Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая разработка урока

Поиск

Тема: "Способности, условия их проявления и развития"

Цели урока:

1. Дать понятие способности, ее проявление и развитие.

2. Развить и совершенствовать способности.

3. Воспитать позитивное отношение к другим, трудолюбие.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: беседа, рассказ, тестирование.

Ход урока

Орг. Момент.

1. Приветствие.

2. Проверка отсутствующих.

Вводный инструктаж.

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

1. Сообщение темы урока: "Способности".

2. Сообщение цели урока: "Дать понятие способности, ее проявление и развитие.

3. Для активизации познавательной деятельности делается вступление:

- Сегодня узнаем как формируются и развиваются способности, их разновидности.

Сообщение учителем новых знаний.

Способности.

Развитие способностей. Способности ребенка формируют посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Вместе с тем биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей. Мозг заключает в себе не те или иные специфически человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей. Уровень развития способностей зависит:

1) от качества наличных знаний и умений (верные или неверные, твердые или не твердые и т. д.), от степени их объединения в единое целое;

2) от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психической деятельности;

3) от болыпей или меныпей «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.

Потенциальные и актуальные способности. Потенциальные способности - это возможности развития индивида, проявляющие себя всякий раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Но поскольку развитие личности зависит не только от ее психологических особенностей, но также и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы (или не реализованы) эти потенции, то говорят об актуальных способностях, которые реализуются и развиваются в зависимости от требований конкретного вида деятельности.

Объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. Поэтому актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Способности и задатки. Задатки - наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата - являются существенными предпосылками способностей человека, но они лишь обусловливают их, не предопределяя. От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. Развиваясь из задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития индивида, в которое задатки входят как предпосылки, как исходный момент. Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности.

Будучи предпосылкой успешного хода деятельности человека, его способности являются в той или иной мере и продуктом его деятельности. В этом состоит кольцевая взаимозависимость способностей человека и его деятельности. Задатки бывают разных видов. Одни из них не определяют ни содержания способностей, ни уровня возможных достижений, их значение ограничивается тем, что они лишь придают своеобразие процессу развития способностей, облегчают или затрудняют их развитие. К этой категории задатков можно отнести, например, типологические свойства нервной системы. Другие задатки, не определяя узко и жестко содержание способностей, по-видимому, все-таки больше влияют на их содержательную сторону.Только при наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Однако даже прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии) человек может при определенных условиях добиваться значительных успехов в соответствующей деятельности.

Способности и уееренность в себе. Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к серьезному учению. Можно сказать, что успехи в школе, на работе и в жизни в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Когда ученик заявляет: «Я этого никогда не осилю», это гораздо больше говорит о нем самом, чем об изучаемом предмете. Такой ребенок, вероятнее всего, действительно потерпит неудачу, главным образом потому, что не чувствует увсренности в своих силах. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание.

Обучаемость. Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других исходных услсвий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) - зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются:

1) обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале;

2) осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;

3) гибкость мыслительной деятельности; 4)устойчивость мыслительной деятельности;

5) самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи.

Характер сочетания указанных свойств определяет индивидуальные различия в обучаемости, является ее качественным показателем. Уровень развития этих свойств мышления есть показатель, заключающийся в легкости, краткости пути к достижению высокого уровня усвоения знаний; он обозначается как «экономичность мышления» и является количественным показателем обучаемости. В целом обучасмость - это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности она является относительно устойчивым свойством личности. Это понятие по своему содержанию более узкое, чем понятие «способность», определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включет в себя высокую обучаемость определенным видам деятельности. Подобно тому, как различаются способности общие и специальные, следует различать обучаемость общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному учебному предмету.

Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется болылой трудоспособностью. Уровень умственного развития повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в некоторых случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько самый процесс формирования знаний и приемов - степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности. Не случайно поэтому для выявления обучаемости необходим обучающий эксперимент, вскрывающий потенциальныс возможности развития ученика, а не наличное его состояние.

Пригодность к деятельности. Пригодность (готовность) к конкретной деятельности обусловливается наличием соответствующих способностей и общих психологических условий, необходимых для успешного осуществления деятельности:

а)положителыюго отношения к данной деятельности, интереса к ней,переходящими па высоком уровне развития в страстную увлеченность;

б)наличия трудолюбия, организованности, самостоятельности, целеустрем-ленности, настойчивости, а также устойчивых чувств удовлетворения отнапряженной работы, радости творчества, открытия и т. д.;

в)наличия во время осуществления деятельности благоприятных для еевыполнения психических состояний, например, заинтересованности,сосредоточенности, хорошего психического самочувствия и т. д.;

г)определенного фонда знаний, умений и навыков в соответствующей области;

д)определенных индивидуально-психологических особенностей в сенсорной иумственной сферах, отвечающих требованиям данной деятельности.

