Предвыборная агитация: сущность, функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предвыборная агитация: сущность, функции



 

Предвыборная агитация регулируется нормами избирательного права, которое представляет собой отрасль конституционного, административного и, шире, публичного права, образует основу формирования и функционирования всех институтов представительной демократии и непосредственно связано с политической деятельностью граждан, общественных объединений, государственных органов и должностных лиц. (Зенкин С.Е. Выборы в Государственную Думу: долгий путь к закону [Текст] / / Рос Федерация С.Е. Зенкин. - М.: Академия, 1995. - 267 с.)

Нормами правового института предвыборной агитации избирательное право предметно регулирует правоотношения, возникающие между участниками (субъектами) избирательного процесса при совершении ими избирательных действий с целью побудить избирателей к голосованию за или против конкретного кандидата (списка кандидатов) либо к участию в выборах.

Материальные и процессуальные нормы избирательного права, осуществляющие правовое регулирование предвыборной агитации, существуют в форме упорядоченной и систематизированной совокупности письменных юридических документов (источников избирательного права в объективном смысле).

Источниками российского избирательного права, содержащими материальные и процессуальные правовые нормы, регулирующие проведение предвыборной агитации, являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы о выборах, законы о выборах субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые (законодательные) акты, а также некоторые подзаконные нормативные акты, содержащие юридические нормы.

Основным источником российского избирательного права является Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий рамочный характер.

Федеральный закон устанавливает, что к избирательным правам относится конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в других избирательных действиях в порядке, установленном I Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, I иными федеральными законами, конституциями (уставами), I законами субъектов Российской Федерации (ст. 2, п. 28).

Из этого определения со всей очевидностью следует, что I предвыборная агитация в юридическом смысле является од- I ним из институтов избирательного права.

Федеральный закон устанавливает юридическое содержание термина «предвыборная агитация», определяя ее как деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) (ст. 2, п. 4).

Как отрасль публичного права, непосредственно связанная с политической деятельностью граждан, политических общественных объединений, государственных органов, иных участников избирательного процесса, избирательное право выступает в качестве регулятора избирательных отношений, представленных в виде правоотношений, в частности правоотношений, возникающих между субъектами избирательного процесса при совершении ими избирательных действий, связанных с проведением предвыборной агитации.

Таким образом, как институт избирательного права предвыборная агитация представляет собой совокупность материальных и процессуальных норм избирательного права, регулирующих правоотношения, возникающие между субъектами избирательного процесса в ходе совершения ими избирательных действий с целью побудить избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них либо против всех кандидатов (списков кандидатов).

Несмотря на ярко выраженный политический характер, предвыборная агитация, регулируемая законодательством о выборах, не может отождествляться с политической агитацией, осуществляемой вне временных рамок избирательной кампании, поскольку в соответствии с установленным Федеральным законом определением существует как юридический феномен исключительно в период избирательной кампании (ст. 2, п. 4).

Юридическое содержание предвыборной агитации как института избирательного права составляет деятельность упра-вомоченных законодательством о выборах на ведение предвыборной агитации субъектов избирательного процесса (субъектов агитационной деятельности) по производству и распространению связанной с выборами специфической информации:

а) побуждающей избирателей к голосованию за или против конкретных претендентов на депутатские мандаты или выборные должности;

б) побуждающей избирателей к голосованию против всех претендентов на депутатские мандаты или выборные должности.

Избирательное право в известном смысле выступает в виде совокупности прав и обязанностей, которыми наделяются индивидуальные и коллективные субъекты избирательного процесса на каждой из его стадий.

Под избирательным процессом в данном случае следует понимать регламентированную нормами избирательного законодательства деятельность по передаче и приобретению власти путем организации и проведения выборов.

Эта деятельность включает в себя ряд этапов (стадий), на каждом из которых участники избирательного процесса осуществляют определенный законами о выборах набор избирательных действий, конечной целью которых является полная и последовательная реализация конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о выборах предусматривает состав и виды субъектов избирательного процесса, которые на стадии предвыборной агитации совершают определенный набор регулируемых нормами избирательного права избирательных действий.

