Анализ результатов исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов исследования.



 

Так как целью исследования было изучение особенности проявления тревожности у подростков с ЗПР, с заиканием и нормально развивающихся и проведение сравнительного анализа, были получены следующие данные:

По тесту на самооценку (Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина).

 

1.

I.1.  Подростки с ЗПР (18 человек)

С высоким уровнем ЛТ – 3 чел. – 13%

  Со средним уровнем ЛТ – 15 чел. – 87%

I.2. С высоким уровнем СТ. – 8 чел. – 40%

Со средним уровнем СТ. – 10 чел. - 60%

 

Результаты графически представлены на рис. 1

 

 

Полученные данные, говорят о том, что у этих детей высокой тревожности не наблюдается, только несколько человек имеют высокий уровень. Таким образом, низкая тревожность требует повышенного внимания к мотивам деятельности и повешения чувства ответственности. Такие подростки характеризуются высоким уровнем самооценки, завышенным уровнем притязания, они повышенно внушаемы, с неустойчивым поведением, с недостаточной зрелостью аффективно – волевой сферы, они не способны адекватно оценить ситуацию, склонны идти по пути наименьшего сопротивления, они эмоционально поверхностны, слабость реакции на неуспехи и т.д.

2.

II.1. Подростки с заиканием.

С высоким уровнем ЛТ – 12 чел. – 63%

Со средним уровнем ЛТ - 6 чел. – 37%

II.2. С высоким уровнем СТ. - 12 чел. – 63%

Со средним уровнем СТ. – 6 чел. – 37%


Результаты графически представлены на рис. 2

Как видно из результатов исследования у данной группы детей тревожность выше, чем у предыдущей, что обусловлено наличием у них низкой самооценки, а, следовательно, высокой тревожности, повышенной чувствительности, в связи с дефектом речи, неуверенностью в себе, в своих силах, в успехе. Они склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженным состояние тревожности. Количественная тревожность предрасполагает высокотревожного индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

 

 

3..

III.1. Подростки в норме.

С высоким уровнем ЛТ – 7 чел. – 39%

Со средним уровнем ЛТ – 11 чел. – 61%

III.2. С высоким уровнем СТ. – 7 чел. – 39%

Со средним уровнем СТ. – 11 чел. – 61%


Результаты графически на рис. 3

У нормально развивающихся подростков уровень тревожности распределен равномерно. Это объясняется тем, что определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности подростков. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожность – это так называемая полезная тревожность (Рогов Е. И., 24). Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Подсчитаем уровень значимости наших гипотез. В качестве математической обработки, мы будем использовать критерий Фишера.

С помощью этого критерия мы будем сравнивать значения двух выборок.

Сформулируем гипотезы:

H0 У подростков с ЗПР тревожность не больше, чем у нормы.

H1 У подростков с ЗПР тревожность больше, чем у нормы.

 

Начертим таблицу:

Таблица 1

Четырехзначная таблица для распределения критерия Фишера, для сопоставления группы тревожных и не тревожных подростков.

Группы испытуемых

Есть эффект

Нет эффекта

Количество испытуемых

Количество испытуемых

Количество испытуемых

Норма 7 человек 39% 11 человек 61% 18
ЗПР 3 человека 13% 15 человек 87% 18
10 человек 52% 26 человек 148% 36

 

Ф1 (39%) = 1, 349

Ф2 (13%) = 0,738

                   N1• N2

Ф. = (Ф1 – Ф2) *   N1 + N2 = 0, 611 * 3 = 1,833

 

Фкр = 1,64 (р.≤0,05)

2,31 (р.≤0,01) 

р = 0,03

Фэмп > Фкр (1,833>1,64)

Следовательно, у подростков с ЗПР тревожность не больше, чем у нормы. Гипотеза доказана на 3% уровне значимости.

Гипотеза Н0 принимается.

 

Сформулируем следующую гипотезу:

Н0 У подростков с заиканием, тревожность не больше чем у нормы.

