Упражнения для тренировки основных движений языка, губ и нижней челюсти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для тренировки основных движений языка, губ и нижней челюсти.



Игра для уточнения произношения звука [ а ].

Успокой куклу

Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: "Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я покачаю свою куклу (укачивает куклу, напевая на звуке [а] мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покажите". Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук [а].

Методические указания. При проведении игры следить, чтобы дети произносили звук [а] средним голосом, не кричали.

При произнесении звука [ а ]:

губы в спокойном положении;

зубы на расстоянии 1-1,5см;

широкий распластанный язык лежит спокойно внизу. Кончик языка расположен близко к нижним резцам;

мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Игра для закрепления звука [ а ].

Чудесный мешочек

Воспитатель заготавливает красивый мешочек и складывает в него предметы или картинки, в названии которых есть звук [а]. первый предмет достает сам и, показывая его детям, называет чётко и громко. Потом по очереди достают дети и, показывая ребятам, громко называют.

Примерный перечень картинок для игры: мак, панама, ванна, бант, банан и др.

Методические указания. Называя предмет, воспитатель голосом выделяет звук [а], фиксируя на нём внимание детей. Надо следить, чтобы дети называли предметы отчётливо и тоже немного выделяли звук [а] (т.е. произносили его несколько длительнее других звуков).

Необходимо подобрать слова, доступные пониманию ребёнка, в которых ударение падает на звук [а] (под ударением гласные звучат ясно и точно, безударные гласные произносятся в той или иной степени изменено).

Количество картинок или предметов в мешочке должно соответствовать количеству детей.

Игра для уточнения произношения звука [ и ].

Лошадки

Дети, изображая лошадок, стоят в "конюшне" (отгороженный стульями угол комнаты). Воспитатель говорит: "Наступило утро, все лошадки идут гулять". Дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу "лошадки, домой" дети говорят "и-и …" и друг за другом быстро идут в "конюшню".

Методические указания. При проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети звук [и] произносили длительно.

При произнесении звука [ и ]:

губы растянуты в улыбку;

зубы на расстоянии нескольких (1-2) мм;

широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Язык поднят, выгнут, напряжён;

мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Игра для закрепления звука [ и ].

Покажи и назови

Воспитатель складывает в красивую коробку предметы - игрушки или картинки, - в названии которых есть звук [и]. первый предмет достает сам и, показывая его, называет четко и громко. Потом по очереди достают дети и, показывая всем, громко называют.

Примерный перечень предметов для игры: мишка, ириска, вилка, пирамидка, вишня, слива, спички, и др.

Методические указания. Называя предмет, воспитатель голосом выделяет звук [и], фиксируя на нём внимание детей. Надо следить, чтобы они, называя предметы, тоже немного выделяли звук [и], говорили несколько длительнее других звуков.

Надо подбирать слова, доступные пониманию детей данного возраста и с ударением на звуке [и]. Количество предметов или картинок должно соответствовать количеству детей.

Игра для уточнения произношения звука [ э ].

Кто как кричит

Дети сидят на стульях. Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована коза, и спрашивает: "Кто знает, как коза кричит?" Дети: "мэ-мэ …".

Затем показывает картинку, где нарисована овца, и спрашивает: "А как овечка кричит?" Дети: "бэ-бэ …". После этого детей можно разделить на две группы: одна изображает козочек, и, когда их выпускают на "лужок", они ходят и говорят "мэ-мэ …".

Другие дети изображают овец, они сидят в "сарае" (отгороженном углу комнаты). Потом "козочки" идут в "сарай" и сидят там тихо, а "овечки" гуляют по "лужку" и говорят "бэ-бэ …".

Методические указания. При произнесении звука [э]:

губы в улыбке, зубы видны (расстояние между верхними и нижними резцами 4-5 мм);

широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка поднята, слегка напряжена;

мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Игра для закрепления звука [ э ].

Волшебный сундучок

Воспитатель делает из коробки красивый сундучок и, обращаясь к детям, говорит: "Это у нас волшебный сундучок. В нём лежит много интересных, красивых картинок. Тот, кого я вызову, подойдёт, приоткроет сундучок и, достав картинку, покажет её ребятам и громко, чётко назовёт". Затем показывает детям вынутую из сундучка картинку и говорит: "Это дом". Потом вызывает ребят.