Таким образом, рассматриваемая в качестве стадии избирательного процесса, предвыборная агитация представляет собой строго ограниченную временными рамками агитационного периода (ст. 2, п. 4), регулируемую материальными и процессуальными нормами избирательного права информационную деятельность управомоченных субъектов избирательного процесса, целью которой является побуждение избирателей к голосованию за или против кандидатов на депутатские мандаты или выборные должности.

Известно, что объективное избирательное право выступает в форме избирательного законодательства, которое имеет объективный, не зависящий от воли и сознания отдельных граждан, устремлений общественных объединений, избирательных объединений, избирательных блоков характер и регулирует правоотношения, возникающие при проведении предвыборной агитации, с помощью императивных (материальных и процессуальных) правовых норм.

В то же время субъективное избирательное право представляет собой меру юридически возможного поведения субъектов избирательного процесса при совершении ими избирательных действий, направленных на осуществление своих избирательных прав, в том числе при проведении предвыборной агитации. В структуре субъективного избирательного права, в зависимости от его содержания, выделяют два правовых режима: режим активного избирательного права и режим пассивного I избирательного права.

Объединяет оба этих юридических режима принцип формального равенства, на основе которого субъекты избирательного процесса осуществляют на каждой из его стадий определенные избирательные действия, обладая, с одной стороны, формальными гарантиями свободы волеизъявления, иных конституционных свобод, с другой - имея возможность как полноценного, так и неполноценного использования своих политических избирательных прав либо даже злоупотребления этими правами в форме совершения неправомерных избирательных действий. Например, в форме нарушения установленных законами о выборах и подзаконными актами избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления порядка и правил проведения предвыборной агитации.

Следовательно, объективное избирательное право является источником субъективного избирательного права и включает в себя совокупность юридических норм, определяющих права, обязанности и ответственность участников избирательного процесса на всех стадиях его организации и осуществления.

Предвыборная агитация, как институт избирательного права, выполняет задачи оповещения избирателей о личностях кандидатов, о содержании их программ, формирования электоральных симпатий и антипатий, обеспечения связи между субъектами избирательного процесса, имеющими статус носителей активного и пассивного избирательного права.

Таким образом, законодательством о выборах закреплена обеспеченная санкциями государственно-правового принуждения структура возможного и должного поведения субъектов избирательного процесса при проведении предвыборной агитации.

Нормы избирательного права устанавливают правовой статус каждого из участников выборов, юридически закрепляя права, обязанности и ответственность каждого субъекта избирательного процесса на каждой из его стадий, в том числе и на стадии проведения предвыборной агитации. При этом субъекты избирательного процесса, обладающие правом на проведение предвыборной агитации, могут быть определены в качестве субъектов агитационной деятельности.

Правовой статус каждого из субъектов предвыборной агитационной деятельности фиксирует его положение на соответствующей стадии избирательного процесса и понимается как признанная Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством совокупность прав, обязанностей и ответственности.

Значит, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (ст. 1, ч. 1), российское законодательство о выборах в полной мере отвечает основным принципам правового государства. С одной стороны, Федеральный закон закрепляет меры обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан при проведении предвыборной агитации, с другой - на основании принципов верховенства закона и взаимной ответственности государства и личности формирует правовой режим ограничений права на использование определенных методов проведения предвыборной агитации государственными органами и гражданами.

В частности, Федеральный закон, иные федеральные законы, законы о выборах субъектов Российской Федерации императивными нормами устанавливают для граждан Российской Федерации и общественных объединений право на участие в предвыборной агитации в допускаемых законом формах и законными методами (ст. 48, п. 1).

В то же время законодательство о выборах предусматривает юридическую обязанность физических и юридических лиц, имеющих статус субъектов предвыборной агитации, выполнять материальные и процессуальные нормы избирательного права, регулирующие предвыборную агитацию, а также юридическую ответственность субъектов предвыборной агитации за нарушение этих правовых норм.

