Карта обследования ребёнка с системными нарушениями речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта обследования ребёнка с системными нарушениями речи



1. Полушарный профиль: ведущие рука ____________

нога ____________

глаз ____________

ухо _____________

2. Становление общения ребёнка

а) особенности взаимоотношений в семье во время беременности

_____________________________________________________________

б) на первом году жизни

как реагировал на ласковое обращение ___________________________

на беседу между родителями ____________________________________

на колыбельную песню _________________________________________

манера общения взрослых с ребёнком: строгость, ласка, сюсюкание, равнодушие, др. ____________________________________________________

3. Речь ребёнка как средство общения (объективно)

* понимание речи ребёнка окружающими _________________________

* всегда ли родители понимают речь ребёнка: всегда, не всегда, при повторе, в сочетании с жестом, мимикой.

* действия родителей при не понимании ребёнка: переспрашивание, попытка расшифровать вслух, ответные действия наугад, игнорирование.

* поведение ребёнка в ответ на непонимание его взрослыми: агрессия, безразличие, стремление растолковать, замена слов жестами, действиями.

* интересуется ли ребёнок действиями, играми детей, их речью ______

* вступает ли в речевое общение с другими детьми _________________

4. Характер общения ребёнка

со взрослыми:

* с кем из близких ребёнок больше общается по времени ____________

* к кому ребёнок больше тянется в семье, почему __________________

_____________________________________________________________

* много ли взрослые говорят с ребёнком __________________________

* интересуется ли ребёнок играми со взрослыми ___________________

* как ребёнок общается с новыми для него взрослыми: легко вступает в контакт, избегает общения, становится агрессивным, пугается, плачет, не чувствует дистанции;

с детьми:

* есть ли у ребёнка друзья ______________________________________

* интересуется ли ребёнок совместными играми с детьми ____________

* характер совместных игр: успешно взаимодействует с детьми, кричит, бегает, ругается, отбирает игрушки, жалуется, дерётся, капризничает.

5. Микросоциальное окружение ребёнка

* тип воспитания: домашний, ходит в детский сад.

* кто главный в воспитании _____________________________________

* осуществляется ли единство и последовательность требований _____

* формы поощрения и наказания, за какие проступки наказывают _____

* организация режима дня: есть ли строгий режим (сон, прогулка, еда)

* характеристика манеры речи взрослых: многоречивы, молчаливы, говорят громко, быстро, тихо, медленно; двуязычие _____________________

* взаимоотношение взрослых в семье: конфликты, напряжённость, спокойствие; количество людей ______________________________________

* обстановка в семье: жилищные условия _________________________

отношения с соседями __________________________________________

* отношение взрослых к ребёнку _________________________________

9. Состояние внимания:

* объём ______________________________________________________

* концентрация _______________________________________________

* устойчивость ________________________________________________

* переключаемость ____________________________________________

* распределение _______________________________________________

* способность планировать и контролировать свои действия (5-7 лет)

10. Состояние мышления:

* особенности развития мыслительной деятельности ________________

* наглядно-действенные Фомы мышления _________________________

* наглядно-образные формы мышления __________________________

* классификация ______________________________________________

* уровень обобщения __________________________________________

* установление логической последовательности серии картинок ______

11. Особенности эмоциональной сферы:

* преобладающее настроение ____________________________________

* адекватность эмоциональных реакций ___________________________

* устойчивость эмоциональных реакций __________________________

12. Работоспособность:

* темп выполнения задания (высокий, низкий, средний) _____________

* общая продолжительность занятия _____________________________

ОБЩЕЕ Заключение: __________________________________________

Для выявления детей "группы риска", проводят обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики и состояние фонематического слуха.

Л.С. Соломаха и Н.В. Серебрякова [8] дают следующую схему обследования ребёнка раннего и младшего дошкольника.

1. Состояние артикуляционного аппарата:

губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

челюсти;

прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный);

твёрдое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

язык (массивный, маленький, "географический", с укороченной подъязычной связкой).

Наличие и характер аномалий в строении исследуется визуально и отмечается в схеме.

2. Состояние артикуляторной моторики:

а) Губы - "улыбка" - "трубочка" под счёт до 3-х.

В схеме отмечаем:

наличие или отсутствие движений _______________________________

тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый) _______________

темп движений (нормальный, быстрый, медленный) ________________

переключение от одного движения к другому ______________________

объём движений (полный, неполный) _____________________________

точность выполнения __________________________________________

длительность (способность удерживать губы в заданном положении) __

замены движения ______________________________________________

добавочные и мелкие движения (синкинезия) ______________________

б) Язык

широкий - узкий под счёт: 3 раза _________________________________

кончик языка поднять __________________________________________

опустить______________________________________________________

"Маятник" ____________________________________________________

"Качели" (широкий язык на верхнюю губу - на нижнюю) ____________

"Цоканье" ____________________________________________________

наличие или отсутствие движений _______________________________

тонус ________________________________________________________

темп _________________________________________________________

переключение от одного движения к другому ______________________

объём движения _______________________________________________

точность выполнения __________________________________________

замены движения ______________________________________________

длительность удержания заданного положения _____________________

наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка _____________

в) Мягкое нёбо

Произнести звук [а] при широко открытом рте (отметить те же параметры движений) _______________________________________________

3. Исследование фонематической стороны речи.

Позволяет определить симптоматику и механизмы нарушений.

Воспроизведение звукоподражаний

Повтори за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и.

Ребёнок плачет: у-а. Собака лает: ав.

Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау.

Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу.

Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)

Повторить за логопедом (отражененно) слова и 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведённых слов).

Состояние звукопроизношения

Гласные___________________ [й] ________________________________

Согласные_________________ Свистящие ________________________

[б], [п], [м] ________________ Шипящие __________________________

[в], [ф] ____________________ аффрикаты ________________________

[д], [т], [н] _________________ [л], [л’] ___________________________

[г], [к], [х] _________________ [р], [р’] ___________________________

Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

стол - стул, косы - козы;

папа - баба, горка - корка;

точка - дочка, миска - мишка.

2. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).

С 4 до 5 лет

Воспроизведение звуко - слоговой структуры слова

Изолированные слова:

дом мостик кошка

снег каша капуста

крыша хлеб помидоры

С 5лет

помидоры милиционер

сквозняк аквариум

сковорода лекарство

температура простокваша

свисток подснежник

скворечник

Состояние фонематического восприятия

(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

С 4 лет

па-ба на-га

ба-на та-на

ва-та га-да

мя-маба-ма

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Показать картинки:

мишка - мышка бочка - почка

уточка - удочка трава - дрова

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

мишка - миска цветик - Светик

крыса - крыша вечер - ветер

речка - редька косы - козы

чёлка - щёлка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.014 с.)