Понятие федеративного устройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие федеративного устройства



Содержание

 

Введение

. Понятие федеративного устройства

. Российская Федерация и особенности федеративного строения

  Становление российского федерализма

Принципы федеративного устройства Российской Федерации

Федеративное устройство Российской Федерации

Объединение регионов России

Принятие в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 


 

Введение

 

Проблематика федерализма и федеративного устройства государств занимает одно из центральных мест в отечественной и зарубежной политической науке. Об этом свидетельствует наличие соответствующих исследовательских традиций; организация и деятельность специальных научных центров, занимающихся исследованием федерализма; издание специализированных научных журналов; публикация по различным аспектам данной проблематики достаточного количества книг и статей, проведение большого числа международных, общенациональных и региональных конференций. Столь серьезное внимание к вопросам федерализма отнюдь не случайно.

Федерализм как идеология и политика нацелен на обоснование и реальную организацию такого государственного устройства, которое обеспечивает единство в многообразии. Чем более разнообразными по своим почвенно-климатическим условиям, природным ресурсам, экономическому потенциалу, социально-этническому составу, культурным традициям и другим признакам являются регионы страны, тем более адекватной формой государственного устройства является федерация. Последняя представляет собой такую форму территориально-политического устройства государства, которая позволяет обеспечить, с одной стороны, его единство и целостность, с другой - относительную самостоятельность составных частей государства во имя эффективности управления, сохранения национальной государственности и этнической самобытности народов, компактно проживающих на территории данного государства.

Россия - уникальное государство, которое характеризуется наличием многочисленных региональных особенностей. Ее собственный исторический опыт достаточно убедительно подтверждает невозможность эффективного управления такой страной из единого центра без предоставления значительной самостоятельности и властных полномочий ее регионам.

Цель данной работы: охарактеризовать особенности федеративного устройства Российской федерации.


Рисунок 1 - Основные принципы федеративного устройства России

Объединение регионов России

 

Объединение регионов России - политический и экономический процесс административного объединения двух или нескольких граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов РФ, начавшийся в 2003 году при активной поддержке федерального центра. Процесс объединения регионов России в первую очередь затронул «сложносоставные» субъекты РФ - края и области со входящими в их состав автономными округами. Одной из формальных причин объединения регионов - неясный правовой статус автономных округов, которые, с одной стороны, представляют собой субъекты федерации (в т.ч. имеют представительство в федеральных органах законодательной власти), с другой - входят в состав других субъектов (за исключением Чукотского АО), имеют с ними межбюджетные отношения и т.д.

Вопрос о политических и экономических причинах объединения регионов является дискуссионным и тесно связан с проблемой соответствия существующей сетки АТД политической и экономической реальности, принципами территориальной справедливости и т.д.

Порядок объединения регионов России (порядок образования в Российской Федерации нового субъекта, не связанного с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части) установлен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта РФ».

В настоящее время закон закрепляет механизм образования нового субъекта РФ лишь в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. При этом образование нового субъекта РФ может повлечь за собой прекращение существования всех или отдельных объединяющихся субъектов РФ, т. е. возможны ситуации так называемого поглощения одним субъектом другого, присоединения одного к другому (рис.3).

Инициатива образования нового субъекта Российской Федерации (в том числе при объединении регионов) принадлежит заинтересованным субъектам РФ, на территории которых предполагается образовать новый субъект.

 

Рисунок 3 - Порядок образования в составе РФ нового субъекта РФ

 

Предложение об образовании нового субъекта РФ направляется Президенту России. Вопрос об образовании нового субъекта РФ подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. В случае, если вопрос получил одобрение на референдумах всех заинтересованных субъектов РФ, Президент России вправе внести в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта РФ. В случае, если хотя бы в одном из субъектов РФ вопрос не был одобрен, повторный референдум может быть проведён не ранее, чем через год.

Проекты объединения регионов, по которым заявлено проведение референдума, и мероприятия по интеграции регионов. Проведена предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО. Оглашавшиеся возможные названия - Поморский край, Архангельский край, Северный край. Предполагаемый областной центр - Архангельск. Предварительная работа по объединению была начата на уровне властей регионов в декабре 2005 и должна была быть завершена в течение 2006. Однако, в 2006 процесс объединения был заморожен из-за больших социально-политических рисков. С 1.01.08 ряд властных полномочий НАО отошёл к Архангельской области.

