Средство развития речи учащихся основной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средство развития речи учащихся основной



общеобразовательной школы

 

 

Дипломник:

студентка 5-экс группы

Колосова М.В.

 

 

Научный руководитель:

преподаватель русского языка

Романова Л.П.

 

 

Юрьев - Польский, 2004


План

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическая часть. Научно-методологические основы работы

со словарями на уроках русского языка……………………………….................5

§ 1. Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы………...6

§ 2. Теоретико-методологические основы темы «Словари на уроках

русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы». Русская лексикография. Основные словари современного русского языка……………………………………………………………………....9

§ 3. Новое в русской лексикографии………………………………………….....16

§ 4. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу со словарями – одна из ведущих задач в деятельности учителя русского языка на современном этапе развития основной общеобразовательной                   школы……………………………………………………………………………...19

4.1. Содержание работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка…....................................................................19

4.2. Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся……………………………………………………………………………....21

4.3  Семантизация незнакомых и частично знакомых учащимися слов………22

§ 5. Использование словаря в работе над лексическими синонимами……….25

Глава П. Практическая часть…………………………………………….............28

§ 1. Изучение и обобщение опыта работы лучших учителей русского языка по рассматриваемой проблеме……………………………………………………...29

§ 2. Моя опытно-экспериментальная работа по вопросу использования словарей на уроках русского языка с целью развития речи учащихся и обогащения их словарного запаса……………………………………………………………..37

Заключение………………………………………………………………………..44

Библиография…………………………………………………………………….46

Приложения……………………………………………………………………….48

 

Введение

Тема моей выпускной квалификационной работы - «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы». Я считаю, что вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание назначение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».

Каждый учитель основной «школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

В своем исследовании я попыталась раскрыть сущность работы со словарями на уроках русского языка, направленной на развитие речи учащихся, на обогащение их словарного запаса!

Проблема исследования состоит в обновлении приемов словарной работы традиционной парадигмы (технологии) обучения на уроках русского языка.

Цель: получить знания о сущности проблемы работы над словом с использованием словарей, о путях эффективного ее совершенствования и реализовать модель словарной работы на уроках русского языка в основной общеобразовательной школе.

Объектом исследования является процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся основной общеобразовательной школы.

Предмет исследования - методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников.

В процессе исследования я выдвинула гипотезу: при условии систематического использования на уроках русского языка словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, повысить уровень их речевого развития.

Методы исследования (теоретические и эмпирические), которые были использованы при написании выпускной квалификационной работы:

· изучение, анализ, обобщение опыта работы учителей;

· классификация изученного материала, индукция и дедукция;

· моделирование;

· наблюдение за работой учащихся;

· индивидуальные беседы с учащимися;

· анкетирование, тестирование учащихся;

· диагностирующие контрольные работы;

· педагогический эксперимент.

Лингвистические понятия, являющиеся опорными при раскрытии проблемы выпускной квалификационной работы:

Словари – сборник слов (обычно в алфавитном порядке), с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.[1]

Развитие речи – слово полисемантическое. 1. Это сам процесс обогащения речи школьников. 2. Раздел методики преподавания русского языка, в котором представлены методы и приемы работы над обогащением словарного запаса учащихся.

Словарный запас – это то количество слов, которым пользуется отдельный человек в жизни.

Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогаю учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д.[2]


 

Глава I.

Теоретическая часть

Научно-методологические основы работы

со словарями на уроках русского языка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.007 с.)