Женщины под защитой международного гуманитарного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Женщины под защитой международного гуманитарного права



 

Воздействие политических, экономических, социальных, институциональных изменений на положение женщин, на их роль как объектов, так и участников общественного развития всегда было крайне сложным и даже противоречивым. С одной стороны, женщину возводили на пьедестал, видели ее роль главным образом в создании и сохранении семейного очага, в воспитании детей, но с другой - это не мешало использовать женский труд на тяжелых работах и закрывать глаза на неравенство в заработной плате мужчин и женщин. В США, например, возросла потребность в рабочей силе, женщины пополнили ряды наемных работников, в частности, в текстильной промышленности - одной из первых важнейших промышленных отраслей. И это при том, что долгое время замужняя американка не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственной зарплатой. Потребовались столетия, прежде чем в развитых странах Европы и Америки были провозглашены равные права граждан независимо от пола. Общество стало постепенно отходить от жесткой привязки тех или иных экономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционных понятий о построенном на гендерном факторе разделении домашних, родительских обязанностей и трудовой активности вне дома. Если посмотреть с позиций сегодняшнего дня, особенно часто видны принципиальные сдвиги в положении женщин, отражающие сближение социальных и экономических ролей мужчин и женщин. Вместе с тем, масштабы и глубина этих сдвигов крайне неодинаковы для разных культурных, этнических групп населения (в том числе проживающих на территории одного государства) и весьма ограничены для тех из них, где традиционные ценности определяют наиболее сильную дифференциацию ролей мужчин и женщин.

Продолжая испытывать воздействие различных, пусть даже гораздо более мягких и сглаженных форм дискриминации, женщины столкнулись еще и с новыми вызовами в сфере социальной, экономической, экологической и личной безопасности. В последние десятилетия для них в гораздо большей степени, чем для мужчин, возрос риск одиночного родительства и зависимости от госпомощи, необходимости ухода за престарелыми родственниками, временной, неполной и других форм занятости (вопреки их желанию). С меньшей социальной защищенностью, снижения надежности доходов, одинокой малообеспеченной старости.

Наряду с общими для женщин развитых стран проблемами угрозы здоровью, жизни, ограничения на участие в общественной жизни, в России 90-х годов женщины поставлены ещё и перед необходимостью адаптации к принципиально новым условиям жизнедеятельности. Осуществляемые преобразования в перспективе открывают новые возможности для ускорения интеграции женщин в сферу экономики, политики и культуры, но могут послужить и источником обострения конфликта между основными ролями женщины: матери, домохозяйки, профессионального работника, экономически независимой и свободно развитой личности.

На всех этапах исторического развития женщины вносили свой трудовой вклад в благосостояние семьи, общины, нации, но их участие в общественном производстве стало особенно масштабным и всеохватывающим в ХХ столетии. Женщины стали основным источником прироста занятости во многих развитых странах. Так, в США с конца 40- х годов до начала 90- х на них приходилось 60% прироста числа занятых, что привело к принципиальному изменению гендерной структуры рабочей силы: на 100 занятых сейчас приходится 51 женщина (в конце прошлого столетия - 17). Особенностью роста занятости американок в последнее десятилетие является быстрое увеличение числа замужних женщин, участвующих в наемном труде.

Что касается одиноких, овдовевших и разведенных женщин, то в связи с необходимостью самообеспечения в условиях усиливающейся конкуренции на рынке труда, их характеризует также возрастающая активность как в поиске, так и в сохранении рабочего места. Наибольшую значимость от работы по найму, как правило, испытывают женщины, ставшие в результате участившихся разводов, внебрачной беременности и вдовства главами неполных семей. Именно они гораздо чаще, чем другие женщины, вынуждены соглашаться на физический труд.

