Репрезентация образа России в испанском медиадискурсе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Репрезентация образа России в испанском медиадискурсе



Репрезентация образа России в испанском медиадискурсе

 


Введение

 

В настоящее время средства массовой информации являются одним из важнейших институтов общества, также одним из мощнейших посредников процесса политической коммуникации и инструментом влияния на институты власти, на формирование сознания и поведения людей. Язык масс-медиа, особенно прессы, отражает происходящие изменения в жизни общества, включая такие сферы деятельности, как политика, экономика, культура. Тексты СМИ выступают некой социальной системой, в которой отражается специфика восприятия действительности носителями той ли иной культуры. Именно данная специфика представляет собой культурную картину мира, которая формируется через призму понятий, основанных на представлениях человека. Вполне закономерно, что способы представления о мире могут быть различными у разных народов. В каждой национальной картине мира существует свой специфический способ восприятия, воссоздания и фиксации образов других / чужих, которые характеризуют либо их отдельные стороны, свойства, либо в целом их идентичность на фоне собственных представлений о норме и ценностях.

Основным понятием данной работы является «дискурс». На сегодняшний день существует достаточно большое количество определений «дискурса». Если обратиться к Лингвистическому энциклопедическому словарю, то «дискурс» (от франц. discours - речь) - 1.связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). 2. Д. - это речь, «погруженная в жизнь». В данной работе термин «медиадискурс» рассматривается как дискурс, используемый в публицистике, реализацией которого служит весь комплекс текстов газеты.

Актуальность исследуемой проблематики определяется возрастанием популярности СМИ, как печатных, так и электронных. Будучи одним из источников информации, пресса непосредственным образом влияет на картину мира общества, формируя или изменяя мнение и взгляды каждого человека в отдельности. Особенно это касается тех случаев, когда печатные СМИ, или пресса, являются единственным источником информации, несмотря на интенсивную глобализацию. Именно через язык СМИ индивид получает некий образ ситуации и установку на то, как к ней относиться. Данная схема относится к политике, экономике, культуре, общественной жизни, то есть, к жизни государства.

В качестве объекта исследования выступает современный испанский медиадискурс.

Предметом исследования является образ российского государства и его репрезентация в испанском медиадискурсе.

Цель настоящей работы заключается в анализе особенностей языковой репрезентации образа России в испанском медиадискурсе.

Для достижения поставленной цели исследования предполагается решение целого ряда задач:

1) дать определения понятиям «дискурс», «медиадискурс»;

)   проанализировать понятия «образ государства», «имидж государства»;

)   исследовать роль средств массовой информации в процессе формирования образа государства;

)   путем анализа современной испанской прессы сформировать корпус лексических и грамматических примеров репрезентации образа России;

)   выявить способ репрезентации образа России как государства и как страны с многовековой культурой.

Для решения поставленных задач используются следующие методы: метод дискурс-анализа, с помощью которого исследуется и содержание, и форма текста, а также лингвистические особенности.

Материалом исследования являются статьи из испанских СМИ. Источниками материала служат испанские газеты «El País», «El Mundo», «La Vanguardia» за 2009-2011 гг. Всего было собрано и изучено 90 контекстов, в которых реализован образ России.

Теоретической основой явились труды ученых в области дискурса. Среди них Е.А. Кожемякин, Л.М. Макаров, Т.А. Ван Дейк. Также работы авторов Т.Г. Добросклонской, Назарова М.М. в области масс-медиа.

Научная новизна работы заключается в том, что в данном исследовании образ России в испанском медиадискурсе исследуется как сравнение двух образов: образа России как государства (совместно с ее политическими институтами) и образа России как страны с многовековой культурой.

 


Заключение

 

Россия на современном этапе развития представляет интерес для исследования в рамках медиадискурса. С помощью дискурсивного подхода анализируются основные смыслы, которые, в своей системе, создают специфический образ России.

Цельюнастоящей работы является анализ особенностей языковой репрезентации образа России в испанском медиадискурсе. Главная задача заключается в исследовании образа России по двум различным категориям: «Россия как субъект, обладающий определенными качествами и характеристиками» и «Россия как субъект и объект действий». Действительно, в зарубежных странах складывается неоднозначный образ нашего государства. Образ России сочетает в себе признаки и высокоразвитой, влиятельной страны на мировой арене, и признаки слаборазвитого государства, чье могущество исчезло с распадом СССР.

Но, несмотря на противоречивый образ России, постепенно за рубежом возвращается понимание того, что Россия - великое государство, обладающее высоким ресурсным и человеческим потенциалом, ставшее на прогрессивный путь развития. Но путь России к модернизации представляется сложным и длительным процессом, хотя и позитивным.

медиадискурс государство репрезентация испанский


Библиографический список

 

1. Аникина Э.М. Лингвокультурная специфика реализации интертекстуальности в дискурсе СМИ (на материале англо-американской прессы): автореферат дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 / Э.М. Аникина. - Уфа, 2004. - 22 с.

2. Безотосный, И.А. Позитивный имидж России: автореф. дис. … канд. филол. наук: 09.00.11/ И.А. Безотосный; Ростов-на-Дону Юж. Федереальный ун-т. - Ростов-на-Дону, 2001. - 33 с.

.   Будаев Э.В. Современная политическая лингвистика: Учебное пособие /Э.В. Будаев, А.П. Чудинов. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2006. - 267 с.

.   Ван Дейк Т.А. К определению дискурса // Режим доступа: URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm

.   Галумов, Эраст. Международный имидж России: стратегия формирования /Э.А. Галумов. - М.: Изд-во «Известия», 2003. - 450 с.

6. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели: автореф. дис. … канд. филол. наук / Т.Э. Гринберг; М. ун-т. имени М.В. Ломоносова - М., 2008. - 27 с.