Московская область и Тверская область Оглашавшиеся возможные названия - Центральная область, Подмосковная область и Верхневолжский край. Предполагаемый областной центр - Тверь. С 2006 действует Объединенная коллегия исполнительных органов областей. Реализуются совместные и единые социальные, инфраструктурные и другие нововведения и проекты

Велось обсуждение возможности объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Среди предлагаемых названий - Петербургская губерния, Невский край.

Проекты объединения регионов, которые оглашались и обсуждались на разных уровнях. Есть предложения о предварительном разделении упраздняемых дотационных регионов для создания укрупненных субъектов федерации:

Курганской области - на части, передаваемые в Челябинскую (большая часть или целиком), Свердловскую, Тюменскую области с преобразованием их соответственно в Южно-Уральский, Уральский и Тюменский края.

Костромской области - на части, передаваемые в Ярославскую, Кировскую, Нижегородскую, Вологодскую области. Ивановской области - на части, передаваемые в Ярославскую, Нижегородскую, Владимирскую области.

Обсуждаются предложения о взаимных передачах территорий между соседними регионами: Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики - для воссоединения близкородствнных Кабарды с Черкесией (возможное название - Кабардино-Черкесская Республика) и Карачая с Балкарией (возможное название - Карачаево-Балкарская Республика); Московская, Тульская, Орловская, Калужская, Липецкая области.

Разукрупнение «Регионов-Монстров» - есть предложение создать на основе Москвы и Московской области четыре новых субъекта федерации (Серединную Москву, Волоколамскую, Коломенскую и Дмитровскую области) с населением не более 5 Миллионов человек в одном субъекте.

Некоторыми общефедеральными институтами и политиками предлагаются ещё менее вероятно реализуемые радикальные комплексные проекты по перекраиванию административно-территориального деления России в 28, 20, 12, 38 или другое количество губерний.

Однако во всех случаях изменения состава Российской Федерации должны быть внесены изменения в ст. 65 Конституции РФ на основании соответствующего ФКЗ (ст. 137 Конституции).

Заключение

 

Итак, сущность государственного устройства определяется характером общественных отношений в стране, принявшей ту или иную форму своего государственного построения. Федерация - это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы-члены федерации имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы.

Конституция РФ закрепляет федеративный характер нашего государства. Федерация - сложное государство. В отличие от унитарного государства, целиком или в основе своей состоит из административно-территориальных единиц.

В федеративном устройстве России в конституционной форме закреплены важные процессы происходящие в сфере национально-государственных отношений. Исторически первой была образована Российская Федерация (РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией), положив начало СССР, объединявшего впоследствии 15 союзных республик, и до 1991 года входила в его состав в качестве суверенной союзной республики. По Конституции 1993 г. РФ организуется на национально-территориальной основе. Ее субъектами являются как республики, автономные области и округа (национально-территориальный принцип), а также края, области, города Москва и Санкт-Петербург (территориальный принцип). С 1 марта 2008 года Российская Федерация состоит из равноправных субъектов - их 83: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Современное федеративное устройство Российской Федерации основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Одним из основополагающих принципов федеративного устройства РФ является равноправие ее народов. Россия прошла сложный исторический путь в своем развитии по всем этим направлениям, но проблемы становления федерализма требуют дальнейшего развития и это является насущной задачей науки конституционного права.


Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

.   Беленко Н.М. Три этапа развития федерализма в постсоветской России / Н.М.Беленко, М.В.Столяров // Федерализм. - 2006. - №3. - С.12.

.   Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций С.И.Некрасов. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 206 с.

.   Павлов Н.Е. Правоведение: Учебное пособие / Н.Е.Павлов. - М.: РИЦ ВФ МГИУ, 2005. - 346 с.

.   Саликов М. Национальный федерализм России / М.Саликов. - М.: Янус-К, 1998. - 380 с.