Н1 У подростков с заиканием тревожность больше, чем у нормы.

 

 

Таблица 2

Четырехзначная таблица для распределения критерия Фишера, для сопоставления группы тревожных и не тревожных подростков.

Группы испытуемых

Есть эффект

Нет эффекта

Количество испытуемых

Количество испытуемых

Количество испытуемых

Заикающиеся 12 человек 63% 6 человек 37% 18
Норма 6 человек 34% 12 человек 66% 18
18 человек 97% 18 человек 103% 36

 

Ф1 (63%) = 1, 834

Ф2 (34%) = 1,254

                   N1• N2

Ф = (Ф1 – Ф2) *   N1 + N2 = 0, 589 * 3 = 1,767

 

Фкр = 1,64 (р≤0,05)

2,31 (р≤0,01)  

р = 0,03

Фэмп > Фкр (1,767>1,64)

 

Н0 отвергается. Следовательно, гипотеза доказана на 3% уровне значимости. У подростков с заиканием тревожность больше чем у нормы.

 

По тесту школьной тревожности Филипса получились следующие результаты:

Так как, учебная деятельность, наряду с общением, остается в подростковом возрасте ведущей, некоторые подростки могут испытывать тревогу в связи со школой – как главным фактором патологического воздействия.

Обще число несовпадений по тесту.

I. Подростки с ЗПР.

Высокий уровень ------

Средний уровень – 13 чел. – 64%

Низкий уровень – 5 чел. – 26%

II. Подростки с заиканием.

Высокий уровень – 9 чел. – 50%

Средний уровень – 5 чел. – 26%

Низкий уровень – 4 чел. – 24%

III. Подростки в норме.

Высокий уровень – 5 чел. – 27%

Средний уровень – 8 чел. – 46%

Низкий уровень – 5 чел. – 27%

Как мы видим, теоретическое обоснование подтверждается практикой. Подростки с заиканием испытывают высокую тревожность в учебной деятельности, так как она предполагает коммуникативную активность, в чем заикающиеся подростки испытывают наибольшие трудности.

1. Общая тревожность в школе.

I. Подростки с ЗПР.

Высокий уровень – 3 чел. – 15 %

Средний уровень – 8 чел. – 46%

Низкий уровень – 7 чел. – 39%

II. Подростки с заиканием.

Высокий уровень – 10 чел. – 55%

Средний уровень – 8 чел. – 45%

Низкий уровень –-----

III. Подростки в норме.

Высокий уровень – 5 чел. - 28%

Средний уровень – 10 чел. – 55%

Низкий уровень – 3 чел. – 17%

Таблица 3

Средние показатели по фактору общая тревожность в школе.

Группы подростков Подростки с ЗПР Подростки в норме Подростки с заиканием
Среднее значение 8,3 10,5 13,6

 

Наибольшую тревожность испытывают подростки с заиканием, связанную с различными формами ее включения в жизнь школы.

 

2. Переживание социального стресса.

I. Подростки с ЗПР.

Высокий уровень – 3 чел. – 17 %

Средний уровень – 6 чел. – 33%

Низкий уровень – 9 чел. – 50%

II. Подростки с заиканием.

Высокий уровень – 10 чел. – 55%

Средний уровень – 8 чел. – 45%

Низкий уровень –-----

III. Подростки в норме.

Высокий уровень – 3 чел. - 17%

Средний уровень – 6 чел. – 33%

Низкий уровень – 9 чел. – 50%

Таблица 4

Средние показатели по фактору переживание социального стресса.

Группы подростков Подростки с ЗПР Подростки в норме Подростки с заиканием
Среднее значение 3,7 5,3 7,4

 

У подростков с ЗПР и нормальных нет особых трудностей в установлении социального контакта со сверстниками, в отличие от заикающихся, так как заикание является своеобразным тормозом в осуществлении и удовлетворении потребности в общении.