Общие и специальные способности. Следует учитывать, что возможно относительное преобладание или общих, или специальных способностей. Бывает общая одаренность без ярко выраженных специальных способностей, как и относительно высокие специальные способности, которым не отвечают соответствующие общие способности.

Возрастное развитие общих способности не исключает, а предполагает выявление данных для запятий определенными областями деятельности. Перед школой стоит двуединая задача: дать общее образование, обеспечить рост общих способностей и вместе с тем всемерно поддерживать ростки специальных дарований, готовить к выбору профессии. Высокое развитие общих способностей - подлинный залог выявления и всех специальных дарований.

Особенности учащихся, способных к математике. Особенности таких учащихся выражаются в следующем.

1. Способные ученики могут без специального упражнения и указаний учителя самостоятельно осуществить обобщение математических объектов, отношений, действий «с места», на основании анализа лишь одного явления в ряду хходных явлений. Каждая конкретная задача сразу осознается ими как представитель некоторого класса однотипных задач и решается в общей форме, т. е. вырабатывается общий алгоритм (способ) решения задач данного типа. Способные учащиеся обобщают математический материал не только быстро, но и широко. Они обобщают и методы решения, принципы подхода к решению задач, поэтому способлость к обобщению сказывается и на эффективности решения нестандартных математических задач.

2. Способные к математике ученики быстро переходят в процессе решения задач к мышлению «свернутыми» структурами. Этот переход обычно начинается непосредственно после решения первой же задачи данного типа и доволью быстро достигает максимального развития, когда промежуточжые звенья рассуждения "выпадают" и устанавливается своеобразная прямая ассоциация между осознанием задачи и выполнением определенной системы действий, а нередко даже мсжду осознанием задачи и осознанием результата.

3. Способных к математике учащихся отличает большая гибкость, подвижности мыслительных процессов при решении математических задач. Она выражается в легком и свободном переключении с одной умственной операции: на качественно иную, в многообразии подходов к решению задач, в свободе от сковывающего влияния шаблопных способов решения, в легкости перестройки сложившихся схем мышления и действия.

4.Для способных школьников весьма характерно стремление к наиболеерациональным решениям задач, поиски наиболее ясного, кратчайшего и изящного пути к цели. Это выглядит как своеобразная тенденция к экономии мысли.

5. Способные к математике ученики отличаются способностью быстро и резко перестраивать направленность мыслительного процесса с прямого на обратный, обратимостью рассуждений.

6. При решении трудиых задач способными учащимися пробы часто являлись не столько непосредствеаными попытками решения задачи, сколько средством всестороннего исследования ее с извлечением из каждой пробы дополнительной информации.

7.Способные ученики в большинстве случаев довольно доли помнят типрешенной ими в свое время задачи, общий характер действий, но не помнятконкретных данных задачи.

Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформированность определенного уровня знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий к навыков; речевого развития; познавательной активности; регуляции поведения. Дети с задержкой психического развития оказываются не готовыми к школьному обучению по всем этим параметрам. Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекасмости. Все эти особенности детей с задержкой психического развития приводят к тому, что оказываемая им в общеобразовательной школе индивидуальная помощь в болынинстве случаев не ведет к преодолению отставания в развитии. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все в меньшей мере усваивают новый материал и фактически выпадают из учебного процесса. Недостаточное знание детей этой категории и непонимание их особенностей учителями обычиой школы, неумение справиться с ними приводят к отрицательному отношению к ним педагогов и, как следствие, одноклассников, считающих таких детей «глупыми», «бестолковыми». Все это приводит к возникновению у детей отрицательного отношения к школе и учению и стимулирует их попытки личностной компенсации в других областях деятельности, то находит свое выражение в нарушениях дисциплины, вплоть до асоциального поведепия. В результате подобный ребенок не только сам ничего не получает от школы, но и оказывает отрицательное влияние на своих одноклассников.

Обучение, болсе результативное в тех случаях, когда оно проводится в специальных, особо благоприятных условиях, создает наилучшие возможности как для коррскции недостатков, так и для достижения высокого уровня социальной адаптации.

Текущий инструктаж.

Самостоятельная работа учащихся по получению новых знаний, умений и навыков.

Предлагается учащимся протестироваться. На выбор предлагаются тесты:

Способны ли вы самостоятельно вести дело? Способны ли вы решить свои проблемы?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.13.127 (0.011 с.)