Глава 1. Личностный потенциал и его особенности у юношества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Личностный потенциал и его особенности у юношества



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ЮНОШЕСТВА

Личностный потенциал: понятие и структура

Исследования личностного потенциала в отечественной психологии

Концепции личностного потенциала в зарубежной психологии

Психологические трудности и «зоны риска» юношества

Постановка исследовательской проблемы и задач эмпирических исследований

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Организация исследования и выборка

Диагностические методики исследования

Методы статистического анализа эмпирических данных использованный в работе

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проверка гипотезы о значимых различий характеристик личностного потенциала у трудных старшеклассников и нормативных старшеклассников

Особенности структур взаимосвязи характеристик личностного потенциала в двух выборках

Итоги выявления общих ресурсов личностного потенциала у трудных и нормативных старшеклассников

Ресурсы личностного потенциала и копинг-поведения старшеклассников с поведенческими трудностями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Личностный потенциал человека и его реализация всегда находились в центре внимания гуманистической психологии и психотерапии. Так, А. Маслоу писал о процессе самоактуализации, который приносит индивиду не только жизненный успех и признание окружающих, но и психическое здоровье (Маслоу,2009). К. Роджерс также указывал на врожденную (потенциальную) способность каждого индивида двигаться вперед, к собственной зрелости (Роджерс,1994). При этом существенный разрыв между «поголовной» охваченностью населения личностным потенциалом и прискорбно малым числом людей (менее одного процента по А. Маслоу), реализующих этот потенциал, объяснялся неблагоприятными, «угрожающими» условиями внешней среды, препятствующими самореализации. А. Маслоу имел неоднократную возможность наблюдать феномен отказа от самоактуализации у своих студентов, «удовлетворивших» все нижележащие уровни пирамиды потребностей и вставших лицом к лицу со своей главной жизненной задачей (Маслоу А., 2009). Очевидно, уже в те годы можно было задуматься о разительном несоответствии оптимистических деклараций, пробуждающих надежду у «самого последнего» индивида, жизненным реалиям, при которых «сокровища личности» так и оставались погребенными в глубинах человеческой психики (если вообще находились там изначально).

В современных психологических словарях и учебниках психологии определение личностного потенциала отсутствует. Это побудило нас обратиться к другим источникам. В одном из них находим: «Потенциал (от лат. potentia - сила) - это возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». В других источниках понятие потенциала употребляется в следующих аспектах: экономическом (человеческий потенциал, трудовой потенциал), социально-организационном (кадровый потенциал), социально-экологическом (жизненный потенциал), социально-психологическом (личностный потенциал). Чаще других понятие личностного потенциала употребляется в связи с понятием «ресурс» (иногда - «капитал»), при этом имеются в виду интеллектуальные, личностные, нравственные, духовные и другие ресурсы. Слово потенциал встречается также в сочетаниях: «духовный потенциал», «творческий потенциал», «интеллектуальный потенциал», «самоактуализационный потенциал», «профессиональный потенциал», «развивающий потенциал» и другие (Косырев,2013).

Психологами изучаются виды, причины отклонений поведения у детей и подростков, разрабатываются программы психопрофилактики и коррекции девиаций (С.А. Беличева, Н.В. Дмитриева, А.И. Долгова, Е.В. Зма-новская, Ю.А. Клейберг, В.Т. Кондрашенко, Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков, И.А. Фурманов, Ю. Ю. Черво и многие др.). Большинство отечественных и зарубежных исследователей связывают девиантное поведение детей и подростков с характером протекания (нарушениями) процесса социализации и результатами этого процесса.

В первой главе мы рассмотрим личностный потенциал, его понятие и структуру. Ознакомимся с исследованиями личностного потенциала в зарубежной и отечественной психологии.

Во второй главе будет описано исследование личностного потенциала юношества.

Ключевой вопрос нашей работы - есть ли определенный потенциал в личности трудных старшеклассников, на который можно было бы опереться педагогу-психологу, социальному работнику, сотруднику ИДН? В чем он заключается, как его вывить и актуализировать?

