Общая характеристика административно-территориальной реформы: понятие, виды, направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика административно-территориальной реформы: понятие, виды, направления



 

Вопросы административно-территориальной организации государства и территориального расположения публичной власти всегда находились в Китае в центре внимания, потому что от правильного решения этой проблемы в огромной по территориальным масштабам и численности населения многонациональной стране во многом зависит целостность самого государства. На сегодняшний день наиболее важным предоставляется возможность не только проанализировать, но и оценить полученные результаты административно-территориальной реформы в КНР и определить дальнейший путь развития государственной власти в Китае для того, чтобы вовремя выявить наиболее значимые проблемы, связанные с административно-территориальным делением и облегчить задачу в поиске их решения.

Административно-территориальная реформа изменила не только политическую организацию КНР, но также, подвергла трансформации её территориальное состояние, вследствие чего, уровни деления территориальных единиц в стране подвергались частым изменениям с целью поиска оптимальных путей улучшения территориального устройства КНР.

Административно-территориальное деление играет важную роль в условиях любых общественно-политических преобразований. Из этого следует, что оно необходимо при усилении власти в стране и укреплении системы целостности и единства всего государства.

Основными направлениями административной реформы являются оптимизация структуры и функций государственной власти в той мере, в какой она выступает как деятельность по управлению экономикой, а вместе с ней и другими социальными процессами, повышение эффективности работы всего государственного аппарата. Каждая административно-территориальная единица - это своеобразная частица социально-экономической структуры самого государства. Административно-территориальное деление, отражающее экономико-географические и демографические показатели, и учитывающее распределение производительных сил в обществе, выступает в качестве социально-экономической базы для создания и построения системы местных органов [8]. Тогда как звенья административно-территориального деления - это уже отдельные части территории государства, так как они характеризуются организационной обособленностью для наилучшего достижения задач, поставленных государственным правительством [1]. Отсюда и происходит их отличие от административно-территориальной единицы, которое заключается в том, что звенья были созданы для решения общих задач, в то время как единицы административно-территориального деления - для выполнения специальных задач государственного управления.

Разделение территории современных государств на административно-территориальные единицы складывалось под влиянием особенностей исторического развития той или иной страны. Существенные отличия характеризуют и правовой статус единиц административно-территориального деления в соответствии с положением местных органов власти в странах с различным государственным устройством [37]. Более того, даже в странах с одинаковым государственным устройством существуют различия, обусловленные различными историческими традициями.

Система административно-территориальной организации в каждом типе государства соответствует его сущности и является некой территориальной базой построения и размещения органов власти и управления. И несмотря на различные формы устройства административно-территориальных звеньев каждого государства, в основе территориальной организации лежат однородные принципы. Ведь основное содержание этих принципов сводится к обеспечению удобства управления в пределах соответствующей территории, способного наиболее эффективно применять административные, финансовые, политические и другие рычаги в интересах господствующих классов.

Таким образом, административно-территориальная реформа - это процесс, являющийся необходимой мерой, предпринятой для укрепления власти в стране и совершенствовании ее территориального устройства. Проведение данной реформы помогло устранить недостатки в территориальном делении КНР, выявить, что стоило изменить в устройстве страны, а что следовало оставить, а также, на какие процессы, протекающие внутри государства, она повлияла и к каким привела последствиям.

административный правовой территориальный реформа

1.2 Административно-территориальное положение Китая накануне образования КНР

 

До образования КНР территория Китая имела 35 территорий, границы каждой из которых формировались на протяжении немалого количества времени, но контроль над ними было довольно трудно обеспечивать, т.к. чем больше административных единиц имеет страна, тем сложнее управлять ими. Государство нуждалось в изменении системы административно-территориального устройства, вследствие чего были две сверхзадачи, во имя которых правители решаются на новое административное районирование: укрепление целостности страны и крайняя необходимость улучшения системы регионального управления [27]. Следовательно, объединение между собой этих двух задач на этапе рыночных преобразований требует одновременно как расширения экономических прав регионов, так и укрепления вертикали власти, всей цепочки прямых и обратных связей по линии Центр - крупные регионы - низовые административные единицы [Там же].

Перед победой революции в 1949 г. в Китае числилось 35 «высшего ранга» территорий: 18 провинций собственно Китая (ареал проживания представителей ханьской нации), 4 провинции Внутренней Монголии, 9 провинций в составе Маньчжурии, две западных провинции, примыкающих к Тибету (Цинхай и Сикан), северо-западная провинция Синьцзян, а также возвращенный Китаю после многих лет японской оккупации Тайвань [Там же]. По итогам революции 1949 г. Китай «потерял» островную провинцию Тайвань, которая, однако, не приобрела уровень самостоятельного государства, признаваемого мировым сообществом.

В первые годы после революции провинциальный состав Китая испытал довольно серьёзные изменения, во многом вернувшись к состоянию середины 30-х годов (главное отличие заключалось в переходе провинций, населенных неханьскими нациями, на положение автономных районов). За последующие годы число провинций пополнилось всего лишь провинцией Хайнань, (до этого - островного административного района с особым статусом в составе провинции Гуандун). Так же, стоит упомянуть, что после создания КНР городов центрального подчинения было 14, но к середине 1950-х гг. таковых осталось всего 3 - Пекин, Шанхай и Тяньцзинь. Последний в 1958 г. был понижен до положения главного города провинции Хэбэй, но в 1967 г. его прежний статус был восстановлен [29].

Таким образом, исторически сформированные границы административно-территориальных единиц являлись точкой опоры для дальнейших преобразований в плане административно-территориального деления. Большинство современных границ между провинциями было определёно ещё при династии Мин. И с тех пор серьёзные изменения претерпело лишь административное деление на Северо-Востоке. Кроме того после прихода к власти коммунистов, следовавших советской теории национальных автономий, в Китае были учреждены автономные районы, которым были присущи некоторые особенности в административно-территориальном делении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.004 с.)