Методологические основы коррекции и профилактики тревожности в подростковом возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы коррекции и профилактики тревожности в подростковом возрасте.



 

Коррекция эмоциональной тревожности должна иметь комплексный подход и специфический характер для каждого нарушения личности (заикание, ЗПР и др.).

Комплексная коррекция складывается из следующих направлений:

1. Медицинская реабилитация.

2. Социально – педагогическая, это предполагает реконструкцию социальной значимости личности и улучшение адаптации к школьным условиям.

3. Психологическая – это ликвидация признаков девиации личности.

Совместная работа медицинских работников, педагогов в школах, психологов и т.д. способствует снижению у подростков тревожности, создает предпосылки для адаптации подростков в обычных жизненных условиях (социальная адаптация), а, следовательно, создает благоприятные условия для развития личности.

Кратко охарактеризуем эти направления:

Медицинская коррекция – это фундамент, на котором строятся другие реабилитационные мероприятия. Врач является организатором, координатором психологической и социальной реабилитации. Тревожность может являться составляющим компонентом разных заболеваний, по этому лечить нужно не только само заболевание, но и сопутствующие этому заболеванию нарушения. Помимо психофармакологических средств, лечебной физкультуры, физиотерапии, музыкальных занятий, трудотерапии, применяются различные виды психотерапии, стимулирующих к постепенному преодолению трудностей.

Педагогическая коррекция осуществляется в ходе обучения в школе. Необходимым элементом социальной реабилитации является оказание помощи подросткам в организации досуга. Это способствует повышению эмоционального тонуса, воспитанию волевых качеств, навыков общения, стабилизации психики в целом.

Психологическая коррекция - это деятельность по оказанию (корректировки) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной модели». Суда же можно отнести и психотерапию, как метод лечения, а психокоррекция – как метод профилактики. Психологическая коррекция, как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, главными из которых являются следующие:

1. Положение, разработанное в теоретической концепции В. И. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная психотерапия и психокоррекция немыслимы без включения в коррекционный процесс и самого подростка, и его семьи.

2. Положение теории деятельности А. Н. Леонтьева, состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития, – значит, управлять ведущей развитие деятельностью, в данном случае воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на ведущую деятельность ребенка.

3. Положение, разработанное Д. Б. Элькониным о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе социально – организованных игровых занятий.

4. Положение теоретической концепции личности С. Л. Рубинштейна о формах психологических контактов между людьми.

Методы психологической коррекции многообразны. Их можно достаточно условно классифицировать соответственно особенностям основных подходов, среди которых выделяются:

1. Поведенческий подход.

2. Деятельностный подход.

3. Когнитивистский подход.

4. Психоаналитический подход.

5. Экзистенционально – гуманистический подход.

6. Гешталь – терапия.

7. Психодрамма.

8. Телестно – ориентированный.

9. Психосинтез.

10. Трансперсональный.

Для оздоровления нервно – психической сферы детей необходимо ознакомление родителей, медико -п едагогического персонала детских учреждений, широких масс населения с профилактикой невротических состояний и с психотерапией при них.

Таким образом, задача психотерапии детей и подростков заключается не только в ликвидации тех или иных болезненных симптомов, но и в создании благоприятных условий среды, реадаптации и ресоциализации.

Кроме методов коррекции существуют психогигиена и психопрофилактика.

Психогигиена – это наука об укреплении и сохранении нервно – психического здоровья человека, предупреждении психических заболеваний.

Психопрофилактика – это раздел общей профилактики, включающий сложную систему различных мероприятий для предупреждения психических заболевания. Психогигиена и псипрофилактика, тесно связаны между собой, и разграничить их можно лишь условно.

В частности, различают первичную, вторичную и третичную профилактику. А. П. Слободянник в книге «Психотерапия» относит к первичной:

J Провизорная (оздоровление окружающей среды, социальных условий, семьи, трудовых процессов).

J Генетическая (генетические консультации).

J Эмбриологическая (оздоровление женщин, гигиена брака, беременности и пр.)

J Постнатальная (выявление пороков развития).

Целью вторичной профилактики является купирование начавшегося психического заболевания. Суда входит:

1. Ранняя диагностика.

2. Лечение вплоть до выздоровления.

3. Длительное поддерживающее лечение.

К третичной психопрофилактике относятся мероприятия по предупреждению хронических заболеваний. С этой целью применяют:

J Лекарственную терапию.

J Оздоровление среды, быта больного.

J Урегулирование межличностных отношений.

J Трудоустройство больных.

Вообще, задача коррекции и профилактики рассматривается как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, и на воссоздание гармоничных отношений ребенка.

Диагностика – это начальный этап психокоррекции, требует соблюдения принципа активности самих испытуемых.

Таким образом, основным содержанием психокоррекционного воздействия становиться создание концентрированного, эмоционально насыщенного опыта новых социальных отношений в семье, как между супругами, так и между детьми и родителями.

Подводя итог, можно обратить внимание на то, что главным в психокоррекционном процессе является комплексность психологического и системного воздействия. Поэтому, психологическая коррекция – это перестройка, реконструкция психологических факторов риска у ребенка, как воссоздание гармоничных отношений в семье.


Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.009 с.)