На тему: Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему: Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь



КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь

 

Студент

УЭФ, 2 курс, РЭА-1

Е.С. Павленок

 

Руководитель

А.И. Сакович

Канд.экон.наук, (оценка) (подпись)

 

Минск 2008


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Рынок ценных бумаг как составная часть рыночной экономики

1.1 Понятие рынка ценных бумаг и его функции

1.2 Организационная структура рынка ценных бумаг

1.3 Сущность ценных бумаг и их классификация

2. СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В экономике рыночного типа одним из необходимых атрибутов является наличие развитого рынка ценных бумаг как механизма перераспределения свободных финансовых ресурсов и накоплений внутри страны посредством выпуска и обращения ценных бумаг.

Цель данной работы заключается в изучении состояния национального рынка Республики Беларусь на современном этапе и перспективы его развития на ближайшие годы.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

· выявить сущность рынка ценных бумаг и его задачи и функции;

· охарактеризовать организационную структуру рынка ценных бумаг;

· определить особенности становления и развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь, его основные проблемы;

· указать перспективы и направления совершенствования рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь.

В соответствии с поставленными задачами, курсовая работа состоит из введения, основного содержания из 3-х разделов, включающих подразделы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Мировой опыт стран с переходной экономикой показывает, что организация деятельности рынка ценных бумаг в различных странах исторически наряду с общими закономерностями и принципами приобретала специфические черты. Формирование рынков ценных бумаг развитых стран происходило в течение длительного периода, испытывая на себе влияние различных факторов развития экономической и правовой системы государства. В экономически развитых странах выделяется два типа рынка ценных бумаг – банковский и биржевой, которые представляют собой две разные модели рынка ценных бумаг.

В работе рассматриваются следующие вопросы, актуальные для Республики Беларусь:

· определение состава участников рынка ценных бумаг и их роли в Республике Беларусь;

· стремление рынка ценных бумаг к саморегулированию;

· предотвращение негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, налогового);

· выход предприятий республики на зарубежные рынки ценных бумаг.

Развитие рынка государственных ценных бумаг необходимо для решения макроэкономических задач, которые актуальны для всех стран и прежде всего для стран с переходной экономикой. Опыт экономически развитых стран показывает, что, выпуская ценные бумаги, правительство вступает в конкуренцию за внутренние ресурсы, причем стоимость заимствования определяется рыночной конъюнктурой. Развивая безынфляционные источники финансирования бюджета, правительство тем самым улучшает перспективы макроэкономической стабилизации, стимулирует развитие финансового сектора и эффективное распределение кредитных ресурсов и в какой-то степени повышает уровень своей собственной кредитоспособности, открывая тем самым доступ международным инвесторам на более позднем этапе.

В качестве основных литературных источников в работе использовались учебные, научные и периодические издания, электронные ресурсы.

 


Рис.1.3. Классификация рынка ценных бумаг

 

Организованный рынок ценных бумаг — это их обращение на основе твердоустойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками—участниками рынка по поручению других участников рынка.

Неорганизованный рынок — это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил [33, с.44].

Биржевой рынок — это торговля ценными бумагами на фондовых биржах. На биржевом рынке процесс обращения ценных бумаг организуется высококвалифицированными специалистами, он имеет развитую биржевую инфраструктуру; торговля на нем происходит с соблюдением требований законодательства. Биржа устанавливает правила допуска ценных бумаг к торговле и исключения их из биржевого списка, разрабатывает порядок разрешения споров между членами биржи, посредниками в сделках и их участниками. Все биржевые сделки заключаются только в помещении биржи с обязательной их регистрацией и доведением информации до участников торгов.

Внебиржевой рынок — это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу. На внебиржевом рынке торговлю проводят банки, дилерские и брокерские компании и отдельные граждане. На этом рынке не существует единого центра, который организовывал бы торговлю и обеспечивал контроль за соблюдением действующего законодательства. Здесь курс ценных бумаг определяется случайно, а не в результате спроса и предложения. Зачастую акции одного и того же эмитента, имеющие одинаковый номинал и свойство, продаются в одно и то же время по значительно разнящимся ценам.

Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам [33, с.89].

Торговля ценными бумагами может осуществляться на традиционных и компьютеризированных рынках. В последнем случае торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый компьютеризированный рынок, характерными чертами которого являются:

• отсутствие физического места, где встречаются продавцы и покупатели, и, следовательно, отсутствие прямого контакта между ними;

• полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания; роль участников рынка сводится в основном только к вводу своих заявок на куплю-продажу ценных бумаг в систему торгов.

Кассовый рынок ценных бумаг (иностранное название: «кэш»-рынок, или «спот»-рынок) — это рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1-2 рабочих дней.

Срочный рынок ценных бумаг — это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня, чаще всего, сроком исполнения 3 месяца.

 

Таблица 1 Классификация ценных бумаг

Классификационный признак Виды ценных бумаг
Срок существования Срочные - ценные бумаги, имеющие определенный срок существования. В свою очередь могут быть долгосрочные, средне- и краткосрочные Бессрочные - ценные бумаги, не имеющие сроков изъятия из оборота
Формы существования. Бумажные, или документарные. Безбумажные, или бездокументарные
Национальная принадлежность Отечественные или иностранные
Тип использования Инвестиционные, или капитальные вложения - ценные бумаги, являющиеся объектом реального вложения капитала (акции, облигации, фьючерсные контракты и др.) Неинвестиционные - ценные бумаги, служащие для обслуживания расчетов за товары или услуги (векселя, чеки, коносаменты)
Порядок владения Предъявительские - ценные бумаги, которые не фиксируют имени их владельца; их обращение осуществляется путем передачи от одного лица к другому Именные - ценные бумаги, содержащие имя владельца. Регистрируются в специальном реестре Ордерные - именные ценные бумаги, передаваемые другому лицу путем совершения на них передаточной надписи (индоссамента)
Форма выпуска Эмиссионные - ценные бумаги, выпускаемые обычно крупными сериями, в больших количествах, по сериям абсолютно идентичных бумаг (акции, облигации) Неэмиссионные - ценные бумаги, выпускаемые небольшими сериями

 

Существуют десятки разновидностей ЦБ. При этом далеко не все из них имеют особенности при отражении в бухгалтерском учете (можно выделить несколько типов ценных бумаг, имеющих сходные черты).

Все ценные бумаги можно разделить на две группы - денежные и капитальные.

Денежные ценные бумаги оформляют заимствование денег - к ним относятся векселя, депозитные и сберегательные сертификаты. Доход по этим ценным бумагам носит разовый характер и получается либо за счет покупки их по цене ниже номинальной стоимости, либо за счет получения процентов при их погашении.

Капитальные ценные бумаги выпускается с целью образования или увеличения капитала (фондов) предприятия, необходимого для развития производства. Капитальные подразделяются на долевые и долговые ценные бумаги. К долевым ценным бумагам относятся все виды акций, а также инвестиционные сертификаты.

Инвестиционный сертификат подтверждает долю участия в инвестиционном фонде и дает право на получение определенного дохода от ценных бумаг, составляющих этот инвестиционный фонд.

Акция - это бессрочная ценная бумага, свидетельствующая о вкладе в имущество акционерного общества (АО) и дающая право на получение части дохода АО, подлежащего разделу в виде дивидендов, а также на участие в управлении предприятием.

Различают привилегированные и простые акции. От обыкновенной акции привилегированная отличается тем, что сумма дивидендов по ней фиксирована, заранее оговорена и составляет определенный процент от номинальной стоимости акции (не зависит от текущей прибыли предприятия). Величина дивиденда по обыкновенным акциям не фиксирована, она зависит от полученной прибыли и решения собрания акционеров по выделению доли средств на выплату дивидендов.

