужденный труд, принижая самодеятельность, свободную деятельность до степени простого средства, тем самым превращает родовую жизнь человека в средство для поддержания его физического существования. Присущее человеку сознание его родовой сущности видоизменяется, стало быть, вследствие отчуждения так, что родовая жизнь становится для него средством. Таким образом, отчуждение труда приводит к следующим результатам: Родовая сущность человека -- как природа, так и его духовное родовое достояние -- превращается в чуждую ему сущность, в средство для поддержания его индивидуального существования. Отчужденный труд отчуждает от человека его собственное тело, как и природу вне его, как и его духовную сущность, его человеческую сущность. Непосредственным следствием того, что человек отчужден от продукта своего труда, от своей жизнедеятельности, от своей родовой сущности, является отчуждение Человека от человека. Когда человек противостоит самому себе, то ему противостоит другой человек. То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, к продукту своего труда и к самому себе, можно сказать и об отношении человека к другому человеку, а также к труду и к предмету труда другого человека.

 

П. НАТОРП

Во-первых, познание должно осуществить определение факта из самого себя; для него не определено ничто, чего не определяло оно само. Но, во-вторых, со смыслом говорить о том, что определено само по себе, можно только исходя из уже достигнутого знания или чисто мысленного предвосхищения его конечного результата, скорее, даже вечно далекой цели. А, в-третьих, поскольку наше познание всегда остается обусловленным и ограниченным, все то, что мы могли высказать относительно в себе бытия предметов с точки зрения нашего познания, остается всегда столь же обусловленным и ограниченным в своем значении, как и наше познание вообще. Сознание, мыслимое с точки зрения трансцендентальной, является не только первичной формой закона, но ближайшим образом обнаруживается как совокупность методов, порождающих опыт во всем его научном составе, мало того, со всеми его содержаниями. Для мышления не существует никакого бытия, которое само не было положено в мысли... мыслить не значит ничего другого кроме как полагать, что нечто существует; а что существует кроме него и в качестве предшествующего ему, это -- вопрос, который вообще не имеет никакого подлежащего определению смысла... Первоначальное бытие есть (бытие) логическое, бытие определения.

 

Слушание и запись лекций

Внимание человека очень неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Систематически контролируй себя в этом отношении, когда слушаешь лекции. Установлено, что конспектирование лекций имеет большое образовательное и воспитательное значение для слушателей; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы; и надо немало потрудиться, чтобы овладеть ими. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. В процессе слушания студент должен разобраться в том, что излагает лектор; обдумать сказанное им; связать новое с тем, что тебе уже известно по данной теме из предыдущих лекций, прочитанных книг и журналов. То, что действительно внимательно прослушано, продумано и записано на лекциях, становится  достоянием студента, входит в его образовательный фонд. Слушая лекции, надо стремиться понять цель изложения, уловить ход мыслей лектора, логическую последовательность изложения, понимать, что хочет доказать лектор. Надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Но конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Если же студент стремиться записать дословно всю лекцию, то такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора "читать помедленнее...". Им хочется, чтобы лекция превратилась в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений и не размышляет над ними. Что же надо записывать на лекции? Прежде всего - тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем - некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые дает лектор по материалу. Обычно лекторы, изменяя силу, тембр голоса или замедляя чтение, выделяют и подчеркивают важнейшие положения излагаемого материала, делают записи и зарисовки на доске. Это помогает студентам уяснить и записать самое важное, существенное. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Многие студенты неплохо конспектируют лекции, но до самых экзаменов не заглядывают в них. Они совершают большую ошибку. Над конспектами лекций надо систематическим работать: перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти. Первый просмотр конспекта рекомендуется сделать вечером того дня, когда была прослушана лекция (предварительно вспомнить о чем шла речь и хотя бы один раз просмотреть записи). Затем вновь просмотреть конспект через 3-4 дня. Времени на такую работу уходит немного, но результаты обычно бывают прекрасными: студент основательно и глубоко овладевает материалом и к сессии приходит хорошо подготовленным. Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Только такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит каждому студенту овладеть научными знаниями и развить в себе задатки, способности, дарования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.012 с.)