 

3. Фрустрация потребности в достижении успеха.

I. Подростки с ЗПР.

Высокий уровень – 3 чел. – 17 %

Средний уровень – 6 чел. – 33%

Низкий уровень – 9 чел. – 50%

II. Подростки с заиканием.

Высокий уровень – 13 чел. – 72%

Средний уровень – 5 чел. – 28%

Низкий уровень –-----

III. Подростки в норме.

Высокий уровень – 3 чел. - 17%

Средний уровень – 8 чел. – 44%

Низкий уровень – 7 чел. – 39%

Таблица 5

Средние показатели по фактору фрустрация потребностей в достижении успеха.

Группы подростков Подростки с ЗПР Подростки в норме Подростки с заиканием
Среднее значение 4,7 4 5,7

 

Заикающиеся подростки испытывают неблагоприятный психический фон, по сравнению с двумя другими группами, не позволяющий им развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

 

 

4. Страх самовыражения.

I. Подростки с ЗПР.

Высокий уровень – 1 чел. – 6 %

Средний уровень – 7 чел. – 39%

Низкий уровень – 10 чел. – 55%

II. Подростки с заиканием.

Высокий уровень – 15 чел. – 83%

Средний уровень – 3 чел. – 17%

Низкий уровень –-----

III. Подростки в норме.

Высокий уровень – 2 чел. - 11%

Средний уровень – 10 чел. – 55%

Низкий уровень – 6 чел. – 33%

Таблица 6

Средние показатели по фактору страх самовыражения.

Группы подростков Подростки с ЗПР Подростки в норме Подростки с заиканием
Среднее значение 4,3 4,6 4,9

 

Негативные, эмоциональные переживания испытывают подростки с заиканием, обусловленные с необходимостью самораскрытия, предъявляя себя другим, демонстрация своих возможностей.

 

5. Страх ситуации проверки знаний.

I. Подростки с ЗПР.

Высокий уровень – 1 чел. – 6 %

Средний уровень – 7 чел. – 39%

Низкий уровень – 10 чел. – 55%

II. Подростки с заиканием.

Высокий уровень – 12 чел. – 66%

Средний уровень – 6 чел. – 34%

Низкий уровень –-----

III. Подростки в норме.

Высокий уровень – 3 чел. - 17%

Средний уровень – 11 чел. – 61%

Низкий уровень – 4 чел. – 22%

 

Таблица 6

Средние показатели по фактору страх ситуации проверки знаний.

Группы подростков Подростки с ЗПР Подростки в норме Подростки с заиканием
Среднее значение 3,2 3,8 4,3

 

Как и в предыдущих результатах, наиболее показательными являются результаты у подростков с заиканием. Они испытывают негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний (особенно публичной, достижений, возможностей).

 

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

I. Подростки с ЗПР.

Высокий уровень –---

Средний уровень – 5 чел. – 28%

Низкий уровень – 13 чел. – 72%

II. Подростки с заиканием.

Высокий уровень – 14 чел. – 77%

Средний уровень – 4 чел. – 23%

Низкий уровень –-----

III. Подростки в норме.

Высокий уровень – 5 чел. - 28%

Средний уровень – 10 чел. – 55%

Низкий уровень – 3 чел. – 17%

 

Таблица 7

Средние показатели по фактору страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Группы подростков Подростки с ЗПР Подростки в норме Подростки с заиканием
Среднее значение 2,2 2,6 3

 

Наблюдается ориентация на значимость других в оценке своих результатов у подростков с высокой тревожностью, а также поступков и мыслей, наиболее тревожны по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок, учитывая низкую самооценку, это вполне понятно.