Облигации могут выпускаться государством, а также частными компаниями с целью привлечения заемного капитала. Выпускаются они обычно под залог определенного имущества. Облигации, обеспеченные закладной, дают их держателям дополнительную гарантию по потери своих средств, поскольку закладная дает право держателю облигаций продавать заложенное имущество в случае, если предприятие не в состоянии осуществить надлежащие платежи. Однако существуют и беззакладные облигации, представляющие собой долговые обязательства, основанные лишь на доверии к кредитоспособности предприятия, но не обеспеченные каким - либо имуществом. Выпускают такие облигации предприятия с устойчивым финансовым положением.

Депозитный или сберегательный сертификат - это письменное свидетельство банка - эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Депозитные сертификаты выдаются юридическим лицам, сберегательные - физическим.

Вексель - это разновидность письменного долгового обязательства векселедателя безоговорочно уплатить в определенном месте сумму денег, указанную в векселе, владельцу векселя (векселедержателю) при наступлении срока выполнения обязательства (платежа) или по его предъявлению.

Существует также целый ряд вторичных ценных бумаг, закрепляющих права и обязанности эмитента и инвестора по совершению определенных операций с ценными бумагами. К таким ценным бумагам относятся опционы, фьючерсы, права, ордера.

Опцион - это краткосрочная ценная бумага, дающая право ее владельцу купить или продать другую ценную бумагу в течение определенного периода,по определенной цене контрагенту, который за денежную премию принимает на себя обязательство реализовать это право.

Финансовые фьючерсы - стандартные краткосрочные контракты на покупку или продажу определенной ценной бумаги по определенной цене на определенную будущую дату. Если владелец опциона может отказаться от реализации своего права, потеряв при этом денежную премию, которую он выплатил контрагенту, то фьючерсная сделка является обязательной для последующего исполнения.

Варранты - это ценные бумаги, выражающие льготное право на покупку акций эмитента (чаще всего обыкновенных акций) в течение определенного (обычно несколько лет) периода по определенной цене. На практике дело обстоит таким образом, что банки эмпирически изобретают собственные производные ЦБ и схемы их применения.


Проблемы

Несмотря на прогнозируемость текущей ситуации и относительное спокойствие в период благоприятной рыночной конъюнктуры, существует ряд нерешенных проблем. Прежде всего, это касается постоянного наращивания эмитентом внутреннего государственного долга. Объем бумаг, находящихся в обращении, уже составляет около 1,5 трлн. белорусских рублей, а емкость рынка, оцениваемая Минфином, - около 2 трлн. белорусских рублей. В ближайшее время у операторов рынка будет оставаться все меньше внутренних возможностей для инвестирования средств в государственные облигации

Дополнительным фактором снижения интереса к бумагам Минфина может стать их доходность. Она уже подходит к своим критическим значениям. В этой связи Минфину явно придется подстраиваться под потребности рынка. Наиболее приемлемыми мерами в повышении привлекательности облигаций может стать работа по увеличению ликвидности выпусков ГКО и ГДО, а также предложение инвесторам инструментов с различными сроками обращения. В текущем году эмитент практически не продавал долгосрочные бумаги. Что касается низкой ликвидности облигаций, то, прежде всего, это проблема наличия в обращении большого количества выпусков. Чем больше их, тем меньше сделок заключается с каждым из них.

Во-первых, сокращение количества выпусков, находящихся в обращении, позволит стать им более ликвидными. Это неминуемо отразится на повышении емкости рынка, поскольку расширит круг инвесторов, для которых привлекательность инструмента заключается в его ликвидности. Во-вторых, малое число больших по объему эмиссии выпусков позволит и самому Минфину иметь более широкие возможности по оптимизации расходов. На сегодняшний день считается, что чем быстрее прошла реализация выпуска на первичном рынке, тем успешнее действия эмитента. Возвышение рынка ГЦБ не означает успех фондового рынка в целом. Более того, его неумеренный рост сегмента государственных облигаций чреват деградацией рынка корпоративных бумаг. Благодаря высокой надежности и доходности своих бумаг государство получает большую часть инвестиционного потенциала фондового рынка.

