Психолого-педагогические проблемы формирования целостного миропонимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические проблемы формирования целостного миропонимания



В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года как основные можно выделить следующие параметры качества образования:

1) научность,

2) фундаментальность,

3) развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащихся,

4) формирование опыта самостоятельной работы,

5) формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков,

6) формирование новых жизненных установок, позволяющих принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Учёт этих параметров и требований к выпускникам общеобразовательных учреждений в учебно-воспитательном процессе в целом и каждого учителя в частности, особенно учителя физики, позволяет сформировать у учащихся целостное миропонимание. Но при этом каждому учителю приходится решать следующие психолого-педагогические проблемы:

1) необходимости тщательного изучения и постоянного учёта особенностей (возрастных, социальных и т.п.) класса и отдельных учеников;

2) разработки стратегических, тактических целей и текущих задач системы уроков и каждого урока в отдельности, выбора соответствующих форм, методов и средств обучения с учётом особенностей класса;

3) выбора учебного материала в соответствие с целями и задачами урока (системы уроков), особенностями учащихся, с требованием научности, современности и связи с жизнью;

4) обязательного установления меж предметных связей, (воспитания культуры учения, формирования общей системы учебной деятельности).

До сих пор не многие педагоги учитывают все эти требования в своей работе, не понимая их важности.

Проблемы изучения и учета особенностей класса (ученика) связанно с реальным положением школы. Никто не сомневается в том, что без учета особенностей учащихся невозможно построить эффективный учебно-воспитательный процесс. Более того реализация индивидуализированного и личностно ориентированного подхода в обучении относится к основным требованиям к современному образованию. Но при этом не один учитель не компетентен в области психологического исследования индивидуальных особенностей учащихся, а школьных психологов не хватает. В учебных заведениях предусмотрена должность штатного психолога, в большинстве школ страны, особенно в сельской местности, специалистов-психологов нет либо они часто меняются, что отражается на качестве исследования учащихся.

Для работы учителя важно отслеживать динамику личностных качеств учащихся, регулярно выявлять результаты работы с ними, чтобы иметь возможность анализировать и вовремя вносить коррективы в планы работы со всем классом и отдельными его учениками, а, полагаясь только на результаты контроля усвоения знаний, умений и навыков, учитель не может проследить развитие личности ученика, понять, удалось ли реализовать все цели обучения и воспитания, сформировать у детей обще учебные умения и навыки и целостное миропонимание. Опытный педагог, конечно, может основываться на результатах своих наблюдений, но все же он не может быть полностью объективным, а начинающий учитель тем более. Сотрудничество со школьным психологом очень важно для любого учителя, и особенно учителя-предметника.

Проблема постоянного изучения и учета особенностей класса и отдельных учеников сопряжена с проблемой разработки целей урока (системы уроков по изучению какой-либо темы или раздела) и подбора соответствующих форм, методов и средств обучения.

Формы, методы и средства обучения подбираются в соответствии с целями и задачами учебно-воспитательного процесса, особенностями и учебными возможностями класса и отдельных учеников, особенностями учебного материала и т.д. Таким образом, не зная психолого-педагогической характеристики класса не возможно разработать наиболее эффективные и диагностируемые цели обучения (текущие), а без постоянного изучения динамики личности ученика не возможно проверить реализацию всех поставленных целей (особенно стратегических и тактических), а значит понять и вовремя исправить все ошибки в работе педагога.

При постановке целей обучения важно также учитывать современные требования общества (государства) к качеству образования. Если педагог не выделяет формирование обще учебных знаний, умений и навыков и целостного миропонимания как одну из основных целей своей работы, можно с уверенностью сказать, что реализовать более общую цель разностороннего и гармоничного развития личности ученика ему не удастся.

Современный человек должен обладать широкой культурой, чтобы ориентироваться в потоке информации; иметь возможность сменить при необходимости профессию; иметь возможность работать в полипредметной области (например, педагогом)… Поэтому формирование целостного миропонимания как фундамента мировоззрения человека является важнейшей целью образования, в частности физического.

Также важно решение проблемы содержания обучения, т.е. выбором учебного материала. При подготовке к уроку (системе уроков) учитель должен подобрать материал в соответствии с особенностями класса, поставленными целями и задачами, выбранными формами, методами и средствами обучения и обязательно с учетом требования научности, фундаментальности, современности и связи с жизнью и бытом. Иначе интерес учащихся к изучению предмета, даже если он был, сойдет на нет; они не будут осознавать необходимость получаемых знаний, не будут видеть перед собой цели изучения данной области знаний, что обязательно скажется на их уровне усвоения знаний, умений и навыков. А уж сформировать у учащихся интерес и внутреннюю мотивацию к учению без соответствующего выбора учебного материала практически невозможно.

Установление меж предметных связей позволяет сформировать у учащихся не только единую научную картину мира, а, следовательно, и целостное миропонимание, но и общую культуру учения, целостную систему учебной деятельности, что соответствует современным требованиям к процессу обучения.

Формирование меж предметных связей требует от учителя-предметника высокого уровня образованности и сотрудничества с другими учителями, что часто не принимается во внимание, особенно учителями физики.

Легкомысленно полагать, что, если физика является ведущей наукой естественнонаучного цикла, то учитель физики сможет, не прибегая к помощи коллег, сформировать у учащихся естественнонаучную куртину мира на основе ФКН, а, следовательно, и целостное миропонимание и систему учебных умений и навыков, в крайнем случае посветив несколько часов более глубокому знакомству с математическими преобразованиями. Чтобы сформировать у учащихся общую культуру учения, систему учебной деятельности и целостное миропонимание, учитель физики должен сотрудничать с учителями химии и биологии (молекулярная физика; использование физических явлений и закономерностей в медицине, для объяснения функционирования живых организмов, в том числе и человеческого), русского языка и литературы (формирование культуры речи; использование примеров физических явлений и закономерностей из художественной литературы…) и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.005 с.)