Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование целостного миропонимания↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание
Введение 1. Формирование целостного миропонимания 1.1 Понятие миропонимания 1.2 Психолого-педагогические проблемы формирования целостного миропонимания 2. Значение уроков физики для формирования целостного миропонимания 2.1 Особенности содержания учебного предмета физика 2.2 Роль физических моделей в формировании физической картины мира и целостного миропонимания 3. Методические особенности уроков обобщения и систематизации знаний в контексте задач формирования целостного миропонимания 3.1 Урок-зачёт и его возможности в формировании целостного миропонимания 3.2 Методические особенности формирования механической картины мира 3.3 Методические особенности формирования электромагнитной картины мира 3.4 Методические особенности формирования квантово-полевой картины мира 3.5 Методические особенности формирования целостной физической картины мира Заключение Список литературы Введение
В настоящее время, когда объём информации удваивается менее чем за три года (результаты исследований ЮНЕСКО), школьники перегружены не по количеству часов, а по объёму информации, приходящемуся на каждую минуту урока. У ребят не остаётся времени обдумать, осознать и «присвоить» полученные сведения, а это сказывается на уровне глубины усвоения знаний. Возможно – это одна из причин столь низких результатов российских школьников в международном исследовании PISA, которое проверяет умение применять знания в различных, в том числе нестандартных, ситуациях. Многие педагоги признают необходимость перехода от учения как запоминания, накопления статичных знаний к учению как интеллектуальному развитию, к формированию динамически структурированных систем умственных действий. Перед школой стоит задача формирования у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения, умения самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. В связи с этим необходимо научить детей самостоятельно получать необходимые знания, самосовершенствоваться. Очевидно, что учебно-воспитательный процесс должен быть ориентирован на сформирование у школьников целостного миропонимания, как стержня мировоззрения человека. Роль физики, как науки и как учебного предмета, в формировании целостного миропонимания трудно переоценить. Физическая картина мира (ФКМ) – часть естественнонаучной картины мира, которая в свою очередь является основой научной картины мира. Научная картина мира – стержень целостного миропонимания. Именно поэтому я выбрала для своей работы тему, раскрывающую вопросы формирования целостного миропонимания посредством уроков физики. В качестве объекта моего исследования можно выделить процесс формирования целостного миропонимания при обучении физике; предметом исследования являются проблемы, возникающие при формировании целостного миропонимания на уроках физики. Цель работы – исследовать возможности учебного предмета «физики» по формированию целостного миропонимания и вычленить проблемы, возникающие при формировании миропонимания на уроках физики, показать возможные пути их решения, разработать примерные конспекты уроков по физике, позволяющих сформировать у учащихся целостную ФКМ, включающую механическую, электромагнитную и квантово-полевую картины мира. Задачи: - изучение литературы, - определение понятия «миропонимание» и выявление психолого-педагогических проблем формирования целостного миропонимания учащихся; - изучение роли и возможностей учебного предмета физики в формировании целостного миропонимания); - выявление методических особенностей формирования целостного миропонимания на уроках физики; - изучение методических особенностей урока-зачёта, уроков по обобщению и систематизации знаний учащихся; - разработка примерных конспектов уроков позволяющих решить проблему формирования целостного миропонимания учащихся на уроках физики. Гипотеза: Целенаправленная работа учителя физики по проектированию уроков, в частности уроков обобщения и систематизации знаний учащихся, позволит решить задачу формирования у учащихся целостного миропонимания. Понятие миропонимания В педагогике, педагогической психологии и методике преподавания отдельных предметов давно выделена такая цель образования, как формирование разносторонне и гармонично развитой личности ребёнка. Учёными-теоретиками и педагогами-практиками отмечается, что достижение данной цели непосредственно связано с необходимостью формирования мировоззрения учащихся. Большинство учителей при попытке реализации данной задачи обучения сталкивается с рядом трудностей, связанных с тем, что понятие мировоззрения до сих пор считается, в основном, категорией философской, и в педагогической литературе, проблема формирования мировоззрения школьников освещена не достаточно подробно. Учителю достаточно трудно определить свои