Таким образом, основная часть средств инвесторов идет не в реальный сектор экономики, а на обслуживание государственных расходов. Кроме того, значительную часть ГЦБ приобретают финансовые и инвестиционные институты (в первую очередь банки), которые реализуют эти бумаги через некоторое время государству с весьма существенной для себя премией. Таким образом, сегодня ГЦБ не выполняют основной своей роли - повышения благосостояния населения и подъема экономики. Поэтому основным направлением развития фондового рынка должно стать направление рынка ГЦБ в сторону массового инвестора – юридических и физических лиц. [4, с.95] Следует отметить в минувшем году активную работу Министерства финансов по привлечению средств нерезидентов в государственные ценные бумаги республики.

Кроме того, одно из направлений развития белорусского рынка государственных ценных бумаг – расширение сотрудничества с Россией. Однако если Беларусь без ограничений будет допущена на российский рынок, то в отношении россиян потребуется сделать аналогичный шаг. А это приведет к весьма ощутимой конкуренции белорусским ГЦБ.

Определение роли государства на рынке ценных бумаг является важным вопросом. Речь идет не об опережающем развитии рынка государственных ценных бумаг, что означает переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства. Повышение роли государства на рынке ценных бумаг в первую очередь заключается в разработке долгосрочной концепции и политики действий по восстановлению рынка и его текущему регулированию. Главный принцип такого регулирования – реализация общенациональных интересов и обеспечение гарантий безопасности инвестиционной деятельности в экономике.

Перспективы развития

Сектор государственных облигаций на протяжении ряда лет является лидирующим сегментом фондового рынка. Для сравнения: объем торгов государственными ценными бумагами более чем в 10 раз превышает объем торгов акциями. Во многом это объясняется льготированием доходов по операциям с государственными ценными бумагами. Надо учесть, что данные ценные бумаги позволяют банкам оперативно и без риска нарушения установленных Национальным банком Республики Беларусь лимитов регулировать свою ликвидность.

Тем не менее в развитии рынка государственных ценных бумаг нашей страны уже достаточно долго не наблюдается сколь-нибудь значимых положительных подвижек. Косметические изменения в законодательстве вряд ли способны сдвинуть его с мертвой точки, более же существенные нововведения, как правило, утопают в бесконечных согласованиях со всеми "заинтересованными".

Обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В Беларуси зарождение и становление фондового рынка, его развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства.

— отсутствие четко разработанной концепции реформирования экономики;

—низкие темпы приватизации и акционирования собственности, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;

—недостаточно активная роль государства в создании и развитии фондового рынка;

Однако заметим, что Государственным комитетом по ценным бумагам проводится постоянная работа по совершенствованию рынка ценных бумаг. Существует множество вопросов, как в области законодательства, так и совершенствования инфраструктуры фондового рынка, расширения спектра его инструментов.

С участием органов госуправления, Нацбанка и профучастников рынка проводятся семинары и консультации по вопросам совершенствования и дальнейшего развития депозитарной и расчетно-клиринговой систем страны. Биржей совместно с Комитетом и Нацбанком ведется работа по организации торговли производными ценными бумагами.

Необходимым условием для этого должна стать институциональная сеть предприятий, специализирующихся на работе с ценными бумагами и связанных с эффективной системой платежей, а именно: фондовая биржа, Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг, инвестиционные фонды и коммерческие банки. Центральный депозитарий должен войти в международную сеть центральных депозитарных учреждений торговых систем и международных организаций по стандартизации для обеспечения представительства субъектов фондового рынка Беларуси на мировом рынке. Необходимо установить жесткую процедуру допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на национальный фондовый рынок, которая обеспечивала бы защиту внутреннего инвестора. Для защиты инвесторов во время осуществления операций с иностранными ценными бумагами необходимо развивать контакты и сотрудничество с иностранными регулирующими и контролирующими органами по ценным бумагам.

В РБ Департамент по ценным бумагам осуществляет международное сотрудничество в рамках Совета руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг Евразийского Экономического Сообщества при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС и Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников Содружества Независимых Государств.

Работа в области совершенствования нормативной правовой базы в первом полугодии 2008 года велась по следующим основным направлениям:

1) разработка проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об одобрении Концепции развития финансового рынка Республики Беларусь на 2008 – 2015 годы». Концепция определяет целевые ориентиры, задачи и направления развития финансовой системы;

2) принятие и реализация Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы;

3) совершенствование действующего законодательства в области рынка ценных бумаг.