Образовательная подготовка и оплата труда. Несмотря на более быстрый, чем среди мужчин, рост уровня образования, большинство женщин по-прежнему испытывают ограничения профессиональных возможностей и заняты на традиционно «женской» работе (учителя, младшие медработники и т.п.), как правило, менее оплачиваемой. По данным обследования Госкомстата России за октябрь 1993 г., например, на предприятиях черной металлургии, машиностроения, металлообработки, в учреждениях здравоохранения размеры месячной зарплаты мужчин были в полтора раза выше, чем женщин; на предприятиях нефтеперерабатывающей, текстильной промышленности, строительных организациях - в 1,3 раза. Даже имея диплом колледжа, женщина зачастую получает заработок меньший, чем мужчина, окончивший школу. Отношение заработной платы женщин к заработкам мужчин остается одним из самых дискриминационных не только в России, но и среди развитых стран (за исключением Японии). Однако важным фактором ослабления дискриминации женщин в оплате труда может стать возрастание их образовательного уровня, что повлечет за собой усиление позиций женщин на рынке труда и позволит им все чаще вторгаться в традиционно «мужские», более высокооплачиваемы сферы. В то же время некоторые факторы, способствующие росту трудовой занятости и укреплению позиций женщин в сфере труда, зачастую приводят к усилению их профессиональной сегрегации. Так, интенсивное развитие сферы услуг увеличивает использование труда женщин, одновременно ограничивая их деятельность весьма узким кругом профессий. Развитие новых видов деятельности, внедрение новых технологий и нетрадиционных форм организации труда позволяет шире использовать труд женщин, предоставляя им возможность работы на дому, неполный рабочий день, по гибкому графику. Но эти же факторы, ставшие поначалу весьма притягательными для женщин очень быстро обернулись для них лишением социальных льгот, страховых и прочих преимуществ, распространяющиеся на полный рабочий день, а для некоторых - и социальной изоляции.

Несмотря на запреты использования женского труда в ряде областей, считающихся особо вредными по медицинским соображениям, россиянки продолжают там работать, а так как запрет распространяется не только на занятость, но и на образование и профессиональную подготовку, позволяющую работать по этим специальностям, женщины работают здесь без соответствующей подготовки и квалификации и за меньшую зарплату.

В 70-80-е годы разработаны и приняты всеобъемлющие меры, которые создали для женщин множество «привилегий» и «льгот» в форме отпусков, пособий, а также ограничений занятости на вредных производствах реализовывались весьма избирательно, но само их существование способствовало удлинению естественных периодов прерывания занятости, ограничению трудовой мобильности, профессионального и квалификационного роста работающих женщин, а также снижению возможностей реализации уже полученных ими знаний и приобретению опыта. В условиях становления рынка труда эти льготы стали еще и препятствием для трудоустройства и сохранения места работы. Предприятиям, находящимся в стадии экономических преобразований, стало невыгодно, а зачастую просто не под силу брать на себя такую социальную ответственность.

Несмотря на особенно сложное положение, в котором находятся российские женщины, испытывающие специфические трудности в сфере труда, во многом повторяющие общемировые, и одновременно вынужденные адаптироваться к принципиально новым экономическим и социальным отношениям, усиливается ориентация россиянок на общественное производство.

Антидискриминационные и правоутвердительные действия в Росси дали, безусловно, положительные результаты, способствуя смягчению традиционных форм гендерного неравенства, но укоренившиеся подходы к общественной и экономической роли женщин изменить куда сложнее. Даже некоторые привилегии, разработанные, как думалось, во благо женщин, могут создать на практике опасность для действительного неравенства на рыке труда. Так что дискриминационная практика в отношении женского труда, имеющая столь длительную историю, претерпевая существенные ограничения, приобретает в новых условиях иные, гораздо более замаскированные формы.

Правовая защита граждан - важный элемент социальной политики, проводимой Европейским Союзом. Основой правовой защищенности женщин в ЕС являются провозглашение обязательности соблюдения принципа равноправия мужчин и женщин, в первую очередь в области трудовых отношений, и законодательное закрепление этого принципа в праве ЕС.

Непосредственное отношение к правовому регулированию положения женщин в ЕС имеет Римский договор 1957 г. Он содержит специальную статью (ст. 1 19), определяющую правовой статус работающей женщины. Эта статья обязывает государства-члены ЕС гарантировать и соблюдать принцип, согласно которому мужчины и женщины должны получать равную оплату за равный труд. Включение данного принципа в Договор о создании Европейского Экономического Сообщества преследовало две цели. Во-первых, необходимо было поставить все государства в равные условия. Франция, например, уже имела к тому времени принцип равной оплаты женщин и мужчин за равную работу в своем законодательстве, а в правовых системах других государств-членов этот принцип закреплен не был. Во-вторых, включение названного принципа в Договор преследовало цель содействовать выполнению стоящей перед ЕЭС задачи социального характера - улучшению условий жизни и работы граждан, проживающих на территории Европейского Сообщества. Предусматривалось в течение периода до 1961 г. трансформировать принцип равной оплаты за равный труд женщин и мужчин в национальные законодательства всех государств-членов ЕС и соответственно начать его выполнение. Однако, несмотря на то, что эта дата несколько раз отодвигалась, не все государства к установленному первоначальному сроку смогли выполнить обязательства, предусмотренные Договором. Поэтому в 1972 г. Совет Европейских Сообществ принял Социальную программу, в которой еще раз подчеркивалась необходимость скорейшего применения в практике государств названного принципа. Приблизительно в то же время Суд Европейских Сообществ вынес ряд решений по делам, касающимся вопросов дискриминации по признаку пола. Это еще раз наглядно продемонстрировало всему Европейскому Сообществу, что правовая система, созданная Римским договором, является действующим механизмом.