.   Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. - М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2002. - №3. - С. 32-43.

.   Дёмина Е.А. Проблемы и перспективы формирования современного внешнеполитического имиджа Российского государства [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.taby27.ru.

9. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: (современная английская медиаречь): учеб. пособие / Т.Г. Добросклонская. - М.: Наука, 2008. - 263 с.

.   Ерофеева Е.В., Кудлаева А.Н. К вопросу о соотношении понятий текст и дискурс // Проблемы социо- и психолингвистики, 2003 №1. - C. 28-36.

.   Иванова С.В. Политический медиадискурс в фокусе лингвокультурологии / Политическая лингвистика. - Вып. 1 (24). - Екатеринбург, 2008. - С. 29-33

.   Касамара В.А. Образ России в дискурсе политической элиты и российских бездомных/ В.А. Касамара, А.А. Сорокина // Полис: Политические исследования: науч. и культур.-просвет. журн. - 2011. - №4. - С. 171-184.

.   Кожемякин Е.А. Дискурс-анализ массовой коммуникации / Е.А. Кожемякин // Глобальный медиажурнал. - 2011. - Т.2, №1. Режим доступа: http://www.gmj.sfedu.ru/

.   Лябухов И.В. О соотношении понятий «имидж государства» и «имидж страны» (к постановке проблемы) // Изв. Алтайского гос. ун-та. - 2011. - №4-1 (72).

.   Макаров М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. - М.: Гнозис, 2003. - 276 с.

.   Малеева О.В. Роль СМИ в формировании образа России: автореф. дис…. канд. полит. наук: 23.00.02 / О.В. Малеева. - M, 2010.

17. Маслова В.А. Политический дискурс: языковые игры или игры в слова? // Полит. лингвистика. - Екатеринбург, 2008. - Вып. 1 (24). - С. 43-48

18. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: учебное пособие / Э.А. Орлова. - Москва: Академический проект, 2004. - 480 с.

.   Пищева Т.НОбраз России под углом зрения политических коммуникаций / Т.Н. Пищева, Н.С. Виноградова, А.Д. Недова // Полис: политические исследования - 2010. - №4. - С. 107-121.

Репрезентация образа России в испанском медиадискурсе

 


Введение

 

В настоящее время средства массовой информации являются одним из важнейших институтов общества, также одним из мощнейших посредников процесса политической коммуникации и инструментом влияния на институты власти, на формирование сознания и поведения людей. Язык масс-медиа, особенно прессы, отражает происходящие изменения в жизни общества, включая такие сферы деятельности, как политика, экономика, культура. Тексты СМИ выступают некой социальной системой, в которой отражается специфика восприятия действительности носителями той ли иной культуры. Именно данная специфика представляет собой культурную картину мира, которая формируется через призму понятий, основанных на представлениях человека. Вполне закономерно, что способы представления о мире могут быть различными у разных народов. В каждой национальной картине мира существует свой специфический способ восприятия, воссоздания и фиксации образов других / чужих, которые характеризуют либо их отдельные стороны, свойства, либо в целом их идентичность на фоне собственных представлений о норме и ценностях.

Основным понятием данной работы является «дискурс». На сегодняшний день существует достаточно большое количество определений «дискурса». Если обратиться к Лингвистическому энциклопедическому словарю, то «дискурс» (от франц. discours - речь) - 1.связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). 2. Д. - это речь, «погруженная в жизнь». В данной работе термин «медиадискурс» рассматривается как дискурс, используемый в публицистике, реализацией которого служит весь комплекс текстов газеты.

Актуальность исследуемой проблематики определяется возрастанием популярности СМИ, как печатных, так и электронных. Будучи одним из источников информации, пресса непосредственным образом влияет на картину мира общества, формируя или изменяя мнение и взгляды каждого человека в отдельности. Особенно это касается тех случаев, когда печатные СМИ, или пресса, являются единственным источником информации, несмотря на интенсивную глобализацию. Именно через язык СМИ индивид получает некий образ ситуации и установку на то, как к ней относиться. Данная схема относится к политике, экономике, культуре, общественной жизни, то есть, к жизни государства.

В качестве объекта исследования выступает современный испанский медиадискурс.

Предметом исследования является образ российского государства и его репрезентация в испанском медиадискурсе.

Цель настоящей работы заключается в анализе особенностей языковой репрезентации образа России в испанском медиадискурсе.

Для достижения поставленной цели исследования предполагается решение целого ряда задач:

1) дать определения понятиям «дискурс», «медиадискурс»;

)   проанализировать понятия «образ государства», «имидж государства»;

)   исследовать роль средств массовой информации в процессе формирования образа государства;

)   путем анализа современной испанской прессы сформировать корпус лексических и грамматических примеров репрезентации образа России;

)   выявить способ репрезентации образа России как государства и как страны с многовековой культурой.

Для решения поставленных задач используются следующие методы: метод дискурс-анализа, с помощью которого исследуется и содержание, и форма текста, а также лингвистические особенности.

Материалом исследования являются статьи из испанских СМИ. Источниками материала служат испанские газеты «El País», «El Mundo», «La Vanguardia» за 2009-2011 гг. Всего было собрано и изучено 90 контекстов, в которых реализован образ России.

Теоретической основой явились труды ученых в области дискурса. Среди них Е.А. Кожемякин, Л.М. Макаров, Т.А. Ван Дейк. Также работы авторов Т.Г. Добросклонской, Назарова М.М. в области масс-медиа.

Научная новизна работы заключается в том, что в данном исследовании образ России в испанском медиадискурсе исследуется как сравнение двух образов: образа России как государства (совместно с ее политическими институтами) и образа России как страны с многовековой культурой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.017 с.)