Соответствующие полномочия и ответственность законами о выборах и референдумах возлагаются на субъекты избирательного процесса в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, на избирательные комиссии, избирательные объединения, избирательные блоки, суды, органы внутренних дел и т.д.

Вступая в избирательные правоотношения в процессе ведения предвыборной агитации, субъекты избирательного процесса реализуют различные (материальные и процессуальные) нормы избирательного права.

При этом процессуальные нормы неразрывно связаны с материально-правовыми, и связи эти органично сочетаются при осуществлении правового регулирования проведения предвыборной агитации.

Нормам избирательного права, осуществляющим правовое регулирование предвыборной агитации, в полной мере свойственны такие признаки, как:

общеобязательность, представляющая собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения субъектов избирательного процесса при проведении агитационных мероприятий. При этом субъекты предвыборной агитации обязаны следовать установленным законами и подзаконными актами в виде дозволений, предписаний, ограничений и запретов, порядку и правилам проведения предвыборной агитации, а представляющие государство органы, имеющие статус субъектов избирательного процесса, обязаны обеспечивать выполнение всеми без исключения субъектами избирательного процесса регулирующих предвыборную агитацию норм избирательного права;

формальная определенность, которая выражается в письменном, документальном закреплении норм избирательного права, регулирующих избирательные действия по проведению предвыборной агитации, распространению агитационных материалов;

· связь с государством, которое устанавливает правовые нормы, регулирующие проведение предвыборной агитации, и обеспечивает выполнение их субъектами избирательного процесса, используя с этой целью меры государственного воздействия, в том числе предусмотренные законом меры принуждения субъектов избирательного процесса к соблюдению порядка и правил проведения предвыборной агитации;

· предоставительно-обязывающий характер, в соответствии с которым нормы избирательного права не только предоставляют одним субъектам избирательных правоотношений право на проведение предвыборной агитации, но и возлагают в связи с этим на других субъектов избирательных правоотношений конкретные обязанности.

Так, например, очевиден предоставительно-обязывающий характер норм избирательного права, регулирующих правоотношения субъектов избирательного процесса при проведении агитации через электронные средства массовой информации.

В частности, Федеральный закон, предоставляя зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам право на получение бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания (ст. 51, п. 1), обязывает указанные организации телерадиовещания обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия проведения предвыборной агитации (ст. 50, п. 1), а также резервировать платное эфирное время для проведения агитации указанными выше субъектами избирательного процесса (ст. 51, п. 6).

Федеральным законом предусмотрено право Центральной избирательной комиссии Российской Федерации издавать в пределах своей компетенции подзаконные акты: инструкции по вопросам единообразного применения Федерального закона, обязательные для исполнения всеми гражданами, объединениями граждан, государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, физическими и юридическими лицами (ст. 21, п. 13).

Выступая в виде инструмента достижения победы на выборах, предвыборная агитация оказывает значительное влияние на структуру и динамику формирования электоральных предпочтений избирателей.

Формальное определение предвыборной агитации дано в статье 2 Федерального закона: агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

В сущности, предвыборная агитация - это осуществляемая в период избирательной кампании информационная деятельность участников выборов (граждане, общественные объединения, физические и юридические лица - субъекты агитации), побуждающая или имеющая целью побудить избирателей (избиратели - объект агитации) к голосованию за или против того или иного кандидата (выдвинутого либо зарегистрированного в установленном законом порядке в качестве претендента на депутатский мандат или выборную должность 16 органах государственной власти или органах местного самоуправления), списка кандидатов либо против всех кандидатов.

От формулировки Федерального закона от 19 сентября 1997 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года №55-ФЗ, ныне действующая формулировка термина «предвыборная агитация» отличается тем, что из его содержания исключена норма, относящая к агитационной деятельность, побуждающую избирателей к участию в выборах.