Методические указания. Для этой игры можно использовать картинки на пройденные звуки, закрепляя их произношение. Каждый ребёнок перед названием картинки должен сказать слово ЭТО, немного выделив звук [э]. (Это лодка)

Игра для уточнения произношения звука [ о ].

Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей

Дети сидят перед воспитателем, у которого на рукахкукла Маша с завязанными зубами. Он говорит: "заболели зубы у Маши. Больно ей. Она вздыхает "о-о …". Как Маша вздыхает?" Дети: "о-о …". Воспитатель передаёт куклу по очереди детям. Получивший куклу говорит "о-о …".

Методические указания. При проведении игры надо следить за тем, чтобы звук [о] произносили на выдохе длительно.

При произнесении звука [о]:

губы округлены и немного выдвинуты вперёд;

зубы на расстоянии 1-0,5см;

корневая часть языка немного приподнята;

мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Игра для закрепления звука [ о ].

Угадай чего не хватает

Воспитатель ставит на стол игрушки, в названии которых ясно слышится звук [о] (стол, дом, кошка, конь и др.). Затем он предлагает ребятам посмотреть, хором назвать игрушки и запомнить их. Потом вызывает одного ребёнка, предлагает ему посмотреть ещё раз и отвернуться. В это время убирает одну игрушку, а ребёнку предлагает угадать, какой игрушки не хватает. Когда ребёнок отгадает, какая игрушка была убрана, воспитатель называет все игрушки, стоящие на столе, и вызывает другого ребёнка.

Методические указания. Следить, чтобы дети не подсказывали отгадывающему. Игрушки можно убрать лишь те, в названии которых звук [о] стоит под ударением, т.к в безударном положении будет слышаться [а].

Игра для уточнения произношения звука [ у ].

Поезд

Дети садятся на стулья в два ряда друг за другом, изображая два поезда. Как только зажигается зелёный свет семафора, поезда дают гудок перед отправлением. Если красный свет - дети молчат.

Методические указания. При произнесении звука [у]:

губы трубочкой выдвинуты вперёд;

зубы на расстоянии приблизительно 0,5см;

корень языка поднят;

мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Игра для закрепления звука [ у ].

Кто как кричит

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: "Сейчас я вам покажу картинки и скажу, кто, как кричит, а вы внимательно слушайте и правильно за мной повторяйте. (Показывает картинку "Девочка заблудилась в лесу и кричит" "ау") когда мы заблудимся, то кричим "ау". Все хором повторяют "ау". Следующая картинка "Малыш плачет". Воспитатель показывает и говорит детям, что малыш плачет "уа". Все хором повторяют "уа". Картинка "Филин сидит на суку". "А знаете, как филин кричит? фу-бу, фу-бу …". Дети хором повторяют "фу-бу …". Картинка "Свинья лежит". "Когда свинья довольна, она дышит так: уф-уф …". Дети повторяют "уф-уф …".

"а теперь я кого-нибудь вызову, покажу ему картинки, а он вспомнит и скажет, кто как кричит".

Методические указания. Во всех звукосочетаниях [у] надо выделять, произнося его длительнее. Правильный ответ ребёнка могут повторить все дети.

Игра для уточнения произношения звука [ м ].

Накорми телят

Воспитатель изображает пастуха. Дети изображают телят. Они гуляют на лугу. Пришли в сарай и протяжно мычат "муу …". Они просят есть. Воспитатель даёт детям по морковке, листику салата или хлеб.

Методические указания. При проведении игр говорить МУ, длительно и слитно, плотно смыкая губы, немного выделяя звук [м].

При произнесении звука [м]:

губы сомкнуты без напряжения;

расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за [м] гласного;

мягкое небо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Игра для закрепления звука [ м ].

Найди пару

Дети сидят за столами. Воспитатель раздаёт им картинки, в названии которых есть звук [м]. на столе рисунком вверх разложены картинки, парные тем, которые розданы детям. По вызову, ребёнок подходит к столу. Показывает детям свою картинку и громко, чётко называет её. Потом находит её парную и обе картинки отдаёт воспитателю, ещё раз называя их.

Методические указания. Примерный перечень картинок: мяч, мак, машина, матрёшка, морковка и др. первую пару картинок воспитатель называет сам, слегка выделяя звук [м].

Игра для уточнения произношения звука [ б ].