.   Территориальное устройство России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.terrus.ru/

 


 

Приложение

Содержание

 

Введение

. Понятие федеративного устройства

. Российская Федерация и особенности федеративного строения

  Становление российского федерализма

Принципы федеративного устройства Российской Федерации

Федеративное устройство Российской Федерации

Объединение регионов России

Принятие в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 


 

Введение

 

Проблематика федерализма и федеративного устройства государств занимает одно из центральных мест в отечественной и зарубежной политической науке. Об этом свидетельствует наличие соответствующих исследовательских традиций; организация и деятельность специальных научных центров, занимающихся исследованием федерализма; издание специализированных научных журналов; публикация по различным аспектам данной проблематики достаточного количества книг и статей, проведение большого числа международных, общенациональных и региональных конференций. Столь серьезное внимание к вопросам федерализма отнюдь не случайно.

Федерализм как идеология и политика нацелен на обоснование и реальную организацию такого государственного устройства, которое обеспечивает единство в многообразии. Чем более разнообразными по своим почвенно-климатическим условиям, природным ресурсам, экономическому потенциалу, социально-этническому составу, культурным традициям и другим признакам являются регионы страны, тем более адекватной формой государственного устройства является федерация. Последняя представляет собой такую форму территориально-политического устройства государства, которая позволяет обеспечить, с одной стороны, его единство и целостность, с другой - относительную самостоятельность составных частей государства во имя эффективности управления, сохранения национальной государственности и этнической самобытности народов, компактно проживающих на территории данного государства.

Россия - уникальное государство, которое характеризуется наличием многочисленных региональных особенностей. Ее собственный исторический опыт достаточно убедительно подтверждает невозможность эффективного управления такой страной из единого центра без предоставления значительной самостоятельности и властных полномочий ее регионам.

Цель данной работы: охарактеризовать особенности федеративного устройства Российской федерации.


Понятие федеративного устройства

 

Понятие федеративного устройства применяется для характеристики территориальной организации государства, под которым понимается объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности.

Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития. Сущность государственного устройства всегда определяется характером общественных отношений в стране принявшей ту или иную форму своего государственного существования.

Исторически все устойчивые федерации в мире сложились на территориальном принципе, что связывалось либо с большой территорией (США), либо с необходимостью территориального объединения страны (Швейцария). Процесс образования СССР, как федеративного государства первоначально шел также по пути объединения его частей, расположенных на огромной территории. Но затем, все больше стал проявляться национальный фактор, что и предопределило образование СССР как многонационального федеративного государства.

В многонациональных государствах федерация выступает как государственно-правовое средство разрешения национального вопроса, реализации национального суверенитета. Такая федерация строится по национальному принципу (в прошлом - СССР), в ней национальный вопрос рассматривается в качестве особых, исключительных условий федеративной организации. В национально-федеративном образовании суверенитет нации совпадает с государственным суверенитетом субъекта федерации.

В основе национально-государственного устройства демократических многонациональных государств лежат принципы суверенности и равноправия наций, право на свободный выбор нацией своей государственности, право свободного развития наций. В этой связи отметим, что реализация национального суверенитета возможна и в форме автономии - самостоятельного осуществления государственной власти входящими в состав унитарного или федеративного государства национальными образованиями в соответствии с их правовым статусом. В РФ такими национально-государственными образованиями являются автономная область и автономные округа. В автономном образовании органы государственной власти состоят преимущественно из лиц коренной национальности и действуют, как правило, на языке национальности, образующей автономию.

Все федеративные государства характеризуются следующими юридическими признаками:

двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта Федерации;

наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации;

принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило, верхняя, представляет интересы субъектов Федерации);

верховенством федерального права; непризнанием за субъектами Федерации суверенитета (хотя они и обладают признаками государственного суверенитета);

финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти, права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков). Таким образом, создается механизм подчинения центральной власти субъектов Федерации;

принципом двойного гражданства;

отсутствием у субъектов Федерации права сецессии, т.е. выхода из состава Федерации. Такое право не признает ни одна из современных конституций федеративных государств.

Федеративное государство выполняет две главные функции:

децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали;

интегрирует территориальные сообщества, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.038 с.)