Установленное законодателем определение позволяет выделить основные признаки, составляющие содержание понятия «предвыборная агитация»:

· предвыборная агитация существует как юридический феномен только в период избирательной кампании;

· информацию агитационного характера отличает побуждение к голосованию за или против конкретного кандидата (список кандидатов) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Федеральный закон устанавливает еще несколько признаков, наличие которых в сообщении либо ином информационном фрагменте, опубликованном (Обнародованном) в период избирательной кампании, обусловливает необходимость признания его агитационного характера (ст. 48, п. 2):

а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);

б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности, указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель;

в) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов);

г)  распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е)  деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов;

ж) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.

Анализ текста Федерального закона позволяет выделить также следующие признаки предвыборной агитации:

- предвыборную агитацию различными методами вправе проводить только надлежащие (определенные законом) субъекты агитационной деятельности. В частности, агитацию через средства массовой информации вправе проводить только специальные субъекты предвыборной агитационной деятельности - зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие списки кандидатов;

· предвыборная агитация, требующая оплаты, финансируется только из избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавшего список кандидатов;

· побуждение избирателей к голосованию в виде предвыборной агитации осуществляется только посредством распространения соответствующей информации. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (ст. 3, п. 3), а лица, принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами (ст. 79, п. 2).

Учет признаков предвыборной агитации имеет большое значение для обеспечения правомерной деятельности субъектов (участников) избирательного процесса, в том числе правоприменительных органов - избирательных комиссий, правоохранительных органов и судов.

Принципиальное значение имеет признак предвыборной агитации, связанный с возможностью ее осуществления только и исключительно в хронологических рамках избирательной кампании.

Существенным признаком предвыборной агитации является и обязательность ее финансирования исключительно из средств избирательного фонда.

Большое значение имеет также признак правомерной агитационной деятельности, который состоит в обязательности проведения предвыборной агитации в той или иной форме только надлежащими, то есть имеющими на это право в соответствии с законом, субъектами агитационной деятельности.

Существенным признаком, отличающим агитационную деятельность в ходе избирательной кампании, является ее информационный характер.

Это означает, что предвыборная агитация (агитационная деятельность физических и юридических лиц в связи с выборами) всегда является информационной деятельностью, то есть деятельностью, которая связана с распространением информации, осуществляемой различными способами: в устной форме, в том числе в период проведения массовых мероприятий; посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных материалов; через средства массовой информации; в форме распространения информации о политических пристрастиях субъектов агитационной деятельности посредством их участия в шествиях, демонстрациях; а также в иных, допускаемых законом формах и законными методами.

Иначе говоря, правомерное побуждение избирателя к волеизъявлению в рамках предвыборной агитации не может осуществляться в какой бы то ни было иной форме деятельности, кроме информационной.

Из определения предвыборной агитации вытекает также вывод о том, что к числу признаков предвыборной агитации не следует относить побуждение к отказу от участия в голосовании или к бойкоту выборов, поскольку, в соответствии с Федеральным законом (ст. 79, п. 2), такая деятельность может, при определенных условиях, быть квалифицирована как действия, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным.

Объект предвыборной агитации. Таковым, по смыслу Федерального закона, является избиратель (избиратели), совокупность которых составляет так называемый электорат, в качестве отдельных сегментов (групп) которого условно могут быть выделены, например, молодежный электорат, военный электорат, правоохранительный электорат, пенсионный электорат, зарубежный электорат, пенитенциарный электорат и другие.

Субъекты предвыборной агитации. Приведенное в Федеральном законе определение предвыборной агитации дает возможность определить круг субъектов агитационной деятельности в период избирательной кампании (по кругу лиц, управомоченных на проведение предвыборной агитации).

С учетом того факта, что избирательный блок обладав правами избирательного объединения (ст. 35, п. 7), можно утверждать, что субъектами предвыборной агитации являются только те участники избирательного процесса, которые имеют право на ведение предвыборной агитации: граждане Российской Федерации и общественные, в том числе избирательные, объединения (ст. 48, п. 1).