 

 

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

I. Подростки с ЗПР.

Высокий уровень –----

Средний уровень – 3 чел. – 17%

Низкий уровень – 15 чел. – 83%

II. Подростки с заиканием.

Высокий уровень – 10 чел. – 55%

Средний уровень – 5 чел. – 28%

Низкий уровень - 3чел. – 17%

III. Подростки в норме.

Высокий уровень – 5 чел. - 28%

Средний уровень – 10 чел. – 55%

Низкий уровень – 3 чел. – 17%

 

Таблица 8

Средние показатели по фактору низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

Группы подростков Подростки с ЗПР Подростки в норме Подростки с заиканием
Среднее значение 1,2 1,7 2,2

 

Особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

 

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

I. Подростки с ЗПР.

Высокий уровень –---

Средний уровень – 5 чел. – 27%

Низкий уровень – 13 чел. – 73%

II. Подростки с заиканием.

Высокий уровень – 16 чел. – 88%

Средний уровень – 2 чел. – 12%

Низкий уровень –-----

III. Подростки в норме.

Высокий уровень – 4 чел. - 22%

Средний уровень – 9 чел. – 50%

Низкий уровень – 5 чел. – 28%

 

Таблица 9

Средние показатели по фактору проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Группы подростков Подростки с ЗПР Подростки в норме Подростки с заиканием
Среднее значение 3 3,2 3,5

 

Более всего тревожные подростки испытывают негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения подростка, так как они зависят от учителя и это может быть учитель с авторитарным стилем руководства, что еще больше осложняет поведение и внутреннее состояние таких детей.

 


§3 Психолого-педагогические рекомендации для детей с заиканием.

Для того чтобы существенно снизить тревожность необходимо вести многонаправленную работу: с подростками, учителями и родителями.

Работа будет проходить в следующем направлении:

Первая стадия – это диагностика личностных особенностей, семейных отношений и взаимоотношений с одноклассниками.

Вторая стадия – это индивидуальная консультация с подростками, родителями, учителями.

Третья стадия – это индивидуальная или групповая коррекционная работа с подростками.

Четвертая стадия – это повторная диагностика, отслеживающая динамику развития.

С учителями: проведение семинаров, занятий с целью просвещения индивидуально-психологических особенностей подросткового возраста.

С родителями: проведение родительских собраний, занятий посвященных теме подросткового возраста и его особенностей.

Чтобы существенно снизить тревожность у подростков, необходимо педагогам и родителям, обеспечить реальный успех в какой либо деятельности. Нужно подростка меньше ругать, унижать, недооценивать его возможности, больше хвалить, причем не сравнивать его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня ты сделал домашнее задание лучше, чем вчера). Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи подростка не велики. Ненужно на неудачах фокусировать внимание, а при улучшении обязательно хвалить. Больше доверять подростку. Искренне интересоваться его делами, верить в его успех. Больше обращать внимание на обстановку дома и в школе. Теплое эмоциональное отношение, доверительный контакт с взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка. Необходимо изучить систему личных отношений подростка в классе, для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого подростка в классе благоприятный эмоциональный климат. Нельзя оставлять без внимания непопулярных подростков, так называемых белых ворон, следует выявить и развивать у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо педагогам и учителям пересмотреть свое личное отношение к этим подросткам. При необходимости, следует обратиться за консультацией к психологу.

Данные рекомендации будут полезны родителям, учителям и психологам.


  

Заключение.

 

В последнее десятилетие, как за рубежом, так и у нас в стране, значительно повысился интерес к проблемам тревоги, эмоциональной и психической напряженности и стресса. Состояние тревоги является первой эмоциональной ситуативной реакцией на самые различные стрессоры, и поэтому являются неотъемлемой частью эмоциональных переживаний участников любой значимой деятельности, особенно в естественных условий.

Тревожность, как комплексное эмоциональное состояние состоит из фундаментальных эмоций, так утверждает К. Изард (14). И каждая из этих эмоций оказывает свою побудительную силу на общее состояние личности.

Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Эта черта личности, готовность к страху.

Различают, тревогу – как ситуативное проявления и тревожность – как свойство личности. Это подтверждают Ч. Д. Спилбергер и функционалистцы, которые полагают, что тревогу нужно рассматривать с точки зрения тех функций, которые она выполняет.

