Принятие в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятие в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей



 

Вопрос присоединения к России новых субъектов Федерации крайне политизирован, а его интерпретация в российских условиях зачастую зависит от текущей политической конъюнктуры, предвыборной ситуации и состояния отношений России с теми или иными соседними суверенными государствами.

Порядок принятия в РФ иностранного государства или его части, установлен вышеназванным ФКЗ от 17.12.2001 года №6-ФКЗ. Согласно этому Закону расширение РФ возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами.

В связи с небольшой вероятностью осуществления последнего условия, реально расширение России возможно только за счёт независимых государств, в том числе территорий, которые могут когда-либо получить такой статус. Но, в целях исключения правового вакуума, соответствующий механизм должен быть закреплен (рис.4), хотя возможность принятия в РФ в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей,представляется в целом гипотетической.

 

Рисунок 4 - Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта РФ

 

Принятие в состав России нового субъекта РФ возможно только на добровольной основе, при этом в состав РФ может быть принято как иностранное государство, так и его часть. В основе такого решения, оформляемого принятием специального федерального конституционного закона, должен лежать в том числе и международный договор с данным государством, заключаемый исключительно по инициативе последнего.

В целях постепенного интегрирования нового субъекта в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти международным договором может устанавливаться переходный период.

Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье. В последнее время активно муссируется вопрос о возможности вхождения в состав России некоторых из бывших автономных образований в составе союзных республик СССР - ныне самопровозглашённых непризнанных государственных образований - Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, но в ближайшие годы это вряд ли произойдет.

Регионы Украины со значительной долей русского населения. С момента достижения 8.12.1999 соглашения о преобразовании конфедеративного Союза России и Белоруссии в союзное государство, которое, если это осуществится, должно стать «мягкой» федерацией по типу СССР, ряд российских политиков высказывали недовольство тем, что отличающиеся более чем на порядок по территории, населению, экономике и т.п. Россия и Белоруссия в будущем федеративном союзе будут иметь равный решающий голос. В связи с этим, ими предлагаются альтернативные варианты объединения - вступление Белоруссии в состав РФ в качестве одного субъекта или в виде семи субъектов (по числу областей Белоруссии).

Однако даже заявляющий о своём согласии с концепцией тесной интеграции президент Белоруссии категорически отверг эти варианты как ликвидирующие (растворяющие) белорусскую государственность, так что вероятность реализации этих предложений в ближайшем будущем невелика.

Крайне спорной является и постановка вопроса о гипотетической возможности присоединения к России каких-либо регионов Украины - даже тех, где имеется значительная доля русскоязычного населения. Этот вопрос периодически поднимается, но перспектива его реализации при серьёзном рассмотрении является маловероятной.

Регионы Казахстана со значительной долей русскоязычного (русского) населения. Ещё до распада СССР и обретения Казахстаном независимости Уральское и Сибирское Казачьи войска и русская община территории потребовали от Верховных Советов СССР, РСФСР и КазССР провести референдум о присоединении к РФ территории Северного Казахстана (Северо-Казахстанской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Кустанайской, Уральской областей). Однако в 2005-2006 годах российское и казахстанское руководство сделали несколько совместных заявлений о том, что демаркация границы между двумя государствами осуществлена на всём её протяжении.

Проявления сепаратистской активности впредь маловероятны, поскольку за последние годы почти во всех областях Северного Казахстана исчезли объективные условия для подобных изменений: в связи с притоком этнических казахов и эмиграцией русскоязычного населения (2млн за 1990) доля последнего уменьшилась до половины и менее.

Таким образом, поскольку любое федеративное государство состоит из частей и образуется этими частями, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает Конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.

Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях.

федеративный политический государство


Заключение

 

Итак, сущность государственного устройства определяется характером общественных отношений в стране, принявшей ту или иную форму своего государственного построения. Федерация - это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы-члены федерации имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы.

Конституция РФ закрепляет федеративный характер нашего государства. Федерация - сложное государство. В отличие от унитарного государства, целиком или в основе своей состоит из административно-территориальных единиц.

В федеративном устройстве России в конституционной форме закреплены важные процессы происходящие в сфере национально-государственных отношений. Исторически первой была образована Российская Федерация (РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией), положив начало СССР, объединявшего впоследствии 15 союзных республик, и до 1991 года входила в его состав в качестве суверенной союзной республики. По Конституции 1993 г. РФ организуется на национально-территориальной основе. Ее субъектами являются как республики, автономные области и округа (национально-территориальный принцип), а также края, области, города Москва и Санкт-Петербург (территориальный принцип). С 1 марта 2008 года Российская Федерация состоит из равноправных субъектов - их 83: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Современное федеративное устройство Российской Федерации основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Одним из основополагающих принципов федеративного устройства РФ является равноправие ее народов. Россия прошла сложный исторический путь в своем развитии по всем этим направлениям, но проблемы становления федерализма требуют дальнейшего развития и это является насущной задачей науки конституционного права.


Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

.   Беленко Н.М. Три этапа развития федерализма в постсоветской России / Н.М.Беленко, М.В.Столяров // Федерализм. - 2006. - №3. - С.12.

.   Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций С.И.Некрасов. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 206 с.

.   Павлов Н.Е. Правоведение: Учебное пособие / Н.Е.Павлов. - М.: РИЦ ВФ МГИУ, 2005. - 346 с.

.   Саликов М. Национальный федерализм России / М.Саликов. - М.: Янус-К, 1998. - 380 с.

.   Территориальное устройство России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.terrus.ru/

 


 

Приложение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.75.165 (0.007 с.)