В 1 полугодии 2008 года разработано 6 проектов нормативных правовых актов, из них: зарегистрированы и включены в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

1) Указ Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2008 г. № 194 «О внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277» Упрощенный порядок выпуска биржевых облигаций (без регистрации выпуска облигаций в Государственном реестре ценных бумаг, регистрации проспекта эмиссии и необходимости заверения краткой информации) позволит предприятиям привлекать ресурсы с меньшими временными и финансовыми затратами, что значительно снижает стоимость заимствования и повышает оперативность привлечения необходимого объема краткосрочных инвестиций. Ожидается, что привлечение заемных средств посредством выпуска облигаций, с учетом снижения затрат на их выпуск, станет эффективным и распространенным инструментом заимствования среди субъектов хозяйствования Республики Беларусь;

1) Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43» (далее Декрет № 5) разработан в целях реализации мероприятий Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008-2010 годы, с учетом комплексного подхода к совершенствованию налогового законодательства, направлен на устранение факторов, сдерживающих развитие рынка корпоративных ценных бумаг (зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 21 марта 2008 г. № 1/9554). В соответствии с Декретом № 5, снижена ставка налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40 процентов до 24 процентов,предусмотрено освобождение от налогообложения доходов от операций с корпоративными облигациями юридических и физических лиц РБ, выпущенными в течение пяти лет за период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г. Кроме того, Декретом № 5 предусмотрено, что расходы по выпуску и обслуживанию облигаций включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и относятся к прочим затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении. Данные изменения в законодательстве создают условия для активизации процесса самостоятельного привлечения предприятиями инвестиций и основы стабильно функционирующего и развитого фондового рынка;

2) постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2007 г. № 1380», предусматривающее упрощение административных процедур путем сокращения сроков государственной регистрации ценных бумаг в Государственном реестре ценных бумаг и сокращения перечня документов, необходимых для совершения указанных действий (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 25 октября 2007 г. № 5/26015);

3) постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2000 г. № 1740», устанавливающее, что сделки купли-продажи на территории Республики Беларусь акций открытых акционерных обществ совершаются только на биржевом рынке, за исключением отдельных случаев отчуждения ценных бумаг (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 ноября 2000 г. № 5/4546);

4) постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 февраля 2008 г. № 27 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты, регулирующие рынок ценных бумаг» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 30 апреля 2008 г. N 8/18718), разработанное в целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с Законом Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной пошлины».

5) постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Правления Национального банка Республики Беларусь 13 февраля 2008 г. № 18/25 «Об утверждении инструкции о раздельном учете денежных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг и их клиентов» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 29 февраля 2008 г. № 8/18312).

Совместно с управлением методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь подготовлено постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 27 июня 2008 г. № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 июля 2008 г. № 8/19137).

 


ВЫВОДЫ

Несмотря на многие проблемы, существующие при функционировании Фондового рынка Республики Беларусь, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок. Кроме того, он играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка и строгий контроль за ее исполнением.

Говоря об эффективной работе с ценными бумагами, необходимо учитывать их инвестиционное качество. Это оценка того, насколько ценная бумага ликвидна, способна приносить проценты, превышающие или находящиеся на уровне среднерыночного процента.

Высокая инфляция и кризисная ситуация в экономике республики, неприученность инвесторов к вложениям средств в ценные бумаги, политическая нестабильность, высочайшие значения рисков на микроэкономическом уровне (например, риска невозврата долга, процентного риска и т.д.) - все эти факторы требуют, чтобы эмитенты и инвестиционные институты с особой тщательностью конструировали условия выпуска и обращения ценных бумаг, находили такие их модификации, которые бы соответствовали интересам инвесторов в этот период.Таким образом фондовый рынок существует не только для государственных ценных бумаг. Госбумаги обслуживают непроизводственный сектор экономики. А уровень жизни каждого гражданина зависит от качества работы производства. Субъекты хозяйствования и профессиональные участники рынка ценных бумаг осознают необходимость активизации этого сегмента экономики. Их готовность к конструктивной работе фактически будет означать существенный прогресс в процессе модернизации реального сектора экономики Республики Беларусь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подведем итог курсовой работе, посвященной рынку государственных ценных бумаг как составной части финансовой системой Республики Беларусь.