возможности, сформулировать цели и задачи урока (системы уроков) с учётом необходимости формирования целостного миропонимания учащихся, подобрать соответствующие формы, методы и средства обучения. Пытаясь передать ученикам как можно больше знаний по своему предмету, учитель не всегда осознаёт его роль в формировании научного мировоззрения детей, и его основного компонента – миропонимания. Педагогический словарь определяет миропонимание как совокупность знаний о мире; основу мировоззрения. Для того, чтобы определить суть понятия миропонимания, рассмотрим сначала понятие мировоззрения. Философский энциклопедический словарь определяет мировоззрение как «систему взглядов на объективный мир и место в нём человека, отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации». Мировоззрение – это не просто система рациональных взглядов на мир, оно предполагает и эмоционально выраженную реакцию человека на окружающую действительность и, следовательно, представляет собой единство интеллектуальных и эмоциональных компонентов сознания. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения, переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятия, представлений и эмоций образуют мироощущение, миросозерцание и мировосприятие, которые эволюционируют на протяжении всей жизни человека. Миропонимание составляет понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, который базируется на обобщённых знаниях – повседневных, научных, профессиональных и т.п. Оно включает конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления сообщества, народа, эпохи, к которым относится человек, и практически полностью формируется в школьные годы. Отношение человека к бытию, сущность и движущие силы природного мира, закономерности развития жизни, внутренний мир человека и его отношение к окружающей его действительности – вот основные группы знаний, относящихся к любой мировоззренческой системе, и, следовательно, определяющие миропонимание человека. Знания становятся мировоззренческими, если они способны выступать средством понимания и объяснения широкого спектра действительности, быть ориентиром в деятельности человека. Поэтому проблема формирования целостного миропонимания в процессе обучения школьников имеет огромное значение и никогда не потеряет актуальности. Отметим, что целенаправленное и последовательное формирование целостного миропонимания учащихся позволяет обеспечить выполнение требований к выпускникам современных учебных заведений, сформировать у учащихся научную картину мира, способность к самообучению, самообразованию уже после окончания ими школы, это поможет им в дальнейшем при получении профессии и при совершенствовании их профессиональных знаний и умений.
Заключение
В настоящее время проблема формирования у школьников целостного миропонимания является очень актуальной. Работа учителя по решению этой проблемы сопряжена с некоторыми психолого-педагогическими трудностями, выявить которые и было целью данной работы, а также найти возможные пути их решения. Современный человек должен обладать широкой культурой, чтобы ориентироваться в потоке информации; иметь возможность сменить при необходимости профессию; иметь возможность работать в полипредметной области (например, педагогом)… Поэтому формирование целостного миропонимания как фундамента мировоззрения человека является важнейшей целью образования, в частности физического. Постоянное увеличение объёма информации и повышение темпа его роста обуславливают необходимость формирования у учащихся целостного миропонимания, обще учебных знаний, умений и навыков, стремления и способности к самообучению. В данной работе сделана попытка проанализировать возможности учебного предмета «физики» в формировании целостного миропонимания, в частности посредством уроков обобщения и систематизации знаний учащихся в форме зачёта, применить результаты исследования к проектированию урока по формированию у учащихся физической картины мира, как фундамента целостного миропонимания. Результаты работы показали, что целенаправленная работа учителя физики по проектированию уроков, в частности уроков обобщения и систематизации знаний учащихся в форме зачёта, позволит решить задачу формирования у учащихся целостного миропонимания. Список литературы