Объект исследования: личность и поведение старшеклассников

Предмет исследования: Ресурсы личностного потенциала (жизнестойкости) и копинг-поведения трудных старшеклассников.

Гипотеза исследования: Жизнестойкость и стратегии совладающего поведения у трудных и «нормативных» старшеклассников имеют различия, так и определенное сходство. Это сходство двух групп может быть использовано как ресурс в работе практического психолога с старшеклассниками, оказавшимися в зоне риска.

Задачи исследования:

.   Выявление статистически достоверного сходства и различий средних значений характеристик жизнестойкости и совладающего поведения в двух выборках.

.   Выявление особенностей и общих черт взаимосвязей характеристик жизнестойкости и совладающего поведения в двух выборках.

.   Провести анализ сходства и различий, а также взаимосвязей указанных параметров в зависимости от пола (юноши и девушки).

Методики:

.   Тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой.

.   Методика «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса.

 


Библиографический список

 

1.      Абульханова, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова -Славская. - М.: Мысль, 2010. - 299 c.

2. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] // Психол. журн. - 2007. - Т.5. - № 5. - С. 63-70.

3.      Долженко Я.А. Некоторые аспекты изучения проблемы жизнестойкости [Текст] / Я.А. Долженко //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. - С. 15-18.

4. Дьяченк,о М.И. Психологический словарь [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович // справочник. - М.: АСТ, 2001. - 576 с.

.   Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей [Текст] /А.В. Кирьякова // Магистр: международный психолого-педагогический журнал, 2008. № 4. С. 37-50.

.   Копинг-поведение в стрессовых ситуациях [Текст] / С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.442-444.

.   Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг - шкалы [Текст] / Т.Л. Крюкова - Кострома: Авантитул, 2007. - 60 с.

.   Кутейль Д. [Текст] // Д. Кутейль. Секреты жизнестойкости. http://www.elitarium.ru/2007/08/15/sekrety_zhiznestojjkosti.html (Электронный ресурс проверен 31. 05. 2012).

.   Леонтьев, Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова- М.: Смысл, 2008.

.   Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. [Текст] / Д.А. Леонтьев- М.:, 2009.

11.    Мадди С. Жизнестойкость, ее диагностика и тренинг [Текст] / С. Мадди - М.: Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества, 2002. - 194 с.

12. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы [Текст] / И.Г. Малкина-Пых- М.: Эксмо, 2008. - 896 с.

.   Наливайко Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05 защищена 22.05.06/ Т. В Наливайко, Челябинск, 2006. - 175 с.

14.    Психологический словарь [Текст] /Под ред. В.П. Зинченко. - М.:Педагогика-пресс, 2008. - 440 с.

15. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи [Текст] / В.Е. Семенов // Социс. 2007. № 4. С. 37-43.


Приложения

 

Таблица 4а и 4б. Значимые корреляционные взаимосвязи копинг-поведения, жизнестойкости и особенностей личности

а)

б)

Примечание: 1) * - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001; 2) жирным выделены значимые связи


Таблица 5а и 5б. Значимые корреляционные взаимосвязи копинг-поведения, жизнестойкости и особенностей личности

а)

б)

Примечание: 1) * - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001; 2) жирным выделены значимые связи

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ЮНОШЕСТВА

Личностный потенциал: понятие и структура

Исследования личностного потенциала в отечественной психологии

Концепции личностного потенциала в зарубежной психологии

Психологические трудности и «зоны риска» юношества

Постановка исследовательской проблемы и задач эмпирических исследований

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Организация исследования и выборка

Диагностические методики исследования

Методы статистического анализа эмпирических данных использованный в работе

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проверка гипотезы о значимых различий характеристик личностного потенциала у трудных старшеклассников и нормативных старшеклассников

Особенности структур взаимосвязи характеристик личностного потенциала в двух выборках

Итоги выявления общих ресурсов личностного потенциала у трудных и нормативных старшеклассников