Рынок ценных бумаг или рынок финансовых активов представляет собой систему экономических отношений, связанную с выпуском, продажей, размещением и продажей ценных бумаг между его участниками.

Товаром на рынке ценных бумаг являются ценные бумаги, иначе называемые фондовыми ценностями, фондовыми активами.

Назначение и основная задача рынка ценных бумаг состоит в обеспечении нормального функционирования всех отраслей экономики путем инвестирования через продажу финансовых активов в их хозяйственную деятельность крупных капиталов.

Сущность рынка ценных бумаг проявляется через его функции, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

Структуру рынка ценных бумаг составляют:

• субъекты (участники) рынка;

• информационно-правовая инфраструктура;

• ценные бумаги различного вида как рыночный товар;

• организационно-экономический механизм функционирования рынка.

Подводя итог вопросу о развитии и становлении рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, можно сделать следующие выводы.

В зависимости от эмитента ценные бумаги могут подразделяться на государственные и частные (корпоративные).

Частные, или корпоративные ценные бумаги — это бумаги, выпущенные предприятиями и организациями любой формы собственности.

Более развитым сегментом рынка ценных бумаг Республики Беларусь является рынок государственных ценных бумаг. Причем в отличие от рынка корпоративных бумаг государственные ценные бумаги обращаются на вторичном рынке. Первичными инвесторами выступают кредитные учреждения (банки), вторичными — кредитные и нефинансовые организации.

Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства, эмитентом которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.

В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в РБ представлена следующими ценными бумагами:

• краткосрочные государственные облигации (ГКО);

• долгосрочные государственные облигации (ДГО);

• государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО);

• краткосрочные обязательства Национального банка (КО);

Наибольшим спросом у инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.

К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка, которая, тем не менее, нуждается в корректировке и совершенствовании. Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов: корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций); государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО); муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов); ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов); именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».

Важнейшей задачей развития рынка ценных бумаг в 2006 году становится дальнейшее формирование его инфраструктуры в части совершенствования механизмов обращения и погашения ценных бумаг посредством:

· усовершенствования системы биржевой торговли ценными бумагами, проведения регулярных торгов ГЦБ на площадке Белорусской валютно-фондовой биржи;

· совершенствование системы депозитарного учета и расчетов по ценным бумагам;

· проведения комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной базы, регулирующей рынок корпоративных ценных бумаг, включая раскрытие информации об эмитенте;

· совершенствование системы учета ценных бумаг банков, в том числе переданных в доверительное управление;

· расширение возможностей банков по инвестированию в ценные бумаги с одновременным обеспечением защиты вкладчиков.

Задача, которая стоит перед инфраструктурой рынка ценных бумаг, заключается в том, чтобы освободить участников этого рынка или хотя бы снизить их возможные потери от чрезмерных и вполне определенных видов риска.

С совершенствованием обращения ценных бумаг всех видов должна и совершенствоваться и система их учета на предприятиях. Она должна быть относительно простой, чтобы не отпугивать инвесторов.


Список использованной литературы

 

1. Аксенов А. Инструменты и участники торгов на белорусской бирже ценных бумаг: Виды фондовых активов, торгуемых на бирже. Категории участников торгов ценными бумагами / А. Аксенов // Белорусский фондовый рынок. – 2002. – №3. – С.8-12.

2. Аксенов А. Комплексный подход к методологии ранжирования участников рынка ценных бумаг в Республике Беларусь / А. Аксенов, А. Кадушко // Белорусский фондовый рынок. – 2003. – №11. – С.11-17.

3. Аксенов А. Регламентные, технологические и договорные условия биржевых операций: Рынок ценных бумаг / А. Аксенов // Белорусский фондовый рынок. – 2002. – №7. – С.10-13.

