Государственное управление в области охраны окружающей среды в Курганской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное управление в области охраны окружающей среды в Курганской области



 

Основной задачей государственного управления в области охраны окружающей среды является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Данная норма базируется на положении части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, в качестве одной из основ конституционного строя закрепляющем, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В то же время Президент Российской Федерации при определении системы и структуры федеральных органов исполнительной власти исходит из деления функций данных органов на функции по принятию нормативных правовых актов, функции по контролю и надзору и функции по управлению государственным имуществом.

Законодательство об охране окружающей среды определило, что государственное регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется по четырем основным направлениям - управление, лицензирование, учет и контроль.

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии со статьей 80 Конституции РФ является главой государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Таким образом, Президент РФ может принять любое управленческое решение в области охраны окружающей среды, если только оно не противоречит федеральным законам и федеральным конституционным законам, Конституции РФ и международным договорам РФ. В соответствии со статьей 85 Конституции РФ, Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть. Фактически Правительство РФ, может так же, как и Президент РФ принять любое управленческое решение в области охраны окружающей среды, с теми же ограничениями, с тем дополнительным условием, что по отношению к актам Правительства РФ акты Президента РФ имеют более высокую юридическую силу.

Правительство РФ согласно положениям статьи 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», основанным на соответствующих конституционных нормах: является органом государственной власти России; осуществляет исполнительную власть России; является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России. В статье 18 названного Закона определены полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Так, согласно указанной статье Правительство РФ:

· обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

· принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

· организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

· координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Вопросы, входящие в компетенцию органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации, можно подразделить на семь комплексных групп:

. Определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.

. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности.

. Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.

. Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ. Выдача разрешений на природопользование. Формирование и расходование экологических фондов.

. Государственный экологический контроль, государственная экологическая экспертиза. Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления.

. Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование.

7. Международное сотрудничество.

Органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование в области охраны окружающей среды, представлены:

1. Главным управлением МЧС России по Курганской области;

2. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области;

3. Уральским управлением Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

4. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области;

5. Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области;

6. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области;

7. Отделом водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового водного управления по Курганской области (Федеральное агентство водных ресурсов);

8. Отделом геологии и лицензирования по Курганской области Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу (Федеральное агентство по недропользованию);

9. Отделом государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Курганской области (Федеральное агентство по рыболовству);

10.Курганским филиалом Федерального государственного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Уральскому федеральному округу»;

11.Филиалом ФГУ «Рослесозащита» - Центром защиты леса по Курганской области (Федеральное агентство лесного хозяйства);

12.Филиалом по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства по Курганской области (ФГУ «Нижнеобьрыбвод»);

13.Филиалом федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Курганской области.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ согласно части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации и пункта 4 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. В этом порядке и определяются органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на государственное управление в области охраны окружающей среды.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в сфере охраны окружающей среды; охраны атмосферного воздуха; обращения с отходами производства и потребления; государственной экологической экспертизы; водных отношений; лесных отношений; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания; рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов; охоты и сохранения охотничьих ресурсов; регулирования использования, воспроизводства и охраны участков недр, находящихся в распоряжении Курганской области; безопасности гидротехнических сооружений.

Отдельные функции в сфере природопользования выполняют государственное казенное учреждение - «Территориальный государственный экологический фонд Курганской области» (ГКУ «Экофонд»), государственные казенные учреждения - лесничества.

Управление в области охраны окружающей среды также осуществляется органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Государственное лицензирование. Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень видов деятельности подлежащих лицензированию перечислен в Федеральном законе от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

Экологическая сертификация осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Объектами обязательной сертификации по экологическим требованиям являются:

· предприятия, производства (в том числе опытно-экспериментальные);

· продукция, использование которой может причинить вред окружающей среде;

· отходы производства и потребления, обращение с ними;

· системы управления охраной окружающей среды.

Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:

· информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

· результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

· данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза осуществляет предупредительный контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, следит за соблюдением законодательных и нормативных требований по вопросам технологической безопасности, конструктивной надежности, строительной устойчивости, экологической допустимости и экономической целесообразности реализации намечаемой деятельности в предплановой, предпроектной и проектной документации. При проведении экспертизы необходим анализ факторов риска. Комплекс мероприятий по анализу риска включает в себя: выявление основных видов аварийных ситуаций, определение критериев безопасности и надежности, методы анализа последствий, допущения при анализе риска. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Государственный экологический надзор включает в себя:

· государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

· государственный земельный надзор;

· государственный надзор в области обращения с отходами;

· государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

· государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

· государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

· государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

· государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

· государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

· федеральный государственный лесной надзор;

· федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

· федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

· федеральный государственный охотничий надзор;

· государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».


2. Реализация государственного управления в области охраны окружающей среды на примере деятельности Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.036 с.)