Первое наиболее важное решение о применении ст. 119 Римского договора было вынесено Судом ЕС по делу "Дефренн против "Сабена'"". Мисс Дефренн - стюардесса бельгийской авиакомпании "Сабена" получала заработную плату в размере 80 фунтов в неделю, в то время как идентичная работа, выполняемая стюардом этой же авиакомпании, оплачивалась в размере 100 фунтов в неделю. Мисс Дефренн обратилась в бельгийский суд за возмещением убытков, поскольку считала, что в ее случае нарушен принцип, предусмотренный ст. 199. Бельгийский Суд по решению трудовых споров (Brussels Сош' du Trravail) запросил у Суда ЕС предварительное заключение о том, может ли истец ссылаться на упомянутую статью, и если может, то начиная с какого периода. Суд постановил, что ст. 119 Римского договора обладает свойством "прямого действия", а также подлежит принудительному исполнению как в национальных судах и арбитражах, так и в отношениях между государствами, частными компаниями и индивидами. Обязанность соблюдать принцип равной оплаты распространялась не только на государственные структуры, но и на частные компании, общественные организации, которые должны включать названный принцип как в индивидуальное, так и в коллективные трудовые договоры. Довольно трудно было прийти Суду к единому заключению по поводу того, с какого времени ст. 119 обладает "прямым действием". Обсуждались разные варианты. Предполагалось, например, чтобы для государств - основателей ЕС (Германия, Франция, Италия, Голландия, Бельгия, Люксембург) такой срок мог бы начинаться с 1 января 1962 г., а для новых членов ЕС - со дня вступления в Европейское Сообщество.

Разработка и поднятие на уровень международных стандартов концепции прав человека - одно из важных достижений цивилизации. Современный период развития этой концепции начался, как известно, с принятия вскоре после окончания второй мировой войны Всеобщей декларации прав человека. Следующий важный шаг мирового сообщества в данном вопросе - одновременное принятие в 1966 г. двух Международных пактов: о политических и гражданских правах и о социально-экономических и культурных правах. Эти международные акты имеют много общего. Роднит их, в частности, то обстоятельство, что они представляют собой хартию прав индивидуума - отдельно взятого человека и гражданина. Вопрос о возможности закрепления в качестве норм международного права стандартов правового статуса тех или иных групп населения, вычлененных по присущим им общим признакам (социальным, национальным, возрастным, половым и т. д.), долгие годы не только отрицался, сама его постановка тем или иным государством или группой государств трактовалась, в том числе и на форумах ООН, как пропагандистская акция.

В 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979 г. - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. СССР ратифицировала эту Конвенцию в 1980 г.

Долгие годы отчеты России о выполнении требований этой Конвенции были делом не слишком трудным, поскольку дискриминация женщин не носила явного характера, a de jure законодательство страны в вопросе равноправия полов соответствовало международным стандартам. Ситуация в корне изменилась в связи с попытками перехода РФ к рыночным отношениям. В ходе проводимых реформ положение женщин стало ухудшаться во всех сферах общественной жизни. Заметно проявляется незащищенность женщин в сфере общественного производства, где они составляют примерно половину всех работающих. Среди безработных более 70% женщин. Причем большинство из них имеет высшее или среднее специальное образование и возраст 30- 40 лет. Наряду с "феминизацией безработицы" происходит и "феминизация бедности", так как многие семьи в нынешних, экономических условиях не могут прожить на зарплату только одного члена семьи. Переход социальной сферы на коммерческую основу затруднил доступ граждан, в том числе женщин, к медицинскому обслуживанию, культуре, образованию. Сократилось число браков, резко снизилась рождаемость, по-прежнему велика младенческая и материнская смертность. Одновременно происходит "вымывание" женщин из состава представительных органов всех уровней и из руководящего состава исполнительной власти, т. е. из тех органов, где формируется и осуществляется политика государства.

Между тем, согласно ст. 7 Конвенции ООН 1979 г., непременной обязанностью государств - участников является обеспечение равного с мужчинами участия женщин в принятии решений на всех уровнях государственного управления.