4. Акционерное дело: Учебник / Под ред. В.А. Галанова; Рос. экон. Академия. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 543 с.

5. Алексеева Т. Рынок ценных бумаг нуждается в постоянном анализе [РБ] / Т. Алексеева // Финансы, учет, аудит. – 2004. – №2. – С.10-11.

6. Банковский кодекс Республики Беларусь. – Мн., ООО Информационно-правовое агенство «Регистр», 2000.

7. Барздов Г. Особенности организации вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь // Банковский вестник. 1998. – №2.

8. Белорусский народный банк – финансовые новости. [http://www.bnb.by/ news.php?id=270&PHPSESSID=9beefbae1aacb8272ca55764c50ae947]

9. Берзон Н. Финансовые рынки и инвестиции: Облигации / Н. Берзон // Экономика в школе. – 2002. - №2. – С. 115-133.

10. Бубнов И. Как защищаются интересы инвесторов на рынке ценных бумаг в Германии // Хозяйство и право. – 1996. – № 8. – с. 121-123.

11. Витрянский В. Особенности доверительного управления ценными бумагами: Рынок ценных бумаг // Хозяйство и право. – 2001. – №11. – С.48-64.

12. Воробьев И. Когда фирмы расторопнее банков.

[http://bdg.press.net.by/1997/97_11_13.419/dolg.htm]

13. Гальперин А. Рынок производных ценных бумаг: генезис, сущность, функции и структура: Макроэкономика / А. Гальперин // Белорусский фондовый рынок. – 2005. – №1. – С.32-36.

14. Гальперин А. Рынок производственных ценных бумаг: теория и практика [РБ]: История срочного рынка. Виды производственных ценных бумаг. Инфраструктура рынка производственных ценных бумаг / А. Гальперин // Консультант. – 2002. – №7. – С.34-39.

15. Гальперин А. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь: состояние и перспективы / А. Гальперин // Банкаўскi веснiк. – 2004. – №31. – С.4-6.

16. Головачев А.С., Раковец А.А. Финансовый менеджмент: денежно-кредитная политика: Учеб.пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000 г. - 218 с.

17. Горяшко А. Мифы и реальность фондовых рынков // Рынок ценных бумаг. – 2006. – №1. – С.8-9.

18. Гулькин П. Первоначальное публичное предложение акций: Рынок ценных бумаг / П. Гулькин // Инновации. – 2002. – №8. – С.9-16.

19. Деньги, кредит, банки. / Под ред.Л.И. Кравцовой. –Мн.: Мисанта, 1998г. -450с.

20. Егоров Н. Актуальные вопросы реформирования инфраструктуры рынка ценных бумаг // Рынок Ценных Бумаг. – 2005. – №23. – С.4-6.

21. Зинченко С.Н., Лапач В. Об эмиссии акций в период внешнего управления несостоятельным должником: Рынок ценных бумаг // Хозяйство и право. – 2001. – №7. – С. 44-51.

22. Касперович А. Рынок корпоративных ценных бумаг в Республике Беларусь / А. Касперович // Белорусский фондовый рынок. – 2004. – №2. – С.39-42.

23. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. –М.: Юристь, 2000г. – 704с.

24. Кисель С. Вопросы становления рынка корпоративных облигаций. // Банковский вестник. -2002г. -№3. –С.27-30.

25. Климко Д. Фондовый рынок Республики Беларусь: состояние и перспективы. // Банковский вестник. – 1999. – №4.

26. Козинец М.Т. Оценка рискованности вложения средств в акции открытых акционерных обществ Республики Беларусь: Автореферат диссертации. / М.Т. Козинец. – Гомель: ГГУ, 2002. – 20 с.

27. Корзюк А. Приватизация и рынок ценных бумаг в Республике Беларусь // Белорусский фондовый рынок. – 2000. – №5. – С.26-32.

28. Костикова И.В. Рынок муниципальных ценных бумаг. // Финансы. -1998. -№2. – С.2-16.

29. Криворотько Ю. Регулирование му



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.085 с.)