Автомобили

Воспитатель предлагает детям поиграть в автомобили. Дети делятся на две группы и становятся друг за другом. Каждая группа у разных стен. По сигналу "поехали" дети, изображая руками движения колёс, идут вперёд; встречаясь они дают сигналы "би-би …", чтобы машины не столкнулись. Потом они ходят по комнате в разных направлениях, давая сигнал при встрече.

Методические указания. При проведении игры надо следить, чтобы при встрече дети не кричали, звук [б] произносили звонко и чётко.

При произнесении звука [б]:

губы сомкнуты без заметного нажима;

расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за [б] гласного;

мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Игра для закрепления звука [ б ].

Магазин

На столе воспитателя по количеству детей расстанавливаются игрушки и предметы, в названии которых есть звук [б]. дети по очереди идут в "магазин", покупают игрушки и, показывая их, громко называют. Когда игрушки все раскуплены, дети играют с ними.

Методические указания. Примерный перечень игрушек: бубен, барабан, белка, собака, башня и др. Нельзя брать те игрушки, в названии которых звук [б] стоит перед глухой согласной или в конце слова, т.к в таком положении он оглушается (гриб, коробка).

Игра для уточнения произношения звука [ п ].

Кто дальше?

Воспитатель заготавливает четыре лодочки с парусами, сделанной из тонкой бумаги (парус вставляется в центре лодочки). Четверо детей садятся за детские столы, поставленные в ряд. Перед ними на край стола ставятся лодочки. По сигналу воспитателя дети, произнося звук [п], дует каждый на свою лодочку.

Методические указания. При произнесении звука [п]:

губы сжаты;

расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за [п] гласного;

мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Игра для закрепления звука [ п ].

Лото

Дети получают по одной картинке. Парные картинки воспитатель перемешивает и кладёт у себя на столе стопкой рисунком вниз. Он открывает по одной картинке и спрашивает: "Кому дать подушку?" ребёнок, у которого есть такая картинка, должен вежливо попросить её: "Дайте мне, пожалуйста, подушку".

Методические указания. Для игры в лото подбирают картинки, в названии которых есть звук [п]: палка, птичка, прыгалки, полка, петух, пила, поросёнок и др.

Игра для уточнения произношения звука [ в ].

Волки воют

Воспитатель, показывая картинку, на которой нарисована зима и воющий волк, говорит: "холодно зимой в лесу, нечего волку есть. Сидит он и воет "в-в-в …". Как воет волк?" Дети: "в-в-в …".

Методические указания. При проведении игры дети должны произносить звук [в] вполголоса, чтобы он отчётливо был слышен.

При произнесении звука [в]:

нижняя губа прижата к краям верхних резцов, но посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха;

верхняя губа слегка приподнята;

верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

язык принимает положение следующего гласного звука;

мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Игра для закрепления звука [ в ].

Рассматривание картинки

Воспитатель ставит на стенд картинку "Зимняя одежда", а вызванному ребёнку предлагает показать всем детям один из предметов зимней одежды, изображённой на картинке, и назвать так: "Вот валенки" или "Вот варежки".

Методические указания. Называть предметы надо громко, чётко. Ответы отдельных детей можно повторить всем вместе.

Игра для уточнения произношения звука [ ф ].

Пузырь

Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя ненадутый пузырь. Начиная произносить текст "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и отходят назад, растягивая круг. К концу текста образуется большой круг. По сигналу воспитателя "воздух выходит" или "пузырь лопнул" дети идут к центру круга, произнося звук [ф], подражая выходящему воздуху.

Методические указания. Для проведения игры текст стихотворения воспитателем разучивается заранее. Нужно следить, чтобы круг дети растягивали постепенно. После сигнала "лопнул" следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходить в маленькую дырочку).

При произнесении звука [ф]:

нижняя губа прижата к краям верхних резцов, посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

язык принимает положение следующего гласного звука;

мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Игра для закрепления звука [ ф ].

Чего не хватает?

Воспитатель раскладывает на столе предметы, в названии которых есть звук [ф]: флажок, формочки, фартук, фуражка и др. Затем вызывается ребёнок, который выходит и становится лицом к столу. Воспитатель выбирает один из предметов. Вызванный должен указать, какого предмета не хватает. Можно попросить назвать предметы, которые остались на столе.

Методические указания. Вызывать водящими надо в первую очередь тех детей. Которые ещё плохо закрепили звук [ф].


Приложение 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.061 с.)