Глава 2. Организация и методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Организация и методы исследования



 

2.1 Организация исследования и выборка

 

Для изучения особенностей личностного потенциала и его ресурсов у трудных старшеклассников, в сравнении с «нормативными» старшеклассниками, у которых не зафиксированы поведенческие и учебные трудности были исследованы 10-11 классы на базе средней школы № 140 г. Пермь и старшеклассники Уральского подворья. В исследовании принимали участие 60 старшеклассников в возрасте 16-17 лет. Из них 30 старшеклассников с девиантным поведением и 30 старшеклассников с благополучным поведением.

Таким образом, обе выборки сопоставимы (Табл. 1). Все обследуемые являются учениками учебных заведений г. Пермь. То есть, выборки сопоставимы по уровню образования и среде общения. Кроме того, все они живут в одном городе - Перми.

 

Таблица 1.

Выборка нормативных и трудных старшеклассников

Выборка Возраст Пол Количество испытуемых
Школа № 140 (нормативные старшеклассники) 16-17 Женский/Мужской 15 юношей/15 девушек
Уральское подворье (трудные старшеклассники) 16-17 Женский/Мужской 15 юношей/15 девушек

 

В основу эмпирического исследования жизнестойкости старшеклассников легло понимание жизнестойкости как системы убеждений о себе, мире и отношениях с миром, включающей компоненты вовлечённости, контроля и принятия риска. Можно предположить, что такая система убеждений, если она определяется низкой выраженностью составляющих её компонентов, является характеристикой личности испытуемых с личностной беспомощностью и при достаточной выраженности компонентов жизнестойкость является характеристикой самостоятельной личности.

Методы исследования:

В данной работе применялись следующие методы исследования:

·     метод анализа литературных источников;

·   диагностические методы исследования;

·   методы статистической обработки полученных данных;

·   методы интерпретации научных источников и статистических данных.

 

2.2 Диагностические методики исследования

 

Для того, чтобы рассмотреть ресурсы личностного потенциала и копитнг-поведение старшеклассников, нами были выбраны следующие методики, которые на данный момент времени являются наиболее современными, адаптированными и отвечают требованиям исследования:

Для оценки потенциала личности, прежде всего нами использовался тест жизнестойкости по Мади адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой «Тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой» (Леонтьев, Рассказова, 2006).

Методы диагностики характеристик жизнестойкости и стратегий совладающего поведения

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Наряду с личностью, объектом нашего исследования также было заявлено совладающее поведение. Для диагностики его характеристик и стратегий нами использовались такие методики как:

На наш взгляд, совершенно необходимо также сделать ряд оговорок относительно характера показателей этих методик. По сути, они характеризуют также личностные свойства, связанные с тем или иным наиболее типичным для личности вариантом, типом, стратегией совладающего поведения. В особенности это касается теста жизнестойкости по Мадди (Мадди, 2002).

Тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска (Леонтьев, 2002).

Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).

Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» (Мадди, 2002). Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в под-ростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее (см. ниже о тренинге жизнестойкости). Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды

В Приложении 1. содержится тестовый вариант данного опросника.

Методика «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса (КПСС)

Нас интересовало в исследовании не только особенности личности и жизнестойкость, как ключевая характеристика жизненного потенциала (особенно в трудной жизненной ситуации), но также стратегии поведения нормативных и трудных старшеклассников. Стратегии являются не самой поведенческой характеристикой, а скорее личностным предпочтением, это больше личностная характеристика (черта). Существуют стратегии, которым старшеклассники отдают свое предпочтение в трудной ситуации (конфронтация, дистанцирование, самоконтроль и прочие).

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

Методика «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса содержит в себе 8 показателей, таких как:

.   Конфронтация

.   Дистанцирование

.   Самоконтроль

.   Поиск социальной поддержки

.   Принятие ответственности

.   Бегство-избегание

.   Планирование решения проблемы

.   Положительная переоценка

Теоретические основы построения методики

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Описание субшкал

Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;

Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;

Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;

Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;

Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;

Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;

Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;

Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

В Приложении 2. содержится тестовый вариант данного опросника.

Таким образом, нами всего использовано две методики. В последующей обработке было представлено 12 переменных.

Для оценки потенциала личности, прежде всего нами использовался тест жизнестойкости по Мади адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. в котором представлены 4 переменные, такие как: вовлеченность, принятие риска, контроль и в их совокупности - жизнестойкость.

Чтобы выявить основные стратегии поведения нормативных и трудных старшеклассников нами была использованна методика «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса, в котором представлены 8 переменных: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблем, положительная переоценка.

 

2.3 Методы статистического анализа эмпирических данных использованный в работе

 

Для оценки значимости различий выборок «трудных» и «нормативных» старшеклассников по характеристикам личностного потенциала нами использовался т-критерий Стьюдента для независимых выборок. Результаты анализа представлены в Таблице 3.

Для выявления особенностей структуры личностного потенциала старшеклассников в обеих выборках нами использовался корреляционный анализ по К.Пирсону и исследовательский (эксплораторный) факторный анализ. Их результаты представлены в Таблице 4.

Анализ проводился с использованием электронных таблиц Excel корпорации Microsoft и специального пакета статистического анализа Stattistica 7.2. корпорации StatSoft.

 

.4 Общая характеристика статистических методов анализа

 

Использовались следующие методы:

.   Для выявления сходства и различий в двух выборках старшеклассников по диагностированным переменным нами использовался t критерий Стьюдента для независимых выборок.

.   Для выявления взаимосвязей характеристик предпочитаемых стратегий в совладающем поведении жизнестойкости в двух выборках старшеклассников нами использовался анализ корреляционный анализ по К.Пирсону.

.   Кроме того нами использовался дискриптивный анализ, т.е вычисление средних показателей, стандартного отклонения, проверка нормального распределения, а также метод стандартизации «сырых» баллов и приведение их к единому масштабу. Мы перевели все «сырые» баллы в t баллы со средним арифметическим равным 50 и стандартным отклонением равным 10. Это позволило нам построить профили указанных характеристик двух выборок и представить их не только количественный, но и качественный анализ соотношения этих выборок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.86.29 (0.023 с.)