За последние годы существенно уточнялась и позиция мирового сообщества по вопросу о коллективных правах отдельных слоев и групп населения. На Всемирной конференции по правам человека (Вена, июнь 1993 г.) вопросы о правовом положении женщин и коренных малочисленных народов впервые были вынесены на обсуждение в качестве самостоятельных пунктов повестки дня. Получили они отражение и в Итоговом документе Конференции 2, в котором, в частности, указывается, что "права человека - женщин и девушек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное и равное участие женщин в политической, экономической и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества" (п. 9). Одновременно в этом документе перед государствами поставлена задача представлять в соответствующие органы ООН информацию о положения женщин не только de jure, но и de facto. В этих условиях становится неотложной разработка соответствующей требованиям международных стандартов долговременной стратегии в вопросе об обеспечении равноправия мужчин и женщин вообще и на переходный период в особенности. Разумеется, важную роль в этой стратегии должно играть право.

Как известно, в России проводится поэтапная конституционная реформа. Поэтому особую актуальность приобретают две первоочередные задачи в области конституционного законодательства:

) закрепление в Конституции адекватного международным стандартам положения о равноправии полов;

) обеспечение правовыми средствами надлежащего представительства женщин в законодательных и исполнительных органах страны.

На первый взгляд может показаться, что решить первую из этих задач крайне просто - стоит лишь в Конституции воспроизвести норму Всеобщей декларации прав человека о том, что "каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого- либо различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка и т. д." (ст. 2). Однако следует учитывать, что за прошедшие полвека с момента принятия Всеобщей декларации человечество шагнуло далеко вперед в.понимании подлинного равноправия мужчин и женщин и теперь речь должна идти не просто о конституционном закреплении равных прав и свобод мужчин и женщин, но и о конституционном провозглашении принципа равных возможностей их осуществления, что и сделано ныне по требованию женской общественности в ст. 19 Конституции РФ 1993 г.

Статья 2 Конвенции ООН 1979 г., провозглашая необходимость закрепления в национальных конституциях принципа равноправия мужчин и женщин, возлагает на государства обязанность обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств реализацию этого принципа. Как уже отмечалось, важную роль в этом должно сыграть пропорциональное численности лиц обоего пола их представительство в законодательных и исполнительных органах.

В середине XX в. после второй мировой войны наметилось определенное равновесие между женщинами и мужщинами и их отражением в законодательстве развитых стран. Однако начиная с 80-х годов это хрупкое равновесие стало нарушаться, и явно не в пользу равноправия. В странах Северной Америки, Западной, а затем и Восточной Европы господствующей стала политика неолиберализма, при которой государство стремится как можно меньше сковывать свободу своих граждан, чтобы они имели возможность максимально опираться на свои собственные силы и проявлять собственную инициативу. При этом, однако, не учитывается, что женщины объективно, по физиологическим причинам в определенные периоды своей жизни (беременность, роды, кормление ребенка и др.) не могут пользоваться той же свободой действий, что и мужчины, и, следовательно, получение равных стартовых позиций с мужчинами и равной возможности свободного выбора одной или нескольких осуществляемых ими в обществе функций (матери, работницы, гражданки) возможно лишь в том случае, если эта свобода подкрепляется гарантиями со стороны государства (в форме мер по развитию социальной сферы - образования, здравоохранения и т. д., а также специальных льгот).

Современные развитые государства, включая Россию, в том или ином объеме предоставляют женщинам такие гарантии. Однако при установлении льгот для женщин на первый план чаще всего выдвигаются не задачи выравнивания возможностей женщин с мужчинами, а другие существенные для государства проблемы, в первую очередь демографические. Государство стремится с помощью экономических мер воздействовать на выбор женщиной ее жизненного пути, и не всегда в соответствии с ее истинным желанием.

Разумеется, цивилизованное общество как таковое и женщины как социальный слой населения заинтересованы в наличии развитой системы "женских льгот". Но их баланс должен быть таков, чтобы льготы, стимулирующие осуществление женщиной одной функции, в первую очередь материнства, не лишали ее конкурентоспособности по сравнению с мужчинами в других сферах возможного приложения сил - в труде, в общественно-политической жизни. Не должны "женские льготы" ущемлять и права мужчин в связи с отцовством. Помочь в выработке оптимальных критериев объема и видов льгот, которые не входили бы в противоречие с принадлежащим женщине как человеку правом свободного выбора жизненного пути, призвана наука, в том числе юридическая.

В наиболее общем виде предоставляемые ныне женщинам России льготы можно подразделить на три большие группы:

) льготы в связи с беременностью, родами и кормлением ребенка;

) льготы, обусловленные необходимостью ухода за детьми и их воспитания;

) прочие льготы.