Ресурсы личностного потенциала и копинг-поведения старшеклассников с поведенческими трудностями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Личностный потенциал человека и его реализация всегда находились в центре внимания гуманистической психологии и психотерапии. Так, А. Маслоу писал о процессе самоактуализации, который приносит индивиду не только жизненный успех и признание окружающих, но и психическое здоровье (Маслоу,2009). К. Роджерс также указывал на врожденную (потенциальную) способность каждого индивида двигаться вперед, к собственной зрелости (Роджерс,1994). При этом существенный разрыв между «поголовной» охваченностью населения личностным потенциалом и прискорбно малым числом людей (менее одного процента по А. Маслоу), реализующих этот потенциал, объяснялся неблагоприятными, «угрожающими» условиями внешней среды, препятствующими самореализации. А. Маслоу имел неоднократную возможность наблюдать феномен отказа от самоактуализации у своих студентов, «удовлетворивших» все нижележащие уровни пирамиды потребностей и вставших лицом к лицу со своей главной жизненной задачей (Маслоу А., 2009). Очевидно, уже в те годы можно было задуматься о разительном несоответствии оптимистических деклараций, пробуждающих надежду у «самого последнего» индивида, жизненным реалиям, при которых «сокровища личности» так и оставались погребенными в глубинах человеческой психики (если вообще находились там изначально).

В современных психологических словарях и учебниках психологии определение личностного потенциала отсутствует. Это побудило нас обратиться к другим источникам. В одном из них находим: «Потенциал (от лат. potentia - сила) - это возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». В других источниках понятие потенциала употребляется в следующих аспектах: экономическом (человеческий потенциал, трудовой потенциал), социально-организационном (кадровый потенциал), социально-экологическом (жизненный потенциал), социально-психологическом (личностный потенциал). Чаще других понятие личностного потенциала употребляется в связи с понятием «ресурс» (иногда - «капитал»), при этом имеются в виду интеллектуальные, личностные, нравственные, духовные и другие ресурсы. Слово потенциал встречается также в сочетаниях: «духовный потенциал», «творческий потенциал», «интеллектуальный потенциал», «самоактуализационный потенциал», «профессиональный потенциал», «развивающий потенциал» и другие (Косырев,2013).

Психологами изучаются виды, причины отклонений поведения у детей и подростков, разрабатываются программы психопрофилактики и коррекции девиаций (С.А. Беличева, Н.В. Дмитриева, А.И. Долгова, Е.В. Зма-новская, Ю.А. Клейберг, В.Т. Кондрашенко, Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков, И.А. Фурманов, Ю. Ю. Черво и многие др.). Большинство отечественных и зарубежных исследователей связывают девиантное поведение детей и подростков с характером протекания (нарушениями) процесса социализации и результатами этого процесса.

В первой главе мы рассмотрим личностный потенциал, его понятие и структуру. Ознакомимся с исследованиями личностного потенциала в зарубежной и отечественной психологии.

Во второй главе будет описано исследование личностного потенциала юношества.

Ключевой вопрос нашей работы - есть ли определенный потенциал в личности трудных старшеклассников, на который можно было бы опереться педагогу-психологу, социальному работнику, сотруднику ИДН? В чем он заключается, как его вывить и актуализировать?

Объект исследования: личность и поведение старшеклассников

Предмет исследования: Ресурсы личностного потенциала (жизнестойкости) и копинг-поведения трудных старшеклассников.

Гипотеза исследования: Жизнестойкость и стратегии совладающего поведения у трудных и «нормативных» старшеклассников имеют различия, так и определенное сходство. Это сходство двух групп может быть использовано как ресурс в работе практического психолога с старшеклассниками, оказавшимися в зоне риска.

Задачи исследования:

.   Выявление статистически достоверного сходства и различий средних значений характеристик жизнестойкости и совладающего поведения в двух выборках.

.   Выявление особенностей и общих черт взаимосвязей характеристик жизнестойкости и совладающего поведения в двух выборках.

.   Провести анализ сходства и различий, а также взаимосвязей указанных параметров в зависимости от пола (юноши и девушки).

Методики:

.   Тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой.

.   Методика «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса.

 


ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ЮНОШЕСТВА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.028 с.)