Граждане и общественные объединения имеют право вести агитацию в допускаемых законом формах и законными методами, то есть в соответствии с Федеральным законом, иными федеральными законами, а на территории субъектов Российской Федерации, при проведении выборов соответствующего уровня, еще и в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Некоторые участники избирательного процесса из числа юридических лиц, например государственные органы, органы местного самоуправления, воинские части, военные учреждения и организации, благотворительные организации, религиозные объединения и учрежденные ими организации, избирательные комиссии, иностранные юридические лица, в соответствии с Федеральным законом не имеют права на проведение предвыборной агитации (ст. 48, п. 7).

Лишены права на проведение предвыборной агитации в любых формах и любыми методами также некоторые категории граждан, в частности члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, лица без гражданства (апатриды), иностранные граждане, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 Федерального закона.

Другие категории граждан частично ограничены в праве на участие в предвыборной агитационной деятельности.

Например, лица, замещающие государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, в том числе военнослужащие, не имеют права на проведение предвыборной агитации в рабочее (служебное) время, то есть при исполнении должностных или служебных обязанностей (ст. 48, п. 7).

Перечисленным категориям граждан Федеральный закон запрещает также использовать при проведении предвыборной агитации преимущества должностного или служебного положения.

Представителям религиозных объединений Федеральный закон запрещает проводить предвыборную агитацию в любых формах при совершении обрядов и церемоний, а. представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, - при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом не все участники избирательного процесса являются субъектами агитационной деятельности. Для одних Федеральный закон устанавливает запрет на участие в предвыборной агитационной деятельности, права других на совершение избирательных действий агитационного характера он ограничивает частично.

Ограничивают те или иные права граждан не только законы о выборах, но и другие федеральные законы. Например, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» граждане-военнослужащие «обладают правами и свободами человека с некоторыми ограничениями, установленными федеральным законодательством».

Среди субъектов предвыборной агитационной деятельности выделяют общие субъекты (избиратели, общественные объединения) и специальные субъекты (кандидаты, избирательные объединения и избирательные блоки, зарегистрировавшие в установленном законом порядке списки кандидатов).

Общие и специальные субъекты агитационной деятельности имеют, в соответствии с Федеральным законом, различные по объему и содержанию права и обязанности в избирательном процессе.

Иначе говоря, правовой статус представителя любой из перечисленных выше категорий субъектов предвыборной агитации отличается от правового статуса представителя другой категории субъектов предвыборной агитации. Различные по статусу в избирательном процессе субъекты предвыборной агитационной деятельности имеют, в соответствии с Федеральным законом, не равные по объему и содержанию права на проведение предвыборной агитации. В частности, не все методы проведения предвыборной агитации, доступные специальным субъектам агитационной деятельности, разрешено использовать общим субъектам предвыборной агитации (см. «Субъекты предвыборной агитации, осуществляемой методом распространения через средства массовой информации», «Финансируемая предвыборная агитация»).

При этом предвыборная агитация на каналах телерадиовещания в форме совместных агитационных мероприятий, например, может проводиться только лично кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков (ст. 2, п. 20; ст. 48, п. 4; ст. 51, п. 4); агитация иными методами, определенными Федеральным законом, может осуществляться также действиями доверенных лиц (ст. 44, п. 3), гражданами в статусе избирателей (физическими лицами) добровольно и бесплатно без участия третьих лиц (ст. 48, п. 4; ст. 59, п. 5).

Федеральный закон, таким образом, ограничивает право на участие в предвыборной агитации иностранных граждан (ст. 34, п. 6; ст. 48, п. 7, пп. «е»), запрещает прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигли возраста 18 лет на день голосования (ст. 48, п. 6), признаны судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 4, п. 3).