Первые из названных льгот могут и должны в дальнейшем предоставляться женщинам при всех условиях в не меньшем размере, чем сейчас. Причем права женщин в связи с беременностью не ограничиваются тем, что принято называть декретным отпуском. Они должны также включать права в области планирования семьи: право на искусственное оплодотворение, право на искусственное прерывание нежелательной беременности и даже право на медицинскую стерилизацию. Все эти вопросы урегулированы ныне в общем плане Основами законодательства об охране здоровья граждан.

Планирование семьи затрагивает, естественно, права не только женщин, но и мужчин. На наш взгляд, в Основах законодательства об охране здоровья найдено правильное сочетание этих прав. Так, искусственное оплодотворение замужней женщины и имплантация ей эмбриона возможны лишь при наличии письменного согласия обоих супругов (ст. 35), поскольку рожденный ребенок будет считаться их общим. В отличие от этого искусственное прерывание беременности возможно по желанию женщины, даже если ее муж против этого возражает. В ст. 36 Основ воспроизведена норма ранее действовавшего Закона о здравоохранении, согласно которой "каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве".

Что касается остальных категорий "женских льгот", то следует проверить, не препятствуют ли они в условиях рынка равному с мужчинами осуществлению женщинами по их желанию других, кроме материнской, функций- функции труженицы, а также политического и общественного деятеля. С этой точки зрения наиболее тщательно нужно проанализировать "женские льготы" в связи с уходом за ребенком и его воспитанием. Дело в том, что их изобилие не только лишает женщин равной с мужчинами конкурентоспособности на рынке труда, но и во многом ущемляет права мужчин в связи с отцовством. Между тем в соответствии с Конвенцией ООН 1989 г. о правах ребенка (ратифицирована СССР в 1990 г.) уход за ребенком и его воспитание являются в равной мере правом и обязанностью обоих родителей.

Следует отметить, что в недавно принятых законах эта линия уже проводится, хотя ее реализация на практике дело далеко не простое. Так, согласно ст. 22 Основ законодательства об охране здоровья граждан, право на получение оплачиваемого и неоплачиваемого листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком или по случаю нахождения вместе с ним в больничном учреждении предоставляется одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей. Аналогичные изменения были внесены после активных усилий женской общественности в сентябре 1992 г. в ст. 167 КЗоТ РФ. Ныне частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им, возраста трех лет с выплатой компенсации могут быть использованы полностью или по частям: либо матерью, либо отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком. Не менее важно, что с тех же пор время отпуска по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж матери или любого лица, фактически; осуществлявшего уход за ребенком.

Нуждается в существенной корректировке с учетом существующих, особенно в переходный период, реалий все российское законодательство о труде женщин. Правовой статус женщин в сфере труда должен, сохраняя их льготы, обусловленные физиологическими особенностями, вместе с тем гарантировать женщинам, желающим трудиться на производстве, необходимую конкурентоспособность в условиях все возрастающей безработицы. Следует также разработать специальный механизм реализации требований закона, ориентированный (чего пока нет) на необходимость соблюдения Конвенции ООН 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" не только в нормах законодательства, т. е. в документах, но и на практике, в реальной жизни. При этом целесообразно использовать опыт законодательства, а также его применения в других странах, в частности в ФРГ, где с 1980 г. действует Закон о равном отношении к мужчинам и женщинам в сфере труда. Не должна быть упущена и такая важная составляющая закрепленного в Конвенции ООН 1979 г. принципа равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, как принятие на себя государствами - участниками обязанности поощрять предоставление населению необходимых дополнительных услуг, с тем чтобы позволить родителям совмещать выполнение семейных обязанностей с трудовой деятельностью и участием в общественной жизни, в частности посредством создания и расширения сети учреждений по уходу за детьми.

Однако, как бы ни выравнивал закон права и обязанности отцов и матерей, а соответственно и их льготы по уходу за детьми и их воспитанию, реализовывать их в большинстве случаев, особенно в переходный период, все равно будут женщины. Если сюда добавить безусловно нуждающиеся в сохранении льготы женщинам по беременности, родам и кормлению ребенка, о чем говорилось выше, становится ясно, что одной оптимизацией норм законодательства о труде женщин достичь, хотя бы приблизительно, равной конкурентоспособности мужчин и женщин на рынке труда едва ли удастся. Добиться этого можно лишь подключая действие норм финансового и налогового законодательства, т. е. создавая предприятиям- работодателям такие экономические условия, при которых фактор пола или наличия детей не являлся бы априорно позитивным или негативным. Предложения такого рода, правда, в условиях, когда страна еще не делала реальных попыток перехода к рыночным отношениям, уже делались в литературе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.031 с.)