1. Алексеева М.Н. Физика – юным: Теплота. Электричество: книга для внеклассного чтения. 7кл. – М.: Просвещение, 1980. 2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение,1987. 3. Билимович Б.Ф. Физические викторины: пос. для учителей. – М.: Просвещение, 1967. 4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1984. 5. Иванов В.Г. Физика и мировоззрение. – Ленинград: Наука, 1975. 6. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1980. 7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2005. 8. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 9. Кудрявцев П.С. Курс истории физики: Уч. пос. для студентов пед. ин-тов по физ.спец. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. 10. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985. 11. Ловягин С.А. Физика для всех // Педагогическое самообразование. №50. 2000. 12. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике: Уч. пос. для учащихся 6-7кл. средн. школы. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1998. 13. Нестандартные уроки физики 7-11кл./ Сост. Демченко Е.А. 14. Общая психология./Пол ред. Петровского А.В. – М.,1991. 15. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1985. 16. Памятка педагогу // Воспитание школьников. №3. 2004, с.42. 17. Педагогика. Уч. пос. для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.:Педагогическое общество Росси, 2002. 18. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2 кн. – М.: Наука, 1976. 19. Плешакова Н.Л. Изучение элементов ядерной физики в основной общеобразовательной школе: Учебно-методич. пособие. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 2002. 20. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология): методич. пособие. – М.: педагогическое общество России, 2003. 21. Разумовский В.Г., Хижнякова Л.С., Архипова А.И. и др. Современный урок физики в средней школе / Под ред. Разумовского В.Г., Хижняковой Л.С. – М.: Просвещение, 1983. 22. Физика: Учеб. для 10 кл. шк. и кл. с углубл.изуч.физики / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е. Эвенчик и др.; под ред. А.А. Пинского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997. 23. Физика: Учеб. для 11 кл. шк. и кл. с углубл.изуч.физики / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е. Эвенчик и др.; под ред. А.А. Пинского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997. 24. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. – М.,1981. 25. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М., 1979. 26. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985. 27. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой, - М.: Изд.центр «Академия», 2000. 28. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Т.И. Носова и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого - М.: Изд.центр «Академия», 2000. Содержание
Введение 1. Формирование целостного миропонимания 1.1 Понятие миропонимания 1.2 Психолого-педагогические проблемы формирования целостного миропонимания 2. Значение уроков физики для формирования целостного миропонимания 2.1 Особенности содержания учебного предмета физика 2.2 Роль физических моделей в формировании физической картины мира и целостного миропонимания 3. Методические особенности уроков обобщения и систематизации знаний в контексте задач формирования целостного миропонимания 3.1 Урок-зачёт и его возможности в формировании целостного миропонимания 3.2 Методические особенности формирования механической картины мира 3.3 Методические особенности формирования электромагнитной картины мира 3.4 Методические особенности формирования квантово-полевой картины мира 3.5 Методические особенности формирования целостной физической картины мира Заключение Список литературы Введение
В настоящее время, когда объём информации удваивается менее чем за три года (результаты исследований ЮНЕСКО), школьники перегружены не по количеству часов, а по объёму информации, приходящемуся на каждую минуту урока. У ребят не остаётся времени обдумать, осознать и «присвоить» полученные сведения, а это сказывается на уровне глубины усвоения знаний. Возможно – это одна из причин столь низких результатов российских школьников в международном исследовании PISA, которое проверяет умение применять знания в различных, в том числе нестандартных, ситуациях. Многие педагоги признают необходимость перехода от учения как запоминания, накопления статичных знаний к учению как интеллектуальному развитию, к формированию динамически структурированных систем умственных действий. Перед школой стоит задача формирования у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения, умения самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. В связи с этим необходимо научить детей самостоятельно получать необходимые знания, самосовершенствоваться. Очевидно, что учебно-воспитательный процесс должен быть ориентирован на сформирование у школьников целостного миропонимания, как стержня мировоззрения человека. Роль физики, как науки и как учебного предмета, в формировании целостного миропонимания трудно переоценить. Физическая картина мира (ФКМ) – часть естественнонаучной картины мира, которая в свою очередь является основой научной картины мира. Научная картина мира – стержень целостного миропонимания. Именно поэтому я выбрала для своей работы тему, раскрывающую вопросы формирования целостного миропонимания посредством уроков физики. В качестве объекта моего исследования можно выделить процесс формирования целостного миропонимания при обучении физике; предметом