В соответствии с Федеральным законом (п. 7 ст. 48) запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г)  благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е)  иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Субъекты предвыборной агитации, осуществляемой методом распространения массовой информации (на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях)

Анализ Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что на проведение предвыборной агитации через средства массовой информации - на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных зданиях - имеют право только специальные субъекты агитационной деятельности: кандидаты, а также избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие федеральные списки кандидатов. Такой вывод имеет под собой следующие основания. Во-первых, гражданин Российской Федерации, не выдвинутый (не выдвинувшийся) в качестве кандидата в порядке, установленном законом, не имеет в избирательной кампании статуса кандидата, а значит, не обладает правом создать собственный избирательный фонд (ст. 58, п. 1). Но расходы на проведение предвыборной агитации могут осуществляться исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке (ст. 48, п. 5).

Следовательно, гражданин, обладающий статусом избирателя, не имеет законной возможности оплатить эфирное время или печатную площадь для размещения агитационных материалов в средствах массовой информации.

Во-вторых, Федеральный закон устанавливает, что бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь для предвыборной агитации может получить только зарегистрированный кандидат (ст. 51, п. 1).

Следовательно, гражданин в статусе избирателя не имеет законной возможности получить бесплатное эфирное время или бесплатную печатную площадь для размещения агитационных материалов в электронных или печатных средствах массовой информации.

В-третьих, Федеральный закон запрещает юридическим лицам бесплатно оказывать кому-либо услуги или выполнять для кого-либо работы, связанные с выборами (ст. 59, п. 5).

Следовательно, гражданин в статусе избирателя, не приобретший в установленном законом порядке статус кандидата, не вправе проводить предвыборную агитацию методом распространения информации агитационного характера через средства массовой информации.

Проведения гражданином в статусе избирателя финансируемой (оплачиваемой) предвыборной агитации Федеральный закон также не допускает, поскольку гражданин, не приобретающий в установленном законом о выборах порядке статус кандидата, не вправе создать собственный избирательный фонд.

Некоторым категориям граждан, например лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, Федеральный закон прямо запрещает проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности (ст. 48, п. 8).

Представляется возможным агитационное выступление гражданина, не замещающего государственной должности категории «А» или выборной муниципальной должности, находящегося в статусе избирателя, на каналах организации телерадиовещания или на страницах периодического печатного издания при условии, во-первых, согласия на это одного из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, а во-вторых - оплаты использованных в указанных целях эфирного времени, печатной площади из соответствующего избирательного фонда. При этом необходимо учитывать, что размещение агитационных материалов в периодических печатных изданиях всегда должно сопровождаться информацией о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока была произведена оплата соответствующей публикации (ст. 52, п. 6).

Субъекты предвыборной агитации, осуществляемой посредством проведения массовых мероприятий

Субъектами предвыборной агитации, осуществляемой методом проведения массовых мероприятий, является в соответствии с Федеральным законом специальные субъекты - зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки. Именно этим субъектам агитационной деятельности обязаны, в соответствии с Федеральным законом, содействовать в организации и проведении массовых агитационных мероприятий государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 53, п. 1). Федеральный закон устанавливает, что заявления зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков о выделении помещений для проведения массовых мероприятий должны быть рассмотрены государственными органами и органами местного самоуправления в течение трех дней со дня их подачи (ст. 53, п. 2). При этом помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются специальным субъектам агитационной деятельности, а также их доверенным лицам безвозмездно, а избирательные комиссии обеспечивают для них равные условия при проведении массовых мероприятий (ст. 53, п. 3).

Федеральный закон предусматривает также право специальных субъектов агитационной деятельности арендовать для проведения массовых агитационных мероприятий здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности (ст. 53, п. 5).

Вместе с тем есть основания полагать, что дееспособные и правосубъектные граждане Российской Федерации, а также общественные объединения вправе осуществлять предвыборную агитацию методом проведения не требующих оплаты (финансирования) массовых мероприятий, проводимых, в частности, в форме собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий, а также в иных формах, установленных специальным федеральным законом о выборах или законом субъекта Российской Федерации о выборах (ст. 48, п. 3, пп. «б»).

Субъекты предвыборной агитации, осуществляемой посредством выпуска и распространения агитационных печатных материалов

Специальные субъекты предвыборной агитационной деятельности (кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки) вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 54, п. 1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.065 с.)