Психоаналитики, считают, что тревога – это сигнал, предупреждающий Эго о надвигающейся опасности, исходящей от инстинктивных импульсов. И, что тревога возникает тогда, когда не удовлетворяются базовые потребности индивида, например, в безопасности. (Холл. К., Линдсей Г.,31).

Также, тревожность имеет возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности, как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых, социогенных потребностей.

Так, в подростковом возрасте, который является, по мнению многих авторов, переходным, кризисным, сенситивным и т.п. наиболее значимыми являются отношения со сверстниками, нарушение сексуального развития, кризисы идентичности, авторитетов, синдром деперсонализации, конфликты самооценки, нарцистические кризисы и суицидальные попытки, ассоцальность и делинквентность. Тревожность – как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности подростка мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность может носить как негативный, так и позитивный характер, хотя в последнем случае оно имеет житейские ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.

Рассматривая детей с отклонениями в развитии, нужно заметить, что у подростков с ЗПР наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, что предполагает незрелость эмоций, не критичность, завышенную самооценку, такие подростки инфантильны, у них снижена концентрация активного внимания, а также учебная мотивация носит поверхностный характер, то есть они имеют малую работоспособность, аритмию памяти, внимания, они не способны адекватно оценить ситуацию. Все это, конечно, осложняется органическими поражениями головного мозга.

Другая группа детей, напротив, характеризуется повышенной чувствительностью, ранимостью, повышенной тревожностью, неуверенностью в своих силах – это дети с заиканием. А, как известно, заикание – это комплексное заболевание, которое состоит из триады: речевых судорог, постоянного состояния тревоги и желания скрыть дефект.

Рассмотренные группы детей имеют свои особенности в развитии и комплекс коррекционных мероприятий должен носить специфический для каждой группы детей характер.

Но существует основной, общий подход в коррекции эмоционального состояния и он носит комплексный характер. Это, прежде всего медицинская реабилитация, педагогическая и психологическая, которая направлена на адаптацию подростков в обычных жизненных условиях и снижения тревожности.

В процессе проведенного исследования, можно сказать, что наши гипотезы нашли свое подтверждение, так как, по полученным результатам мы видим, что у подростков с заиканием тревожность выше, чем у нормально развивающихся, и у подростков с ЗПР тревожность ниже, чем у подростков в норме. Также мы доказали гипотезу о том что эмоциональная тревожность имеет свое качественное и количественное своеобразие у подростков с заиканием, с ЗПР и у подростков в норме.

Гипотезы были доказаны на 3% уровне значимости. Таким образом, цель и задачи, поставленные в результате проведения исследования были, выполнены.

Были выделены 3 группы детей, у которых показатели тревожности колеблются от максимума к минимуму.

Детям с преобладанием низкой тревожности следует уделить особое внимание к мотивам деятельности и повысить чувство ответственности.

Детям с преобладанием высокой тревожности следует снизить субъективную значимость ситуаций и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формировании чувства уверенности в успехе. Повышенная тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетенции.

Тревожность, как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Если у таких подростков усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиваться невротические черты.

Неуверенность в себе, как черта характера – это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они в свою очередь формируют соответствующий характер.

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный подросток нерешителен, несамостоятелен, не редко инфантилен, повышенно внушаем. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой подросток опасается других, ждет насмешки, обиды. Это способствует образованию реакции психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают подростки,основан, на простом умозаключении: «Чтобы ни чего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого подростка. Тем не менее, в глубине души у них все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Отрицательное последствие тревожности отражается в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (творческого) мышления, для которого свойственны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

Таким образом, личности, относимые к категории высоко-тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно выраженным состоянием тревожности.

Наше исследование имеет практическую значимость и будет продолжено в плане диагностики и коррекции высоко-тревожных подростков.


Список литературы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.113 с.)