исследования являются проблемы, возникающие при формировании целостного миропонимания на уроках физики. Цель работы – исследовать возможности учебного предмета «физики» по формированию целостного миропонимания и вычленить проблемы, возникающие при формировании миропонимания на уроках физики, показать возможные пути их решения, разработать примерные конспекты уроков по физике, позволяющих сформировать у учащихся целостную ФКМ, включающую механическую, электромагнитную и квантово-полевую картины мира. Задачи: - изучение литературы, - определение понятия «миропонимание» и выявление психолого-педагогических проблем формирования целостного миропонимания учащихся; - изучение роли и возможностей учебного предмета физики в формировании целостного миропонимания); - выявление методических особенностей формирования целостного миропонимания на уроках физики; - изучение методических особенностей урока-зачёта, уроков по обобщению и систематизации знаний учащихся; - разработка примерных конспектов уроков позволяющих решить проблему формирования целостного миропонимания учащихся на уроках физики. Гипотеза: Целенаправленная работа учителя физики по проектированию уроков, в частности уроков обобщения и систематизации знаний учащихся, позволит решить задачу формирования у учащихся целостного миропонимания. Формирование целостного миропонимания Понятие миропонимания В педагогике, педагогической психологии и методике преподавания отдельных предметов давно выделена такая цель образования, как формирование разносторонне и гармонично развитой личности ребёнка. Учёными-теоретиками и педагогами-практиками отмечается, что достижение данной цели непосредственно связано с необходимостью формирования мировоззрения учащихся. Большинство учителей при попытке реализации данной задачи обучения сталкивается с рядом трудностей, связанных с тем, что понятие мировоззрения до сих пор считается, в основном, категорией философской, и в педагогической литературе, проблема формирования мировоззрения школьников освещена не достаточно подробно. Учителю достаточно трудно определить свои возможности, сформулировать цели и задачи урока (системы уроков) с учётом необходимости формирования целостного миропонимания учащихся, подобрать соответствующие формы, методы и средства обучения. Пытаясь передать ученикам как можно больше знаний по своему предмету, учитель не всегда осознаёт его роль в формировании научного мировоззрения детей, и его основного компонента – миропонимания. Педагогический словарь определяет миропонимание как совокупность знаний о мире; основу мировоззрения. Для того, чтобы определить суть понятия миропонимания, рассмотрим сначала понятие мировоззрения. Философский энциклопедический словарь определяет мировоззрение как «систему взглядов на объективный мир и место в нём человека, отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации». Мировоззрение – это не просто система рациональных взглядов на мир, оно предполагает и эмоционально выраженную реакцию человека на окружающую действительность и, следовательно, представляет собой единство интеллектуальных и эмоциональных компонентов сознания. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения, переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятия, представлений и эмоций образуют мироощущение, миросозерцание и мировосприятие, которые эволюционируют на протяжении всей жизни человека. Миропонимание составляет понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, который базируется на обобщённых знаниях – повседневных, научных, профессиональных и т.п. Оно включает конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления сообщества, народа, эпохи, к которым относится человек, и практически полностью формируется в школьные годы. Отношение человека к бытию, сущность и движущие силы природного мира, закономерности развития жизни, внутренний мир человека и его отношение к окружающей его действительности – вот основные группы знаний, относящихся к любой мировоззренческой системе, и, следовательно, определяющие миропонимание человека. Знания становятся мировоззренческими, если они способны выступать средством понимания и объяснения широкого спектра действительности, быть ориентиром в деятельности человека. Поэтому проблема формирования целостного миропонимания в процессе обучения школьников имеет огромное значение и никогда не потеряет актуальности. Отметим, что целенаправленное и последовательное формирование целостного миропонимания учащихся позволяет обеспечить выполнение требований к выпускникам современных учебных заведений, сформировать у учащихся научную картину мира, способность к самообучению, самообразованию уже после окончания ими школы, это поможет им в дальнейшем при получении профессии и при совершенствовании их профессиональных знаний и умений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.197.140 (0.009 с.) |